Методические рекомендации по прохождению педагогической практики в школе




Скачать 451.71 Kb.
НазваниеМетодические рекомендации по прохождению педагогической практики в школе
страница1/4
Дата публикации04.07.2013
Размер451.71 Kb.
ТипМетодические рекомендации
zadocs.ru > Психология > Методические рекомендации
  1   2   3   4




Министерство образования и науки, молодежи и спорта Украины

Луганский национальный университет имени Тараса Шевченко

Старобельский факультет

Методические рекомендации

по прохождению


педагогической практики В ШКОЛЕ



(для студентов V курса дневной и заочной формы обучения)


Старобельск - 2012
Методические рекомендации призваны обеспечить качественную подготовку будущих специалистов к творческому выполнению основных профессионально-педагогических функций педагога в реальном учебно-воспитательном процессе. Программный материал дает будущему специалисту целостное представление о профессиональной деятельности по формированию психолого-педагогических свойств личности.

Представленные программа, задания и методические рекомендации отвечают государственному образовательному стандарту и позволяют сформировать у студентов комплекс психолого-педагогических умений: конструктивных, коммуникативных, организаторских, исследовательских.

Содержание психолого-педагогической практики по психолого-педагогическому блоку строится с учетом современных принципов обучения и воспитания, носит интегративный характер и предполагает: ознакомление с учебно-воспитательной работой школы; изучение личности и коллектива; воспитательную работу в классе в качестве помощника классного руководителя; выполнение методической и исследовательской работы.

В пособии научно обоснована система заданий студентам-практикантам, отработаны критерии оценки.

Проектируемая система профессионально-педагогической деятельности предполагает достижение главного результата – формирования профессиональной компетентности будущих специалистов. Достижение данной цели обеспечивается выполнением студентом-практикантом комплекса научно обоснованных рекомендаций по психолого-педагогическому анализу урока, составлению психолого-педагогической характеристики личности и коллектива, подготовке внеклассных воспитательных дел, анализу педагогических ситуаций, работе с педагогически запущенными (педагогически непонятными) детьми, воспитательной работе с родителями, овладению диагностическими методиками (самоанализа, самооценки, саморегуляции, самоконтроля) и др.

Педагогическая практика студентов выпускного – V курса Старобельского факультета является одной из ведущих форм профессиональной подготовки. Она проводится в течение 10 недель, с отрывом от учебных занятий в образовательных учреждениях г.Старобельска, Луганской области и Старобельского района.

Педагогическая практика студентов V курса призвана обеспечить качественную подготовку будущего специалиста к самостоятельному и творческому выполнению основных профессионально-педагогических функций педагога – воспитателя в реальном учебно-воспитательном процессе.

Основной целью педагогической практики студентов выпускного курса является формирование целостного представления о профессиональной деятельности учителя, понимаемой не в узких рамках преподаваемого предмета, а во всей полноте педагогической профессии и его готовности к выполнению как образовательно-воспитательных функций, так и совершенствованию психолого-педагогических.

В этой связи, психолого-педагогическими задачами педагогической практики являются:

  • расширение профессиональной эрудиции, закрепление, углубление психолого-педагогических знаний, умение и навыков, полученных в процессе обучения, приобретение опыта самостоятельного применения учебно-воспитательной деятельности;

  • формирование творческого мышления, индивидуального стиля в методах профессиональной деятельности и обучении, исследовательского подхода к ней;

  • развитие потребностей в педагогическом самообразовании и систематическом самоусовершенствовании;

  • изучение современного состояния учебно-воспитательной работы в различных типах образовательных учреждений, передового и нетрадиционного опыта;

  • внедрение в учебно-воспитательный процесс интегративных знаний по педагогике, психологии и частным методикам;

  • осознание и принятие психологии и педагогики как учебных дисциплин, наук о творчестве и искусстве, возможности создания авторской педагогики.

^ I. ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ.

В современных условиях гуманизации учебно-воспитательного процесса основные требования к организации педагогической практики основаны на следующих принципах:

  • единство обучения, воспитания и развития личности в образовательных процессах и социуме;

  • личностно-ориентированный подход в воспитании (признание уникальности и своеобразия личности каждого ребенка, ее высшей социальной ценности);

  • природосообразность воспитания (изучение и формирование индивидуально-личностных качеств учащихся, учет возрастных особенностей; соответствие воспитания природе ребенка и закономерностям развития окружающей природы);

  • культуросообразность и этническое своеобразие воспитания в единстве с общечеловеческими ценностями (опора на национальные ценности, принципы, обычаи, традиции, культуру);

  • гуманизации межличностных отношений (уважительное отношение между педагогами и учащимися, терпимость к мнению других, доброта и внимание);

  • принципы сотрудничества (создание психологического комфорта, ситуаций успеха, доверия, соревновательности, диалогичность общения);

  • гуманизация образования и воспитания (приобщение личности к мировой культуре, научных, философских и религиозных картин мироздания, сущности, назначения и смысле жизни человека; формирование личности, ее свободы; умения выражать и обосновывать свою позицию);

  • дифференциация и индивидуализация учебно-воспитательного процесса (отбор содержания, форм и методов воспитания с учетом своеобразия учащихся, их склонностей, интересов, способностей, личностных и профессиональных качеств учителей, родителей, условий семьи, социума; создание оптимальных условий для реализации потенциальных возможностей каждого ученика в процессе социализации);

  • средовой подход в обучении и воспитании (включение в жизнь учащихся забот и проблем ближайшего окружения – семьи, учреждения дополнительного образования; привлечение к работе с учащимися учреждений науки, культуры, спорта, здравоохранения, священнослужителей, средств массовой информации);

  • эстетизация среды (комфорт, красота, уют, чистота помещений; эстетизация внешнего вида, культура взаимоотношений и общения);

  • рациональность и оптимальность организации педагогического воздействия, основанные на преемственности содержания, форм, методов и требований к учащимся и способствующие сохранению и укреплению его здоровья, физическому, духовному и умственному развитию, обеспечивающее его психологическую комфортность и защищенность, развитие его индивидуальности и неповторимости, расширение степени свободы).

Многие студенты-практиканты готовятся работать преподавателями в условиях сельской школы. Такие студенты, в период педагогической практики, знакомятся с работой сельской школы, особенностями ее учебно-воспитательной работы в соответствии со спецификой конкретной школы или образовательного учреждения, но руководствуясь настоящей программой и методическими рекомендациями.
^ ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УМЕНИЙ.

В процессе педагогической практики, кроме названных задач, у студентов должен сформироваться комплекс психолого-педагогических умений.
1. Конструктивные умения:

  • определять конкретные учебно-воспитательные задачи с учетом возрастных психолого-физиологических и индивидуальных особенностей учащихся и социально-психологических особенностей коллектива;

  • наблюдать, анализировать и планировать учебно-воспитательный процесс в дидактических, психологических аспектах;

  • обоснованно выбирать эффективные формы, средства и методы обучения и воспитания, определять уровень воспитанности и развития учащихся;

  • осваивать основные формы внеурочной воспитательной работы с учетом специфики разного типа школ, гимназий, лицеев;

  • проводить разнообразную работу по развитию познавательной активности, интересов и потребностей учащихся;

  • осуществлять коллективную и индивидуальную воспитательную работу в классном коллективе, кружке, клубном объединении по интересам и др.;

  • изучать функциональные обязанности классного руководителя, наставника;

  • проводить индивидуальную работу с учащимися и их родителями;

  • осуществлять самоанализ, самооценку и корректировку собственной деятельности;

  • обоснованно отбирать, конструировать и применять различные методы, приемы и формы организации обучения, воспитания адекватно поставленным задачам, выявлять причины несоответствия результатам;

  • составлять конспекты, сценарии, проектировать ситуации, проводить методический анализ педагогической деятельности.


2. Коммуникативные умения:

  • использовать разнообразные формы и методы педагогического общения с учащимися, родителями, коллегами в различных жизненных ситуациях;

  • строить деловые и личные отношения со всеми лицами, принимающими участие в воспитании учащихся;

  • развивать чувство понимания и сопереживания учащимся, родителям, коллегам;

  • формировать и закреплять умения и навыки по технологии педагогической техники и мастерства;

  • развить способность к педагогической рефлексии;

  • уметь строить гуманные отношения с детьми;

  • уметь выражать и обосновывать свою позицию;

  • уметь охарактеризовать сущность культуры, ее место и роль в жизни человека и общества;

  • уметь мотивировать поведение и деятельность;

  • владеть эмоциями и чувствами;

  • уметь строить межличностные отношения, больших и малых групп.


3. Организаторские умения:

  • организовать и провести конкретное внеурочное, внеклассное воспитательное мероприятие в данном классе, коллективе;

  • организовать воспитание учащихся, способствовать сплочению;

  • организовать индивидуальную работу с учащимися, группой, коллективом в целом.


4. Исследовательские умения:

  • изучение личности и коллектива в целом с целью диагностики и проектирования их развития и воспитания на основе антропологического подхода;

  • изучение плана работы классного руководителя, личных дел учащихся, медицинских карт, дневников, классных журналов, методики их ведения;

  • изучение передового педагогического опыта: новые педагогические системы, новые формы воспитательной работы, современные технологии обучения и воспитания, альтернативные, вариативные и авторские программы и учебники;

  • изучение психологических аспектов учебно-воспитательной деятельности (учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, особенностей познавательной деятельности учащихся; учет мотивации учения и участия учащихся во внеклассной работе, особенностей общения в классном коллективе);

  • сбор материалов по теме выпускной или дипломной работы, накопление эмпирического материала.


^ Функции методиста по педагогике и психологии.

  • через факультетского и группового руководителя устанавливает связь с закрепленными школами, проводит систематическую работу с классными руководителями, организатором внеклассной работы по ознакомлению их с задачами практики;

  • провидит консультации для студентов по вопросам содержания и творческой организации учебно-воспитательной работы;

  • способствует выполнению заданий по научно-исследовательской работе;

  • принимает участие в установочной и итоговой конференциях по практике, в распределении студентов по классам, в утверждении индивидуальных планов работы;

  • контролирует работу студентов, выборочно посещает занятия, воспитательные мероприятия, анализирует и оценивает их;

  • проводит в соответствие с программой практики методические занятия со студентами в школе и консультации по вопросам воспитательной работы с учащимися и родителями; по вопросам психолого-педагогического изучения личности и коллектива учащихся;

  • анализирует отчетную документацию совместно с групповым руководителем, оценивает работу каждого студента, уровень его психолого-педагогических способностей, психолого-педагогической культуры, участвует в проведении зачета и оценки работы студента;

  • обеспечивает реализацию в процессе педагогической практики основных принципов и закономерностей психолого-педагогической науки;

  • оказывает научно-методическую помощь педагогическому коллективу образовательного учреждения, классным руководителям;

  • дает психологический анализ различным аспектам профессиональной деятельности студента-практиканта.



  1. ^ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ, МЕТОДЫ,

ФОРМЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ.

Содержание деятельности студентов V-х курсов в ходе педагогической практики должно быть максимально приближено к реальной профессиональной деятельности преподавателя-воспитателя.

Основное содержание педагогической практики по педагогике и психологии носит интегративный характер и включает:
^ 2.1. Ознакомление с учебно-воспитательной работой школы

  • беседы с администрацией, учителями, руководителями методобъединений, классными руководителями, представителями родительских комитетов, совета школ о постановке учебно-воспитательной работы в школе;

  • ознакомление с материально-техническим, дидактическим оборудованием школы, кабинетов, работой методкабинета, библиотеки в области внеучебной деятельности.


2.2. Изучение

  • плана воспитательной работы классного руководителя, классных журналов, личных дел, медицинских карт учащихся;

  • форм и методов проведения внеурочной воспитательной работы с учащимися прикрепленного класса;

  • отдельных учащихся и коллектива класса с целью проектирования их развития;

  • форм и методов работы с родителями учащихся;

  • психолого-педагогических аспектов учебной и воспитательной деятельности (мотивация учения, отношение учащихся к делам коллектива, взаимоотношения педагогов и учащихся, особенности познавательной деятельности учащихся и др.);

  • целостного образовательно-воспитательного процесса на основе теоретических знаний по педагогике и психологии (учет педагогами закономерностей развития личности, осуществление деятельностно-гуманистического подхода в обучении и воспитании, соответствие содержания, методов, форм, приемов и других педагогических средств возрастным и индивидуальным особенностям учащихся и др.).


^ 2.3. Воспитательная работа в классе в качестве помощника классного руководителя:

  • изучение уровня воспитанности учащихся и планирование воспитательной работы на период практики в закрепленном классе или коллективе;

  • участие в проведении 2-3-х разных по содержанию, коллективных творческих дел класса или школы, в том числе общественно-политических, трудовых, спортивных, профориентационных;

  • участие в подготовке и проведении (на выбор) таких форм воспитательной работы как классное собрание, классный час, беседа, диспут, родительское собрание, тематический вечер, КВН, «Счастливый случай» и др.;

  • совместный с сокурсниками, учителями, методистами анализ конфликтных педагогических ситуаций, возникающих на уроке, во внеклассной воспитательной работе, во время общения;

  • ведение индивидуальной воспитательной работы с «трудными» учащимися, учитывая их возрастные особенности; посещение классов коррекции.


^ 2.4. Выполнение методической и исследовательской работы:

  • систематический анализ психолого-педагогической деятельности в дневнике (наблюдения за учащимися, разрешение конфликтных ситуаций, фиксация возникающих трудностей в период прохождения педпрактики и др.);

  • завершение самостоятельного исследования (эксперимент, наблюдения, анализ, обобщение опыта) по теме выпускной дипломной работы или доклада для научно-методической конференции;

  • выполнение творческого индивидуального задания к итоговой конференции по педагогической практике;

  • изготовление дидактического материала, технических средств, наглядности, раздаточного материала для методического кабинета.

  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические рекомендации по прохождению педагогической практики в школе iconВ. И. Козлов программа педагогической практики и методические рекомендации...
Программа педагогической практики и методические рекомендации к организации и проведению педагогической практики

Методические рекомендации по прохождению педагогической практики в школе iconМетодические рекомендации по прохождению производственной практики ау смк ф 3-3/1
Методические рекомендации обсуждены на заседании кафедры экономики 31. 08. 2012, протокол №1

Методические рекомендации по прохождению педагогической практики в школе iconПрофессионального образования «Национальный исследовательский ядерный...
Методические рекомендации разработаны преподавателем высшей категории О. А. Горевой

Методические рекомендации по прохождению педагогической практики в школе iconМетодические указания по прохождению производственной практики для...
Методические указания по прохождению производственной практики / Сост. Н. В. Пляскина и др. – Чита: Изд-во бгуэп, 2013. – 18 с

Методические рекомендации по прохождению педагогической практики в школе iconМетодические рекомендации для самостоятельной работы студентов в...
Лыжная подготовка: Методические рекомендации для самостоятельной работы студентов в период зимнего лагерного сбора и педагогической...

Методические рекомендации по прохождению педагогической практики в школе iconМетодические рекомендации для студентов, преподавателей и воспитателей...
Организация психолого-педагогической практики: методические рекомендации для студентов I и II курсов

Методические рекомендации по прохождению педагогической практики в школе iconМетодические рекомендации по прохождению практики студентами специального...
Методические рекомендации подготовлены: преподавателем кафедры, к ю н., капитаном милиции А. В. Польшиковым, преподавателем кафедры...

Методические рекомендации по прохождению педагогической практики в школе iconМетодические рекомендации по прохождению производственной практики...
Рабочие программы подготовлена коллективом преподавателей кафедры «Финансы и кредит» в составе

Методические рекомендации по прохождению педагогической практики в школе iconМетодические рекомендации по прохождению преддипломной производственной...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Методические рекомендации по прохождению педагогической практики в школе icon«самарский государственный издательско-полиграфический техникум»...
Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов