Статистика учебно-методические материалы по проведению семинарских и практических занятий Часть II




Скачать 479.41 Kb.
НазваниеСтатистика учебно-методические материалы по проведению семинарских и практических занятий Часть II
страница1/3
Дата публикации30.06.2013
Размер479.41 Kb.
ТипПояснительная записка
zadocs.ru > Право > Пояснительная записка
  1   2   3


РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

КУРСКИЙ ИНСТИТУТ СОЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

(ФИЛИАЛ) РГСУ

Кафедра государственного, муниципального управления и документоведения

И.И. Москалева

СТАТИСТИКА

Учебно-методические материалы по проведению

семинарских и практических занятий
Часть II


Курск 2011

УДК 31 (075)

ББК 60.6я73

М82
Учебно-методические материалы по проведению семинарских и практических занятий по дисциплине «Статистика» подготовлены кандидатом экономических наук, доцентом кафедры государственного, муниципального управления и документоведения КИСО (филиала) РГСУ И.И. Москалевой
Рецензент:

Доктор сельскохозяйственных наук, кандидат экономических наук,

профессор В.И. Свиридов
Учебно-методические материалы по проведению семинарских и практических занятий по дисциплине «Статистика» утверждены на заседании кафедры государственного, муниципального управления и документоведения КИСО (филиала) РГСУ от 25.02.2011 г., протокол №7
Москалева, И.И.

Статистика: Учебно-методические материалы по проведению семинарских и практических занятий. В 3 ч. Ч. II / И.И. Москалева; Курский институт социального образования (филиал) РГСУ. – Курск: ООО «Учитель», 2011. – 44 с.
Настоящие учебно-методические материалы регламентируют учебную деятельность студентов специальностей 060400 (080105.65) «Финансы и кредит», 061000 (080504.65) «Государственное и муниципальное управление», 061100 (080507.65) «Менеджмент организации» по подготовке к семинарским и практическим занятиям, содержат планы занятий, вопросы для обсуждения, примеры решения типовых задач, тесты и задания для самостоятельного выполнения, рекомендуемую для изучения литературу.
УДК 31 (075)

ББК 60.6я73


© Москалева Ирина Ивановна, 2011

© Курский институт социального

образования (филиал) РГСУ, 2011

^ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Дисциплина «Статистика» относится к циклу естественнонаучных дисциплин. Изучение этого учебного курса преследует две основные цели:

  • подготовку специалистов, владеющих современной статистической методологией, позволяющей решать конкретные прикладные задачи экономико-статистического анализа.

  • повышение общего уровня статистической культуры студентов, т.е. повышение уровня их аналитического и алгоритмического мышления при проведении экономико-статистического анализа данных.

«Статистика» изучается в двух семестрах: в четвертом – теория статистики, в пятом – социально-экономическая статистика.

В теории статистики рассматриваются основные понятия, категории науки, методы изучения социально-экономических явлений, правила сбора и обработки статистической информации, методы анализа.

Данное пособие является вторым из 3-х частей I раздела учебного курса (теории статистики) и включает темы:

  1. Ряды динамики (занятия № 8 - 9).

  2. Индексы (занятия №№ 10 - 12).


Занятия №8, №9 (практические): Ряды динамики

План

  1. Понятие рядов динамики и их виды.

  2. Аналитические показатели ряда динамики.

  3. Средние показатели в рядах динамики.

  4. Методы смыкания и сравнения рядов динамики.

  5. Методы выявления основной тенденции (тренда) в рядах динамики.

  6. Методы изучения сезонных колебаний.

  7. Методы прогнозирования.

  8. Расчет аналитических и средних показателей в ряду динамики (задача).

  9. Построение уравнения тренда (задача).

  10. Расчет индексов сезонности (задача).


Вопросы для обсуждения.

1. Для чего нужно изучать динамику явлений?

2. Дайте определение ряда динамики. Из каких элементов он состоит и каков их смысл?

3. Какие существуют виды рядов динамики?

4. Какие динамические ряды называются моментными и почему их уровни нельзя суммировать?

5. Какие ряды статистических величин называются интервальными? Почему их уровни можно суммировать? Приведите примеры.

6. Назовите важнейшее условие правильного построения динамического ряда?

7. Каковы причины возникновения несопоставимости динамических рядов?

8. Какие приемы применяются для преобразования несопоставимых рядов динамики в сопоставимые?

9. От чего зависит способ расчета хронологической средней?

10. Как исчисляется средняя для интервального ряда? Приведите примеры.

11. Как исчисляется средняя для моментного ряда? Приведите примеры.

12. Что характеризуют показатели абсолютного прироста и как они исчисляются?

13. Что представляет собой темп роста? Как он исчисляется?

14. Какая существует взаимосвязь между последовательными цепными коэффициентами роста и базисным коэффициентом роста за соответствующий период? Каково практическое применение этой взаимосвязи?

15. Что показывает абсолютное значение одного процента прироста и как оно исчисляется?

16. Чему равен средний абсолютный прирост?

17. По какой формуле исчисляется средний темп роста?

18. Как исчисляется средний темп прироста?

19. Что собой представляют коэффициенты опережения, ускорения и замедления?

20. Какими наиболее распространенными статистическими методами осуществляется изучение тренда в рядах динамики?

21. В чем сущность метода укрупнения интервалов и для чего он применяется?

22. Как производится сглаживание рядов динамики способом скользящей (подвижной) средней? В чем достоинства и недостатки этого метода?

23. В чем сущность метода аналитического выравнивания динамических рядов?

24. Как определяется тип уравнения тенденции динамики?

25. Охарактеризуйте технику выравнивания ряда динамики по прямой.

26. Что представляют собой сезонные колебания, в чем практическое значение их изучения?

27. Как исчисляются индексы сезонности?

28. Каким методом пользуются, если уровень явления проявляет тенденцию к росту или снижению? В чем его сущность?

29. Что такое экстраполяция рядов динамики?

30. Охарактеризуйте нахождение точечных и интервальных прогнозируемых значений методом перспективной экстраполяции.

^ Решение типовых задач

Пример 1. В феврале объем продаж по сравнению с январем удвоился, в марте остался таким же, как в феврале, а в апреле по сравнению с мартом вырос в четыре раза. Найдите средний месячный темп прироста за февраль - апрель.

Варианты ответа:

а) 120%;

б) 100%;

в) 166%.

Решение

За период с февраля по апрель среднемесячный темп роста составил:



Среднемесячный темп прироста равен:

.

В течение периода с февраля по апрель в среднем ежемесячно объем продаж увеличивался на 100%.

Пример 2. Темп прироста цены товара А в январе составил 25%. В конце
февраля цена вернулась к уровню начала января. Найдите темп прироста цены в феврале:

а) 25%;

б) -20%.

Решение

Темп роста цены в феврале по сравнению с январем составил:

.

Темп прироста цены в феврале по сравнению с январем равен:

.

Пример 3. Цена на товар А выросла в феврале по сравнению с январем на 2 руб., в марте по сравнению с февралем еще на 2 руб., а в апреле по сравнению с мартом на 3 руб. Отметьте, на сколько рублей выросла цена в апреле по сравнению с январем:

а) 7;

6)12.

Решение

Базисный абсолютный прирост в апреле по сравнению с январем равен сумме цепных абсолютных приростов:

2 + 2 + 3 = 7руб.

Пример 4. Цена на товар А в марте по сравнению с январем выросла в 1,029 раза, в апреле по сравнению с январем увеличилась в 1,071 раза. Отметьте, на сколько процентов увеличилась цена на товар А в апреле по сравнением с мартом:

а) 11,3%;

б)4,1%;

в) 4,2%.

Решение

Для того чтобы узнать, на сколько процентов увеличилась цена в апреле по сравнению с мартом, нужно определить цепной темп прироста (∆Т) по формуле

Т = Та/м – 1,

где цепной темп роста (Та/м) определяется отношением базисных темпов роста, смежных с этим цепным:



и, следовательно,

Т= 1,041 - 1 = 0,041, или 4,1%.

Цена на товар А в апреле по сравнению с мартом увеличилась на 4,1%.
^ Тесты и задания для самоконтроля

1. Ряд динамики показывает:

а) изменение единиц совокупности в пространстве;

б) структуру совокупности по какому-либо признаку;

в) изменение статистического показателя во времени.

2. Уровни ряда динамики - это:

а) значение варьирующего признака в совокупности;

б) показатели, числовые значения которых составляют динамический ряд.

3. Ряд числовых значений определенного статистического показателя, характеризующего размеры изучаемого явления на определенные даты, моменты, называется:

а) интервальным рядом динамики;

б) моментным рядом динамики;

в) вариационным рядом.

4. Первый уровень ряда динамики называется:

а) начальным уровнем;

б) конечным уровнем;

в) средним уровнем.

5. Средняя, исчисленная из уровней динамического ряда, называется:

а) степенной средней;

б) описательной средней;

в) хронологической.

6. Средний уровень полного интервального ряда динамики абсолютных величин определяется по формуле:

а) средней арифметической взвешенной;

б) средней арифметической простой;

в) средней гармонической;

г) средней хронологической.

7. Средний уровень полного (с равноотстоящими уровнями) моментного ряда динамики абсолютных величин определяется по формуле:

а) средней арифметической взвешенной;

б) средней арифметической простой;

в) средней гармонической;

г) средней хронологической.

8. Средний уровень неполного (с неравностоящими уровнями) интервального ряда динамики абсолютных величин определяется по формуле:

а) средней арифметической взвешенной;

б) средней арифметической простой;

в) средней гармонической;

г) средней хронологической.

9. Показатели изменения уровней ряда динамики, исчисленные с переменной базой сравнения (сравниваются последующие уровни с предыдущими), называются:

а) базисными;

б) цепными.

10. Показатели изменения уровней ряда динамики, исчисленные с постоянной базой сравнения (все уровни ряда динамики сравниваются с одним и тем же уровнем), называются:

а) базисными;

б) цепными.

11. По малому предприятию имеются данные за 2010 г. об остатках задолженности по кредиту на начало каждого месяца. Представленный ряд является:

а) интервальным;

б) атрибутивным;

в) моментным.

12. Цепной абсолютный прирост показывает, что данный уровень отличается от предыдущего:

а) на столько-то единиц;

б) на столько-то процентов;

в) во столько-то раз.

13. Базисный темп роста показывает, что данный уровень:

а) составляет столько-то процентов от базисного;

б) отличается от базисного на столько-то процентов;

в) отличается от базисного во столько-то раз.

14. Абсолютный прирост исчисляется как:

а) отношение уровней ряда;

б) разность уровней ряда.

15. Абсолютные приросты могут быть:

а) положительными величинами;

б) отрицательными величинами;

в) равными нулю.

16. Темпы роста исчисляются как:

а) отношение уровней ряда;

б) разность уровней ряда.

17. Каждый базисный абсолютный прирост равен:

а) сумме последовательных цепных абсолютных приростов;

б) разности соответствующих базисных абсолютных приростов;

в) произведению цепных абсолютных приростов.

18. Каждый цепной темп роста равен:

а) произведению последовательных цепных темпов роста;

б) частному от деления последующего базисного темпа роста на предыдущий;

в) разности соответствующих базисных абсолютных приростов.

19. Абсолютное значение одного процента прироста равно:

а) отношению цепного абсолютного прироста к цепному темпу прироста;

б) отношению базисного абсолютного прироста к базисному темпу прироста.

20. Базисный темп прироста определяется:

а) отношением базисного абсолютного прироста к базисному уровню;

б) вычитанием 100% из базисного темпа роста;

в) вычитанием единицы из базисного коэффициента роста.

21. Простая средняя арифметическая из цепных абсолютных приростов является:

а) средним абсолютным приростом;

б) средним темпом роста;

в) средним уровнем ряда.

22. Средний темп роста определяется по формуле:

а) средней арифметической;

б) средней геометрической;

в) средней квадратической;

г) средней гармонической.

23. Средний темп прироста определяется:

а) вычитанием 100% из среднего темпа роста;

б) произведением цепных темпов роста;

в) вычитанием единицы из среднего коэффициента роста.

24. Данные характеризуют число вкладов в учреждения Сбербанка на конец каждого года. Представленный ряд является:

а) атрибутивным;

б) моментным;

в) интервальным.

25. Ряд динамики состоит из:

а) частот;

б) частостей;

в) уровней;

г) вариантов;

д) показателей времени.

26. Цепные темпы роста показывают, что данный уровень отличается от предыдущего:

а) на столько-то процентов;

б) на столько-то единиц;

в) во столько-то раз;

г) составляет столько-то процентов от предыдущего.

27. Абсолютное содержание 1% прироста, равное 7 руб., показывает, что:

а) каждый процент прироста увеличивает следующий уровень на 7 руб.;

б) каждый процент прироста уменьшает следующий уровень на 7 руб.

28. Под экстраполяцией понимают нахождение неизвестных уровней:

а) за пределами ряда динамики;

б) внутри динамического ряда.

29. Прогнозированием называется экстраполяция:

а) проводимая в будущее;

б) проводимая в прошлое.

30. Коэффициент опережения показывает:

а) размер увеличения или уменьшения изучаемого явления за определенный период;

б) во сколько раз уровень данного периода больше (или меньше) базисного уровня;

в) во сколько раз быстрее растет уровень одного ряда динамики по сравнению с уровнем другого ряда динамики.

31. Имеются следующие данные о грузовых перевозках по месяцам:

Месяц Перевозки (млн т)

1 84

2 79

3 89

4 …………………………... 87

5 91
1. Вычислите:

  1. среднемесячный объем перевозок;

2) цепные и базисные:

темпы роста;

темпы прироста;

3) абсолютное содержание 1% прироста;

4) средний абсолютный прирост;

5) средний темп роста;

6) средний темп прироста;

7) основную тенденцию развития методом аналитического выравнивания.

2. Рассчитайте прогнозные значения уровня перевозок на следующий месяц, опираясь на значения показателей 4; 5 и 7.

3. Изобразите ряд фактических данных и прогнозы па графике.

32. После выполнения задания 31 дайте правильные ответы на следующие вопросы.

1. Представленный ряд динамики является:

а) моментным с равноотстоящими по времени моментами;

б) моментным с неравностоящими по времени моментами;

в) интервальным с равными интервалами;

г) интервальным с неравными интервалами.

2. Вычисленное значение среднего уровня ряда находится в интервале:

а) до 87;

б) 87-89;

в) 89-91;

г) 91 и более.

3. Средний абсолютный прирост составит величину:

а) до 1,5;

б) 1,5-2.0;

в) 2,0 и более,

4. Среднемесячный темп роста (%) находится в интервале:

а) до 103;

б) 103 и более.

5. Коэффициент регрессии в найденном уравнении тренда (а1) составит величину:

а) до 2;

б)2-3;

в) 3 и более.

6. Прогнозное значение объема перевозок на следующий месяц находится в интервале:

а) до 93;

б) 93-95;

в) 95 -97;

г) 97 -99;

д) 99 и более.

Занятия № 10, № 11, №12 (практические): Индексы

План

  1. Понятие индексов и их виды.

  2. Индивидуальные индексы.

  3. Построение и анализ общих агрегатных индексов.

  4. Индексы цен Пааше, Ласпейреса, Фишера.

  5. Средние арифметические и средние гармонические индексы.

  6. Индексы средних величин (переменного, постоянного состава и структурных сдвигов).

  7. Цепные и базисные индексы.

  8. Факторный индексный анализ.

  9. Расчет индексов и анализ полученных результатов (задача).

Вопросы для обсуждения

1. Что называется индексом в статистике?

2. Какие задачи решают при помощи индексов?

3. Что характеризуют индивидуальные индексы? Приведите примеры.

4. В чем сущность общих индексов?

5. Для чего необходимо деление на индексы объемных (количественных) и качественных показателей и какая система взвешивания принята в теории индексов?

6. Как исчисляется агрегатный индекс стоимости продукции (товарооборота в фактических ценах) и что он характеризует?

7. Как исчисляется агрегатный индекс физического объема продукции (товарооборота) и что он характеризует? Напишите формулу.

8. Когда возникает необходимость преобразования индекса физического объема в средний арифметический и средний гармонический; каким образом происходят такие преобразования? Покажите на примерах.

9. Как исчисляют агрегатные индексы цен (Пааше и Ласпейреса), себестоимости, производительности труда и что они показывают? Напишите их формулы.

10. Когда возникает необходимость преобразования агрегатного индекса цен в средний гармонический и средний арифметический, каким образом происходят такие преобразования? Покажите на примере.

11. Какой вариант агрегатных индексов качественных показателей используют при расчете индекса потребительских цен (ИПЦ) и почему?

12. Что называется индексом переменного состава, как он исчисляется и что характеризует? Напишите его формулу.

13. Какой индекс называется индексом постоянного состава, как он исчисляется и что характеризует?

14. Что характеризует индекс структурных сдвигов и как он исчисляется?

15. Какая взаимосвязь существует между индексами переменного, постоянного состава и структурных сдвигов?

16. Как строятся базисные и цепные индексы, и какая между ними существует взаимосвязь?

17. Что представляют собой индексы с постоянными и переменными весами?

18. В чем сущность и назначение индексов-дефляторов?

19. Что представляет собой система взаимосвязанных индексов, для чего она применяется?

20. В чем выражается взаимосвязь индексов цен, физического объема и товарооборота, как практически она используется?

21. Какая система взаимосвязанных индексов используется при анализе себестоимости, физического объема и затрат в производстве? '

22. Как определить долю влияния различных факторов на изменение результативного показателя?

23. В каких случаях производится разложение индексов по трем и более факторам?

24. Как осуществляется разложение абсолютного прироста по факторам, что оно характеризует?

^ Решение типовых задач

Пример 1. Выпуск продукции по заводу почвообрабатывающих машин за два квартала следующий:


Вид продукции

Выпуск, шт.

Отпускная цена за шт., тыс. руб.

1 кв. (q0)

2 кв. (q1)

1 кв. (p0)

2 кв. (р1)

Плуги навесные

2500

2610

4,8

5,4
^
Плуги прицепные

3000

2950

7,1

7,6

Культиваторы навесные

3600

3700

5,0

5,7


Определить:

1) изменение (в %) выпуска каждого вида продукции, а также изменение выпуска продукции в целом по предприятию;

2) изменение цен (в %) по каждому виду продукции и среднее изменение цен по всему ассортименту продукции;

3) абсолютное изменение общей стоимости продукции, выделив из общей суммы изменение за счет изменения количества продукции и за счет изменения цен.

Решение

1. Для характеристики изменения выпуска каждого вида продукции исчисляются индивидуальные индексы физического объема продукции:



(условные обозначения представлены в таблице).

Плуги навесные , или 104,4%, т. е. выпуск увеличился на 4,4% (104,4 - 100).

Плуги прицепные , или 98,3%, следовательно, выпуск снизился на 1,7% (98,3 - 100).

Культиваторы навесные , или 102,8%, т. е. увеличение выпуска на 2,8%.

Для характеристики изменения выпуска продукции в целом по предприятию исчисляется агрегатный индекс физического объема продукции:

,

или 101,3%, т. е. в целом по предприятию выпуск продукции увеличился на 1,3%, в результате стоимость продукции увеличилась на 673 000 руб. (51 973 - 51 300).

2. Для характеристики изменения цен по каждому виду продукции используются индивидуальные индексы цен:



Плуги навесные , или 112,5%, следовательно, цена повысилась на 12,5% (112,5 - 100).

Плуги прицепные , или 107,0%, т. е. цена возросла на 7,0%.

Культиваторы навесные , или 114,0%, т. е. увеличение цены на 14,0%.

Среднее изменение цен по всему ассортименту продукции определяется по формуле агрегатного индекса цен:

, или 110,8%.

Таким образом, цены на продукцию предприятия повышены в среднем на 10,8%, за счет чего стоимость продукции повысилась на 5631 тыс. руб. (57604 - 51973).

3. Абсолютное изменение стоимости продукции определяется по формуле

тыс. руб.,

где - абсолютное изменение стоимости продукции за счет изменения выпуска продукции; = 673 тыс. руб. (см. решение в п. 1);

- абсолютное изменение стоимости продукции за счет изменения цен;

= 5631 тыс. руб. (см. решение в п. 2);

= + = 673 + 5631 = 6304, что и соответствует ранее полученной цифре.

Пример 2. По предприятию имеются следующие данные о реализации продукции:


Вид продукции

Единицы измерения

Реализовано

Общая стоимость реализованной продукции, тыс. руб.

сентябрь, q0

октябрь, q1

сентябрь, q0p0

октябрь, q1p1

Цемент М-400 портланд

т

18200

19500

8918

9594

Кирпич красный М-100

тыс. шт.

3400

4000

2958

3520
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Статистика учебно-методические материалы по проведению семинарских и практических занятий Часть II iconСтатистика учебно-методические материалы по проведению семинарских...
Учебно-методические материалы по проведению семинарских и практических занятий по дисциплине «Статистика» подготовлены кандидатом...

Статистика учебно-методические материалы по проведению семинарских и практических занятий Часть II iconСтатистика учебно-методические материалы по проведению семинарских...
Учебно-методические материалы по проведению семинарских и практических занятий по дисциплине «Статистика» подготовлены кандидатом...

Статистика учебно-методические материалы по проведению семинарских и практических занятий Часть II iconУчебно-методические указания по самостоятельной работе студентов...
С. В. Рыбак, доцент кафедры теории и истории государства и права Ростовского филиала Российской таможенной академии

Статистика учебно-методические материалы по проведению семинарских и практических занятий Часть II iconМетодические рекомендации по проведению видов занятий по дисциплине...
Характеристика дисциплины, данные об авторе, постреквизиты, пререквизиты дисциплины

Статистика учебно-методические материалы по проведению семинарских и практических занятий Часть II iconМетодические рекомендации по проведению видов занятий по дисциплине...
Характеристика дисциплины, данные об авторе, постреквизиты, пререквизиты дисциплины

Статистика учебно-методические материалы по проведению семинарских и практических занятий Часть II iconРабочая учебная программа дисциплины «Информационное право»
Учебно-методический комплекс предназначен для лиц, обучающихся в высших учебных заведениях по специальности «Юриспруденция». Он включает...

Статистика учебно-методические материалы по проведению семинарских и практических занятий Часть II iconУчебно-методический комплекс по дисциплине социология уфа-2007
Багсу, обучающихся по всем специальностям. Учебно-методический комплекс включает рабочую программу курса, учебно-методические материалы...

Статистика учебно-методические материалы по проведению семинарских и практических занятий Часть II iconМетодические рекомендации, планы семинарских и практических занятий...
Методические рекомендации, планы семинарских и практических занятий по учебной дисциплине «Административно-правовые средства обеспечения...

Статистика учебно-методические материалы по проведению семинарских и практических занятий Часть II iconПланы практических занятий и учебно-методические материалы к ним Практическое занятие №1
Особенности концепции реализма у Гончарова (теория исторической дистанции как непременного условия реалистического изображения, понимание...

Статистика учебно-методические материалы по проведению семинарских и практических занятий Часть II iconМетодические указания к выполнению практических занятий для студентов...
Шошин, В. И., Прутской, А. В. Гидротехнические мелиорации (Часть III. Орошение и водоснабжение): методические указания к выполнению...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов