Тема 1. Сущность учения как деятельности.
Учебно-познавательная деятельность УЧАЩИХСЯ.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ:
Заполнить сводную таблицу «Теории обучения»:
Теории обучения
| Характеристика теории
| Ассоциативная теория.
|
| Бихевиоризм.
|
| Теория социального научения.
|
| Гештальтпсихология.
|
| Когнитивные теории.
|
| Деятельностная теория.
|
| Гуманистическая психология.
|
|
Подготовить самостоятельно конспект следующих теоретических вопросов:
«Формирование специфических приемов познавательной деятельности».
«Формирование действий, входящих в умение учиться».
Подготовить сообщение по теме (по выбору студента):
Активно-игровые формы в учебно-воспитательном процессе (игры, тренинги, практикумы).
Организация творческой деятельности учащихся на уроке.
Формы контроля за познавательной деятельностью учащихся.
Современные методы организации учебно-познавательной деятельности.
Творческая деятельность учащихся на уроке: формы, методы и перспективы.
Игра как метод организации учебно-воспитательного процесса.
Учебно-дидактические игры как средство развития познавательной деятельности.
Образец оформления сообщения (см. Приложение 1).
Выполнить фотозапись урока (занятия) в школе. Образец фотозаписи урока (см. Приложение 2).
Проанализировать данный урок с точки зрения организации познавательной деятельности учащихся. Примерная схема анализа урока (см. Приложение 3).
Литература:
Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учебник для вузов. Изд. второе, доп., испр. и перераб. – М.: 2003. – 384 с.
Немов Р.С. Психология: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. – 3-е изд. - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1999.
Столяренко Л.Д. Педагогическая психология. Серия «Учебники и учебные пособия». 2-е изд., перераб. и доп. – Ростов н/Д.: «Феникс», 2003. – 544 с.
Талызина Н.Ф. Педагогическая психология: Учеб. для студ. сред. пед. учеб. заведений. – 3-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. -288 с.
Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Анализ современного урока. Практическое пособие для учителей. Изд-е 2-е, доп. и перераб. – Ростов н/Дону: Изд-во «Учитель», 2006. – 224 с.
Педагогическая психология: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. Н.В. Клюевой. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – 400 с.
Педагогика: учебное пособие / под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Высшее образование, 2007. – 430 с.
Тема 2. ОБЩАЯ хАРаКТЕРИстиКА УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ^
Заполните таблицу «Обобщённые характеристики учебной деятельности»:
Предмет учебной деятельности (содержание)
|
| Средства учебной деятельности
|
| Способы учебной деятельности
|
| Продукт учебной деятельности
|
| Результат учебной деятельности
|
| Внешняя структура учебной деятельности
|
| Учебные задачи
|
| Действия и операции
|
|
Подготовить самостоятельно конспект следующих теоретических вопросов:
«Учебная мотивация».
«Усвоение – центральное звено учебной деятельности».
Ответить (письменно) на следующие вопросы:
Какая из мотивационных ориентаций (на процесс, результат, награду, избегание) выявляет большую устойчивость мотивации?
Какие мотивы называются внутренними и внешними?
Какие потребности из мотивационного (потребностного) треугольника А. Маслоу могут быть связаны с успешностью учебной деятельности?
Дайте сравнительную характеристику этапов (стадий) усвоения по С. Л. Рубинштейну и по Н. Ф. Талызиной.
В процессе усвоения выделяются следующие этапы:
Поясните каждую из характеристик процесса усвоения: прочность; управляемость; возрастные особенности; лёгкость усвоения (готовность); полнота; системность; характер действия; взаимовлияние и взаимозависимость.
Что такое обучаемость? – выскажите своё мнение по данному вопросу.
Я считаю, что обучаемость – это _______________________________________________________
Тождественны ли понятия «обученность» и «обучаемость»? Свой ответ обоснуйте.
Литература:
Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учебник для вузов. Изд. второе, доп., испр. и перераб. – М.: 2003. – 384 с.
Столяренко Л.Д. Педагогическая психология. Серия «Учебники и учебные пособия». 2-е изд., перераб. и доп. – Ростов н/Д.: «Феникс», 2003. – 544 с.
Талызина Н.Ф. Педагогическая психология: Учеб. для студ. сред. пед. учеб. заведений. – 3-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. -288 с.
Тема 3. Трудности УЧАЩИХСЯ в овладении учебной деятельностью. ^
Заполните таблицу «Репрезентативная система. Поведенческие индикаторы типа восприятия и понимания информации»:
^
| Аудиальное восприятие материала
| Кинестетическое восприятие материала
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Представить в виде схемы - факторы, обуславливающие отставание по учебному предмету.
Кратко охарактеризуйте ниже перечисленные средства преодоления школьной неуспеваемости:
педагогическая профилактика;
педагогическая диагностика;
педагогическая терапия;
воспитательное воздействие.
Подготовить сообщение по теме (по выбору студента):
Обучение и воспитание успехом.
Дифференциация и индивидуализация обучения.
Как устроить дисциплину на уроке.
Психологическая готовность учителя к уроку.
Оптимальный выбор форм и методов обучения – путь к нормализации учебной нагрузки.
Литература:
Столяренко Л.Д. Педагогическая психология. Серия «Учебники и учебные пособия». 2-е изд., перераб. и доп. – Ростов н/Д.: «Феникс», 2003. – 544 с.
Педагогика: учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Педагогическое общество России,1998. – 640 с.
Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология: Учеб. пособие для студентов всех специальностей педагогических вузов. – М.: Педагогическое общество России, 2004. – 512 с.
Талызина Н.Ф. Педагогическая психология: Учеб. для студ. сред. пед. учеб. заведений. – 3-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. -288 с.
Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учебник для вузов. Изд. второе, доп., испр. и перераб. – М.: 2003. – 384 с.
Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. – 4-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 456 с.
Тема 4. ТЕОРИИ ОБУЧЕНИЯ. Соотношение обучения и развития.
^
Подготовить самостоятельно конспект следующих теоретических вопросов - «Психологические факторы развивающего обучения»:
установка и внимание в обучении;
изменение восприятия в процессе обучения;
условия организации продуктивного запоминания в обучении;
развитие самостоятельности в процессе обучения;
формирование у учащихся научных понятий;
обучение учащихся умениям и навыкам;
влияние эмоций на результаты обучения;
развитие саморегуляции в процессе обучения.
Существуют разные точки зрения на решение вопроса о соотношении обучения и развития. Поясните каждую из них ниже перечисленных авторов.
У. Джемс, Э. Торндайк, Дж. Уотсон, К. Коффка.
Ж. Пиаже.
Дж Брунер.
Л. С. Выготский.
Выскажите свою точку зрения по вопросу о соотношении обучения и развития. Какой из процессов является опережающим, а какой последующим? Свой ответ объясните.
Л. С. Выготский сформулировал учение о зоне ближайшего развития. Объясните, что означает это понятие.
Литература:
Столяренко Л.Д. Педагогическая психология. Серия «Учебники и учебные пособия». 2-е изд., перераб. и доп. – Ростов н/Д.: «Феникс», 2003. – 544 с.
Лекции по педагогической психологии: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.В. Давыдов. – М.: Издат. центр «Академия», 2006. – 224 с.
Шиянов Е.Н., Котова И.Б. Развитие личности в обучении: Учеб. пособие для студ. пед. вузов. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 288 с.
Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учебник для вузов. Изд. второе, доп., испр. и перераб. – М.: 2003. – 384 с.
Талызина Н.Ф. Педагогическая психология: Учеб. для студ. сред. пед. учеб. заведений. – 3-е изд., стереотип. - М.: Издат. центр «Академия», 1999. -288 с.
Тема 5. Теория поэтапного формирования умственных действий
(П. Я. Гальперин, Н. Ф. Талызина).
^
Подготовить самостоятельно конспект следующих теоретических вопросов:
«Самостоятельная работа – высшая форма учебной деятельности».
«Контроль и его функции в учебном процессе».
Теория поэтапного формирования умственных действий выделяет следующие этапы:
1 – мотивационный;
2 – ……………………………;
3 – ……………………………;
4 – ……………………………;
5 – ……………………………. .
Путь формирования приёмов умственной деятельности:
____________________ - _____________________ - _________________.
Ответить (письменно) на следующие вопросы:
Всегда ли нужно обеспечивать прохождение всех этапов процесса усвоения?
Когда можно пропустить мотивационный этап?
Что такое пооперационный контроль? На всех ли этапах процесса усвоения он необходим? Почему?
Что называется валидностью контроля?
Что определяет самостоятельность учебной деятельности (критерии)?
Какие требования предъявляются к самостоятельной работе?
Литература:
Столяренко Л.Д. Педагогическая психология. Серия «Учебники и учебные пособия». 2-е изд., перераб. и доп. – Ростов н/Д.: «Феникс», 2003. – 544 с.
Талызина Н.Ф. Педагогическая психология: Учеб. для студ. сред. пед. учеб. заведений. – 3-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. -288 с.
Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учебник для вузов. Изд. второе, доп., испр. и перераб. – М.: 2003. – 384 с.
Тема 6. Общие основы технологий развивающего обучения. ^
Ответить (письменно) на следующие вопросы:
Каковы общие принципы развивающего обучения по Л.В. Занкову и по В.В. Давыдову?
Чем различаются эмпирическое и теоретическое знания?
Основу системы теоретических знаний в технологии развивающего обучения Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова составляют содержательные обобщения. Объясните, что означает это понятие?
Заполните таблицу «Способы умственных действий (по В.В.Давыдову)».
Способ
| Характеристика
| Рассудочно-эмпирическое мышление
|
| Разумно-теоретическое, диалектическое мышление
|
| Содержательный анализ
|
| Содержательное абстрагирование
|
| Теоретическое, содержательное обобщение
|
| Восхождение от абстрактного к конкретному
|
| Содержательная рефлексия
|
|
Что, по мнению Д.Б. Эльконина - В.В.Давыдова называется целенаправленной учебной деятельностью?
Литература:
Селевко Г. К. «Технологии развивающего обучения».
Столяренко Л.Д. Педагогическая психология. Серия «Учебники и учебные пособия». 2-е изд., перераб. и доп. – Ростов н/Д.: «Феникс», 2003. – 544 с.
Лекции по педагогической психологии: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.В. Давыдов. – М.: Издат. центр «Академия», 2006. – 224 с.
Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учебник для вузов. Изд. второе, доп., испр. и перераб. – М.: 2003. – 384 с.
Педагогическая психология: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. Н.В. Клюевой. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – 400 с.
Шиянов Е.Н., Котова И.Б. Развитие личности в обучении: Учеб. пособие для студ. пед. вузов. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 288 с.
Тема 7. Использование различных теорий обучения в работе учителя. ^
Подготовить самостоятельно конспект следующих теоретических вопросов:
«Пути формирования учебной мотивации».
«Взаимодействие преподавателя и обучающегося в различных моделях обучения».
Ответить (письменно) на следующие вопросы:
Какой стиль отношений учителя с учащимися является наиболее благоприятным?
Чем отличается сотрудничество учащихся друг с другом от сотрудничества с учителем? Почему необходимо сотрудничество со сверстниками?
Какие приёмы может использовать учитель для создания благоприятной эмоциональной атмосферы урока?
Какие функции должна выполнять педагогическая оценка? Сформулируйте психологические требования к эффективности школьной отметки.
Каким образом осуществляется формирование самооценки учащихся? Что такое оценка и отметка? Объясните эти понятия.
Оценка - ___________________________________________________________________________.
Отметка - __________________________________________________________________________.
Перечислите основные стили педагогической деятельности в зависимости от ее характера.
Литература:
Педагогика: учебное пособие / под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Высшее образование, 2007. – 430 с.
Талызина Н.Ф. Педагогическая психология: Учеб. для студ. сред. пед. учеб. заведений. – 3-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. -288 с.
Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учебник для вузов. Изд. второе, доп., испр. и перераб. – М.: 2003. – 384 с.
Педагогическая психология: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. Н.В. Клюевой. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – 400 с.
Афонина Г.М. Педагогика. Курс лекций и семинарские занятия / Под ред. Абдуллиной О.А. – Ростов н/ Д: «Феникс», 2002. – 512 с.
^ Основная
Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А.В. Петровского. – М., 1981.
Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. – СПб., 1997.
Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. – М.,1996.
Дубровина И.В., Данилова Е.Е., Прихожан А.М. Психология. – М., 1999.
Зимняя И.А. Педагогическая психология. – М., 1999.
Мухина В.С. Детская психология. – М., 2000.
Немов Р.С. Психология: в 3 кн. – М.,1995.
Немов Р.С. Психология: в 2 кн. Кн. 2. – М., 1994.
Обухова Л.Ф. Возрастная психология. – М., 1996.
Реан А.А. Психология познания педагогом личности учащихся. – М., 1990.
Столяренко Л.Д. Педагогическая психология. – Ростов н/Д., 2000.
Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. – М., 1999.
Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по дошкольной психологии. – М., 1998.
Шаграева О.А. Детская психология. – М., 2001.
Дополнительная
Венгер А.Л., Цукерман Г.А. Психологическое обследование младших школьников. – М.,2001.
Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия / Сост. И.В. Дубровина и др. – М., 1999.
Волков Б.С. Психология младшего школьника. – М., 2002.
Волков Б.С., Волкова Н.В. Детская психология в вопросах и ответах. – М., 2002.
Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М., 1994.
Ильясов И.И. Структура и процесс учения. – М., 1998.
Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов. – М., 2000.
Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. – М., 1998.
Цукерман Г.А. Совместная учебная деятельность как основа формирования умения учиться. – М., 1992.
Чуприкова Н.И. Умственное развитие и обучение. – М., 1995.
Якунин В.А., Линов Е.Н. Психология педагогической деятельности. Л., 1990.
Приложение 1.
Образец оформления сообщения. Тема
«_______________________________________________________________________» Актуальность выбранной темы для современной школы. Собственно сообщение. Виды (с пояснением). Формы (с пояснением). Примеры. Выводы. Рекомендации учителю. Литература (не менее 5 источников).
Приложение 2.
Образец фотозаписи урока.
Фотозапись урока
Предмет____________________________________________________________________________
Тема урока__________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Цели урока:
Образовательная_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Воспитательная__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Развивающая____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Этапы урока
| Содержание материала и деятельности
(действия учителя и учащихся)
| Примечания
(цели задания, на что направлено)
|
|
|
|
^ _____________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________
Приложение 3.
Примерная схема анализа урока. Организация познавательной деятельности учащихся на уроке.
Обеспечение условий для продуктивной познавательной работы:
обеспечение избирательности, осмысленности, целостности восприятия изучаемых предметов и явлений, формирование ориентировочной основы умственных действий;
способы управления вниманием учащихся;
формы актуализации в памяти ранее усвоенных знаний, необходимых для понимания, осмысления и усвоения нового материала (индивидуальный опрос, собеседование с классом, упражнение по повторению и т. д.);
формирование научных понятий: учет прошлого опыта учащихся, имеющихся знаний;
соблюдение требований к устной и письменной речи, приемы их развития.
Организация активной мыслительной деятельности на всех этапах урока:
уровень формирования знаний учащихся (наглядно-образный, аналитико-синтетический, усвоение понятий, обобщающие образы, "открытие", выведение формул и т. д.);
способы активизации мышления учащихся (система вопросов, создание проблемных ситуаций, проблемно-эвристическое решение задач, использование задач с недостающими и лишними данными, организация поисковой, исследовательской работы на уроке и др.);
руководство со стороны учителя пониманием учащимися преподаваемого материала, его уровни (описательный, сравнительный, объяснительный, обобщающий, оценочный, проблемный);
используемые на уроке виды творческой работы учащихся, степень включения в учебную деятельность воображения: активизация воссоздающего воображения (чтение чертежей, схем, описание образов предметов и явлений и др.);
активизация творческого воображения (аналогии, схематизации, гиперболизации и т.д.).
Организация запоминания изученного материала:
чередование различных видов работы (теоретических, практических, исследовательских);
рациональность использования классной доски, наглядных пособий, ТСО;
систематизация материала, актуализация опорных знаний;
образование ассоциативных связей (по смежности, по контрасту, по сходству).
Формирование умений и навыков:
последовательность формирования навыков (анализ, синтез, автоматизация);
закрепление результатов работы, использование упражнений;
обучение переносу ранее сформированных навыков в новые условия работы;
способы и приемы интеграции знаний и навыков, закрепление умений;
контроль, коррекция и оценка навыков и умений.
Опора на эмоциональную сферу при организации мыслительной деятельности:
увлекательный, эмоциональный рассказ (наглядность, образность, занимательность и т. п.);
вызов удивления, восхищения;
вызов заинтересованности в изучении предмета;
эстетическое оформление классной комнаты;
состояние технических средств, оборудования, используемого на уроке инвентаря;
собранность учителя, речь, четкость и понятность изложения материала и т. д.;
стимулирование положительных переживаний за результаты учебной деятельности конкретных учащихся в классе в целом (похвала, одобрительный кивок, подмеченная положительная тенденция);
использование игр и игровых приемов;
яркие приемы, "активные приемы", уместность и этика шуток, произвольное переключение внимания;
использование функциональной музыки (учет возраста учащихся, соответствие теме занятия, яркость дополнения раскрываемого материала, умеренность дозировки, влияние на формирование нравственных, интеллектуальных и эстетических чувств и т. п.).
|