1. Общее представление о психологии как науке




Скачать 309.56 Kb.
Название1. Общее представление о психологии как науке
страница1/3
Дата публикации09.07.2013
Размер309.56 Kb.
ТипДокументы
zadocs.ru > Психология > Документы
  1   2   3
Тема 1. Общее представление о психологии как науке.

  1. Общая характеристика психологии.

Термин «психология» ввел Христиан Вольф.

Психология – наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедея-ти.

Психика – это свойство мозга отражать окружающую действительность и на этой основе регулировать дея-ть и поведение.

Психика (по Слободчикову) – это системное св-во высокоорганизованной материи, заключающееся в активном отражении особью или индивидом объективного мира, построении образа этого мира и саморегуляции на этой основе своего поведения и дея-ти.

Мир психических явлений включает процессы, свойства и состояния.


  1. Объект и предмет психологии.

Объект – это та сторона реальности, на к-рую направлено изучение. Объект сущ-ет независимо от изучения, он фиксирован в названии науки и явл-ся оч. широким понятием.

Предмет – это та сторона объекта, к-рая изучается. Обобщенно предмет  - основные закономерности психических явлений.


  1. Особенности .

  1. сложность (самое сложное – психика как продукт мозга человека)

  2. слияние субъекта и объекта (психика изуч-ся с помощью психики)

  3. уникальность практических следствий (познание психики позволяет изменить пс.)




  1. Отличия научной и житейской .

Параметры

Житейская

Научная

Путь получения знаний

Знания получены из опыта обыденной жизни

Получены теоретическим и экспериментальным путем

^ По степени обобщенности

Знания конкретны и привязаны к ситуациям

Знания обобщенны, исп-ся научные понятия

^ Степень осознанности знаний

Интуитивны, неосознанны

Знания рациональны и максимально осознанны

^ Возможность передачи знаний

Ограничены пределами семьи и не м.б. переданы большому числу людей

Могут исп-ся многими, т.к. фиксируются в научной литературе

^ По методам получения знаний

Наблюдения

Эксперимент и др. научные методы


Вывод: Психология как наука располагает с/мой средств, к-рые позволяют объяснять многие -ие феномены.

^ Тема 2. Современная психология.

    1. Предмет и задачи .

Совр. - это наука и о закономерностях развития и функционирования психики.

По А.Н. Леонтьеву, предмет - психически управляемая дея-ть личности.

Задачи по А.Р. Лурия:

1 - установление з-нов психич. дея-ти;

2 – установление механизмов развития психики;

3 – определение путей развития психики.

2. Место в с/ме наук.

Сущ-ет 4 области научного знания, пересекающиеся м/у собой: область естественных наук, социальных наук, философских наук, технических наук.  занимает центральное место в с/ме наук.

Треугольник Б.М. Кедрова: естеств. науки



психология
философ.н. социал.н.

3. Отрасли :

1) по видам дея-ти

 труда,  спорта, юридическая , инженерная 

2) по уровням развития психики:

возрастная , специальная , зоопсихология

3) по отн-ию Человек – Общество:

Социальная ,  личности

4) по цели дея-ти:

Фундаментальные -ие дисциплины, прикладные дисциплины (конфликтология)

5) по связи с др. науками:

Психофизиология, нейропсихология

Особое место – общая - это стержень науки, ее понятийный аппарат, это осн. научные категории, осн. теории, принципы, методы.

Поп-психология – упрощенные, неакадемические, популярные знания для масс. рекомендации, данные в поп-, не ясны и не обоснованны.
4. Основные принципы в (РЕДАС)

С.Л. Рубинштейн «Основы общей психологии»

  1. принцип развития

  2. пр. единства

  3. пр. детерменизма (обусловленность психики внешними воздействиями и образом жизни; изменения психики обусловлены внешними условиями)

  4. пр. активности (чем выше активность, тем выше психическое развитие)

  5. пр. системности предполагает многообразие источников и движущих сил психического развития.


Тема 3. История предмета психологии.

1
– метод лишен объективности
. Психология сознания (1879 г.) – сознание

^ В. Вундт, У. Джемс

Методы: интроспекция (самонаблюдение)

В основе сознания лежат простые элементы. Структурализм – сознание имеет стр-ру. Функционализм – психич. жизнь – это непрерывный поток инф-ции, а сознание выбирает то, что соответствует внутр. состоянию.


– биологизация ч-ка и постановка его на одну ступень с жив-ыми

– не позволяет изучать высшие духовные ценности



2. Бихевиоризм (нач. ХХ в.) - поведение

^ Дж. Уотсон, Б. Скиннер, Э. Торндайк

Методы: наблюдение, эксперимент

Практика: бихевиоральная терапия, лечение фобий.

SR: стимул порождает определенную реакцию.


+ привлек внимание к бессознательному

– абсолютизация бессознательного

– произвольность в толковании бессознательного



3. Психоанализ – бессознательное

З. Фрейд, К. Юнг, А. Адлер

Методы (Практика): анализ снов,

метод свободных ассоциаций

анализ описок, оговорок, забываний
4. Гуманистическая  - здоровая творческая личность, индивидуальность

К
+ позитивный подход к ч-ку (в сравнении с Фрейдом), как творец жизни
. Роджерс, А. Маслоу, Г.А. Мюррей, Г. Мерфи, Р. Мей


Методы: биографический метод

Практика: клиент-центрированная терапия (Роджерс).

Черты: эмпатия, конгруэнтность


+ с/мный подход к психике, выявление ее активности

+ раскрытие принципов целостности, з-нов восприятия

+ разработка оригинальных методов исследования

– объяснение всей психики только з-нами гештальта



5. Гештальт-психология – гештальт

^ М. Вертгеймер, К. Левин, К. Коффка, В. Келер

Методы: феноменологические описания (наблюдение содержания своего восприятия, выявление в сознании образных стр-р).

Практика: гештальт-терапия. Ее цель: восстановить утраченную целостность. Методом психодрамы. Исп-ся закон фигуры и фона.

^ Психике свойственно стремление к целостности, завершенности. Эффект Зейгарник Б.Ф. (эф. незаконченного действия).
6. Когнитивная  (60 гг. ХХ в.) – познавательные процессы

У
+ изучение процессов мышления

– нельзя все сводить к схеме, изучить процессы изолированно от личности
. Найссер, Саймон, Брунер, Келли


Методы: информационный подход

Практика: рациональная терапия: причина аномального поведения – иррациональные мысли. Главное – научить ч-ка мыслить рационально.
7
+ большой объяснительный потенциал

– мало практики
. Отечественная  - закономерности психики

Выготский, Леонтьев, Лурия, Рубинштейн, Давыдов

Методы: деятельностный подход

Практика нарабатывается

^ Развитие психики в дея-ти, единство сознания и дея-ти, утверждение социальной сущности психики.

Вывод: Единой  нет, но есть разные научные направления с разными методами изучения и с разной практикой. Сов-ть предметов исследований определяет срез -ой науки как целой.

^ Тема 4. Методы психологии.

1. Метод – это путь научного исследования, способ орг-ции исследования в сов-ти приемов и операций.

Метод + предмет = научный подход.

Особ-ти научного подхода выражаются в принципах исследования или в методологических принципах (исп-ся в отечественной ).

Метод конкретизируется в методике, к-рая сод-ит описания процедур изучения.

Научный подход  методол. принципы  метод методика.

Методология – учение о методе, с/ма принципов орг-ции научного исследования.
2. Подходы к познанию человека.

Естественно-научный подход

Гуманитарный подход

  • цель: изучить, объяснить

  • ч-к как объект изучения, как ист. инф-ции, он пассивен и следует инструкции

  • способ познания: наблюдение, эксперимент

  • исследователь занимает позицию извне, он беспристрастен

  • итог: выявление общего, типичного

+ ориентация на объективность и измерение

– негуманность, нельзя познать ч-ка как безмерно изменяющееся существо

  • цель: понять внутр. мир

  • ч-к как субъект (распорядитель активности)

  • способ познания: взаимодействие, диалог, понимание

  • исследователь сопереживает

  • итог: выявление уникального, индивидуального

+ рассм-ся внутр. мир

– субъективен, трудности в интерпретации


3. Классификация методов по Слободчикову В.И.

Объективные методы исследования:

Субъективные методы исследования:

    1. Наблюдение (выборочное, сплошное)

    2. Эксперимент

    3. Тест

    4. Анализ рисунка

    5. Графология

    6. Контент-анализ (анализ текста с помощью матем. моделей и ЭВМ)

    7. Опрос (устный, анкета)

8. Математические методы (лонгитюдный, сравн., эксперим.-генет., м. срезов)

  1. Интроспекция (самонаблюдение)

  2. Самоотчет (дневники, письма)

  3. Включенное наблюдение

  4. Эмпатическое слушание

  5. Идентификация

  6. Беседа как диалог

  7. Биографический метод

  8. Интуиция

  9. Интерпретация внутр. мира др. человека





4. Классификация методов по Ананьеву Б.Г.

  1. Организационные методы:

    • сравнительный м. (по возрасту, дея-ти)

    • лонгитюдный (многократные обследования одних и тех же лиц длит. время)

    • комплексный (представители разных наук изучают один объект разными средствами)

      1. Эмпирические методы:

        • наблюдение и самонаблюдение

        • экспериментальные методы

        • психодиагностические методы (тесты, анкеты, социометрия, беседа, интервью)

        • анализ продуктов дея-ти

        • биографические методы

          1. Методы обработки данных:

            • количественный (статистический)

            • качественный (дифференциация материала по группам, его анализ)

          2. Интерпретационные методы:

  • генетический

  • структурный (связи между всеми хар-ками личности)


5. Методы психотерапии.

Название метода

Причины аномального поведения

Методы и методики

Особенности и условия

Психоанализ

  • конфликт Я, Оно и СверхЯ

  • отказ защитных механизмов

  • м. свободных ассоциаций

  • толкование снов

  • поиск сопротивления

  • глубокие эмоциональные отн-ия с клиентом

  • длительное лечение

Клиент-центрированная терапия (Роджерс)

Рассогласование Я-реального и Я-идеального

  • безусловное «+» отн-ие

  • Эмпатия

  • Аутентичность

  • Воздерживаться от подсказки, выполнять ф-цию зеркала

  • Помогает тем, кто способен делиться своими переживаниями

  • Недирективно

Гештальт-терапия (Перлс)

Нарушение целостности

Психодрама (проигрывание жизн. ситуаций)

Готовность делиться своей проблемой

Рациональная

терапия

(1962 – Эллис)

Иррациональные мысли

  • Совместный анализ ситуации

  • Извлечение иррац. мыслей

  • Поиск решения

Эффективнее у взрослых с депрессиями и тревожностью

Бихевиоральная

(поведенческая)

терапия

Неадаптивное поведение обусловлено воздействиями внешней среды, факторами окружения, социальным научением путем наблюдения над «моделью»

  • Систематическая десенсибилизация

  • Имплозивная терапия

  • Аверсивное обусловливание

  • М. формирования поведения

  • М. накопления жетонов

  • Терапия с предъявлением модели

  • Процедуры самоконтроля

  • Характер взаимоотношений между психотерапевтом и клиентом

  • Заинтересованность пациента в изменении своего поведения


  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

1. Общее представление о психологии как науке iconЛекция 1 общее представление о психологии как науке задача курса....
Общая характеристика. Психологии. Основные этапы развития представлении о предмете психологии

1. Общее представление о психологии как науке icon1. Общее представление о психологии как науке
Объект – это та сторона реальности, на которую направлено изучение. Объект существует независимо от изучения, он фиксирован в названии...

1. Общее представление о психологии как науке iconМетодические разработки обучения
...

1. Общее представление о психологии как науке icon13. Общее представление о личности в гуманистической психологии. Гуманистическая психология
Гуманистическая психология особое направление, к нему традиционно относят такие концепции, как теория личностных черт Г. Олпорта,...

1. Общее представление о психологии как науке iconЛекция Общее представление о процессе стратегического управления
Функции и задачи стратегического менеджмента как непрерывного процесса развития организации

1. Общее представление о психологии как науке iconВопрос Определение психологии как науки. Предмет и задачи психологии
Аристотель в трактате «О душе» заложил основы психологии как самостоятельной области знаний. Так первоначально психология выступала...

1. Общее представление о психологии как науке iconВопросы на по дисциплине компьютерные технологии в науке технике и образовании
...

1. Общее представление о психологии как науке iconОбщее представление об исламе
Представьте себе, что путешествуя, вы вдруг увидели, что путь разветвляется на две дороги: труднопроходимую, поднимающуюся в гору,...

1. Общее представление о психологии как науке iconЛекция Предмет и метод экономической теории
Общее представление о значении и состоянии экономической теории в современном мире

1. Общее представление о психологии как науке iconКафедра общей и социальной психологии
В курсе лекций раскрывается становление психологии спорта как прикладной отрасли психологии, дается обзор основных исследовательских...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов