Дипломная работа по программе дополнительного образования «Психологическое консультирование: интегративный подход» на тему: «Использование терапии осознаванием для решения психосоматических проблем, как проявлений психотравмирующих ситуаций»




Скачать 473.77 Kb.
НазваниеДипломная работа по программе дополнительного образования «Психологическое консультирование: интегративный подход» на тему: «Использование терапии осознаванием для решения психосоматических проблем, как проявлений психотравмирующих ситуаций»
страница1/3
Дата публикации07.07.2013
Размер473.77 Kb.
ТипДиплом
zadocs.ru > Психология > Диплом
  1   2   3
ИНСТИТУТ ПРАКТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ «ИМАТОН»

Дипломная работа

по программе дополнительного образования

«Психологическое консультирование: интегративный подход»

на тему:

«Использование терапии осознаванием для решения психосоматических проблем, как проявлений психотравмирующих ситуаций»

Студентка: Соловьева Мария Вячеславовна

Руководитель: Канифольский Игорь Борисович

Санкт-Петербург

2012

Содержание

Введение………………………………………………………………………...…3

Глава 1. Терапия осознаванием как психотерапевтический метод……………5

1.1. Психосоматика как телесное отражение психологического состояния человека……………………………………………………………..……………..5

1.2. Психотравма и ее характеристики…………………………………………..7

1.3. Принципы действия терапии осознаванием………………………………11

1.3.1. Осознаванние как процесс…………………………………………11

1.3.2. Осознавание как психотерапевтический метод…………………..13

1.3.3. Параллели терапии осознаванием с психологическими теориями и психотерапевтическими подходами…..…………………………..…...15

1.4. Проработка психосоматических проблем методом терапии осознаванием……………………………………………………………………..20

Глава 2. Практическое использование терапии осознаванием для решения психосоматических проблем, как проявлений психотравмирующих ситуаций………………………………………………………………………….25

2.1. Методические аспекты терапии осознаванием ………………..…………25

2.2. Описание случаев работы с клиентами, имеющими психосоматические проблемы методом терапии осознаванием…………………………………….30

Выводы……………………………………………………………………...……38

Заключение…………………………………………………………………….....39

Список литературы………………………………………………………………40

Приложения (отзывы клиентов)
Введение

Данная дипломная работа посвящена исследованию использования терапии осознаванием для решения психосоматических проблем, являющихся проявлениями психотравмирующих ситуаций.

^ Актуальность настоящего исследования обусловлена рядом причин. Как правило, в результате психической травматизации психогенные симптомы расстройств обнаруживаются у 50% населения, в течение же своей жизни с ней сталкивается 80-95% людей. Существует целый ряд доказательств, что травмирующие жизненные события часто влекут за собой возникновение соматических симптомов. Исследователями также отмечается, что психогенные факторы имеют решающее значение в формировании клинической картины болезни у 30-60% пациентов терапевтических клиник [6]. Из чего следует, что потребность в разработке данной темы высока.

^ Новизна дипломной работы заключается в попытке обобщить опыт специалистов в данной области и подкрепить его результатами применения терапии осознаванием на практике.

^ Целью работы является исследование такой формы терапии как терапия осознаванием для решения психосоматических проблем, как проявлений психотравмирующих ситуаций.

^ Для достижения поставленной цели следует решить две задачи:

  1. Изучить имеющуюся научную литературу по данной теме;

  2. Описать случаи применения терапии осознаванием для решения психосоматических проблем у людей, переживших психотравмирующие ситуации.

Таким образом, объектом данного исследования является терапия осознаванием. В качестве предмета исследования выступают проявления психотравмирующих ситуаций в виде психосоматических проблем.

^ Материалом данного исследования являются случаи применения терапии осознаванием для решения психосоматических проблем у людей переживших психотравмирующие ситуации из собственной практики.

Специфика применяемых в работе методов определяется объектом и целью исследования. ^ В качестве основного метода используется научное описание с приёмами обобщения и сравнения.

Выбор описательного метода анализа обусловливается необходимостью последовательно и системно рассмотреть и охарактеризовать такие понятия как психосоматика и психотравма, а также раскрыть принципы работы терапии осознаванием и представить случаи использования терапии осознаванием для решения психосоматических проблем, как проявлений психотравмирующих ситуаций из собственной практики.

^ Практическая ценность работы заключается в возможности использования результатов данного исследования для дополнения традиционного соматического лечения психосоматическим, а так же для оказания помощи людям, которые испытывают болезненные телесные ощущения, но не имеют медицинских показателей для соматического лечения.


Глава 1. Терапия осознаванием как психотерапевтический метод

1.1. Психосоматика как телесное отражение психологического состояния человека

Термин «психосоматика» широко используется в научной литературе и постепенно входит в лексикон современного человека. Однако на сегодняшний день не существует единого определения данного термина, поэтому, сначала приведем определение, логически вытекающее из значений составляющих его слов – от греч. psyche — душа, soma — тело. Итак, психосоматика – это научное направление, которое устанавливает взаимоотношения между психикой и телесными функциями, исследует, как психологические переживания влияют на функции организма, как переживания могут вызывать те или иные болезни. Также под данным термином подразумевается и ряд феноменов, связанных с взаимовлиянием психического и телесного, в том числе целый ряд патологических нарушений [9].

Далее рассмотрим определение, данное в книге «Психосоматика: Справочник практического психолога»: «Психосоматика — направление в медицине и психологии, занимающееся изучением влияния психологических (преимущественно психогенных) факторов на возникновение и последующую динамику соматических заболеваний. Согласно основному постулату этого направления, в основе психосоматического заболевания лежит реакция на эмоциональное переживание, сопровождающаяся функциональными изменениями и патологическими нарушениями в органах» [9, с.9].

Следует отметить, что современное развитие психосоматики как направления в медицине и психологии было бы невозможным без введённой психоанализом дифференцированной психологии с её особым вниманием к истории жизни и интроспекции. В рамках психоанализа были открыты осознанные и бессознательные конфликты, возрастные кризы, становящиеся психогенными причинами заболеваний. Толкование неврозов и психоаналитическая теория либидо определяли в основном содержание психосоматической медицины в первой половине XX века. При этом представления о психогенезе и сексуальных конфликтах как причинах заболеваний распространялись и на психосоматические заболевания. Так, в 1911 г. И. Задгер описал случай бронхиальной астмы как сексуальный невроз, а в 1913 г. Пауль Федерн – как сдвиг либидо в дыхательную систему (их работы представил и опубликовал Зигмунд Фрейд). Впоследствии специалисты начали признавать психогенное происхождение многих других соматических жалоб и функциональных расстройств, при которых не обнаруживается органических изменений [1].

Исходя из вышеизложенного, можно утверждать, что между телесными и душевными болезнями расположена переходная область психосоматических нарушений, которые являются функциональными и могут протекать как с органическими изменениями органов и тканей, так и без них. Подобные нарушения возникают под явным или скрытым влиянием психического фактора, от степени воздействия которого зависит выраженность симптоматики. В этих случаях, по словам Старшенбаума Г.В. «реакция симптоматики на психотерапию хорошо просматривается, в то время как реакция на лекарственные средства видна плохо» [13, с.15].

Стоит отметить, что психосоматика изначально представлялась именно как «психосоматическая медицина». Однако современный взгляд на психосоматику выходит за рамки представлений о здоровье и болезни. Психосоматика сегодня, по утверждению Сандомирского М.Е. - это «телесное отражение душевной жизни человека, которое включает как телесное проявление эмоций (следствием дисбаланса которых и становятся психосоматические болезни), так и «зеркало» иных подсознательных процессов, телесный канал сознательно-подсознательной коммуникации. Данный канал, использующий первичный способ коммуникации, наиболее ранний как в плане возрастного развития психики, так и ее последующего эволюционного развития является наиболее прямым, и, что особенно важно, открывает непосредственный доступ к взаимодействию с подсознанием и использованию скрытых в его глубинах внутренних психологических ресурсов. В данном контексте тело представляется как экран, на который проецируются символические послания подсознания, на котором все «тайное» (подсознательное) становится «явным» (сознательным) или, по крайней мере, получает потенциальную возможность стать таковым. Таким образом, через телесные проявления психологических проблем можно прямым путем, минуя лабиринты логики, дойти до глубин души человека, разгадать символические «загадки» подсознания, добраться до скрытого в них смысла» [12, с.7].

Стремление понять причины возникновения тех или иных нарушений функционирования организма и отыскать значение симптоматики ведет к рассмотрению такого явления, как психотравма.


    1. Психотравма и ее характеристики

Психическая травма относится к одному из видов в комплексе психических влияний среды на человека. Человек в процессе жизни вынужден адаптироваться к этим влияниям. Внешние психогенные факторы, по мнению Линдсей Н., участвуют через «внутренние условия» в переорганизации всей структуры психической деятельности [6].

Исходя из представления о «внутренних условиях» ведущие специалисты в области психотравмы, авторы «Трактата психотравматологии», Фишер и Лехбург, дают следующее определение психотравмы:

«Психотравма - это витальное ощущение несоответствия между угрожающими факторами ситуации и индивидуальными возможностями их преодоления, сопровождаемое чувством беспомощности и незащищенности, и, следовательно, влекущее длительное потрясение в восприятии собственного одиночества и мира» [22].

Изучив литературу по данной теме, мы можем выделить следующие характеристики событий, способных привести к психотравме:

  • внезапность (травматические события неожиданны, и, если выразить данную характеристику фразеологизмом, «приходят, словно раскат с ясного неба») [22];

  • обладание разрушительной силой, вследствие чего нарушается привычный темп жизни, ставятся под угрозу устоявшиеся ценности [22]. (Данную характеристику особенно точно выражает фразеологизм «выбивают почву из-под ног»);

  • выход за рамки картины мира

  • расходятся с ожиданиями человека

  • вызывают ощущение безысходности (чувство бессилия и беспомощности у травмированной личности вызывает регрессивное поведение и состояние обреченности) [30];

Рассмотрим характеристику «выход за рамки картины мира» подробнее, т.к. очень часто психотравмирующие события ставят под угрозу именно идею о постоянстве мира. Большинство людей, по словам Канифольского И.Б.: «…живёт с более или менее устойчивыми (тем не менее – иллюзорными) представлениями о том, что окружающий мир является чем-то незыблемым, неизменным и существующим в том виде, в каком они привыкли видеть его с рождения. Разумеется, при этом перемены, происходящие в окружающем мире, переносятся ими крайне болезненно и в качестве реакции избирается либо страх, либо агрессия, т.е. те реакции, которые защищают имеющуюся картину мира» [17].

Как правило, этому процессу сопутствует фиксированный образ «Я». «Люди считают себя сложившимися личностями, сформировавшимися с детства или с юности, с момента окончания воспитания и получения образования, и также старательно оберегают этот образ от всех импульсов к изменению, которые приходят из внешнего или внутреннего мира, вытесняя, проецируя их и применяя все формы психологической защиты», - так же отмечает И.Б. Канифольский [17].

По данным исследователей в результате психической травматизации, вызванной теми или иными событиями, психогенные симптомы расстройств обнаруживаются у 50% населения. В течение же своей жизни с ней сталкивается 80-95% людей [6].

Существует так же целый ряд доказательств того, что травмирующие жизненные события часто влекут за собой возникновение симптомов соматизации. Многими исследователями отмечается, что психогенные факторы имеют решающее значение в формировании клинической картины болезни у 30-60% пациентов терапевтических клиник [6].

Перейдем далее к рассмотрению внутренних механизмов возникновения психотравмы в психике человека.

В монографии Кровякова В.М., посвященной психотравматологии указывается: «Как правило, затрагивающие психику сильные потоки аффекта перерабатываются при помощи процесса символизации и интегрируются в повествовательные структуры языка. Чаще всего психика является не способной сразу подвергнуть символизации возникающие невыносимые события, поэтому прибегает к созданию иллюзии , что невыносимые события никогда больше не повторятся... При воздействии травмы происходит фрагментация сознания… Переживаемый травматичный опыт не погружается в поток психического процесса, где он мог бы быть переработан в образы. Вместо этого происходит аффективное и ассоциативное блокирование, и человек оказывается не способным придать какой-либо смысл элементам своего восприятия [6, с. 15].

Фрагментация сознания, или диссоциация, выступая в роли психологического защитного механизма, позволяет человеку, пережившему невыносимую боль, участвовать во внешней жизни, но за счет больших внутренних затрат. «Внешнее травматическое событие прекращается и связанные с ним потрясения могут быть забыты, однако психологические последствия продолжают переполнять внутренний мир», - отмечает Д.Калшед [3, с.14].

Последствием перенесенного расщепления может явиться и развитие психосоматического заболевания, проявляющегося состоянием, которое МакДугал назвал «алекситимия», что означает «отсутствие слов для чувств» [6]. Иными словами, алекситимия – это неспособность называть переживаемые человеком эмоции, т. е. переводить их в вербальный план. Это явление было описано Р. Е. Зифнеосом в 1967 г. и рассматривалось им как предпосылка развития психосоматических заболеваний [23].

Однако стоит отметить, что к расщеплению психики может приводить не сама травматичная ситуация, а устрашающий смысл, который этому событию придает сам человек. Таким образом, психотравма может вызываться не только внешними событиями, но и внутренними. Психика, по словам Д.Калшеда «может перевести внешнюю травму в самотравмирующую внутреннюю силу, которая вначале является защитной, но затем превращается в саморазрушающую» [6, с.34]. Данное утверждение созвучно одному из ранних предположений Юнга о том, что «в сущности, фантазии могут быть такими же травматичными, как и реальное травматическое событие» [6, с.36].

Причины возникновения психотравм очень точно описаны Н.Пезешкианом : «Мой психотерапевтический опыт постоянно подтверждает впечатление, что большинство психических, психосоциальных и психосоматических расстройств основывается на недоразумениях. Это означает, что объективные события оказывают патогенное влияние в меньшей степени, чем их субъективные оценки» [11, с.63].

Другими словами, последствия травмирующей ситуации в полной мере обусловлены, с одной стороны, внешним событием, а с другой – психологическим фактором.

Таким образом, можно заключить, что во многом получение психотравмы связано с субъективным восприятием действительности. Следовательно, можно предположить, что избавление от психотравмы возможно путем осознания причин ее возникновения и последовательной проработки психотравмирующего опыта, приводящей к расширению рамок картины мира. Поэтому далее перейдем к рассмотрению терапии осознаванием.


    1. Принципы действия терапии осознаванием

      1. Осознавание как процесс

Процесс осознавания очень подробно был описан Д.Бьюдженталем в его книге «Наука быть живым». В данной работе приведем лишь несколько идей автора о процессе осознавания. Бьюдженталь писал: «Процесс осознания сам по себе является творческим, развивающим процессом. Именно так: процесс осознания сам по себе является творческой, целительной силой, актуализирующей наш рост. Мы слишком привыкли думать об осознании, используя модель кинокамеры, которая пассивно фиксирует, но, ни в коем случае не влияет на то, что происходит перед ней. Но это неправильно. Определенно, когда мы обращаем эту мощную силу, какой является наше человеческое осознание, на свое собственное бытие, мы запускаем самый важный процесс, который находится в нашем распоряжении» [2, с.316].

Вторая чрезвычайно важная идея Д.Бьюдженталя проясняет, почему процесс осознания обладает такой большой силой: «…Осознание является фундаментальной природой человеческой жизни... Чем более я увеличиваю объем и подвижность своего осознания, тем более полноценным является мой опыт» [2, с.317].

Проложим разграничение между осознаванием и другим схожими на первый взгляд процессами. Как отмечает Канифольский, осознавание отличается от «знания» о предмете, полученного из книг, теорий и концепций и других людей, а также от интеллектуального представления, полученного путем «думанья» и «рассуждения». Перечисленные явления являются лишь четвертой частью полного осознавания предмета [16].

Итак, по словам Канифольского И.Б., все многообразие психических явлений, относящихся как к внешнему, так и к внутреннему миру, можно описать в виде Круга Осознавания, состоящего из четырех частей, называемых «квадрантами». Квадранты в терапии осознаванием носят следующие названия: образы, чувства, ощущения и мысли.

Осознавание же определяется исследователем как пятый элемент, не относящийся ни к одному из квадрантов в отдельности и поэтому являющийся мета-функцией, а точнее, мета-мета-функцией, что подразумевает рефлексию сознанием самого себя.

Данный процесс подробно описан у Э.Гуссерля в его феноменологии. По словам Гуссерля: «Всякая опытная или иная направленность на психическое осуществляется рефлексивным способом. Жить в качестве Я-субъекта означает проживать многообразное психическое. Однако эта проживаемая нами жизнь, так сказать, анонимна, она протекает, но мы не направляем на нее внимания, она остается вне опыта, ибо иметь нечто в опыте - значит схватывать его в его самости…Действуя таким образом, мы ничего не знаем о разыгрывающейся при этом жизни, о ее различных свойствах, которые сущностно необходимы для того, чтобы мы могли иметь соответствующие темы наших занятий, чтобы, например, вещи, будь то в живом настоящем, будь то в воспоминании (как прошедшие), или мысли, ценности или цели, могли присутствовать в поле зрения как темы, и чтобы мы могли, так или иначе, заниматься ими…Только рефлексия, поворот взгляда от непосредственно тематического вводит как тему в поле зрения саму психическую жизнь, сами столь различные формы «занятости», «тематизации», «осознания» со всеми их свойствами и возможными задними планами. Все, что доступно нам благодаря рефлексии, имеет одно замечательно общее всем свойство - быть сознанием о чем-то, осознанием чего-либо, или, коррелятивно, быть осознанным - мы говорим об интенциональности» [15].

Под интенциональностью Гуссерлем понимается свойство человеческого сознания быть неправленым на некоторый предмет, которое он считает сущностной характеристикой психической жизни, неотделимой от нее.


      1. Осознавание как психотерапевтический метод

Вернемся к представлению о квадрантах осознавания, предложенному И.Б.Канифольским и рассмотрим его более подробно. В данной схеме, максимально приближенной к психотерапевтической практике, автор сознательно упрощает классификацию психического, понимая под образами сновидения тела (подробнее о сновидениях тела будет сказано ниже), под чувствами - переживания, эмоции, под мыслями - убеждения, решения, рассуждения, выводы и под ощущениями - телесные ощущения.

«Проблема, - по словам автора, - всегда сопровождается вытеснением или искажением информации в одном из квадрантов осознавания. Соответственно, восполнение, или «исцеление» Круга Осознавания открывает доступ к исцеляющему потенциалу внутреннего сознания. В ходе терапии мы направляем внимание пациента в каждую их этих сфер психического, выясняем степень осознанности в каждом из квадрантов. Обнаружение дефицита осознанности открывает доступ к восполнению дефицита осознавания и является целью и задачей терапии» [21].

Перейдем к рассмотрению основных функций осознавания. По мнению И.Б. Канифольского таковыми являются:

  1. Созидающая (креативная). Сознание определяет восприятие человека и тем самым «творит» мир, в котором он существует.

  2. Видоизменяющая (трансформирующая). Подразумевает, что осознавание любой проблемной области приводит к изменению взгляда на неё - образы тела, которые осознаются в процессе терапии, спонтанно трансформируются в процессе осознавания при удержании внимания на них и наблюдении их достаточное для этого время.

3. Освобождающая («либертирующая»). Заключается в возможности растворения болезненных психических объектов, являющихся образами патологических телесных объектов, в процессе осознавания [21].

В силу того, что в процессе данной терапии внимание уделяется осознаванию во всех четырех квадрантах, то результатом на уровне психики становятся также изменения в четырех направлениях. Происходит освобождение от негативных эмоциональных состояний (сфера «чувства») и ограничивающих убеждений (сфера «мысли»), появляются свободные, легкие и приятные образы тела (сфера «образы») с внутренним ощущением телесной целостности (сфера «ощущения»).

Одним из критериев правильной осознанности, по мнению И.Б.Канифольского является: «…спокойствие и доброжелательность к воспринимаемому. Присутствие негатива (злость, раздражение, нетерпение, желание что-то исправить в навязчивой форме) является признаком потери осознанности. В этом случае, а также, если присутствует растерянность и незнание того, что делать дальше, следует продолжать осознавание» [18].

Эффективность терапии определяется способностью к осознанию у терапевта, клиента и в их паре - терапевтическом альянсе. По словам И.Б.Канифольского: «Решение проблем достигается вследствие того, что эффективность осознания проблем другого неизмеримо выше, чем своих собственных, в силу большей безболезненности этого переживания» [18].

Исходя из этого, можно заключить, что задачей психотерапевта в процессе терапии является выяснение степени осознанности в каждом из квадрантов и помощь клиенту в восполнении дефицита осознавания, т.к. именно восполнение, или «исцеление» Круга Осознавания открывает доступ к исцеляющему потенциалу внутреннего сознания самого клиента.



      1. Параллели терапии осознаванием с психологическими теориями и психотерапевтическими подходами

Как показало изучение психологической литературы, существуют теории, независимо друг от друга рассматривающие реальность состоящей из трех уровней. У Жака Лакана это Воображаемый, Символический и Реальный уровни, или инстанции, реальности. Арнольд Минделл предлагает выделять Консенсусный, Сновидческий и Сущностный уровни.

В терапии осознаванием также имеется представление о трех уровнях реальности. И.Б. Канифольский в устном докладе предложил использовать в практике выделяемые им уровни Проблемы, Причинно-следственный и уровень Потенциала.

Далее рассмотрим подробнее указанные уровни реальности, приведенные выше.

В основе труда Жака Лакана лежит представление о разделении явлений мира на три уровня, или инстанции реальности: Воображаемого, Символического и Реального.

На уровне Воображаемого, как пишет Лакан, находится «…тот образ самого себя, которым располагает каждый индивид, его личная самотождественность, его «Я» [32]. Таким образом, Воображаемое есть индивидуальный вариант восприятия символического порядка, субъективное представление человека о мире и прежде всего о самом себе. Это то, что, по мнению Лакана, роднит человеческую психику с психикой животных, поведение которых регулируется целостными образами (гештальтами) [27].

В концепции Символического Лакан акцентирует внимание на отсутствии однозначно-прямолинейного отношения между вещами и тем, как они именуются. Символ у Лакана – означающее, не связанное постоянными узами с означаемым. Стоит уточнить, что Лаканом используется термин «означающее» вместо термина «слово» [27].

В данной концепции бессознательное принадлежит к символическому порядку. Паскаль Марсон отмечает, что «бессознательное имеет такую же структуру, как и язык» и называет вытесненное символическим [24]. Бессознательное, структурированное означающими, прерывно, дискретно, расщеплено. При связи по сходству возникают сгущения (конденсации), когда означающие наслаиваются друг на друга так, что в одном просвечивает другое или другие. Таким образом, симптом в концепции Лакана – это и есть телесное просвечивание душевного страдания [25].

Что касается невроза, то согласно представлению Лакана, в самих симптомах невротика «закупорена ищущая себе выхода речь, в которой находят себе выражение некоторые нарушения определенного порядка» [7, с.12]. Исходя из этого предположения Жака Лакана, чрезвычайно важно в процессе терапии дать выход «закупоренной речи». В этом случае симптом, являющийся телесным просвечиванием душевного страдания, получает возможность исчезнуть.

Последний уровень концепции Лакана – Реальное. Автор определяет Реальное как то, что «не является ни воображаемым, ни символическим» [24].  Реальное, с точки зрения французского психоаналитика, находится за пределами языка. Суммируя различные интерпретации лакановского Реального, У. Моррис отмечает, что «Реальное определяется проблематикой отношений между Символическим и Воображаемым, т. е. Реальное — это «водораздел» между Языком как системой различий и эмпирическим миром образов вещей [30].

Основатель процессуально-ориентированной психологии Арнольд Минделл наряду с Жаком Лаканом также предложил трех уровневое видение реальности. Минделл считал, что обычно человек осознает себя в так называемой реальности Консенсуса. Реальность Консенсуса (общепринятая реальность) — психологический термин, обозначающий такое описание реальности, в отношении которого достигнуто общее (осознанное или неосознанное) соглашение между людьми [31]. На этом уровне происходит большая часть сознательной жизни. Консенсусным этот уровень называется потому, что он обусловлен договоренностью людей. Именно на этом уровне человек испытывает страдание. В Консенсусной реальности существует дуальное восприятие, там все разделено на плюс и минус, хорошо и плохо, субъект и объект. Это привычный для людей уровень восприятия реальности.

Второй, более глубинный уровень восприятия реальности, который формирует сценарии и варианты жизни человека, Арнольд Минделл предложил назвать Сновидческим. По его мнению, в сознании есть некое пространство, которое формирует будущее. На этот уровень человек попадает во сне, в измененных состояниях сознания как, например, во время переживания сильных эмоций, переживания травматических и посттравматических событий, во время медитаций, религиозных, мистических переживаний и т.п. Если на уровне обыденной реальности все понятно (обо все уже договорились), то на уровне Сновидческой реальности вступают в действие совсем иные законы. Реальность на данном уровне представляется в виде образов, символов [31].

По мнению Минделла, есть и третий уровень сознания, самый глубокий и наименее присутствующий в нашей жизни. «Это Сущностный уровень, на котором зарождается все. Это глубинное человеческое Я, его Центр, его сущность, ядро. На этом уровне исчезает дуальность: добро и зло становятся одним целым, гнев и радость становятся одним потоком, индивидуум становится един с другими людьми, смерть становится частью жизни» [31]. Иногда для того, чтобы почувствовать себя здоровым, наполненным жизнью и целостным, для того, чтобы обрести ресурс, нужно прикоснуться к своему Центру, к своему глубинному Я, уйти вглубь себя, на Сущностной уровень. Но иногда может быть вполне достаточным достижение и пребывание на Сновидческом уровне.    

Далее рассмотрим три уровня реальности, выделяемые И.Б. Канифольским.

На уровне Проблемы или симптома, по мнению Канифольского, клиент испытывает страдание, т.к. его способности к осознаванию по данному вопросу недостаточно, и он не видит ресурса для решения проблемы, пребывая в состоянии дуальности.

На Причинно-следственном уровне с помощью опоры на телесные ощущения происходит осознание клиентом образов психической реальности, которые можно назвать «телесными сновидениями» или просто «образами тела».

Тело в терапии осознаванием используется как «королевская дорога в бессознательное». Возможность такого его использования, по утверждению Канифольского И.Б., вытекает из того факта, что «тело в личном восприятии каждого из нас - это единственный в мире объект, который является и субъектом одновременно. С одной стороны - это вещь, принадлежащая внешнему миру, с другой - сосуд эмоций, абсолютная полнота чувств, субъективность... Все человеческие проблемы, а невротические в особенности, переживаются, в том числе, и как ощущения в теле, которые легко могут быть превращены в образы» [5].

Состояние души и тела, связанное с симптомом или проблемой проецируется в «сновидение», которое, в отличие от ночного сновидения, в своем течении может быть осознано и изменено, т. к. человек воспринимает его в бодрствующем состоянии, во сне «наяву». В процессе осознания происходит спонтанная динамика образов сновидения, и задача терапевта – поддерживать контекст видения достаточно долго для удовлетворяющего выхода из ситуации болезни. Интерпретация возникающих образов при этом, по словам Канифольского, не так уж важна [5].

Таким образом, на этом уровне посредством «образов тела» вспоминаются психотравмирующие ситуации, и происходит ментальное понимание причинно-следственных связей симптома в настоящем и психотравмирующих ситуаций как далекого, так и недалекого прошлого.

Далее на уровне Потенциала происходит непосредственно лечение. Проблема для клиента перестает казаться безвыходной, исчезает. Через проживание психотравмирующей ситуации и принятие ее настолько полно, что она трансформируется и открывает свой позитивный потенциал клиенту, происходит избавление от симптомов. У клиента расширяется видение собственного будущего.

Достижение этого уровня характеризуется позитивными физическими состояниями (теплом, легкостью, приятными покалываниями, расслаблением и т.д.), а также позитивными эмоциональными переживаниями (радости, облегчения, освобождения, спокойствия, умиротворения и т.д.). Позитивное изменение физического и эмоционального состояния клиента является критерием того, что цель терапии достигнута.

Рассмотрев теории Ж. Лакана, А. Минделла и И.Б. Канифольского об уровнях реальности можно увидеть объединяющее их представление о том, что каждый последующий уровень все дальше уводит с субъективного уровня проблемы и страдания к пониманию причин и осознанию вытесненного, доводя до сущностной глубины человека, находящейся за словами и являющейся потенциалом развития.

Таким образом, опора на представление о трех уровнях реальности в терапии осознаванием может помочь в практической деятельности, задавая направление и структурируя процесс осознавания.

В терапии осознаванием также существует представление о причинах возникновения психологических проблем, или неврозов, аналогичное описанному Карлом Ясперсом в Триаде критериев реактивных состояний, или Триаде неврозов. По мнению Ясперса для реактивных состояний характерны следующие признаки:

1) реактивное состояние вызывается психической травмой;

2) психогенно-травмирующая ситуация отражается в клинической картине заболевания, в содержании его симптомов;

3) реактивное состояние прекращается с исчезновением вызвавшей его причины [29].

Исходя из этого, в терапии осознаванием считается, что причиной любой психосоматической проблемы является психотравмирующая ситуация прошлого, которая каким-то образом проявляется в картине симптомов. При устранении психотравмы как причинного блока симптомы исчезают сразу или с течением некоторого времени.

Далее рассмотрим терапию осознаванием как эффективный метод работы с психосоматическими проблемами, являющимися следствием психотравмирующих ситуаций.


    1. Проработка психосоматических проблем методом терапии осознаванием

По мнению специалистов, занимающихся психосоматикой, подавление опасных либо негативных чувств и переживаний тела, приводит человека к внутренним конфликтам, когда эмоции «отсекаются» от движения и восприятия, действия – от мышления и чувств, понимание – от поведения. В таком состоянии потери контакта с частями души и тела, с чувственной реальностью мира, травмы и разочарования накапливаются и не могут быть осознанны [9].

Кен Уилбер подчеркивал, что объединяющим такие разные направления, как психоаналитическое, когнитивное, гуманистическое и трансперсональное, является признание того факта, что осознание само по себе обладает целительной силой. По его словам: «…каждая из упомянутых школ психологии/терапии по-своему пытается дать сознанию возможность встретиться (или повторно встретиться) с теми аспектами опыта, которые ранее отчуждались, деформировались, искажались или игнорировались. Это обладает целительным потенциалом по основной причине: полностью пережив эти аспекты опыта, сознание может принять и признать существование этих элементов и, таким образом, избавиться от них: рассматривать их как объект, и тем самым дифференцироваться от них, дистанцироваться от них, трансцендировать их — а затем интегрировать их в более широком, сочувственном охвате» [14, с.76].

Стоит привести утверждение Дональда Калшеда, который писал, что «Одна из опасностей психотерапии заключается в том, что она может стать слишком «умственной» (словесной) и в итоге связь с телом будет упущена. Когда это происходит в психотерапии, также теряется связь с психикой. С другой стороны, смещение акцента в работе психотерапевта только на телесные симптомы таит в себе опасность высвобождения слишком большого массива соматической энергии, при этом «сырой» аффект остается недоступным разуму, так как отсутствуют понимаемые им образы и слова. Если аффект, имеющий телесную основу, не может быть выражен в контексте человеческих отношений вербально или в символической форме, то он не может достичь уровня «смысла», того места, где находится психика. Поэтому терапевты, работающие только с телом, также могут потерять психику, и если это происходит, то теряется всякая возможность работать на подлинную трансформацию» [3, с. 93].

Терапия осознаванием новое направление, выросшее из телесно-ориентированной терапии, стремится к целостности подхода, тем самым, исключая те крайности, о которых писал Д.Калшед. В своем развитии терапия осознаванием идет параллельно и порой соприкасается со многими областями философии и психотерапевтических практик: гештальт-терапией, психодрамой, работами Кена Уилбера, Арнольда и Эмми Минделл, феноменологией Гуссерля [21].

В рамках терапии осознаванием проблема рассматривается как задача для развития потенциалов, не развитых в свое время в процессе жизни человека. Из этого следует, что психотерапия больше стремится к развитию человека, чем к его лечению. Также существенным для данного вида терапии является представление об изначально существующей естественной гармонии, близкое к саногенному взгляду в медицине. Эту мысль можно раскрыть словами Канифольского И.Б.: «Мы не боремся с природой за здоровье, а помогаем ей» [19].

В наследство от телесно-ориентированного подхода терапия осознаванием получила свободное обращение с телесными ощущениями, в контактной работе с телом или без нее. Открытие данного подхода «заключается в том, что телесные ощущения, часто описываемые в виде образов, ведут нас по ассоциативному пути точно в ту точку места и времени прошлого, которая имеет отношение к исследуемой проблеме в настоящем и служит подходящей поворотной точкой для возможного изменения. Чаще всего это психотравмирующие эпизоды…, нуждающиеся в интеграции. На них и указывает симптом, если рассмотреть его как сигнал о забытом и дезинтегрированном опыте», - отмечает Канифольский [19].

Стоит отметить мысль Жака Лакана, который так же считал, что «вытесненный материал, содержащийся в бессознательном, в форме, не дающей возможности его использования или окончательного забывания, продолжает воздействовать на человека, приводя к возникновению болезненных симптомов» [24].

По словам Секацкого К.И. «причиной расстройств является болезненное доминирование в сознании и бессознательном переживаний, связанных с перенесенной катастрофической ситуацией в сочетании с невозможностью самостоятельного переструктурирования психотравмирующего опыта» [28].

Исходя из вышеизложенного, психосоматика, несмотря на всю сложность этой проблемы, становится вполне подходящим полем для применения терапии осознаванием.

Стоит еще раз подчеркнуть, что в данном подходе болезнь рассматривается, как напоминание об опыте, который нужно реинтегрировать. Болезнь, по словам Канифольского И.Б. «не роковая случайность и не следствие случившихся трагедий, а лишь настойчивый способ напомнить о тех событиях, которые надо перепрожить заново и на этот раз во всей полноте» [19].

А. Минделл так описал открытие этого принципа: «Однажды, наблюдая за сыном, я заметил, как он расковыривает болячку на ноге, заставляя ее кровоточить, и в этот момент я вдруг понял, что это само тело пытается усугубить боль. У тела, конечно, есть и механизмы, обеспечивающие улучшение состояния, но есть и некий важный механизм, которым пренебрегали до сих пор, действующий, наоборот, в сторону ухудшения состояния… Итак, я решил принять допущение, что тело иногда само усугубляет свои собственные проблемы, усиливает те или иные болезненные проявления» [10].

Если рассматривать болезненные проявления с этой точки зрения, то перестает пугать вопрос о рецидиве и возврате симптоматики. При данном понимании возврат симптоматики означает, лишь, что есть еще некий опыт, связанный с этой проблемой, который нужно переработать.

Таким образом, при наличии психосоматических симптомов стоит начинать с исследования симптома, чтобы открыть его в опыт, который нуждается в проживании. Психосоматика, по словам И.Б. Канифольского, «дает нам прекрасный шанс не искать телесные ощущения, связанные с проблемой, как при других невротических расстройствах – она сама и есть телесные ощущения» [19].

Психосоматические последствия психотравмирующих ситуаций можно назвать «заархивированными файлами», посланиями из прошлого об опыте, который человек не смог прожить тогда в силу уровня своего развития, и который может быть переработан сейчас.

Психотравмирующее событие, как указывают Фишер и Лехбург, часто сопровождается чувством беспомощности и незащищенности и влечет длительное потрясение в восприятии собственного одиночества. Возможно именно поэтому люди, пережившие психотравму, часто ни с кем не делятся и не рассказывают о произошедшем, продолжая оставаться в своем страдании в одиночестве.

Далее стоит рассмотреть универсальное, работающее в рамках самых разных терапевтических подходах, понятие «зона внутреннего одиночества», предложенное А.И. Палеем.

По словам автора: «Зона внутреннего одиночества - это феноменологическое пространство личностно значимых переживаний человека, которыми он не делился с другими. Это «секретный мир», куда никто не допущен, где человек остается исключительно наедине с самим собой и своим страданием, где он предельно одинок… Ключевыми событиями в терапевтическом процессе являются моменты, когда клиент каким-то образом делится сокровенным, тайным и получает на это понимающий и принимающий отклик» [26].

Важнейший аспект психотерапевтической Встречи заключается, по мнению А.И. Палея, «в установлении отношений (взаимодействии) с теми «частями» внутреннего мира клиента, которые он осознанно или неосознанно прятал, скрывал от других, и, потому, был там одинок. Таким образом, «место» Встречи – зоны внутреннего одиночества» [26]. 

Если в процессе терапии осознаванием Встреча произошла, то становится возможным развитие самоосознавания клиента с интеграцией болезненного опыта прошлого, запускающие процесс изменения и восстановления тела и психики от последствий психотравмирующих ситуаций.

  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Дипломная работа по программе дополнительного образования «Психологическое консультирование: интегративный подход» на тему: «Использование терапии осознаванием для решения психосоматических проблем, как проявлений психотравмирующих ситуаций» iconЭдгар Хайм Христоф Рингер, Мартин Томмен проблемно- ориентированная...
Проблемно-ориентированная психотерапия. Интегративный подход / Пер с немецкого Л. С. Каганова. М.: Независимая фирма "Класс" (Библиотека...

Дипломная работа по программе дополнительного образования «Психологическое консультирование: интегративный подход» на тему: «Использование терапии осознаванием для решения психосоматических проблем, как проявлений психотравмирующих ситуаций» iconДипломная работа, написанная на тему: «Название работы»
Защиту дипломной работы следует начать со слов: «Уважаемый Председатель, уважаемые члены государственной аттестационной комиссии!...

Дипломная работа по программе дополнительного образования «Психологическое консультирование: интегративный подход» на тему: «Использование терапии осознаванием для решения психосоматических проблем, как проявлений психотравмирующих ситуаций» iconКурсовая работа по дисциплине: «Вычислительная математика» на тему:...
Государственное образовательное учреждение высшего и профессионального образования

Дипломная работа по программе дополнительного образования «Психологическое консультирование: интегративный подход» на тему: «Использование терапии осознаванием для решения психосоматических проблем, как проявлений психотравмирующих ситуаций» iconКурсовая работа на тему: Государственное регулирование кризисных ситуаций в экономике
Негосударственное образовательное учреждение среднего профессионального образования

Дипломная работа по программе дополнительного образования «Психологическое консультирование: интегративный подход» на тему: «Использование терапии осознаванием для решения психосоматических проблем, как проявлений психотравмирующих ситуаций» iconГештальт-Подход и Свидетель Терапии
Две книги "Гештальт-подход" и "Свидетель терапии" можно рассматривать как одну. Фриц Перлз держал их план в голове и работал над...

Дипломная работа по программе дополнительного образования «Психологическое консультирование: интегративный подход» на тему: «Использование терапии осознаванием для решения психосоматических проблем, как проявлений психотравмирующих ситуаций» iconДипломная работа на тему: «защита трудовых прав работников»
«процессуальные особенности судопроизводства по делам о недействительности сделок»

Дипломная работа по программе дополнительного образования «Психологическое консультирование: интегративный подход» на тему: «Использование терапии осознаванием для решения психосоматических проблем, как проявлений психотравмирующих ситуаций» icon«Глобализация образования и конкуренция территорий за человеческие...
Форум предполагает экспертное обсуждение образовательной ситуации в регионах и разработку основ для решения проблем управления региональными...

Дипломная работа по программе дополнительного образования «Психологическое консультирование: интегративный подход» на тему: «Использование терапии осознаванием для решения психосоматических проблем, как проявлений психотравмирующих ситуаций» iconРеферат : на тему компьютерные вирусы
После того как вирус выполнит нужные ему действия, он передает управление той программе, в которой он находится, и она работает также,...

Дипломная работа по программе дополнительного образования «Психологическое консультирование: интегративный подход» на тему: «Использование терапии осознаванием для решения психосоматических проблем, как проявлений психотравмирующих ситуаций» iconЛекция №9 «Пути решения экологических проблем»
С учетом комплексности проблем окружающей среды эти средства имеют специфику в технической, экономической, образовательной, правовой...

Дипломная работа по программе дополнительного образования «Психологическое консультирование: интегративный подход» на тему: «Использование терапии осознаванием для решения психосоматических проблем, как проявлений психотравмирующих ситуаций» icon«…»(см титульник и выучи как Отче наш!!!). слайд №1 титульный
Уважаемые председатель и члены аттестационной комиссии, Вашему вниманию представляется дипломная работа на тему «…»(см титульник...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов