Вопросы к экзамену по дисциплине: ПСИХОЛОГИЯ
Модуль «Возрастная психология» для студентов «Начальное образование»
Предмет, задачи, проблемы возрастной психологии. Связь возрастной психологии
с другими науками.
Методы исследования в возрастной психологии. Их краткая характеристика.
Понятие психическое развитие и его характеристика.
Факторы психического развития и их характеристика.
Закономерности психического развития.
Социальная ситуация развития как компонент механизма психического развития человека. Ее характеристика.
Характеристика ведущего вида деятельности как компонента механизма психического развития человека.
Характеристика понятия «новообразования» в возрастной психологии.
Кризисы возрастного развития. Причины возникновения. Особенности протекания. Основные теории жизненных кризисов (Э.Эриксон, В.И. Слободчиков и др.)
Понятие возраст. Проблема возрастной периодизации психического развития в зарубежной психологии развития.
Понятие возраст. Проблема возрастной периодизации психического развития в отечественной возрастной психологии развития (П. Блонский, Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, В.И. Слободчиков).
Теория культурно-исторического развития высших психических функций Л.С. Выготского.
Проблема развития в психоаналитическом подходе.
Проблема развития в когнитивном подходе.
Проблема развития в поведенческом подходе.
Проблема развития в деятельностном подходе.
Характеристика кризиса 7 лет. Причины, симптомы, новообразования.
Особенности психологической готовности детей к обучению в школе.
Особенности социальной ситуации развития в младшем школьном возрасте. Проблема школьной дезадаптации.
особенности ведущего вида деятельности в младшем школьном возрасте. Его значение.
Особенности общения младшего школьника со взрослыми и сверстниками.
Особенности развития личности младшего школьника.
Особенности познавательного развития младшего школьника.
Анотомо-физиологические и психологические предпосылки перехода к подростковому возрасту. Проблема акселерации и ретардации.
Особенности общения подростка со взрослыми и сверстниками.
Особенности интеллектуального развития подростков.
Учебная деятельность подростка. Учебные и внеучебные интересы. Новая система требований к учителю.
Особенности личностного развития подростков.
Кризис подросткового возраста. Причины, симптомы, новообразования.
Социальная ситуация развития в подростковом возрасте.
Анотомо-физиологические и психологические особенности юношеского возраста.
Ведущий вид деятельности в юношеском возрасте и его особенности.
особенности личностного развития в юношеском возрасте. Проблема самоопределения.
Особенности интеллектуального развития в юношеском возрасте.
Кризис юности: причины, проблемы, симптомы, новообразования.
Психологические особенности студенческого возраста. Особенности развития личности студента.
Общая характеристика периода взрослости. Проблема периодизации взрослости.
Особенности физического и интеллектуального развития в период ранней взрослости (молодость).
Особенности социальной активности в молодости.
Кризис молодости (30 лет). Причины, особенности проявления, новообразования.
Особенности познавательной деятельности в период средней взрослости.
Особенности общения и социальной активности в средней взрослости.
Характеристика кризиса средних лет. Новообразования.
Особенности интеллектуального развития и познавательной деятельности в период поздней взрослости.
Особенности социальной активности в поздней взрослости (старость).
Уровни критерии, факторы старения. Периодизация старости.
Проблема долголетия и жизнеспособности. Старость как социальная проблема.
Возрастные задачи развития в старости.
Особенности эмоциональной сферы в старости.
Особенности эмоциональной сферы в период зрелости.
Специфика личностного развития в зрелости.
Возрастные задачи развития зрелых людей.
Темы для контрольных работ для студентов «Начальное образование» Работа выполняется микрогруппми по 2-3 человека, оформляется презентация слайдов по выбранной теме не менее 15 слайдов (печатный и электронный варианты)
Особенности сенсорного развития детей младшего школьного возраста.
Развитие внимания в младшем школьном возрасте.
Развитие памяти в младшем школьном возрасте.
Развитие мышления в младшем школьном возрасте.
Развитие речи детей младшего школьного возраста.
Развитие воображения детей младшего школьного возраста.
Развитие способностей у детей младшего школьного возраста.
Развитие волевой сферы детей младшего школьного возраста.
Особенности эмоционального развития в младшем школьном возрасте.
Развитие личности и самосознания ребенка младшего школьного возраста.
Типологические и индивидуально-типологические особенности детей младшего школьного возраста.
Особенности развития трудовой деятельности детей школьного возраста.
Характеристика кризиса 7 лет. Причины, симптомы, новообразования.
Психологическая готовность детей к обучению в школе. Компоненты и их характеристика.
Адаптация к школьному обучению. Уровни. Проблемы.
16.Особенности учебной деятельности младшего школьника. |