Доклад молодежная политика россии на современном этапе




НазваниеДоклад молодежная политика россии на современном этапе
страница1/19
Дата публикации19.06.2013
Размер1.52 Mb.
ТипДоклад
zadocs.ru > Право > Доклад
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19


Государственный совет Российской Федерации

ДОКЛАД
МОЛОДЕЖНАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ

НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ


2009 г

Оглавление


Введение 4

ГЛАВА 1. ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ 12

1.1. Российская идентичность, гражданственность и патриотизм молодежи 12

1.2. Духовно-нравственные ценности в молодежной среде 17

1.3. Межэтнические и межконфессиональные отношения, воспитание толерантности в молодежной среде 21

1.4. Правовое сознания молодёжи 25

1.5. Профессиональная карьера и меры по адаптации молодежи к условиям кризиса 32

1.6. Молодёжная предпринимательская инициатива 36

1.7. Инновационная культура и поведение талантливой молодежи 44

1.8. Поддержка молодой семьи – важный фактор решения демографических проблем страны 52

1.9. Ценности здорового образа жизни молодежи 62

1.10. Ресоциализация молодых людей в трудных жизненных ситуациях 74

1.11. Ценности культуры в процессе социализации молодежи 79

^ ГЛАВА 2. КОМПЛЕКСНЫЕ МЕРЫ ПО РЕАЛИЗАЦИИ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ 85

2.1. Совершенствование управления и инфраструктурного обеспечения 85

2.2. Нормативно-правовое обеспечение 98

2.3. Финансовое обеспечение 110

2.4. Научно-методическое и кадровое обеспечение 118

2.5. Информационное обеспечение 124

2.6. Оценка эффективности реализации 129

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 138


Введение



Первое десятилетие XXI века стало периодом коренного перелома современной истории Российского государства, временем смены социальных и политических ориентиров. Страна завершила период системного реформирования и вышла на новый этап, главным признаком которого становится необходимость ускорения ее социально-экономического развития, итогом которого должен стать прорыв на позиции мирового лидера. При этом мы можем и должны отказаться от преобладающего в нашей действительности экстенсивного способа развития, основанного на эксплуатации природных богатств и расточительном подходе к личностному потенциалу граждан. Требованиям современности отвечают интенсивные формы развития, основанные на инновационной экономике, необходимыми условиями для создания которой являются продуктивное использование человеческого потенциала и стремление к новому.

Реализуя курс на динамичное развитие, укрепление позиций страны в мировом сообществе, Россия сталкивается с новыми вызовами и задачами, которые требуют выработки и реализации новых подходов, ориентированных как на краткосрочную, так и на долгосрочную перспективу.

Решение долгосрочных задач невозможно без конструктивного взаимодействия между поколениями. Именно сегодняшней молодежи предстоит завтра отстаивать позиции нашей страны в мире и именно от ее способностей, возможностей, убеждений будет зависеть достижимость целей, сформулированных в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года.

Сегодняшней молодежи предстоит жить и действовать в условиях усиления глобальной конкуренции, возрастания роли инноваций и значения человеческого капитала как основного фактора экономического развития. И хотя в настоящее время мы имеем дело с самым образованным поколением молодежи за все время российской истории, ни качество отечественного образования, ни состояние здоровья, ни имеющиеся сегодня возможности для самореализации не обеспечивают российской молодежи достаточных преимуществ, гарантирующих ее глобальную конкурентоспособность и успешность в обретении Россией статуса ведущей мировой державы.

Дополнительная нагрузка ляжет на молодежь и в связи со старением населения России, которое будет происходить на фоне быстрого роста населения в развивающихся странах, роста миграционных потоков, растущей конкуренцией с европейскими и азиатскими рынками в отношении квалифицированных кадров.

Настоящий доклад ориентирован на выявление основных проблем в молодежной сфере, определение приоритетных направлений и поиск эффективных решений, способных обеспечить сегодняшней и завтрашней молодежи успешность в жесткой глобальной конкуренции, а российскому обществу уверенность в своей конкурентоспособности и безопасности.

Признанной формой организации взаимодействия поколений стала сегодня молодежная политика. Причем ее результативность прямо связана со способностью осуществлять ее как многосубъектную с использованием на всех уровнях управления механизмов социального партнерства и широким привлечением к ее выработке и реализации самой молодежи.

Результативная молодежная политика должна обеспечить обществу и государству возможности для инновационного развития за счет создания условий для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи, развития ее потенциала и его эффективного использования в интересах страны.

Сегодня в России молодежь в возрасте от 14 до 30 лет составляет около четверти населения. Это поколение свободно от груза памяти о ломке институтов советского общества, в целом ориентировано на позитивную деятельность, гораздо свободнее в своих устремлениях, лучше ориентируется в современном коммуникационном пространстве, лучше готова к освоению нового, ощущает себя частью мирового сообщества.

В то же время, процесс социализации сегодняшнего поколения пришелся на годы, когда система молодежной политики практически отсутствовала, а советская инфраструктура молодежной сферы уже была приватизирована и использована в качестве первоначального капитала в ходе рыночных преобразований. Это привело к серьезным издержкам в воспитании, практическому исключению целого поколения молодежи из процессов выработки решений, связанных с жизнью страны и, как следствие, к существенным проблемам в духовно-нравственной сфере, проблемам с российской самоидентификацией молодых людей. Размывание национальной идентичности, к сожалению, свойственно, прежде всего, самой образованной и активной части молодежи, которая острее других ощущает свою не включенность в практику социальных действий.

Устремившееся в рыночную стихию общество 90-х годов прошлого века, стараясь в максимальной степени использовать молодежный ресурс в качестве источника прибыли, допустило неконтролируемое воздействие на молодежь низкопробной массовой культуры через СМИ. В этот период молодежь рассматривалась и использовалась исключительно, как ресурс для решения сиюминутных задач. Отдаленные последствия таких действий в расчет не принимались. Массированное насаждение примитивных образцов для подражания с целью формирования убогих потребностей привели к заметному искажению ценностных установок у значительной части молодежи, к резкому росту различных девиаций и исключению заметной части молодежи из активной производительной и творческой деятельности. При этом масштаб некоторых девиаций уже таков, что они становятся новой социальной нормой.

В условиях, когда роль человеческого потенциала существенно возрастает, а конкурентоспособность человека становится фактором национальной безопасности, такая ситуация не может и дальше оставаться терпимой и требует соразмерных системных мер и усилий всех субъектов молодежной политики для исключения неоправданно расточительного отношения к человеческому капиталу и инновационному потенциалу молодого поколения.

Молодежь не должна рассматриваться исключительно как ресурс. Молодежь представляет собой социальную ценность и общественное достояние, которое государство и общество должны хранить, заботясь о постоянном пополнении и продуктивном использовании ее потенциала. В этом смысле сегодняшнее старшее поколение обязано внести весомый вклад в восстановление и наращивание потенциала молодежной политики, ее инфраструктуры, чтобы преодолеть негативные последствия безудержного использования молодежного ресурса в конце прошлого века и создать базу ее модернизации.

Молодежную политику нужно рассматривать как единство государственной и общественной составляющих. Она представляет собой деятельность государства, политических партий, общественных объединений и других субъектов общественных отношений. Общий смысл молодежной политики состоит в создании в обществе условий и стимулов для жизнедеятельности новых поколений, которые способствовали бы проявлению, развитию и реализации задатков, способностей и талантов молодых людей в целях социально-экономического и политического прогресса российского общества. При этом общество хочет видеть молодежь нравственной, национально ориентированной, высококультурной, инновационной, предприимчивой, здоровой.

Важнейшая роль в повышении эффективности и результативности молодежной политики принадлежит молодежному сообществу. Ушли в прошлое патерналистские попытки рассматривать молодежь как социально ущербную категорию, нуждающуюся в попечении и управлении. Стала понятна и нерациональность выстраивания деятельности в молодежной сфере, как симптоматической реакции на те или иные угрозы, исходящие от молодежи и способные нарушить стабильность жизни взрослого сообщества.

Сегодня молодежь рассматривается в качестве полноправного субъекта молодежной политики, основного партнера властей всех уровней в ее выработке и реализации. Современная молодежная политика ориентирована на максимальное включение молодежи в социальную практику, на создание условий и возможностей для самостоятельного решения молодежным сообществом собственных проблем и полноценного участия молодежи в жизни общества. Особенно важным является общественное признание потребности широкого включения молодежи в социальные практики как необходимого условия формирования у нее российской идентичности.

В то же время, проблема повышения субъектности молодежного сообщества продолжает оставаться чрезвычайно острой. Действующие сегодня молодежные объединения и их ассоциации чрезмерно зависят от государства, обладают очень слабым экспертным и научным потенциалом, не имеют достаточного для отстаивания своих интересов представительства в органах государственной власти и местного самоуправления, остается низкой и престижность общественной деятельности в целом, ее общественная и государственная оценка.

В настоящее время именно государству необходимо взять на себя инициативу по поддержке и развитию молодежных и детских общественных объединений всех уровней, созданию дополнительных форм и механизмов межсубъектного взаимодействия, стимулирующего общественную активность, дать четкие сигналы обществу и молодежи об острой необходимости консолидации усилий самой молодежи, институтов гражданского общества, бизнеса, церкви в повышении действенности молодежной политики.

Задача превращения инноваций в ведущий фактор экономического роста и повышения производительности труда в 3-5 раз требует обратить особое внимание на развитие инновационного поведения молодежи и молодежного предпринимательства. Эта тема должна стать центральной во взаимоотношениях государства, молодежного сообщества и бизнеса. Здесь необходим системный поиск комплексных решений, гармонично увязывающих интересы всех заинтересованных субъектов.

Сегодня молодежная политика становится предметом повышенного внимания государства и общества. Ее роль зафиксирована в базовых стратегических документах, рационально выстроена федеральная структура управления, деятельности которой придается системный характер.

О многом говорит и факт объявления 2009 года – Годом молодежи. Мощным общественным фактором стал XIII Всемирный русский народный собор, избравший для рассмотрения тему «Экология души и молодежь. Духовно-нравственные причины кризисов и пути их преодоления». Однако недостаток внимания к молодежной тематике, преобладавший на протяжении полутора десятилетий, не может быть преодолен в приемлемые для страны сроки без мер прорывного характера, без коренного переосмысления приоритетов государства и общества в социальной сфере и роли молодежи в развитии страны. Молодежная политика в практической деятельности государства продолжает оставаться на глубокой периферии, о чем ярко свидетельствует качество документов, поступивших из министерств, ведомств и ряда регионов в ходе подготовки настоящего доклада, отсутствие даже упоминания о молодежи в только что принятой стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года. Вывести молодежную политику на новые рубежи – сегодня насущная государственная и общественная необходимость.

Для обеспечения успешного решения сформулированных российским государством задач среднесрочной и долгосрочной перспективы необходимо продолжить дальнейшую системную модернизацию сферы молодежной политики. Для этого, прежде всего, необходимо:

  • Модернизировать систему управления молодежной политикой, усилив возможности эффективного взаимодействия государства, молодежного сообщества и иных институтов гражданского общества, усилив межведомственную координацию, ликвидировав разрыв в полномочиях органов власти федерального, регионального и муниципального уровней;

  • Приступить к интенсивному развитию инфраструктуры учреждений по работе с молодежью;

  • Привести нормативную правовую базу в соответствие с обновляемой системой управления молодежной политикой;

  • Создать стимулы и условия для ускоренного развития молодежного общественного сектора, превращения молодежного сообщества в реального субъекта и полноправного партнера государства в выработке и реализации молодежной политики;

  • Предпринять практические шаги по воссозданию и развитию научно-методической и экспертной деятельности в сфере молодежной политики;

  • Обеспечить соответствующее масштабу стоящих перед страной задач ресурсное наполнение сферы молодежной политики, создав условия для привлечения в эту сферу ресурсов бизнеса, образовательных и научных структур, некоммерческого сектора, частных лиц.

Настоящий Доклад не преследует цель охватить и детально рассмотреть все направления молодежной политики Российской Федерации. Он ориентирован на выделение ее приоритетных направлений и представление комплексных мер по ее реализации, соотнесенных со стратегическими задачами страны, сформулированными в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. Ряд материалов по проблемам, требующим более детального анализа, а также тех на которые опираются выводы и предложения Доклада, вынесен в приложения.

Приоритетные направления молодежной политики рассмотрены в первой главе. Здесь проанализированы вопросы гражданской идентичности, ценности (духовно-нравственные, семейные, здорового образа жизни) и способы влияния на их формирование, состояние правосознания, вопросы профессиональной самореализации молодых людей, создания условий для предпринимательской деятельности и инновационного поведения, влияние культуры и информационной среды на процессы социализации молодежи. В процессе рассмотрения показана актуальность каждого направления, его сегодняшнее состояние, выделены и проанализированы основные проблемы, представлены пути и варианты возможных решений.

Комплексные меры представлены во второй главе. Здесь основное внимание уделено анализу состояния и мерам по совершенствованию нормативной правовой базы молодежной политики, ее управления, инфраструктурного, финансово-экономического, научно-методического, кадрового, информационного обеспечения, а также методам оценки ее эффективности.

В процессе подготовки доклада широко использовались материалы специального социологического исследования «Молодежь и молодежная политика в России», проведенного в мае 2009 года в 21субъекте Российской Федерации, обобщенный международный опыт реализации молодежной политики и опыт, представленный российскими регионами, а также методы целевого концептуального анализа и построение иерархической системы целей.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Доклад молодежная политика россии на современном этапе iconМолодежная политика Характеристика ситуации
Томской области в сфере молодежной политики достаточно низки: по уровню подушевых расходов по подразделу «Молодежная политика и оздоровление...

Доклад молодежная политика россии на современном этапе iconТемы курсовых работ но дисциплине «Налоги и налогообложение»
Основные принципы налогообложения. Классические теории налогообложения и их развитие на современном этапе; Налоговая политика государства,...

Доклад молодежная политика россии на современном этапе iconСоциальная политика Социальная политика: сущность, направления, формы...
Особенности современной социальной политики в России и опыт иностранных государств, в данной области

Доклад молодежная политика россии на современном этапе iconСырьевые ресурсы и проблемы их эффективного использования
В таких условиях на современном этапе развития экономики России остро встает проблема повышения эффективности использования минерально-сырьевого...

Доклад молодежная политика россии на современном этапе iconРешение о публикации статьи в сборнике принимается оргкомитетом конференции
Юридический институт Сибирского федерального университета проводит VII международную научную конференцию студентов, аспирантов и...

Доклад молодежная политика россии на современном этапе iconНегосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«молодежная политика в условиях формирования гражданского общества и правового государства»

Доклад молодежная политика россии на современном этапе icon10. Состояние российской экономики на современном этапе и перспективы ее развития
К рыночной, глобально интегрированной экономической системе. В ходе экономических реформ в 1990-ых было приватизировано большинство...

Доклад молодежная политика россии на современном этапе iconСодержание введение
Роль и место планирования на современном этапе развития и функционирования предприятия

Доклад молодежная политика россии на современном этапе iconТуркменистан на современном этапе развития
Основы государственности современного Туркменистана (конституция, президент, правительство, гражданское общество)

Доклад молодежная политика россии на современном этапе iconПеречень экзаменационных вопросов по тгп
Задачи и функции теории государства и права на современном этапе развития общества

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов