Скачать 13.62 Mb.
|
FIFTH EDITIONSocial PsychologyDavid G. MyersMcGRAW-HILL, INC.New York St. Louis San Francisco Auckland BogotaCaracas Lisbon London Madrid MeximNewDe,hi Paris San Juan Singapore SyXy Tokyo ToronToСОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯРекомендовано в качестве учебного пособия для студентов и аспирантов психологических факультетов, а также слушателей курсов психологических дисциплин на гуманитарных факультетах ВУЗов РФ Санкт-Петербург Москва • Харьков • Минск 1997 Дэвид Майерс Давид Майерс Социальная психология Перевели с английского В. Гаврилов, С. Шпак, С. Меленевская, Д. Викторова Главный редактор В. Усманов Заведующий редакцией М. Чураков Научный редактор А. Свенцицкий Литературные редакторы М. Шахтарина, В. Рыжков, В. Попов Художественные редакторы П. Кудряшов, С. Лебедев Художник А. Суворов Корректоры Л. Конорова, Е. Рогозина Оригинал-макет подготовила М. Шахтарина ББК 88.5 УДК 159.9:301 Майерс Д. Социальная психология/Перев. с англ. — СПб.: Питер, 1997. — 688 с: ил. ISBN 5-88782-141-8 Учебник Дэвида Майерса «Социальная психология» воспитал не одно поколение американских студентов. Пятое издание этого фундаментального труда появилось в США в 1996 году. Живой язык автора, обзор широкого спектра теорий и гипотез, разнообразие экспериментов — все это привлечет внимание не только студентов гуманитарных факультетов, но, безусловно, заинтересует психологов, социологов, философов. © 1996,1993,1990,1987,1983 by The McGraw-Hill Companies, Inc. All rights reserved. © Перевод на русский язык С. Меленевская, В. Гаврилов, Д. Викторова, С. Шпак, 1996. © Обложка, издательство «Питер Пресс», 1997. Published by arrangement with the original publisher, McGraw-Hill, U.S.A. Подготовлено к печати издательством «Питер Пресс» по лщензионному договору с McGraw-Hill, США. Все права защищены. Никакая часть данной книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме и какими бы то ни было срздствами без письменного разрешения владельцев авторских прав. ISBN 5-88782-141-8 ISBN 0-07-044377-7 (англ.) Все упомянутые в данном издании товарные знаки и зарегистрированные товарные знаки принадлежат своим законным владельцам. Издательство «Питер Пресс». 194044, С.-Петербург, Выборгская наб., 27. Лицензия ЛР № 063798 от 26.12.94. Подписано в печать 20.10.97. Формат 70Х1О0'/16. Усл. п. л. 55,9. Доп. тираж 10 000 экз. Заказ № 960. Отпечатано с диапозитивов в ГПП «Печатный Двор» Государственного комитета РФ по печати. 197110, С.-Петербург, Чкаловский пр., 15. СОДЕРЖАНИЕ ГЛАВА 1. ВВЕДЕНИЕ В СОЦИАЛЬНУЮ ПСИХОЛОГИЮ..............................27 в Социальная психология и смежные науки.................................................30 Социальная психология и социология................................................30 Социальная психология и психология личности..................................31 Уровни объяснения...........................................................................31 Резюме ............................................................................................33 ■ Социальная психология и человеческие ценности...................................33 Очевидное влияние ценностей............................................................34 Завуалированное влияние ценностей..................................................34 Субъективные аспекты науки.........................................................34 Завуалированные ценности в психологических концепциях.............36 Нельзя соединить «есть» и «должно быть» ....................................38 Резюме ............................................................................................38 ■ «Я знал это!»: не является ли социальная психология аналогом здравого смысла?.........................................................................40 Резюме ............................................................................................46 ■ Социальная психология: как это делается.................................................46 Корреляционное исследование: нахождение естественных связей..........46 Противостояние: взаимосвязь — причинность ................................47 Опрос..........................................................................................49 Нерепрезентативные выборки....................................................50 Последовательность вопросов ....................................................51 Право выбора ответа.................................................................52 Формулировка .........................................................................52 Экспериментальное исследование: поиск причины и следствия.............53 Контроль: манипулирование переменными.....................................53 Случайное распределение: великий уравнитель...............................55 Этика экспериментального исследования........................................56 Объяснение и прогноз: использование теорий.....................................58 Из лаборатории — в жизнь...............................................................60 Резюме ............................................................................................60 ЧАСТЬ 1. СОЦИАЛЬНОЕ МЫШЛЕНИЕ________________________62 ГЛАВА 2. «Я» В СОЦИАЛЬНОМ МИРЕ...........................................................64 ■ Я-концепция....................................................................................................64 Самопознание...................................................................................67 ■ Социальная психология Объяснение нашего поведения.......................................................67 Прогноз нашего поведения............................................................68 Мудрость и заблуждения самоанализа...........................................69 Я и культура....................................................................................71 Резюме ............................................................................................73 ■ Самоэффективность.......................................................................................74 Локус коргтроля................................................................................74 Приобретенная беспомощность — самоопределение............................75 Коллективная эффективность............................................................77 Резюме ............................................................................................79 ■ Предрасположение в пользу своего Я.........................................................79 Объяснения позитивных и негативных событий..................................79 Можем ли мы все быть выше среднего?..............................................82 Нереалистичный оптимизм................................................................83 Ложный консенсус и уникальность ....................................................85 Другие тенденции в пользу своего Я..............................................86 Мотивация самоуважения..................................................................88 Размышления о самоэффективности и предрасположении в пользу своего Я...........................................................................................89 Предрасположение в пользу своего Я как адаптация.......................90 Предрасположение в пользу своего Я как плохая адаптация...........91 Резюме ............................................................................................93 ■ Самопрезентация............................................................................................94 Ложная скромность ..........................................................................94 Препятствия, которые мы создаем себе сами........................................95 Управление впечатлениями ...............................................................96 Резюме ............................................................................................98 ГЛАВА 3. СОЦИАЛЬНЫЕ УБЕЖДЕНИЯ И СУЖДЕНИЯ.......................,........99 ■ Интерпретация других..................................................................................100 Кому приписать причину: человеку или ситуации............................. 100 Предполагаемые черты................................................................ 102 Атрибуции здравого смысла........................................................ 103 Интеграция информации............................................................. 104 Почему мы изучаем ошибки атрибуции............................................. 104 Фундаментальная ошибка атрибуции............................................... 105 Фундаментальная ошибка атрибуции в повседневной жизни..........107 Почему мы совершаем ошибку атрибуции?...................................109 Перспектива и ситуационное осознание .................................... 109 Культурные различия .................................................... \\2 Насколько фундаментальной является фундаментальная ошибка атрибуции? \\2 Резюме ................................................................. \ •] 5 ■ Наши суждения о других............................................................................U5 Интуиция: наш потенциал внутреннего знания .................................115 Сила интуиции............................................................. j j g Содержание ш Границы интуиции...................................................................... 117 Конструирование интерпретаций и воспоминаний..............................118 Восприятие и интерпретация событий..........................................119 Стойкость убеждений ................................................................. 122 Конструирование воспоминаний ..................................................123 Реконструирование прошлых установок ................................... 124 Реконструирование прошлого поведения...................................126 Реконструкция прежнего опыта ............................................... 127 Самонадеянность в суждениях.........................................................128 Лекарство от самонадеянности .................................................... 131 Эвристика...................................................................................... 132 Эвристика репрезентативности.................................................... 132 Игнорирование базовой оценочной информации ...........................133 Доступность эвристики ............................................................... 134 Иллюзорное мышление................................................................... 136 Иллюзорная взаимосвязь............................................................ 136 Иллюзия контроля..................................................................... 138 Азартные игры ....................................................................... 138 Возврат к среднему................................................................. 138 Настроение и суждения................................................................... 140 Резюме .......................................................................................... 142 ■ Убеждения самореализации........................................................................143 Ожидания преподавателя и поведение студента ................................144 Что мы ждем от других, то и получаем ............................................. 145 Резюме .......................................................................................... 147 ■ Выводы...........................................................................................................148 Резюме ..........................................................................................152 ГЛАВА 4. ПОВЕДЕНИЕ И УСТАНОВКИ.........................................................153 ■ Определяют ли установки поведение?...................................................... 155 Неужели мы все лицемеры ?............................................................. 155 Когда на самом деле установки предсказывают поведение?................ 157 Уменьшение социальных влияний на выраженные установки......... 157 Уменьшение других влияний на поведение...................................158 Изучение установок, характерных для поведения.......................... 159 Повышение силы установки......................................................... 160 Довести установки до сознания................................................ 160 Сила установок, закрепленных опытом ..................................... 161 Некоторые выводы.....................................................................162 Резюме .......................................................................................... 162 ■ Определяет ли поведение установки?.......................................................163 Наши роли.....................................................................................164 Утверждение становится убеждением ............................................... 166 Феномен «нога в дверях»................................................................ 168 Дурные поступки и установки......................................................... 171 Межрасовое поведение и расовые установки..................................... 173 Социальные движения.................................................................... 174 ■ Социальная психология Размышления над данными исследований......................................... 175 Резюме .......................................................................................... 176 ■ Почему поступки влияют на установки?...................................................176 Самопрезентация: управление впечатлением..................................... 177 Оправдание самого себя: когнитивный диссонанс.............................. 178 Недостаточное оправдание.......................................................... 179 Диссонанс после принятия решений.............................................182 Самовосприятие ............................................................................. 183 Сверхоправдание и внутренняя мотивация................................... 186 Сравнение теорий........................................................................... 189 Диссонанс как активирующий фактор.......................................... 191 Самовосприятие при отсутствии противоречия самому себе............ 193 Резюме ..........................................................................................194 |
![]() | Безносов Д. С., Заварзина Л. В., Трофимов А. Б. Социальная психология: Учебная программа по специальности 020400 – «Психология» Под... | ![]() | Социальная психология как наука. Специфика социально-психологических явлений и процессов |
![]() | Предмет социальная психология. Роль социальной психологии как науки. Назовите «материнские» дисциплины социальной психологии | ![]() | Настоящее издание предпринято через восемь лет после последнего выхода учебника в свет. Как минимум два обстоятельства потребовали... |
![]() | Сухов А. Н. Социальная психология безопасности. – М.: Изд. Центр "Академия", 2002. – 256 с | ![]() | Учебник предназначен для студентов и аспирантов, обучающихся по специальности «психология», представляет интерес для врачей и практикующих... |
![]() | Основные научные направления и подходы изучения социально-психологических явлений | ![]() | Основные научные направления и подходы изучения социально-психологических явлений |
![]() | Социальная ситуация развития как компонент механизма психического развития человека. Ее характеристика | ![]() | Крапивенский С. Э. Социальная философия: Учебник для гуманит соц специальностей высших учебных заведений. 3-е изд., исправленное... |