Вопросы к экзамену по дисциплине «Психология». раздел 1 «Общая и социальная психология»
Объект и предмет изучения психологии
Понятие «психика» и «психическое отражение». Структура психики человека
Связь психологии с другими науками. Отрасли психологии.
Классификация методов исследования в психологии
Основные методы психологии (наблюдение и эксперимент)
Дополнительные методы в психологии (психодиагностические, опрос и пр.)
Этапы развития предмета психологии
Строение анализатора человека.
Понятие об ощущении и его физиологической основе. Виды ощущений
Понятие о восприятии. Основные свойства восприятия. Нарушение восприятия
Общая характеристика внимания. Виды и свойства внимания
Память и ее виды. Мнемические процессы (запоминание, сохранение, воспроизведение, забывание)
Развитие мышления в онтогенезе. Виды мышления
Операции мыслительной деятельности (анализ, синтез, обобщение, классификация, сравнение)
Формы мышления (понятие, суждение, умозаключение)
Общая характеристика воображения. Креативность человека и способы ее развития у детей.
Определение «психическое состояние». Функции психических состояний
Девять основных эмоций и особенности их внешнего проявления
Стресс и его профилактика
Понятия «воля» и «волевое действие». Механизмы воли. Безволие и его причины.
Сознание как высшая ступень развития психики
Понятия «речь», «язык» и «слово». Функции языка и речи. Виды речи
Развитие речи в онтогенезе
Самосознание и самооценка человека.
Человек как субъект деятельности. Психологическое строение деятельности
Способности и условия их развития. Общие и специальные способности. Талант и гениальность.
Определение понятий «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность», соотношение между ними
Индивидные свойства человека (пол, возраст, нервная система)
Определение понятия «темперамент». Феноменология типов темперамента
Личность и ее развитие
Потребности. Теория «Пирамиды потребностей» А. Маслоу
Мотивационная сфера личности. Понятие «иерархия мотивов».
Психоаналитическая теория личности З. Фрейда
Гуманистические теории личности
Иерархическая структура личности по К.К. Платонову
Проблема формирования и развития личности в концепции А.Н. Леонтьева
Общее понятие о характере. Акцентуации характера.
Черты характера. Формирование характера у детей и пути его воспитания
Понятие группы и ее виды. Феномены группового влияния
Социальная фасилитация и ингибиция
Конформизм. Деиндивидуализация. Огруппление мышления
Влияние меньшинства на большинство
Стадии формирования группы
Понятия «мотив» и «мотивация»
Особенности "самоактуализирующейся личности" по А. Маслоу
Самооценка человека и ее виды
Структура и функции общения. Стратегии и виды общения
Вербальные и невербальные средства общения
Структура и этапы развития конфликта. Стили поведения в конфликте.
Раздел 2 «Психология развития и возрастная психология»
Объект, предмет и задачи психологии развития и возрастной психологии
Теория возрастных задач развития Эрика Эриксона
Теория психосексуального развития Зигмунда Фрейда.
Методы организации исследования в психологии развития
Методы изучения возрастных особенностей и проблем развития
Понятие возраста. Основные структурные компоненты возраста (социальная ситуация развития, новообразования, ведущая деятельность и др.)
Понятие ведущей деятельности. Смена ведущей деятельности в течение жизни человека.
Понятие «новообразование». Основные психические новообразования в детский и подростковый период.
Механизмы развития личности. Взаимосвязь обучения, воспитания и развития в онтогенезе.
Проблема периодизации психического развития. Подходы к периодизации.
Основные этапы возрастного развития человека.
Категория развития. Условия нормального психического развития ребенка. Влияние социально-культурного фона на развитие человека.
Условия нормального протекания беременности.
Роль матери и отца в развитии личности ребенка.
Этапы внутриутробного развития.
Причины аномального развития ребенка.
Особенности психики новорожденного. Безусловные рефлексы.
Психическое развитие в младенчестве. Кризис 1 года.
Кризис трех лет: причины, формы проявления.
Психическое развитие в раннем детстве. Развитие речи ребенка.
Психологическая характеристика ребенка дошкольного возраста.
Психологическая характеристика людей в период зрелости.
Понятие возрастного кризиса. Кризисы детства.
Основные виды деятельности в дошкольном возрасте.
Основные отличия игры и учебной деятельности.
Психологическая характеристика готовности ребенка к школе.
Психологическая характеристика младших школьников.
Психологические особенности подростка. Акцентуации характера у подростков.
Девиантное поведение в подростковом возрасте
Основные проблемы подросткового возраста
Психологические особенности юношеского возраста.
Этапы профессионального самоопределения человека.
Психологические проблемы, возникающие у людей в молодости.
Кризис середины жизни
Кризисы периода взрослости и геронтогенеза.
Психологические проблемы людей пожилого возраста.
Психология старости. Стратегии старения.
Особенности развития личности в условиях депривации (дети-сироты и др.)
Вопросы по разделу 3 «Психология обучения и воспитания»
Развитие знаний о психологии обучения и воспитания детей.
Адаптация человека в современном обществе. Способы передачи общественного опыта.
Взаимосвязь процессов обучения, воспитания и развития
Сравнительная характеристика развития познавательных процессов у школьников разных ступеней обучения
Модель личности педагога.
Профессиональное самосознание человека и самосознание педагога.
Стили педагогической деятельности и общения
Педагогические способности и профессиональные компетенции учителя
Взаимодействие в системе «Учитель-ученик-родитель»
Педагогические конфликты и их профилактика
Диагностика готовности ребенка к школьному обучению
Кризис начала обучения в школе и способы его преодоления
Анализ развивающих функций традиционной и инновационной системы обучения
Обучение. Педагогическая деятельность и ее структура
Модели обучения (познавательная, коммуникативная, кибернетическая)
Научение и его виды.
Ученик как субъект учебной деятельности. Учение. Учебная деятельность и ее структура
Мотивация учебной деятельности у детей младшего школьного возраста и способы ее повышения
Мотивация учебной деятельности у взрослых людей
Отечественные теории обучения
Зарубежные теории обучения
Слагаемые готовности ребенка к школьному обучению
Воспитание как процесс, институты воспитания, принципы воспитания
Планирование воспитательной работы с классом
Методы воспитания
Организация и проведение мониторинга воспитательной работы с учащимися
Особенности программированного обучения
Проблемное обучение и его использование
Традиционное обучение, его плюсы и минусы
Инновационные методы проведения занятий
Организация психологического анализа урока
Сравнительная роль различных теорий учения в организации современного образования
Неуспеваемость, ее причины и способы работы с неуспевающими детьми
Психологические детерминанты отставания в учении
|