Реферат тема гендерные Особенности взаимоотношений родителей и детей младшего школьного возраста со старшими и младшими сиблингами Введение




НазваниеРеферат тема гендерные Особенности взаимоотношений родителей и детей младшего школьного возраста со старшими и младшими сиблингами Введение
страница1/13
Дата публикации21.06.2013
Размер1.87 Mb.
ТипРеферат
zadocs.ru > Психология > Реферат
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13


Гендерные особенности взаимоотношений родителей и детей младшего школьного возраста со старшими и младшими сиблингами - Психология -реферат

ТЕМА

гендерные Особенности взаимоотношений родителей и детей младшего школьного возраста со старшими и младшими сиблингами 
Введение

Становление ребенка как личности начинается в семье, выступающей первым и определяющим внешним условием в жизни ребенка. Это те близкие люди, которые осуществляют не только уход за ребенком, но и «вводят в культуру». В семье ребенок впервые начинает взаимодействовать с окружающей его действительностью, строить свое отношение к ней.

Первые люди, с которыми общается ребенок — родители. Но для становления личности необходимо общение не только с взрослыми, но и со сверстниками, детьми, которые старше или младше ребенка. В семье, где есть сиблинги, взаимодействие между ними способствует развитию личности каждого ребенка. Начиная с поиска новых форм поведения у первенца, что может служить стимулом, толчком в развитии его личности и заканчивая механизмом идентификации младшего ребенка как с родителем, так и со старшим сибсом, который подчас превосходит по своему авторитету и родителей.

Наличие сиблингов в семье, их гендерные и возрастные особенности, являются особым фактором психического развития ребенка. Восприятие и интерпретация семейной ситуации с позиции сиблинга, позволяет в свою очередь понять, почему ребенок поступает так или иначе. Таким образом, необходимо выяснить, как он видит семью и интерпретирует происходящее.

Одним из основных направлений исследований формирования детских отношений данной проблематики в зарубежной психологии является изучение особенностей развития ребенка в зависимости от порядка его рождения в семье. Основу такого подхода заложили З. Фрейд и А. Адлер., отметив, что позиция ребенка среди его сестер и братьев имеет особое значение для всей его дальнейшей жизни, детерминируя установки, сопутствующие стилю жизни.

Большинство современных исследований в области детских отношений преимущественно ограничены изучением факторов, определяющих их специфику. К числу последних относятся: материнское отношение к детям, определяющее взаимоотношения между сиблингами; влияние старших сиблингов на формирование социальных умений у младших; влияние пола сиблинга на формирование идентичности; уход за младшим, как условие, способствующее формированию социального поведения и чувства ответственности старшего сиблинга.

Вместе с тем, несмотря на теоретическую и практическую значимость полученных результатов, проблема отношения сиблингов в научной литературе представлена фрагментарно, и остается до конца не изученной.

В частности, мало исследованным остается изучение гендерных особенностей детских и детско-родительских отношений, представление о сиблинге с разной ролевой позиции, в целом специфика детских отношений в семье, как разновидности межличностного взаимодействия.

В данной работе мы попытались объединить данные аспекты, с целью изучения гендерных особенностей взаимоотношений родителей и детей младшего школьного возраста к старшим и младшим сиблингам.


Глава 1. Роль семьи в формировании развития ребенка

1.1.  Семья как персональная микросреда развития ребенка

Семья — важнейший из феноменов, сопровождающий человека в течение всей его жизни. Значимость ее влияния на личность, ее сложность, многогранность и проблемность, обуславливают большое количество различных подходов к изучению семьи, а также определений, встречающихся в научной литературе.

Семья – ячейка общества, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, т.е. отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами и другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство.

Важнейшими характеристиками семьи являются ее функции, структура и динамика.

Любая семья создается с целью удовлетворения каких-то значимых для ее членов потребностей, которые по мере развития семейных отношений дополняются общесемейными, групповыми и общественными. «Отражение системы взаимодействия личности и семьи, семьи и общества, тех сфер жизнедеятельности, которые связаны с удовлетворением определенных потребностей ее членов, называется функцией семьи».

 Функции семьи задаются потребностями, субъектами которых выступают общество, группа (семья) и личность. Функции семьи реализуются в процессе выполнения ролей членами семьи и поэтому они являются важнейшими признаками семьи.

Семья органически связана с обществом, и поэтому ряд функций непосредственно вытекает из требований самого общества. С другой стороны, семья — это сфера межличностных отношений, где действуют свои законы и свои функции. В этой связи можно выделить функции общества по отношению к семье, семьи по отношению к обществу, семьи по отношению к личности и личности по отношению к семье. Исходя из этого, функции семьи можно рассматривать как социальные (по отношению к обществу) и индивидуальные (по отношению к личности). Функции семьи тесно связаны с потребностями общества в институте семьи и с потребностями личности в принадлежности к семейной группе. Таким образом, функции семьи глубоко историчны и тесно связаны с социально-экономическими условиями жизнедеятельности общества и с течением времени характер семейных функций, их иерархия меняется.

Разные авторы, перечисляя функции семьи, называют их по-разному, однако выделяемая ими совокупность функций довольно схожа. Выделим основные функции семьи.

Хозяйственно-бытовая функция – удовлетворение материальных потребностей членов семьи, содействует сохранению их здоровья.

Эмоциональная функция – удовлетворение ее членами потребностей в симпатии, уважении, признании, эмоциональной поддержке, психологической защите.

Функция духовного (культурного) общения – удовлетворение потребностей в совместном проведении досуга; взаимное духовное обогащение; значительная роль в духовном развитии членов общества.

Воспитательная функция – это удовлетворение индивидуальных потребностей в отцовстве и материнстве, контактах с детьми, их воспитании, самореализации в детях.

Также семья осуществляет регулирование сексуально-эротического поведение членов семьи, обеспечивая биологическое воспроизводство общества [26].

Помимо основных функций, семья имеет свою структуру, а именно совокупность отношений между ее членами, которая включает: структуру родства; структуру власти и лидерства; структуру ролей; структуру коммуникаций. При анализе структуры семьи мы можем ответить на вопрос, каким образом реализуется функция семьи: кто в семье осуществляет руководство и кто - исполнение, как распределены между членами семьи права и обязанности [27].

Как функции, так и структура, а также вероятность различного рода их нарушений значительно изменяются на различных этапах жизнедеятельности семьи или жизненного цикла. Это категория, которая характеризует динамику изменений семьи от ее формирования до прекращения действия как таковой.

Существуют различные системы выделения основных этапов жизненного цикла. Но основными из них являются следующие: 1) вступление в брак – образование семьи; 2) начало деторождения – рождение первого ребенка; 3) окончание деторождения – рождение последнего ребенка; 4) «пустое гнездо» – вступление в брак и выделение из семьи последнего ребенка; 5) прекращение существования семьи – смерть одного из супругов. На каждом этапе семья обладает специфическими социальными и экономическими характеристиками [26].

Семья для всех ее членов является определенным жизненным пространством, в котором протекает большая часть жизни каждого из них. Это не просто маленькая группа людей, но такая социальная среда, в которой каждый стремится удовлетворить свои потребности, реализовать, развивать себя и в то же время находиться в теснейшей связи со всеми членами семьи, то есть включает в себя: партнерские, детско-родительские и детские отношения [22].

В современной психологии является общепризнанным положение о значении социальной среды и общении ребенка со взрослыми и сверстниками для психического развития и формирования личности [19]. Однако существует несколько интерпретаций на вопрос о механизмах влияния социальной среды в развитии ребенка, с учетом теоретической модели развития, принимаемой в различных школах и направлениях: бихевиоральной психологии, теории социального научения, эпигенетическом подходе, психологии операционального развития интеллекта, культурно-историческом подходе.

Введение Л.С. Выготским в учение о структуре и динамике психологического возраста понятия социальной ситуации развития, являющейся важнейшей характеристикой возраста, раскрывающей отношения ребенка и его социального окружения. По мнению Л.С. Выготского, это главный компонент структуры возраста, который характеризует своеобразие, специфическое для данного возраста, исключительное, единственное и неповторимое отношение между ребенком и окружающей его действительностью, прежде всего социальной [8].

Социальная ситуация развития представляет собой исходный момент для всех динамических изменений, происходящих в развитии в течение данного периода. Она определяет целиком и полностью те формы и тот путь, следуя по которому, ребенок приобретает новые и новые свойства личности, черпая их из социальной действительности как из основного источника развития, тот путь, по которому социальное становится индивидуальным [8]. Поэтому, по мнению Л. С. Выготского, характеристику любого возраста следует начинать с выяснения социальной ситуации развития, которая в первую очередь включает семейную ситуацию, формирующую личность ребенка.

Освоение ребенком по мере возрастного развития новых социальных форм общения и взаимодействия, включение его во все новые социальные институты воспитания и образования усложняет структуру социальной ситуации развития и делает особенно актуальной задачу изучения возрастной специфики влияния этих социальных контекстов на формирование личности ребенка, и, в частности, ядерного образования Я-концепции - самооценки. Выявление детерминирующего значения каждого из социальных контекстов планов общения и сотрудничества с родителями, братьями и сестрами, сверстниками, друзьями и педагогами, позволит прогнозировать и предупреждать возможные искажения в развитии ребенка благодаря использованию развивающего потенциала этих социальных контекстов.

Некоторые авторы (Э. Эриксон, А. Фром) полагают, что природа возникновения внутренних конфликтов лежит в особенностях переживаний ребенком стадий созревания своего «Я». Так, неспособность выработать навыки самостоятельности и инициативности на второй и третьей стадиях развития «Я» приводит к страху независимости и самостоятельности.

И очень важно, сумел ли ребенок в соответствующий момент своего личностного развития правильно реализовать свои психологические потребности — в любви, доверии, самостоятельности, в предприимчивости и признании и какую роль в данный период играли родители.

Итак, первая стадия: доверие-недоверие — охватывает первый год жизни ребенка. В этот период развивается параметр социального взаимодействия, положительный полюс которого доверие, а отрицательный недоверие.

Что поможет ребенку доверять родителям? Основой является ощущение безопасности и доверия, которое испытывает ребенок. Психологической задачей для родителей выступает формирование условий для возникновения доверия, которое базируется в первую очередь на привязанности к матери. Следует подчеркнуть, что привязанность и зависимость — не синонимы. Нервный, неуверенный ребенок может неправильно считаться более привязанным, чем уверенный, спокойный, который может исследовать окружающую обстановку, используя мать как защиту.

Вторая стадия: самостоятельность и нерешительность наступает на втором и третьем годах жизни ребенка. В этот период у ребенка развивается самостоятельность на основе его моторных и интеллектуальных способностей. Если родители не ограничивают активность, то у него появляется самостоятельность.

Как помочь ребенку почувствовать, что он способен на что-то? Психологическая задача этого периода для родителей – отделение и индивидуализация ребенка, которая выполняется благодаря умению родителей давать ему возможность почувствовать себя «большим». Помощь ребенку должна стать нормой поведения для родителей.

Третья стадия: предприимчивость и чувство вины — приходится на возраст от четырех до пяти лет. К этому возрасту, ребенок приобрел множество навыков и создал психологическую базу для развития изобретательности. Если родители показывают ребенку, что его игры вредны и утомительны, что вопросы назойливы, а фантазии бестолковы, то он начинает чувствовать себя виноватым.

Задача родителей в этом периоде заключается в развитии навыков самообслуживания ребенка, насыщении его информацией, поддержке развития детской игры. Для детей этого возраста, окружающий мир — очень страшное место. Они часто задают вопросы, на которые знают ответы. Главным образом затем, чтобы проверить, какая информация правильная, а какая — нет. Их самый серьезный страх — остаться одному. Усилия родителей сосредоточены на развитии личности ребенка и его независимости.

Четвертая стадия: умелость-неполноценность — занимает годы от шести до оддинадцати лет. Когда детей поощряют мастерить что угодно и хвалят за результаты, то у ребенка вырабатывается умелость и творческое отношение к миру.

Главным образом, усилия ребенка направлены на то, чтобы справиться с проблемами, которые существуют вне семьи. Родителям предстоит объяснить ребенку то, что ребенок должен делать, а не то, что родитель не хочет видеть в его поведении.

Личность — это человеческая «самость», исключительность, выражаемая как в способностях, так и в нравственном облике человека. Именно личность имеет сложившееся мировоззрение, которое она отстаивает на протяжении всего жизненного цикла [16].

При появлении на свет малыша, первой заботой родителей является его физическое и психическое здоровье. И только потом — значительно позже они начинают задумываться о том, каким человеком он станет. С этого и начинается формирование личности ребенка.

Таким образом, семья для ребенка — это место рождения и основная среда обитания. Именно в семье ребенок получает азы знаний об окружающем мире, а при высоком культурном и образовательном потенциале родителей – продолжает получать не только азы, по и саму культуру всю жизнь. Семья – это определенный морально психологический климат, для ребенка, это первая школа отношений с людьми [17].

Так малыш постепенно овладевает общими свойственными человеку формами поведения среди людей и развивается как индивидуальность. Сохранение положительных взаимоотношений со своими родителями и близкими — условие, при котором личность ребенка будет развиваться благополучно. Хорошее отношение со стороны родителей жизненно необходимо ребенку. Желание заслужить похвалу, родительское одобрение является одним из рычагов воспитания. Оценка поведения со стороны родителей и близких — один из важнейших источников чувств малыша. Похвала вызывает чувство гордости, постепенно начинает проявляться такое важное образование, как самоуважение. Притязание на признание — одна из самых значимых человеческих потребностей. Она основана на стремлении получить высокую оценку своих достижений, отвечающих общественным ожиданиям ноши.

Стремление к реализации притязаний развивает ребенка, делает его совершеннее. Малыш уже в 3 года имеет чувство собственного достоинства, он гордится своими достижениями и стремится в чем-то быть лучше.

После того как у ребенка возникло отношение к самому себе как к «хорошему», у него появляется стремление к тому, чтобы соответствовать требованиям взрослых, быть признанным сейчас и в будущем.

Исследования в области возрастной психологии (Мухина В.С., Обухова Л.Ф.) показывают, что в младшем школьном возрасте значимым окружением являются взрослые: «Относясь к взрослым и более старшим детям, как к образцу, младший школьник в то же самое время притязает на признание со стороны взрослых и подростков. Выполнение нормативов поведения и стремление к знаниям опосредовано притязанием на признание. Именно оценка старших влияет сейчас на формирование уровня притязаний и дальнейшую оценку своих поступков.» [16]. Необходимо также отметить роль взрослого как партнера в совместной деятельности, обеспечивающего условия для развития потенциальных возможностей ребенка. Так, по мнению Л.И. Божович и В.Д. Шадрикова, именно старшие формируют способность к целеполаганию, а на этапе младшего школьного возраста, ребенку принадлежит лишь мотив его действий, тогда как цель – взрослому.

Поэтому важно, чтобы семья поддерживала в ребенке уверенность, что он обязательно научится тому, чего пока еще не умеет; что он действительно хороший, честный, добросовестный, доброжелательный, т.е., замечательный ребенок.

Только родительская любовь и вера рождают оптимизм, желание быть хорошим. Это желание как бы подталкивает ребенка к исполнению родительских ожиданий.

Привязанность к родителям — важнейший компонент эмоционального развития ребенка. Это форма эмоциональной коммуникации, взаимодействия, общения с родителями, прежде всего с матерью как наиболее близким лицом. О начальных проявлениях привязанности можно говорить уже к середине первого года жизни. Беспокойство при разлуке с матерью сохраняется у девочек до 2,5 лет, у мальчиков до 3,5 лет [22].

Другая крайность отношения родителей, к детям состоит в недостатке эмоциональной заботы – их рано отдают в ясли или перепоручаю уход за ними бабушкам, дедушкам или другим родственникам.

Чувствительные дети восполняют недостаток эмоциональности и непосредственности тем, что часто приходят в возбужденное состояние, кричат, плачут, клянчат, словно опасаясь, что про них забудут, не приласкают. Вместо изменения поведения родители только «закручивают» гайки, продолжая не обращать внимания на ухудшающееся эмоциональное состояние детей. Опасность данной ситуации, если она продолжительна, - в компенсаторном развитии самолюбия детей, когда они односторонне начинают любить себя в противовес чувству любви к другим и не способны делиться с кем-либо своими радостями и печалями [22].

Как видим, чувства и установки родителей, семейные отношения и чувства детей могут быть очень тесно связаны. Нетрудно догадаться, что в самой неблагоприятной, драматической обстановке оказывается ребенок.

Разумеется, изучению и оценке необходимо подвергать систему «ребенок-родитель» в целом. Итак, основными показателями при оценке воспитательного процесса ребенка в семье могут быть:

а) для ребенка – характер проявления первых признаком нравственных качеств; общее физическое развитие и возможные дефекты; способность к игре; уровень внушаемости; тенденции развития половой идентичности; характер проявления доминирующих способностей; способность к подражанию; предрасположенности в игре; реакции на принятые нормы поведения; характер проявления детской ответственности и т. п.

б) для родителя – мотивация воспитания; уровень знания особенностей ребенка этого возрастного периода; умение формировать целевые и смысловые установки; понимание особенностей различных видов воспитании; понимание характера и силы собственных психогенных отклонений для этого периода и т. п.

Возможность родителей оценивать собственные воспитательные способности предоставляет им широкие условия их реализации и коррекции, а значит, устранения возникающих проблем в жизнедеятельности семьи.
1.2 Проблема детско-родительских отношений и благополучие ребенка в семье

Проблема детско-родительских отношений в психологии является одной из классических, к которой обращались многие авторы (Э. Фромм, А. Спиваковская, А. Захаров, Ю. Гиппенрейтер, М. Буянов, 3. Матейчек, Г. Хоментаускас, А. Фромм. и др.) и, не теряет своей актуальности в современных исследованиях (А. Г. Лидерс, С. Нартова-Бочавер, М. Руфо, А. Баркан, Е. Карпунина, И. Карепанова и др.).

Как правило, трудности детей служат проекцией отношений в семье. Отказываясь от изолированного, внесемейного контекста анализа детских проблем, мы должны обратить внимание также на то, что корни этих проблем формируются в раннем детстве. Именно в раннем детстве закладываются базисные подструктуры личности и установки, которые слабо поддаются коррекции у подростков, а затем у взрослых.

Проблема детско-родительских отношений определяется сложностью объектной структуры — всем многообразием взаимоотношений детей и родителей, теми нарушениями в детско-родительских отношениях, которые могут оказывать существенное влияние на благополучие ребенка в семье и его дальнейшее развитие [12].

Исследования показывают, что конструктивность воспитательного процесса в семье в большей мере определяют следующие факторы: представления родителей об эталоне воспитанной личности, расположенность к полу ребенка в семье, педагогическая культура общения родителей, мотивы рождения ребенка, установки супругов на воспитание детей, уровень притязаний родителей по отношению к ребенку [3].

Кроме вышеназванных факторов воспитания, существуют и такие, как: преобладающие в семье настроения, индивидуальные способности супругов к воспитанию детей, склонность родителей к эмоциональной разрядке и юмору, тип личности и поведения родителей.

Перед родителями стоит множество задач, которые решаются при рассмотрении вопросов семейного воспитания, например: развитие педагогически оправданного взаимовлияния родителей и детей друг на друга, усиление роли семьи с ростом самосознания ее членов и т. п.

Главная задача семьи — создание не только определенных взаимоотношений между родителями и их детьми, но и их предпосылок, т.е. определенного образа жизни семьи и взаимоотношений ее членов. Неуверенность родителей, неправильное воспитание ими детей, обостряют взаимоотношения в семье и негативно влияют на развитие личности ребенка.

Связь между родителями и детьми является наиболее прочной из всех видов связей, которые устанавливаются между людьми. Взаимоотношения между родителями и детьми всегда тесно связаны с характером взаимоотношений между самими родителями, образом жизни семьи, здоровьем, благополучием, ее счастьем. Больше всего благополучию ребенка способствуют доброжелательная атмосфера и такая система семейных взаимоотношений, которая дает чувство защищенности и одновременно стимулирует и направляет его развитие. Конфликтная, напряженная обстановка делает ребенка нервным, плаксивым, непослушным, агрессивным. Трения между супругами, как правило, травмирующе влияют на ребенка.

Наблюдения за воспитанием детей в различных семьях позволили психологам составить описание различных типов воспитания.

A. Болдуин выделил два стиля родительского воспитания: демократический и контролирующий.

Демократический стиль характеризуется следующими параметрами: высокая степень вербального общения между родителями и детьми, включенность детей в обсуждение семейных проблем, успешность ребенка при готовности родителей всегда прийти па помощь, стремление к снижению субъективности в видении ребенка.

Контролирующий стиль предполагает существенные ограничения поведения ребенка при отсутствии разногласий между родителями и детьми по поводу дисциплинарных мер, четкое понимание ребенком смысла ограничений. Требования родителей могут быть достаточно жесткими, но они предъявляются ребенку постоянно и последовательно и признаются ребенком как справедливые и обоснованные.

Одно из направлений в описании типологии семейного воспитания – изучение воспитательских родительских установок и позиций. В самом общем виде были сформулированы оптимальная и неоптимальная родительские позиции, где оптимальная позиция отвечает требованиям адекватности, гибкости и прогностичности [19].

Существует попытка описать воспитание в семье через те роли, которые выполняет ребенок. Роль определяется как некий набор шаблонов поведения по отношению к ребенку в семье, как сочетание чувств, ожиданий, действий, оценок, адресованных ребенку взрослыми членами семьи. Детские роли четко выявляются в семьях, когда родительские позиции утрачивают гибкость и адекватность.

Приведенные описания хорошо иллюстрируют тот факт, что на детей влияют не только преднамеренные воздействия, но в равной или даже большей степени, все особенности поведения родителей.

Недостаточно изучены мотивационные тенденции во взаимодействии родителя с ребенком и их субъективное осознание. Анализ мотивов воспитания показал, что истинные побуждения, которые определяют взаимодействие с детьми, не всегда полностью представлены в сознании родителей. Реально действующий мотив может быть представлен в сознании замещающим мотивом, а само воспитание, взаимодействие с ребенком становится полимотивированным, и в значительной степени неосознанным. «Игра» сознательных и неосознаваемых сил, сложное переплетение различных мотивов воспитания проявляются в родительских позициях, преобладающих при взаимодействии с ребенком [18].

Родительская позиция — это некое целостное образование, реальная направленность воспитательной деятельности родителей, возникающая под влиянием мотивов воспитания. То, какая именно родительская позиция реализуется во взаимодействии с ребенком, зависит, прежде всего, от соотношения между сознаваемыми и неосознаваемыми мотивационными тенденциями [26].

Родительские установки, или позиции, — один из наиболее изученных аспектов детско-родительских отношений. При этом под родительскими установками А.С. Спиваковская понимает, систему или совокупность родительского эмоционального отношения к ребенку, восприятие ребенка родителем и способов поведения с ним. Еще в 30-х гг. были выделены четыре родительские установки и соответствующие им типы поведения: «принятие и любовь», «явное отвержение», «излишняя требовательность», «чрезмерная опека», а также была прослежена определенная зависимость между поведением родителей и поведением детей. Так, например, «принятие и любовь» порождают в ребенке чувство безопасности и способствуют нормальному развитию личности, в то время как «явное отвержение» ведет к агрессивности и эмоциональному недоразвитию [18].

Проблема семейного воспитания всегда привлекала к себе внимание ученых и практиков нашей страны. Вопросы семейного воспитания рассматривались педагогами, социологами, психологами, психотерапевтами (А.Я. Варга, 1983; Т.В. Архиреева, 1989; Н.Н. Авдеева, 1994; А.И. Захаров, 1986; А.И. Спиваковская, 1988; А.Е. Личко, 1979; Э.Г. Эйдемиллер, 1980 и др.). При этом, затрагивались различные сферы детско-родительских отношений: особенности воспитания ребенка и отношение к нему родителей, характерные особенности личности ребенка как результат семейных воздействий, особенности личности родителей, характер супружеских отношений и т.д.

Еще исследования А.Н. Леонтьева (1977), А.Р. Лурии (1980), Д.Б. Эльконина (1976) и других, показали, что психическое развитие ребенка определяется: его эмоциональным контактом и особенностями сотрудничества с родителями.

Таким образом, можно со всей определенностью утверждать, что на детско-родительских отношениях сказываются: тип семьи, позиция, которую занимают взрослые, стили отношений и та роль, которую они отводят ребенку в семье. При этом взаимоотношения в семье могут иметь разноплановый характер, а использование неэффективного типа родительского отношения ведет к возникновению тревожности у ребенка.

Необходимо отметить, что в качестве центральной, «базовой» причины тревожности детей выделяются факторы семейного воспитания и, прежде всего, система взаимоотношений «мать — ребенок» (Н.М. Гордецова, 1978; А.И. Захаров, 1988; А.С. Спиваковская, 1988; В.С. Манова-Томова, 1981; М. Раттер, 1987 и др.).

Очевидно, что социальная нестабильность: потеря (или угроза потери) взрослыми своей социальной позиции, неуверенность в себе, в завтрашнем дне, чувство вины за то, что обеспечиваешь семью хуже, чем другие, порождает у некоторых взрослых стремление выместить это на детях. Вследствие чего, проявляется во многих случаях жестокого обращения с детьми, провоцируя появление ситуаций, вызывающих тревогу у детей.

Ребенок приходит в этот мир беспомощным и беззащитным. Его жизнь, здоровье и будущее, целиком зависят от родителей. Ребенок верит в их любовь, доброе отношение и надеется на их защиту. Но, когда речь заходит о воспитании, ребенок зачастую превращается в объект педагогических, воспитательных и других воздействий [24].

Конечно, влияние мира взрослых громадное, но ведь существует и сам ребенок, с характерными ему половозрастными особенностями, специфическим восприятием и творческой интерпретацией окружающего мира, и, семейная ситуация, оцениваемая нами как положительная либо отрицательная, может совершенно противоположно восприниматься ребенком. Его хорошее или плохое поведение не навык, которое необходимо поощрять или пресечь, а личностное отношение, которое является результатом внутренней активности ребенка и имеет для него определенный смысл.

Таким образом, по мнению Г. Хоментаускаса, именно отношения, а не внешние обстоятельства определяют поведение ребенка и формируют его личность.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Реферат тема гендерные Особенности взаимоотношений родителей и детей младшего школьного возраста со старшими и младшими сиблингами Введение iconЛабораторная работа Диагностика младшего школьника
Цель лабораторного занятия: Знакомство с методиками изучения детей младшего школьного возраста, анализ существующих стандартизированных...

Реферат тема гендерные Особенности взаимоотношений родителей и детей младшего школьного возраста со старшими и младшими сиблингами Введение icon1 Причины проявления страха у детей младшего школьного возраста
Понятие страха в современной детской психологии

Реферат тема гендерные Особенности взаимоотношений родителей и детей младшего школьного возраста со старшими и младшими сиблингами Введение iconСпециальности 1-230304 «психология» заочной формы обучения составитель:...
Предложите программу коррекции нарушений зрительной и слуховой памяти у детей младшего школьного возраста (программа должна включать...

Реферат тема гендерные Особенности взаимоотношений родителей и детей младшего школьного возраста со старшими и младшими сиблингами Введение iconКоррекционно-развивающая работа с детьми младшего школьного возраста
Младший школьный возраст – наиболее ответствен­ный этап школьного детства. Высокая сензитивность это­го возрастного периода определяет...

Реферат тема гендерные Особенности взаимоотношений родителей и детей младшего школьного возраста со старшими и младшими сиблингами Введение icon-
«Развивающие игры Воскобовича в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста»

Реферат тема гендерные Особенности взаимоотношений родителей и детей младшего школьного возраста со старшими и младшими сиблингами Введение iconРазвитие внимания у детей младшего школьного возраста (Люблинская)
Не случайно отсутствие необходимой подго­товленности старших дошкольников к работе в классе прежде всего выражается в их неумении...

Реферат тема гендерные Особенности взаимоотношений родителей и детей младшего школьного возраста со старшими и младшими сиблингами Введение iconЭкзаменационные вопросы
Методика проведения занятий гимнастикой с учащимися младшего школьного возраста с учетом их анатомно-физеологических и психологических...

Реферат тема гендерные Особенности взаимоотношений родителей и детей младшего школьного возраста со старшими и младшими сиблингами Введение iconСлоговой структуры слов
Предложена система логопедических мероприятий по устранению у детей дошкольного и младшего школьного возраста такого сложного для...

Реферат тема гендерные Особенности взаимоотношений родителей и детей младшего школьного возраста со старшими и младшими сиблингами Введение iconТема: «Разговор о правильном питании»
Познакомить педагогов и родителей с особенностями правильного питания детей раннего и дошкольного возраста

Реферат тема гендерные Особенности взаимоотношений родителей и детей младшего школьного возраста со старшими и младшими сиблингами Введение icon-
Цель конференции – распространение передового педагогического опыта по использованию развивающих игр и пособий В. В. Воскобовича...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов