Марцинковская Т. Д. М 29 История психологии: Учеб пособие для студ высш учеб, заведений




НазваниеМарцинковская Т. Д. М 29 История психологии: Учеб пособие для студ высш учеб, заведений
страница1/68
Дата публикации12.07.2013
Размер8.58 Mb.
ТипДокументы
zadocs.ru > Психология > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   68
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Т. Д. МАРЦИНКОВСКАЯ
ИСТОРИЯ

психологии

Рекомендовано

Советом по психологии УМО университетов России

в качестве учебного пособия для студентов высших

учебных заведений, обучающихся по направлению

и специальности «Психология»


УДК 15(075.8)

ББК88.1я73

М29
Рецензенты:

доктор психологических наук, профессор, член-корреспондент РАО А. Г. Асмолов;

доктор психологических наук, профессор, зав. кафедрой общей психологии Московского государственного психолого-педагогического института Т. М. Марютина
^ Марцинковская Т.Д.

М 29 История психологии: Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 544 с.
ISBN 5-7695-0641-5

В учебном пособии раскрываются общие закономерности и характеризуются этапы формирования предмета психологической науки, показаны динамика и логика развития психологических концепций, дана панорама различных взглядов на законы, управляющие поведением человека и процессом познания им внешнего мира, законы становления его личности. История психологической науки раскрывается в контексте общей истории культуры. Впервые предлагается обзор состояния отечественной психологии в конце XIX - начале XX в.

Может быть полезно всем читателям, интересующимся проблемами психологии и истории науки.
УДК 15(075.8)

ББК88.1я73

ISBN 5-7695-0641-5

© Марцинковская Т.Д., 2001

© Издательский центр «Академия», 2001

Предисловие



История психологии - одна из немногих комплексных дисциплин, синтезирующих знания по отдельным областям и проблемам психологии. С одной стороны, ее содержание основано на тех знаниях, которые получены из других курсов - общей, возрастной, социальной психологии и т.д. С другой стороны, история психологии позволяет привести эти знания в систему, понять логику становления психологии, причины изменения ее предмета, ведущей проблематики.

В основу предлагаемого учебника положен курс лекций, читаемых автором на протяжении десятилетия в Московском педагогическом государственном университете и Московском государственном психолого-педагогическом институте.

Значение предлагаемого курса заключается в том, что содержание этого предмета по сути является основой культуры, необходимой для психологов в любой области их деятельности. Прочитав книгу, читатели по-новому осмыслят понятие «прогресс». Понимание прогресса в том смысле, что новое знание качественно лучше, чем старое, возможно в технике, но не в гуманитарной науке. Действительно, в настоящее время мы знаем намного больше о структуре атома, о нервной системе человека, но плоды духовной деятельности психологов и философов Древней Греции или Рима были не менее значительными или интересными, чем труды наших современников.

Как и история философии, история психологии учит не только фактам, но и мышлению, умению понять и адекватно оценить отдельные психологические явления и концепции. Анализ различных подходов к психике поможет выработать неидеализированный, недогматичный взгляд на разные теории, научит мыслить объективно и непредвзято, находить реальные достоинства и недостатки как абсолютизированных теорий, так и новых, модных в настоящее время. Читатели узнают о сложном пути, пройденном психологией в поисках новых, все более полных и объективных знаний о психическом, о тех проблемах, которые были разрешены, и тех, которые еще требуют своего разрешения.

Некоторые вопросы получили в книге нетрадиционное толкование, в частности анализ развития психологии как самостоятельной научной дисциплины. Логика научного знания, анализ формирования новых методов и подходов к изучению психики доказывают, что появление экспериментальной психологии стало возможным только после того, как предмет и методологический аппарат психологии были определены и отрефлексированы учеными. Анализ, проведенный учеными, так же как и критика психологии со стороны позитивизма, стимулировал ее ориентацию на естественные науки, невозможные без эксперимента. Современное понимание синтетического характера психологии, ее связи с гуманитарными и естественными науками, особое положение психологии в системе научного знания доказывают необходимость более точной периодизации ее развития, учитывающей и становление ее предмета, и формирование психологии как учебной дисциплины.

Новизна подхода к изложению материала отразилась и в том, что история психологии включена в историю культуры. Некоторые разделы иллюстрируют связь психологических теорий с ментальностью их авторов, с исторической и социальной ситуацией, в которой жили и работали ученые, с их идеалами и ценностными ориентациями. В книге впервые дан детальный обзор состояния отечественной психологии XIX-XX вв. Такая целостная картина помогает понять, каким образом одновременно появляются сходные концепции, впоследствии связанные в единую теорию (например, периферическую теорию эмоций Джеймса-Ланге). Становятся понятны и различия во взглядах немецких, английских, российских психологов, вытекающие из особенностей национальной культуры и ментальности ученых.

Понимание того факта, что психология не едина, что в ней нет одного-единственного, правильного и окончательного решения всех проблем, создаст у читателей установку на перенос полученных знаний в собственную научную и практическую деятельность, поможет более объективно разобраться в многообразии научных школ и течений, которые существуют в современной психологической науке.

Автор стремился создать у читателей представление о процессе творчества, об открытиях и сомнениях ученых, доказать, что история психологии - это не гербарий из засушенных и не имеющих практической пользы понятий, но система живых знаний, в которой отражено биение мысли и сердец ученых. Эти знания помогают тем, кто в наше время создает теории, разрабатывает методы диагностики и терапии. Ведь выработать собственную позицию, создать новое невозможно без психологической культуры, без знаний, собранных нашими предшественниками, т. е. без того, что и является содержанием курса истории психологии.
^
Моему учителю - Михаилу Григорьевичу Ярошевскому посвящается



  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   68

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Марцинковская Т. Д. М 29 История психологии: Учеб пособие для студ высш учеб, заведений iconМарцинковская Т. Д. М 29 История психологии: Учеб пособие для студ высш учеб, заве­дений
Рецензенты: доктор психологических наук, профессор, член-корреспондент рао а. Г. Асмолов

Марцинковская Т. Д. М 29 История психологии: Учеб пособие для студ высш учеб, заведений iconМарцинковская Т. Д. М29 История психологии: Учеб пособие для студ...
Советом по психологии умо по классическому университетскому образованию в качестве учебного пособия для студентов высших

Марцинковская Т. Д. М 29 История психологии: Учеб пособие для студ высш учеб, заведений iconЛурия А. Р. Основы нейропсихологии. Учеб пособие для студ высш учеб заведений
Основы нейропсихологии. Учеб пособие для студ высш учеб заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 384 с

Марцинковская Т. Д. М 29 История психологии: Учеб пособие для студ высш учеб, заведений iconЗахарова И. Г. 338 Информационные технологии в образовании: Учеб...
Информационные технологии в образовании: Учеб пособие для студ высш пед учеб, заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2003....

Марцинковская Т. Д. М 29 История психологии: Учеб пособие для студ высш учеб, заведений iconКраснова О. В., Лидере А. Г. К 782 Социальная психология старения:...
К 782 Социальная психология старения: Учеб пособие для студ высш учеб заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2002. 288 с

Марцинковская Т. Д. М 29 История психологии: Учеб пособие для студ высш учеб, заведений iconГусейнов А. А., Апресян Р. Г. Этика: Учебник
Гуннар Скирбекк, Нильс Гилье. История философии: Учеб. Пособие для студ высш учеб заведений. М., 2001. – 800 с

Марцинковская Т. Д. М 29 История психологии: Учеб пособие для студ высш учеб, заведений iconРефератов 9
История образования и педагогической мысли: Таблицы, схемы, опорные конспекты: Учеб пособие для студ высш учеб заведений. — М изд-во...

Марцинковская Т. Д. М 29 История психологии: Учеб пособие для студ высш учеб, заведений iconСластенин В. А. и др. Педагогика: Учеб пособие для студ высш пед...
Сластенин В. А. и др. Педагогика: Учеб пособие для студ высш пед учеб заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под...

Марцинковская Т. Д. М 29 История психологии: Учеб пособие для студ высш учеб, заведений iconОбразование
Д 53 Физическая культура в специальном образовании: Учеб пособие для студ высш пед учеб заведений. — М.: Издательский центр «Академия»,...

Марцинковская Т. Д. М 29 История психологии: Учеб пособие для студ высш учеб, заведений iconВысшее образование
Н63 Филологический анализ текста: Учеб пособие для студ высш пед учеб заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 256...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов