Скачать 4.27 Mb.
|
Л.А.Вайнштейн, В.А.Поликарпов И.А.Фурманов Е.А.Трухан ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ Минск 2004 УДК ББК Ф Рецензенты: доктор психологических наук, профессор В.М.Козубовский; доктор психологических наук, профессор В.А.Янчук Печатается по решению Редакционно-издательского совета Беларусского государственного университета Вайнштейн Л.А., Поликарпов В.А.,Фурманов И.А., Трухан Е.А. Ф Общая психология: Курс лекций: .– Мн.: БГУ, 2004. –290с. ISBN Курс лекций написан в соответствии с учебной программой дисциплины "Общая психология" для студентов отделения психологии БГУ с учетом современных достижений психологической науки. УДК ББК Вайнштейн Л.А., Поликарпов В.А., Фурманов И.А., Трухан Е.А. ISBN БГУ, 2004 ISBN Содержание Глава 1. ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЮ 6 1.1.Психология как наука 6 1.2. Предмет психологии 7 1.3. Понятие о психике 8 1.4. Психика и деятельность 10 ^ 2.1. Методические основы психологического познания 13 2.2. Основные методы психологии 18 2.3. Вспомогательные методы психологического исследования 30 2.4. Дополнительные методы, используемые в психологии 39 2.5. Объективность психологических исследований и особенности психологической интерпретации полученной информации 44 ^ 3.1. Сенсорные и перцептивные процессы в структуре приема и переработки информации человеком 48 3.2. Понятие об ощущениях 50 3.3. Возникновение ощущений 50 3.4. Классификация и виды ощущений 52 3.5. Общие свойства ощущений 58 3.6. Основные закономерности ощущений 59 Рис. 11. Зависимость вероятности 61 обнаружения от величины 61 стимула в околопороговой 61 ^ 4.1. Понятие о восприятии 67 4.2. Общие закономерности восприятия 67 4.3. Классификация и виды восприятия 79 4.4. Индивидуальные различия в восприятии 90 ^ 5.1. Общее понятие о внимании 91 5.2. Функции и теории внимания 93 5.3. Свойства внимания 94 5.4. Виды внимания 102 Глава 6. ПАМЯТЬ 106 6.1. Основные определения 107 6.2. Основные свойства памяти 108 6.3. Виды памяти 111 6.4. Механизмы памяти 114 6.5. Некоторые универсальные принципы работы механизмов памяти 118 ^ 7.1. Основные характеристики мышления 120 7.2. Психологические теории мышления 121 7.3. Мышление и восприятие 122 7.4. Мышление как действие 124 7.5. Мышление как процесс 125 7.6. Мышление и речь 129 7.7. Фазы мыслительного процесса 130 7.8. Динамика мыслительного процесса 133 7.9. Виды мышления 133 7.10. Операции мышления 140 7.11. Развитие мышления 141 ^ 8.1. Речь и общение. Язык и речь. Знак и значение 145 8.2. Функции речи 147 8.3. Мотивация речи 149 8.4. Психолингвистика 150 8.5. Виды речи 151 ^ 9.1. Понятие об эмоциях 153 9.2. Свойства эмоций 156 9.3. Структура эмоций 161 Глава 10. НЕЙРОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО РЕАГИРОВАНИЯ 170 10.1. Рефлекторные механизмы возникновения эмоций 171 10.2. Подкорковые и корковые механизмы эмоционального 172 реагирования 172 10.3. Эмоции и функциональная асимметрия полушарий 176 головного мозга 176 ^ РЕАГИРОВАНИЯ 179 11.1. Эмоциональный тон 180 11.2. Аффект 183 11.3. Настроение 186 11.4. Эмоция 189 11.5. Чувства 190 ^ 12.1. Структурные теории эмоций 192 12.2. Эволюционные теории эмоций 195 12.3. Физиологические теории эмоций 199 12.4. Когнитивистские теории эмоций 206 12.5. Мотивационные теории эмоций 210 ^ Глава 14. ПОТРЕБНОСТИ 222 14.1. Понятие потребности 223 14.2. Потребности организма и личности. 227 14.3. Этапы формирования и реализации потребности 229 личности 229 Глава 15. МОТИВЫ 232 15.1. Понятие мотива 232 15.2.Мотивационный процесс. 238 Глава 16. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ 240 ^ 16.1. Проблемы мотивации в теории инстинктов 242 16.2. Проблемы поведения в гомеостатических теориях поведения 244 16.3. Проблемы мотивации дифференциальных теориях мотивации 248 16.4. Проблемы мотивации в когнитивной психологии 250 16.5. Проблемы мотивации в психологии личности 252 16.6. Проблемы мотивации в психологии научения и активации 253 ^ 17.1. Классификация мотивов на основе теории инстинктов. 258 17.2. Классификация мотивов на основе отношений "индивид–среда" 261 Описание 262 17.3. Иерархическая модель классификации мотивов А.Маслоу 264 17.5.Классификация потребностей в отечественной психологии 269 Потребность в творчестве, в творческом труде 271 ^ Глава 19. МОТИВАЦИЯ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ ДЕЙСТВИЙ 276 19.1. Сила мотива и эффективность научения 276 19.2. Мотивирующий потенциал различных видов стимуляции 278 ЛИТЕРАТУРА 288 |
![]() | Общая психология: Учеб для студентов пед ин-тов / Под ред. А. В. Петровского. 2-е изд., доп и перераб. М., 1976. 479 с | ![]() | Само слово «психология» произошло от греческих слов «psyche» (душа) и «logos» (слово, учение, наука) |
![]() | Выписка из государственного общеобразовательного стандарта по курсу «общая психология» | ![]() | Забарин А. В., Лелебин С. П. Методические рекомендации по написанию курсовых работ по дисциплине «Общая психология»: Учебно-методическое... |
![]() | Идея неразделимости души и живого тела и рассмотрения психологии как целостной системы знаний впервые была предложена | ![]() | Вопросы к экзамену по дисциплине «Психология». раздел 1 «Общая и социальная психология» |
![]() | Учебно-методическое пособие предназначено для студентов дневного и заочного отделений агау, изучающих курсы «Психология и педагогика»,... | ![]() | Первушина О. Н. Общая психология: Методические указания. – Новосибирск: Научно-учебный центр психологии нгу, 1996 |
![]() | Основные признаки личности: активность, сознательность, самостоятельность, индивидуальность | ![]() | Особенности представлений о типах темперамента И. Канта, Стендаля. Подход В. Вундта к темпераменту |