Скачать 1.73 Mb.
|
Римское право
Под термином «Римское право» понимается правовой порядок, правовая система, существовавшая в римском государстве от основания Рима (753 или 754 г. до н.э.) до смерти императора Юстиниана (565 г. н.э.). Периодизация изложения римского права соответствует трем периодам развития римского права: периоду раннего (архаичного) права (VI в. до н. э. – III в. до н. э.), периоду классического права (III в. до н. э. – III в. н. э.) и периоду постклассического права (III в. н. э. – VI в. н. э.). Предметом изучения римского гражданского права являются фундаментальные понятия и принципы гражданского права, важнейшие институты имущественного права (а в связи с ним также семейного права; сюда же необходимо причислить и наследственное право, объединяющее имущественное и семейное право), период принципата(первые 3 века н. э. – период классического римского права), а также периода абсолютной монархии (с конца 3 в. до середины 6 в.н. э. включительно). Нормы римского частного права регулировали широкий круг общественных отношений между частными лицами. К ним относились: 1) комплекс личных прав, правовое положение субъектов в имущественных отношениях, возможность субъектов совершать сделки имущественного характера; 2) брачно-семейные отношения; 3) отношения, связанные с собственностью и другими правами на вещи; 4) круг вопросов, возникающих по поводу наследования имущества умерших и других лиц; 5) обязанности субъектов, возникающие из различных оснований — договоров, правонарушений, подобия договоров, подобия правонарушений; 6) вопросы защиты частных прав. Современному юристу, применяющему закон для того, чтобы сделать правильный вывод, необходимо уметь сделать анализ и общей нормы закона, и конкретного жизненного случая. Римское право – блестящий образец такого подхода. Современное российское гражданское право строится на юридических конструкциях римского права, и нельзя изучить его глубоко и осмысленно, не изучив основ римского гражданского права. Многие термины и понятия, укрепившиеся в юридической теории и практике (такие, как реституция, виндикация, универсальное преемство, наследственная трансмиссия и пр.), можно усвоить, только изучая истоки их образования. Во многих правовых системах и правовых дисциплинах, таких как, например, международное право, римские термины и понятия сохранились, и поэтому российским юристам необходимо понимать их смысл. Римское право, поможет в приобретении навыков четко отграничивать и формулировать юридические категории. Овладение юридической техникой необходимо и для законотворческой работы и для правильного применения закона. Кроме того, изучение римского права расширяет кругозор юриста и закладывает базу для творческого отношения к юридическим конструкциям в практической работе. Системы, составившие римское гражданское право, формировались не одновременно. Древнейшая из них – квиритская,3 (позже названная цивильной4) – появилась вместе с римским государством, как узко национальное римское право, распространявшее свое воздействие исключительно на римских граждан (квиритов): ius civile противопоставляется ius gentium (право народа), действие которого распр – ся на все римск население (вкл-я перегринов)т.к. i. G. Регулировало имуществен. отн-ие перегринов с римск гражданами. Однако со временем цивильное право не могло одно регулировать усложняющиеся общественные отношения. Параллельно цивильному праву создавалась система преторского права. Развитие хозяйственных отношений требовало изменений в старых и введение новых правовых норм – это было возложено на особых судебных магистратов – преторов. Не меняя установленного законодательства, преторы по сути создавали новые правовые нормы. Так возникло преторское право. Контактируя с соседними народами, но не допуская при этом их в свое общество, римляне создали правовую систему, регулировавшую отношения между иностранцами, жившими в Риме, и между иностранцами и римлянами – право народов. Оно было свободно от традиций старины, выросло на базе экономических (торговых) отношений, поэтому стало применяться ко всем участникам торгового оборота, независимо от гражданства. Деятельность преторов содействовала сближению правовых систем права цивильного и права народов в одну систему – частного права. Таким образом, система гражданского римского права органически включила в себя все системы права: цивильное право; право народов; преторское право; частное право.
Древнейший период (VI — середина III вв. до н.э.). Римское право этого периода характеризуется еще полисной замкнутостью, архаичностью, неразвитостью и сакральным характером основных институтов. имская патрицианская община представляла собою примитивный город-государство с типичными чертами "военной демократии". Носителем верховной власти было племенное собрание. Оно решало важнейшие вопросы в жизни общины: объявляло войну, совместно с сенатом выбирало царя, занималось важнейшими судебными делами и пр. Вторым органом демократии был совет старейшин, сенат (слово senatus происходит от senex - старик). Его члены назывались "отцами" - patres. Первые реформы "военной демократии" провел Сервий Туллий. Все свободное население Рима — и члены римских родов, и плебеи — было разделено на имущественные разряды. В основу деления был положен размер земельного надела, которым владел человек (позднее, с появлением в IV в. до н.э. денег, была введена денежная оценка имущества). Обладавшие полным наделом входили в первый разряд, тремя четвертями надела — во второй и т.д. Кроме того, из первого разряда была выделена особая группа граждан — всадники, а безземельные — пролетарии обособлялись в отдельный, шестой разряд. Вторая часть реформ — деление свободного населения по территориальному принципу усилила процесс ослабления кровнородственных связей, лежавших в основе первобытнообщинной организации. В Риме было образовано 4 городских и 17 сельских территориальных округов, за которыми сохранили старое название племен — трибы. В трибу входили и патриции, и плебеи, жившие в ней, подчинявшиеся ее старосте. Он же собирал с них налоги. Несколько позднее по территориальным трибам также стали созываться свои собрания (трибутные комиции), в которых каждая триба имела один голос. Их роль долгое время оставалась второстепенной, но разделение населения по трибам, в которых патриции и плебеи несли одинаковые обязанности, свидетельствовало о появлении в организации общественной власти в Риме территориального, а не кровнородственного принципа ее действия. Огромную роль в формировании римской правовой традиции в архаический период играли жрецы. Выделялась среди них коллегия понтификов, которая присвоила себе привилегию формирования и толкования норм права. Понтифики - первые римские юристы. В Риме (в отличие от стран Востока) сравнительно рано происходит разделение религиозных норм (fas), связанных с верованиями римлян и их долгом перед богами, и собственно правовых норм (jus), связанных с деятельностью или с санкцией римского государства. Понтифики по-прежнему контролировали всю юридическую деятельность в Риме. В связи с этим право в архаический период сохраняло во многом сакральный характер, совершение юридических актов требовало выполнения религиозного ритуала: жертвоприношения, клятвы и т.д. Древнейшим источником права в Риме были правовые обычаи (mores majorum). Согласно римской исторической традиции, другим источником права являлось законодательство римских царей (leges regiae). Однако существование этих законов время от времени подвергается сомнению. В последние десятилетия исследователи склонны не отвергать эту традицию, считать достоверными сведения о законах римских царей, по крайней мере Нумы Помпилия и Сервия Туллия. Поскольку эти источники права, тесно связанные с традицией и религией римского народа (квиритов), выступали первоначально как патрицианские, в литературе высказывалось предположение о существовании особой системы правовых обычаев у плебеев, Движение плебеев за равноправие отразилось и в правовой сфере, поскольку патрицианские магистры и жрецы (понтифики) произвольно толковали неписаные обычаи, игнорируя интересы плебеев. С борьбой плебеев и патрициев связывается принятие (около 450 года до н.э.) первых писаных римских законов — Законов XII таблиц (изначально на 10 таблицах, текст которых не удовлетворил плебейское население Рима). В результате острого политического конфликта была создана новая комиссия децемвиров, состоявшая как из патрициев, так и из плебеев, дополнившая первоначальный текст еще двумя таблицами. В самом тексте Законов нет положений, свидетельствующих непосредственно об уравнении в правах патрициев и плебеев. Законы стали основой общего для патрициев и плебеев единого квиритского, или цивильного, права (jus civile), предназначенного исключительно для римских граждан. Возможно, что принятие Законов XII таблиц было связано с борьбой плебеев с патрицианско-жреческой верхушкой, а также с противоречиями между светской и религиозной аристократией. Принятие Законов XII таблиц означало ослабление былых позиций понтификов, которые сохраняли за собой право хранить и толковать неписаные обычаи и законы, вырабатывать формы судебных исков и злоупотребляли этим правом. Хотя в Законах XII таблиц предусматривалось использование клятв и совершение других ритуальных действий, право уже было отделено от религиозных норм и приобрело светский характер. Законы XII таблиц: 12 медных досок, выставленных для всеобщего обозрения на форуме — центре политической жизни республиканского Рима. Знание этих Законов было обязательным, а следовательно, с их принятия стало необходимым светское правовое воспитание (образование) римских граждан. В своем первоначальном виде Законы XII таблиц не сохранились (погибли в 390 году до н.э. при нашествии галлов), и их содержание реконструировалось (в XVI—XVII вв.) на основе фрагментов из сочинений более поздних римских авторов. Но и в настоящее время текст Законов XII таблиц остается неполным, в ряде случаев неясным, требующим критического подхода. Ряд противоречий в Законах XII таблиц (например, исчисление штрафов в деньгах, хотя, как известно, в V в, до н. э. в Риме еще не было монеты) может быть объяснен тем, что в их текст со временем были внесены частичные изменения. По своей сути Законы XII таблиц представляли обработку и консолидацию обычного права Рима. Известное влияние на них оказало греческое право южноиталийских полисов. Но были включены и отдельные новые положения, отступавшие от норм обычного права (например, система штрафов была отходом от древнего принципа талиона), низкий уровень развития римского общества и правовой техники, изложены в виде кратких повелительных суждений и запретов, некоторые из которых несли на себе печать религиозных ритуалов. Несмотря на свои недостатки, они достаточно точно отразили коренные потребности римского архаического периода, а поэтому в течение многих веков пользовались в Риме огромным авторитетом, рассматривались, по словам Тита Ливия, как "источник всего публичного и частного права". Другим важным источником квиритского (цивильного) права были законы. Законы XII таблиц завершались указанием на то, что впредь всякое решение народного собрания должно иметь силу закона (lex). С предложением о принятии нового закона в собрании обычно выступали должностные лица (магистраты), затем законопроект обсуждался в сенате и за три недели до голосования предавался гласности. В принятом законе выделялись, как правило, три части: 1 - инициатор принятия закона, 2 - саму норму, т.е. правовые предписания, а в 3 - устанавливалась санкция. Принятый народным собранием закон немедленно вступал в силу, если не предусматривалась специальная отсрочка, и его текст в случае особой важности выставлялся на форуме. В древнейший период правовую силу имели также решения сената (сенатус-консульты), а в исключительных случаях и постановления магистратов. Так, на основе решения чрезвычайной комиссии децимвиров были изданы, например, Законы XII таблиц. Окончательному освобождению права от религиозной оболочки, подрыву позиций жречества и началу светской юриспруденции способствовали хищения и предание гласности в 302 году до н.э. писцом Клавдием Флавием судебного календаря, формы исков и записей и толкований норм и обычаев, которые ранее в строгой секретности хранились в архивах понтификов.
В период республики организация власти почти не отразилось на структуре высших органов государства, по-прежнему находившихся в Риме и осуществлявших централизованное управление громадными территориями (причина распада республики). В отличие от рабовладельческой демократии в Афинах, в Римской республике сочетались аристократические и демократические черты, Это отразилось в полномочиях и взаимоотношениях высших государственных органов. Ими являлись народные собрания, сенат и магистратуры. Народные собрания - органы власти римского народа, олицетворение свойственной полису демократии, но не они управляли государством. Это делали сенат и магистраты — органы реальной власти нобилитета. В Римской республике существовали три вида народных собраний — центуриатные, трибутные и куриатные. Главные - центуриатные собрания (обеспечение принятия решений преобладающих аристократических и богатых кругов рабовладельцев). С середины III в. до н.э. с расширением Пределов государства и увеличением числа свободных изменилась не в их пользу: каждый из 5 разрядов имущих граждан стал выставлять равное количество центурий — по 70, а общее число центурий было доведено до 373. Но преобладание аристократии и богатства все же сохранилось, так как в центуриях высших разрядов было гораздо меньше граждан, чем в центуриях низших разрядов, а неимущие пролетарии, чья численность значительно возросла, по-прежнему составляли только одну центурию. В компетенции :принятие законов, избрание высших должностных лиц республики (консулов, преторов, цензоров), объявление войны и рассмотрение жалоб на приговоры к смертной казни. Трибутные собрания, в зависимости от состава жителей триб, участвовавших в них, делились на плебейские и патрицианско-плебейские. Поначалу их компетенция была ограниченной: избирали низших должностных лиц (квесторов, эдилов и др.), рассматривали жалобы на приговоры о взыскании штрафа. Плебейские собрания избирали плебейского трибуна, а с III в. до н.э. они получили и право принятия законов, что привело к росту их значения в политической жизни Рима. Но вместе с тем в результате увеличения к этому времени числа сельских триб до 31 (с сохранившимися 4 городскими трибами всего стало 35 триб) жителям отдаленных триб стало затруднительно являться в собрания, что позволило богатым римлянам усилить свои позиции в этих собраниях. Куриатные собрания после реформ Сервия Туллия потеряли былое значение. Они лишь формально вводили в должность лиц, избранных другими собраниями, и в конце концов были заменены собранием тридцати представителей курии — ликторов. Народные собрания созывались по усмотрению высших должностных лиц, которые могли и прервать собрание, и перенести его на другой день. Они же председательствовали в собрании и объявляли вопросы, подлежащие решению. Участники собрания не могли изменять внесенные предложения. Голосование по ним было открытым и только в конце республиканского периода было введено тайное голосование (участникам собрания раздавались специальные таблицы для голосования). Важную, чаще всего определяющую роль играло то обстоятельство, что решения центуриатного собрания о принятии законов и избрании должностных лиц в первый век существования республики подлежали утверждению сенатом, но и затем, когда в III в. до н.э. это правило было отменено, сенат получил право предварительного рассмотрения вопросов, выносимых в собрание, что позволяло ему фактически направлять деятельность собрания. Важную роль в государственном механизме Римской республики играл сенат. Сенаторы (вначале их было 300, по числу патрицианских родов, а в I в. до н.э. число сенаторов было увеличено сначала до 600, а затем до 900) не избирались. Специальные должностные лица — цензоры, распределявшие граждан по центуриям и трибам, раз в пять лет составляли списки сенаторов из представителей знатных и богатых семей, уже занимавших, как правило, высшие государственные должности. Это делало сенат органом верхушки рабовладельцев, фактически независимым от воли большинства свободных граждан. Формально сенат был совещательным органом, и его постановления назывались сенатус-консульты. Но компетенция сената была обширной: контролировал законодательную деятельность центуриатных (а затем и плебейских) собраний, утверждая их решения, а впоследствии предварительно рассматривая (и отвергая) законопроекты. Точно таким же образом контролировалось избрание народными собраниями должностных лиц (вначале утверждением избранных, а впоследствии — кандидатур). Большую роль играло то обстоятельство, что в распоряжении сената находилась казна государства. Он устанавливал налоги и определял необходимые финансовые расходы. К компетенции сената относились постановления по общественной безопасности, благоустройству и религиозному культу. Важное значение имели внешнеполитические полномочия сената. Если войну объявляло центуриатное собрание, то мирный договор, а также договор о союзе утверждал сенат. Он же разрешал набор в армию и распределял легионы между командующими армиями. Наконец, в чрезвычайных обстоятельствах (опасная война, мощное восстание рабов и т.п.) сенат мог принять решение об установлении диктатуры. В III веке до н.э. — III веке н.э. формально продолжали действовать Законы XII таблиц (официально они были отменены в VI веке н.э. в ходе законодательных реформ византийского императора Юстиниана). Глубокое уважение римлян к своим правовым традициям и особенно благоговейное отношение к Законам XII таблиц не позволяли им открыто отказаться от этого исторического памятника. Но существенные изменения в экономической и политической жизни Рима сделали необходимым фактический отказ в повседневной правовой практике от устаревших норм Законов XII таблиц и квиритского права в целом. - необходимость в создании новых форм правотворчества, позволяющих учитывать меняющиеся общественные условия. источником становятся эдикты преторов, на базе которых наряду с цивильным правом вырастают две новые и совершенно самостоятельные правовые системы: "преторское право" (jus praetorium) и "право народов" (jus gentium). Обе эти системы были результатом правотворческой деятельности преторов. Таким образом, в Риме возникла сложная (по сути дела — тройная) система источников права. Вступая в должность, претор обнародовал свой эдикт, где содержались юридические формулы, с помощью которых он намеревался поддерживать порядок и вершить суд. Эти формулы существенно отклонялись от норм цивильного права, хотя формально претор должен был действовать в его рамках. Положения, которые содержались в эдиктах, сами не имели силу закона, но были обязательными, поскольку поддерживались преторской властью. Сам претор был обязан следовать своему эдикту, срок действия которого истекал через год. Приходящий ему на смену претор, как правило, лишь несколько изменял эдикт своего предшественника, внося в него новые положения (edictum novum) и отбрасывая устаревшие. Но поскольку основная часть эдикта сохранялась (edictum tralaticium), преторское право, наряду с гибкостью и приспособляемостью, характеризовалось определенной преемственностью и стабильностью. Особую роль в развитии права в этот период сыграли эдикты претора перегринов, должность которого была учреждена в 242 году до н.э. Последний регулировал отношения между римскими гражданами и иностранцами (перегринами), а поэтому вообще не был связан нормами цивильного права. В своем правотворчестве (при издании эдикта) он обладал большой свободой усмотрения, мог в своих правоположениях ссылаться на "справедливость" (aegitas) или на "естественный разум" (naturalis ratio). Созданное преторами перегринов "право народов" было не международным, а внутригосударственным, т.е. римским правом, причем его наиболее развитой и совершенной частью. |
![]() | Целью курса является достижение всестороннего понимания студентами природы и сущности несудебных форм защиты прав человека, подготовка... | ![]() | Значение гражданского процессуального права состоит в том, что оно обеспечивает судебную защиту субъективных прав и законных интересов... |
![]() | Формы защиты прав, свобод и законных интересов субъектов гражданских правоотношений | ![]() | Партнер обязуется предоставлять производителю (зао «зисо») необходимое содействие для защиты его прав, например регистрации патентов... |
![]() | Какой из названных принципов правового положения и механизмов защиты прав человека не закреплен в Конституции рк | ![]() | В целях защиты прав потребителей коммунальных услуг и в соответствии со статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации Правительство... |
![]() | I закона о защите прав потребителей. Общие положения адвокат по гражданским делам | ![]() | Повышение гарантий и эффективности средств защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов участников гражданских... |
![]() | Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных... | ![]() | Российской Федерации и положения ее Конституции, адвокат может обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека.... |