Вопросы к экзамену
по курсу ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ
для студентов 2 курса географического факультета
заочной формы обучения
Раздел «Основы психологии»
Специальность ТУРИЗМ И ГОСТЕПРИИМСТВО
2011-2012 Преподаватель: Иванюк Ю.Е.
Психология как наука. Предмет, задачи, принципы и методы психологии.
Сознание как высшая форма развития психики, его психологические характеристики и свойства. Структура, функции и состояния сознания.
Сознание и бессознательное. Неосознаваемые процессы, их виды и характеристика.
Самосознание личности и образ мира. Формы самосознания, их характеристика.
Категория деятельности в психологии. Психологическая характеристика основных видов деятельности.
Направленность личности. Потребности и мотивы, их классификация.
Понятие о личности и ее структуре в психологии. Соотношение понятий «индивид», «субъект деятельности», «индивидуальность», «личность».
Психические процессы, их характеристика.
Понятие об ощущении. Виды, свойства и закономерности ощущений.
Понятие о восприятии. Свойства и виды восприятия.
Понятие о мышлении. Функции, формы, операции и виды мышления; мышление как процесс решения задач.
Понятие о воображении, его функции и виды. Механизмы и способы создания образов.
Понятие о внимании. Функции, виды и свойства внимания.
Понятие о памяти, ее функции и виды. Закономерности процессов памяти.
Понятие о речи. Функции и виды речи, их психологическая характеристика.
Понятие об эмоциональных процессах. Функции, свойства и виды эмоциональных процессов.
Понятие о воле, структура волевого действия. Волевые качества личности и их формирование.
Понятие о темпераменте. Признаки и свойства темперамента; проблема типов темперамента.
Понятие о характере. Свойства, структура характера; акцентуации характера и их типы.
Понятие способностей, их основные характеристики. Виды и уровни способностей.
Понятие общения в социальной психологии. Функции, структура и виды общения.
Конфликты в межличностных отношениях. Функции и виды конфликтов.
Управление конфликтами. Способы поведения в межличностном конфликте.
Понятие малой группы в социальной психологии. Виды, структурные характеристики, механизмы и этапы развития малой группы.
Динамические процессы в малых группах, их характеристика.
Психология управления как наука. Принципы и психологические закономерности управленческой деятельности.
Руководитель как субъект управления. Руководство и лидерство.
Психология принятия управленческих решений. Делегирование полномочий.
Разбивка по билетам 1
Педагогика в системе наук о человеке. История педагогических идей и воспитательных практик. Народная и научная педагогика.
Самосознание личности и образ мира. Формы самосознания, их характеристика.
2
Объект, предмет и основные категории педагогики. Отрасли педагогических знаний.
Понятие о воображении, его функции и виды. Механизмы и способы создания образов.
3
Методология педагогики и её уровни. Методологические подходы. Характеристика методов исследования в педагогике.
Понятие об ощущении. Виды, свойства и закономерности ощущений.
4
Понятие общения в социальной психологии. Функции, структура и виды общения.
Психолого-педагогическая культура выпускника вуза. Основные виды психолого-педагогической подготовки студентов.
5
Основные мировые социокультурные тенденции и проблемы и их влияние на развитие образования в Республике Беларусь.
Сознание и бессознательное. Неосознаваемые процессы, их виды и характеристика.
6
Образование как механизм развития личности и общественного сознания. Две основные функции и соответствующие им образовательные модели.
Психология принятия управленческих решений. Делегирование полномочий.
7
Образование как педагогический процесс. Сущность педагогического процесса в теоретической и универсальной моделях образования.
Понятие о речи. Функции и виды речи, их психологическая характеристика.
8
Современное состояние национальная система образования в Республике Беларусь: принципы, структура.
Направленность личности. Потребности и мотивы, их классификация.
9
Основные тенденции и особенности развития высшего образования в мире. Стратегические цели и направления реформирования высшей школы в Республике Беларусь.
Понятие о восприятии. Свойства и виды восприятия.
10
Психология управления как наука. Принципы и психологические закономерности управленческой деятельности.
Развитие личности как педагогическая проблема. Роль обучения в развитии личности.
11
Сознание как высшая форма развития психики, его психологические характеристики и свойства. Структура, функции и состояния сознания.
Воспитание и формирование личности. Роль самовоспитания в развитии личности.
12
Социализация личности: сущность и условия. Взаимосвязь социализации, образования, обучения и воспитания в целостном педагогическом процессе жизнедеятельности человека.
Динамические процессы в малых группах, их характеристика.
13
Понятие о памяти, ее функции и виды. Закономерности процессов памяти.
Социализированность и воспитанность. Их соотношение. Типы и характеристика потенциальных и реальных «жертв» неблагоприятных условий социализации.
14
Понятие о мышлении. Функции, формы, операции и виды мышления; мышление как процесс решения задач.
Социальное пространство и его роль в социализации личности. Группа в социальном пространстве воспитательного процесса.
15
Психология как наука. Предмет, задачи, принципы и методы психологии.
Коллектив как объект и субъект воспитания: сущность, условия и пути формирования.
16
Понятие об эмоциональных процессах. Функции, свойства и виды эмоциональных процессов.
Семья, её роль и функции в развитии, воспитания и социализации личности.
17
Понятие о личности и ее структуре в психологии. Соотношение понятий «индивид», «субъект деятельности», «индивидуальность», «личность».
Принципы семейного воспитания и его правовые основы.
18
Сфера жизнедеятельности как предел распространения активности личности по отношению к окружающей среде. Доминирующая сфера жизнедеятельности человека.
Психические процессы, их характеристика.
19
Сущность игры как сферы жизнедеятельности человека. Функции игры. Типология игр.
Управление конфликтами. Способы поведения в межличностном конфликте.
20
Категория деятельности в психологии. Психологическая характеристика основных видов деятельности.
Общение как фактор развития личности. Ассертивная техника общения и её сущность.
21
Понятие о внимании. Функции, виды и свойства внимания.
Самосовершенствование человека как сущность его жизнедеятельности. Акмеологические основы самосовершенствования личности: их природа и условия реализации.
22
Конфликты в межличностных отношениях. Функции и виды конфликтов.
Карьера человека как условие и уровень его самореализации. Виды карьеры. Сила личности и её истоки.
23
Понятие о характере. Свойства, структура характера; акцентуации характера и их типы.
Творчество как педагогическое явление. Субъективное и объективное творчество. Личные качества творческой личности.
24
Руководитель как субъект управления. Руководство и лидерство.
Методы и технологии образовательного процесса, стимулирующие развитие творческого потенциала учащихся.
25
Объект, предмет и основные категории педагогики. Отрасли педагогических знаний.
Понятие о темпераменте. Признаки и свойства темперамента; проблема типов темперамента.
26
Понятие малой группы в социальной психологии. Виды, структурные характеристики, механизмы и этапы развития малой группы.
Образование как механизм развития личности и общественного сознания. Две основные функции и соответствующие им образовательные модели.
27
Современное состояние национальная система образования в Республике Беларусь: принципы, структура.
Понятие о воле, структура волевого действия. Волевые качества личности и их формирование.
28
Семья, её роль и функции в развитии, воспитания и социализации личности.
Понятие способностей, их основные характеристики. Виды и уровни способностей.
|