Скачать 115.13 Kb.
|
ВЫЯВЛЕНИЕ СВЯЗИ МЕЖДУ УРОВНЕМ ТРЕВОЖНОСТИ СТУДЕНТОВ И ИХ КРЕАТИВНОСТЬЮ Высокий уровень тревожности может помешать успешно пройти этот этап в жизни человека. Ведь замкнутый, малообщительный, постоянно ожидающий неудачу во всем человек не может чувствовать себя достаточно комфортно и организовывать продуктивные и качественные взаимоотношения. Юношеские годы – это студенческий период, период зачетов, экзаменов и самоопределения в общем, что безусловно является большим стрессом для молодого человека. В связи с этим большое значение приобретает поиск и разработка возможностей снижения уровня тревожности у молодых людей, основной деятельностью которых является получение образования. В своей работе мы хотим исследовать связь между уровнем тревожности студентов и их креативностью. Актуальность работы состоит в том, что она открывает новый подход к решению проблемы тревожности у студентов. Значение коррекции тревожности, ее преодоление важно при подготовке студентов к трудным ситуациям (экзамены, соревнования и др.), при овладении новой деятельностью. Данная проблема актуальна не только в плане адаптации юноши к студенческой жизни, но и в плане социализации личности, а также сохранения ее психологического здоровья. При этом рассмотрение нами креативности, как фактора, связанного с уровнем тревожности студентов, и предполагаемая дальнейшая работа по ее развитию с целью снижения уровня тревожности имеет свои плюсы. Современное общество, переступившее порог третьего тысячелетия, отводит особую роль креативности каждой конкретной личности. Чтобы решить социальные, экологические, экономические и культурные проблемы, характерные для сегодняшней действительности, обществу требуются активные, творчески мыслящие личности. Способность молодых к неожиданному взгляду на сложившуюся природу вещей, их раскованность и восприимчивость к нестандартным подходам в решении проблем - это огромный капитал общества. Поэтому снижение тревожности студентов путем развития креативности во время их обучения может иметь положительные результаты. Цель нашего исследования: выявление связи между уровнем тревожности студентов и их креативностью. Гипотеза исследования состоит в том, что между уровнем тревожности студентов и их креативностью существует связь. Причем студентам с высоким уровнем тревожности присущ высокий уровень креативности. Так как тревожный студент, обладающий высокими показателями креативности, не всегда может раскрыть свой потенциал в силу своих психологических особенностей, важно создать условия для развития его способностей, позволяющие при этом снизить уровень его тревожности. Задачи исследования:
Объект исследования: тревожность как психологическая категория. Предмет: связь между уровнем тревожности студентов и их креативностью. В ходе исследования тревожность была рассмотрена нами с точки зрения биопсихосоциального подхода. Современные исследования тревожных расстройств подтверждают их биопсихосоциальную природу и, соответственно, биопсихосоциальная модель представляет собой самую надежную основу для объяснения и анализа тревожных расстройств у детей и взрослых (Холмогорова А.Б., 1999). Также этот подход использовался нами при рассмотрении особенностей студенческого возраста: были рассмотрены особенности физиологической перестройки юношеского организма, психологические изменения и социальный аспект данного периода жизни. В своей работе мы опирались на идеи таких психологов, как З.Фрейд, К. Хорни (теория тревожности), А.Эллис, Б.Ф., Скиннер, А. Прихожан (тревожность у детей и подростков), Ч.Д.Спилбергер (исследование личностной и ситуативной тревожности), изучавших тревожность. Также теоретической основой исследования явились теории креативности Дж.Гилфорда (концепция креативности), Л.Терстоуна, Е.П. Торранса и С.Медника. Для изучения особенностей студенческого возраста были рассмотрены работы К.Изарда (психология эмоций), А.Е. Личко, Э.Эриксона (теория развития личности) и К.Роджерса. Нельзя сказать, что связь между тревожностью и креативностью не изучалась раннее. Проводились исследования по выявлению ее в дошкольном, младшем школьном и подростковом возрасте. Однако юношеский, студенческий возраст в них рассмотрен не был. По мнению некоторых психологов, креативность поддается развитию, и мы считаем, что особенности юношеского возраста, такие как стремление к чему-то новому, гибкость мышления, делают его подходящим для развития креативности. Если учесть, что студенческий период – это период повышенной тревожности, то просто необходимо найти новые пути решения этой проблемы. Надо отметить, что современное высшее образование не делает акцента на развитие творческих, креативных способностей студентов (имеются ввиду нетворческие ВУЗы), что, по нашему мнению, является его недочетом. Поэтому выявление связи между уровнем тревожности студентов и их креативностью позволило бы разработать программу коррекции тревожности, основанную на развитии креативных способностей обучающихся. В частности это было бы полезно для студентов медицинского университета, в рамках которого проводилось исследование, так его как студенты имеют высокую нагрузку, ответственность в связи с будущей специальностью, и основной акцент в их обучении делается на академической успеваемости, овладении профессиональными навыками, в то время как развитие их креативности не рассматривается совершенно. В этом мы видим практическую значимость исследования. Кроме того программа по развитию креативности студентов с целью снижения уровня их тревожности может иметь профилактическое значения и предупреждать развитие связанных с ним психических проблем, а также способствовать социальной адаптации студентов. В исследовании приняло участие 24 студента Сибирского Государственного Медицинского Университета, обучающихся на факультете клинической психологии, психотерапии и социальной работы, медико-биологическом факультете и лечебном факультете на втором, третьем и четвертом курсах (от 18 до 22 лет). Среди них 17 девушек и 7 юношей. На первом этапе исследования при помощи опросника креативности Джонсона, адаптированного Туник, Теста вербальной креативности (RAT) С. Медника (адаптация А.Н. Воронина, взрослый вариант) и Теста креативности Торранса (сокращенный вариант изобразительной (фигурной) батареи теста креативности П. Торранса - задание «Закончи рисунок») проводилось изучение уровня креативности студентов. ^ В результате проведения данного опросника было выявлено, что большинство студентов (79,2%) обладают высоким и очень высоким уровнем креативности. Низкого уровня креативности данная методика не выявила Тест вербальной креативности (RAT) С.Медника Максимальный индекс оригинальности равен 1. Уровень развития оригинальности считается высоким, если ее индекс больше 0,7. Исследование показало, что высокому индексу оригинальности испытуемых соответствует высокий индекс уникальности. Таким образом, нам удалось выделить 12 студентов, имеющих высокий уровень креативности. Сокращенный вариант изобразительной (фигурной) батареи теста креативности П. Торранса - задание «Закончи рисунок» Беглость и гибкость всех исследуемых студентов соответствуют возрастным нормам (от 9 до 10 и от 6 до 9,2, соответственно). Максимальный балл за оригинальность равен 20, оригинальность, превышающая 15 баллов, считается высокой. По разработанности максимальный балл равен 108, индекс выше 70 говорит о высоком развитии этого показателя. Таким образом, нам удалось выделить 10 студентов обладающих высоким уровнем оригинальности, разработанности, беглость и гибкость которых соответствует возрастной норме, соответственно, можно говорить о высоком уровне их креативности. ^ Было выявлено 10 студентов, обладающих высоким уровнем креативности. Они составили экспериментальную группу. Уровень креативности остальных 14 студентов оказался средним либо низким. Контрольную группу составили 10 студентов с наиболее низкими показателями креативности. На втором этапе исследования у данных 20 студентов в индивидуальном порядке был измерен уровень тревожности при помощи Личностной шкалы проявления тревоги (Дж. Тейлора, 1953), адаптированной Т.А. Немчиным и Методики «Определение уровня тревожности» (Ч.Д.Спилбергер, Ю.Л.Ханин). Полученные результаты были статистически обработаны с помощью программы Statistica 6.0. и Microsoft Office Excel 2003. Проверка гипотезы проводилась непараметрическим критерием Спирмена. Значения корреляции считались достоверными при p<0,05. ![]() ![]() На основе этих данных можно сделать вывод о том, что у студентов с высоким уровнем креативности отмечается повышенная тревожность наряду со средним ее уровнем, в то время, как у студентов с низким уровнем креативности уровень тревожности средний, либо низкий. Для вычисления средних значений и стандартной ошибки среднего использовались методы описательной статистики, расчеты производились в программе Statistica 6.0. Среднее значение тревожности у студентов с высоким уровнем креативности выше аналогичных показателей у студентов с низким уровнем креативности, что подтвердил анализ результатов как Личностной шкалы тревоги Тейлора, так и методики диагностики самооценки тревожности Спилбергера –Ханина. Выявление корреляционной связи между уровнем тревожности и креативностью (как ее показатель рассматривался индекс оригинальности) производилось в программе Statistica 6.0., использовался непараметрический критерий Спирмена. Значения корреляции считались достоверными при p<0,05. Таким образом, можно сделать вывод о том, что между уровнем тревожности и креативностью есть корреляционная связь. Выводы
Заключение Людям дана способность беспокоиться о многом, и эту способность надо рассматривать как свидетельство небезразличного отношения к жизни. Но иногда это беспокойство не обосновано обстоятельствами или приобретает неадекватную форму: человек начинает тревожится всегда и везде и от этого не может чувствовать себя достаточно спокойно для того, чтобы разумно воспринимать и правильно реагировать на те или иные обстоятельства жизни. Определенный уровень тревожности – естественная и обязательная особенность активной деятельности личности. У каждого человека существует свой оптимальный или желательный уровень тревожности – это так называемая полезная тревожность. Однако повышенный уровень тревожности является субъективным проявлением неблагополучия личности. Студентам же не только претерпевают ряд изменений с точки зрения физиологии, психологического и социального развития, что может объяснять повышение уровня тревожности у них, но и сталкиваются со множеством стрессовых ситуаций в ходе их основной деятельности – обучения и профессионального самоопределения. В связи с этим большое значение приобретает поиск и разработка возможностей снижения уровня тревожности у молодых людей. Основной задачей вузовского образования является повышение эффективности учебного процесса при наименьших травмирующих воздействиях на личность и психику студента, тем более, что в последнее время возросло число стрессогенных факторов, негативно влияющих на личность студента в процессе получения им высшего профессионального образования. Если учесть, что студенческий период – это период повышенной тревожности, то просто необходимо найти новые пути решения этой проблемы. Целью нашего исследования явилось выявление связи между уровнем тревожности студентов и их креативностью. Мы выдвинули следующую гипотезу: эта связь существует, причем студентам с высоким уровнем тревожности присущ высокий уровень креативности. И так как тревожный студент, обладающий высокими показателями креативности, не всегда может раскрыть свой потенциал в силу своих психологических особенностей, важно создать условия для развития его способностей, позволяющие при этом снизить уровень его тревожности. Надо отметить, что современное высшее образование не делает акцента на развитие творческих, креативных способностей студентов (имеются ввиду нетворческие ВУЗы), что, по нашему мнению, является его недочетом. Проведенное нами исследование позволило выявить связь между уровнем тревожности студентов и их креативностью, наша цель была достигнута. Также нам удалось подтвердить выдвигаемую гипотезу: среди креативных студентов процент высокотревожных выше, чем среди студентов со средним и низким показателем креативности. На основе этих данных можно сделать вывод о том, что у студентов с высоким уровнем креативности отмечается повышенная тревожность наряду со средним ее уровнем, в то время, как у студентов с низким уровнем креативности уровень тревожности средний, либо низкий. Среднее значение тревожности у студентов с высоким уровнем креативности выше аналогичных показателей у студентов с низким уровнем креативности, что подтвердил анализ результатов как Личностной шкалы тревоги Тейлора, так и методики диагностики самооценки тревожности Спилбергера –Ханина. Полученные нами результаты совпадают с результатами исследований таких психологов, как В.М. Астапова и Е.Л. Барышкина, которые указывали на связь между креативностью и повышенной аффективностью, впечатлительностью и тревожностью индивида. По мнению некоторых психологов, креативность поддается развитию, и мы считаем, что особенности юношеского возраста, такие как стремление к чему-то новому, гибкость мышления, делают его подходящим для развития креативности. Выявленная в ходе исследования связь между уровнем тревожности студентов и их креативностью обосновывает необходимость разработки программы коррекции тревожности, основанную на развитии креативных способностей обучающихся. Кроме того подобная работа может способствовать предупреждению развития связанных с тревожностью психических проблем и способствовать адаптации студентов, в чем проявляется ее профилактическая значимость |
![]() | Такого рода однозначные зависимости между переменными величинами X и у называют функциональными. Но подобные однозначные, или функциональные,... | ![]() | Какое из перечисленных ниже утверждений описывает связь между реальной ценностью денег (или покупательной способностью) и уровнем... |
![]() | Между уровнем развития нервной системы живого существа и сложностью его взаимодействия с внешним миром зависимость | ![]() | «проклятые вопросы» свободы воли и выбора жизненного пути, ответственности и вины, экстремальности критических ситуаций – и, наконец,... |
![]() | Эта книга о важнейшем звене в цепочке взаимоотношений между людьми — о связи детей и родителей. Именно о связи, а не о воспитании... | ![]() | Привлечение студентов к решению актуальных проблем современной России, выявление активной молодежи, способной принимать непосредственное... |
![]() | России представляют значительную трудность для рассмотрения, так как социальная политика – процесс многофакторный, и измеряется как... | ![]() | Товары должны быть качественно изготовлены, привлекательны уровнем цен и доступны потребителю. Однако предприятия должны также налаживать... |
![]() | Химическая система связи взаимодействует с нервной системой; так, некоторые гормоны функционируют в качестве медиаторов (посредников)... | ![]() | Айзенк (1995), опираясь на значимые (но все же невысокие) корреляции между iq и тестами Гилфорда на дивергентное мышление, высказал... |