Скачать 41.18 Kb.
|
Психологическое развитие ребенка младшего школьного возраста Методические указания При подготовке к семинарскому занятию по проблеме развития ребенка младшего школьного возраста следует обратить особое внимание на то, что а) развитие и формирование личности младшего школьника есть процесс социальный. Ребенок занимает социальную позицию школьника; б) развитие и формирование личности осуществляется в процессе активной деятельности самого школьника; в) с поступлением ребенка в школу учение становится ведущим видом деятельности, которое в отличие от игры носит обязательный, целенаправленный, общественно значимый систематизированный характер; г) деятельность младшего школьника по отношению к его среде всегда является опосредованной отношениями со взрослыми и сверстниками. Необходимо обратить внимание на физическое развитие младшего школьника, которое равномерно происходит вплоть до подросткового возраста. В этот период продолжается рост и созревание костей скелета, хотя скорость этих процессов различна у разных детей. В этом возрасте более эффективно функционируют лобные доли головного мозга, управляющие процессами мышления и другими психическими процессами. Эти изменения позволяют ребенку включаться во все более сложную, требующий высокой координации движений деятельность. Моторная деятельность в этот период интенсивно развивается. Важным фактором физического развития ребенка является здоровье, которое позволяет детям более активно заниматься физической (физкультура, труд) и умственной деятельностью. Выключение из двигательной активности ребенка 4-5 часов на умственные занятия должны компенсироваться специально организованными физическими упражнениями. При подготовке к семинарскому занятию необходимо обратить особое внимание на новообразования в младшем школьном возрасте, развитии личности младшего школьника, специфику его отношений со взрослыми и сверстниками. Также немаловажное значение имеет статус младшего школьника, самооценка и уровень притязаний детей младшего школьного возраста. Учебная деятельность как ведущий процесс имеет свою специфику в младшем школьном возрасте. Поэтому условия организации умственной деятельности, необходимые для повышения эффективности учения, закономерности и механизмы возникновения совместных учебных действий требуют тщательного изучения. Предметом пристального внимания исследователей является мотивация учебной деятельности, развитие психических процессов, развитие интеллекта и способностей. Вопросы и задания для самостоятельной подготовки к семинарскому занятию
9. Используя дополнительную литературу и раздел «Основные понятия возрастной психологии», дайте определение следующим понятиям:
10. Проведите аннотирование и конспектирование литературы по проблемам семинарского занятия (Хрестоматия по возрастной психологии / Составители Л.А. Семчук, А.И Янчий. ): 1. Крутецкий В.А. Психологические особенности младшего школьника. ‑ С. 54- 55. 2. Лейтес Н.С. Возрастные предпосылки умственных способностей. ‑ С.55-61. 3. Леонтьев А.Н. О формировании способностей. – С. 61-66. 4. Митина Л.М, Индивидуальный подход и схематическая типизация учащихся. ‑ С. 88-93. 5. Рубинштейн С.Л. Проблема способностей и вопросы психологической теории. ‑ С. 116- 122. 6. Теплов Б.М. Способности и одаренность. С. 122- 124. 7. Эльконин Д.Б. Психологические вопросы формирования учебной деятельности в младшем школьном возрасте. ‑ С. 162- 164. Список рекомендованной литературы
|
![]() | Младший школьный возраст – наиболее ответственный этап школьного детства. Высокая сензитивность этого возрастного периода определяет... | ![]() | Цель лабораторного занятия: Знакомство с методиками изучения детей младшего школьного возраста, анализ существующих стандартизированных... |
![]() | Л63 Развитие и коррекция навыков чтения: Программа для занятий с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста. — М.:... | ![]() | Гендерные особенности взаимоотношений родителей и детей младшего школьного возраста со старшими и младшими сиблингами Психология... |
![]() | «Развивающие игры Воскобовича в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста» | ![]() | Не случайно отсутствие необходимой подготовленности старших дошкольников к работе в классе прежде всего выражается в их неумении... |
![]() | Методика проведения занятий гимнастикой с учащимися младшего школьного возраста с учетом их анатомно-физеологических и психологических... | ![]() | Понятие страха в современной детской психологии |
![]() | Цель конференции – распространение передового педагогического опыта по использованию развивающих игр и пособий В. В. Воскобовича... | ![]() | Виртуальное путешествие: «Незнайка и иммунитет» о здоровом образе жизни, для младшего школьного возраста |