Абрамова Г. С. А 16 Возрастная психология: Учеб пособие для студ вузов. 4-е изд., стереотип




НазваниеАбрамова Г. С. А 16 Возрастная психология: Учеб пособие для студ вузов. 4-е изд., стереотип
страница1/54
Дата публикации05.07.2013
Размер9.41 Mb.
ТипДокументы
zadocs.ru > Психология > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   54

ОГЛАВЛЕНИЕ 1

ПРЕДИСЛОВИЕ 2

Глава 1 ЧТО ТАКОЕ ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ? 3

Глава 2 В КОТОРОЙ КОЕ-ЧТО О ПРОГРЕССЕ 28


Абрамова Г. С.

А 16 Возрастная психология: Учеб. пособие для студ. вузов. - 4-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 1999.-672 с.
ISBN 5-7695-0303-3

Проблемы возрастной психологии, рассматриваемые в книге,
подчинены основной теме - становлению человека, формированию
жизненной позиции, обеспечивающей его полноценное существование
в нашем непростом, меняющемся, а порой и опасном, мире. Книга адресована студентам-психологам, философам, социологам и всем тем,
кто интересуется проблемами современной психологии.

УДК 159.9
ББК 88

© Абрамова Г.С, 1998
© Издательский центр «Академия», 1998

ОГЛАВЛЕНИЕ


Предисловие .............................................................................................3

Глава 1. Что такое возрастная психология?.........................................5

Глава 2. В которой кое-что о прогрессе .............................................31

Глава 3. О том, что происходит с каждым из нас, когда мы живем среди людей................................................65

Глава 4. Я-это.....................................................................................85

Глава 5. Мы так похожи, или другие - это...................................... 123

Глава 6. О теориях и их полезности (очень личная и очень короткая) ......... 177

Глава 7. О жизни и смерти................................................................. 187

^ Глава 8. О том, как теории влияют на жизнь,

или о педагогических позициях..........................................235

Глава 9. О великих теориях: Ж.Пиаже и Л.С. Выготский............^255

Глава 10. Нормальный человек - это.................................................299

Глава 11. О культуре и субкультуре ...................................................357

Глава 12. О младенцах от 0 до 2-х лет (очень длинная).................... 373

Глава 13. О раннем детстве (2-4 года)............................................... 429

Глава 14. О середине детства (5-7 лет) ..............................................445

^ Глава 15. О конце детства (8-12 лет) (в ней же «Школа в школе») ..469
Глава 16. О подростках (13-17 лет) ...................................................505

Глава 17. О юности (18-22 года) ........................................................537

Глава 18. О взрослении (23-30 лет)....................................................551

Глава 19. О переходном возрасте (30-35 лет)....................................577

Глава 20. О зрелости (36-50 лет)........................................................ 599

Глава 21. О пожилом возрасте (51-65 лет),.......................................625

Глава 22. О старости (старше 65 лет).................................................. 641

Очень краткое послесловие.................................................................662

ПРЕДИСЛОВИЕ


Эта книга не была бы написана (дальше идет перечень аргументов, важных для автора; их значимость для читателя не кажется несомненной), если бы:

• я много лет не занималась научной работой в области психологии развития;

• отстраненность научного знания от обыденных жизненных фактов не была для меня столь вопиющей;

• авторитет науки в обществе был достаточно высок;

• мое стремление помочь людям, в силу моего профессионального долга, не приносило удовлетворения;

• ежедневные события жизни не ставили под сомнение ее ценность;

• не существовало тревоги за будущее...
Эта книга написана

• потому что есть на свете труды, все их перечислить невозможно, в которых о человеке пишут не только как об испытуемом, но как о самоценном и значимом;

• потому что люди, с которыми меня сводила и сводит профессиональная деятельность, просили и просят ответа на вопросы об осуществлении жизни - их собственной или жизни близких; потому что они хотели быть услышанными и понятыми;

• потому что надо было искать способы сообщения человеку информации о том, что он услышан и понят;

• потому что это, прежде всего, путь построения текста словесного текста, обращенного к слушателю; потому что
существует мировая художественная литература и наука, которые и есть этот текст, потому что, в конечном счете, таинство осуществления живой жизни выразить невозможно...

Я не писала и одновременно писала учебник по возрастной
психологии. Это текст, который хотелось сделать таким, ка-
кой я когда-то, в студенческие годы, искала в библиотеках
университета.

Что хотелось показать читателю прежде всего? Понимание
человеком человека зависит от выбранной позиции. Именно
позиция ученого, поэта, исследователя, наблюдателя, гумани-
ста, идеолога, испытуемого и любимого позволяет многое
поставить на свои места. Понятие позиции для меня очень
важно, я бы даже сказала, пристрастно важно.

Хотелось показать использование разных способов понимания
человека для описания закономерностей жизни, поэтому в тек-
сте есть и статистика, и кривые закономерностей, и схемы, и стихи,
и отрывки из художественной литературы, и многое другое...

Думалось, что разнообразие точек зрения, позиций помо-
жет читателю сориентироваться в собственной картине мира.

Надеялась, что рассуждения об экзистенциальности чело-
века не отпугнут читателя словом «смерть».

Стремилась сделать изложение таким, чтобы прочитавший
его человек захотел со мной поспорить...

Считала, что недоговоренность - основное свойство пси-
хологического знания. Иначе это называют открытостью,
открытостью парадигмы науки, то есть ее основного исход-
ного положения, позволяющего понимать предмет своего
изучения - человека, его внутренний мир. Наука открыта для
любого, обладающего минимальной любознательностью, воз-
можностью задавать самому себе вопросы...

Относительность истины научного знания в психологии
приобретает особую остроту зависимости его от личной и научной судьбы человека, получившего это знание. Это дела-
ет историю науки не только историей поиска истины, но и
историей судеб...

Какие они, люди, мои современники, живущие рядом? Как
это узнать? Надо ли знать точно? Может быть, лучше, если
тайной из тайн остается душа - своя и чужая. Но вдруг неразга-
данная, неразгадываемая тайна исчезнет. Исчезнет навсегда, как исчезает день, который, как известно, не вернуть, как не вернуть жизнь... Может быть, одна из главных тайн жизни состоит в том, что, как писал Г.Р.Торо, «завтрашний день не таков, чтобы он пришел сам по себе, просто с течением времени. Свет, слепящий нас, представляется нам тьмой. Восходит лишь
та заря, к которой пробудились мы сами. Настоящий день еще
впереди. Наше солнце - всего лишь утренняя звезда».

В моей работе нет конкретных биографий людей, с которыми
встречалась близко за годы профессиональной практической
работы, но я помню всех и благодарна им бесконечно за их при-
сутствие в моей жизни. И именно они давали мне силы довести дело до конца, переделать заново не один раз многие страницы.

Книга обращена ко всем, кто интересуется человеком ради
помощи другому и себе в этом трудном деле - осуществлении
своей жизни. Меня не привлекают идеи управления психикой
кем бы то ни было, даже самим человеком. Думаю, что жизнь
гораздо сложнее и интереснее, чем любое искусство управле-
ния ею, она - тайна. Если от этого отказаться, то простота заполнит мир фантомами чувств, мыслей, желаний и...

Надеюсь, что читатель разберется во многом сам, а мне
простит отсутствие (может быть, ожидаемой) инструкции о
том, как надо и что должно быть...
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   54

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Абрамова Г. С. А 16 Возрастная психология: Учеб пособие для студ вузов. 4-е изд., стереотип iconАбрамова Г. С. А16 Практикум по возрастной психологии: Учеб по­собие...
О том, что такое психология развития, и о некоторых методах исследования в ней 3

Абрамова Г. С. А 16 Возрастная психология: Учеб пособие для студ вузов. 4-е изд., стереотип iconМарцинковская Т. Д. М29 История психологии: Учеб пособие для студ...
Советом по психологии умо по классическому университетскому образованию в качестве учебного пособия для студентов высших

Абрамова Г. С. А 16 Возрастная психология: Учеб пособие для студ вузов. 4-е изд., стереотип iconКраснова О. В., Лидере А. Г. К 782 Социальная психология старения:...
К 782 Социальная психология старения: Учеб пособие для студ высш учеб заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2002. 288 с

Абрамова Г. С. А 16 Возрастная психология: Учеб пособие для студ вузов. 4-е изд., стереотип iconПетровский А. В., Ярошевский М. Г. П 30 Психология: Учебник для студ...
Рао в. С. Мухина; доктор психологических наук, академик рао в. В. Рубцов Петровский А. В., Ярошевский М. Г

Абрамова Г. С. А 16 Возрастная психология: Учеб пособие для студ вузов. 4-е изд., стереотип iconСеливерстов В. И. Заикание у детей: Психокоррекционные и дидактические...

Абрамова Г. С. А 16 Возрастная психология: Учеб пособие для студ вузов. 4-е изд., стереотип icon2004. 288 с. Isbn 5-7695-1782-4
Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения): Учеб пособие для студ высш учеб заведений. 2-е изд., испр. М.: Издательский...

Абрамова Г. С. А 16 Возрастная психология: Учеб пособие для студ вузов. 4-е изд., стереотип iconРефератов 9
История образования и педагогической мысли: Таблицы, схемы, опорные конспекты: Учеб пособие для студ высш учеб заведений. — М изд-во...

Абрамова Г. С. А 16 Возрастная психология: Учеб пособие для студ вузов. 4-е изд., стереотип iconЛурия А. Р. Основы нейропсихологии. Учеб пособие для студ высш учеб заведений
Основы нейропсихологии. Учеб пособие для студ высш учеб заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 384 с

Абрамова Г. С. А 16 Возрастная психология: Учеб пособие для студ вузов. 4-е изд., стереотип iconМарцинковская Т. Д. М 29 История психологии: Учеб пособие для студ высш учеб, заведений
М 29 История психологии: Учеб пособие для студ высш учеб, заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2001. 544 с

Абрамова Г. С. А 16 Возрастная психология: Учеб пособие для студ вузов. 4-е изд., стереотип iconЗахарова И. Г. 338 Информационные технологии в образовании: Учеб...
Информационные технологии в образовании: Учеб пособие для студ высш пед учеб, заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2003....

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов