Личность как психическая система понятия «индивид»,«личность», «индивидуальность». Структура личности. Типологии личности. Нарушения личности




Скачать 128.21 Kb.
НазваниеЛичность как психическая система понятия «индивид»,«личность», «индивидуальность». Структура личности. Типологии личности. Нарушения личности
Дата публикации16.07.2013
Размер128.21 Kb.
ТипДокументы
zadocs.ru > Психология > Документы
Глава 12. ЛИЧНОСТЬ КАК ПСИХИЧЕСКАЯ СИСТЕМА

Понятия «индивид»,«личность», «индивидуальность». – Структура личности. – Типологии личности. – Нарушения личности.

Понятия «индивид», «индивидуальность», «личность».

Индивид [от лат. individuum — неделимое] — единичная особь Homo sapiens, отдельное человеческое существо, единство социального и биологического, в котором определяется уникальным сочетанием генетически запрограммированного и социально приобретенного индивидуального набора черт, свойств, качеств. Именно в связи с этим принципиальной характеристикой индивида выступает его способность преодолевать свою изначально заложенную биологическую ограниченность и реально, при этом вполне осознанно управлять своей поведенческой активностью и контролировать практически весь комплекс важнейших психологических процессов.

Индивидуальность - совокупность характерных индивидуальных особенностей и свойств, отличающих один индивидуум от другого. Ког­да говорят об индивидуальности, то имеют в виду оригинальность лич­ности. Обычно словом «индивидуальность» определяют какую-либо главенствующую особенность личности, делающую её не похожей на окружающих.

Индивидуален каждый человек, но индивидуальность одних проявляется очень ярко, других - малозаметно. Индивидуальность может проявляться в интеллектуальной, эмоци­ональной, волевой сфере и сразу во всех сферах психической деятельности. Индивидуальность характеризует личность конкретнее, деталь­нее и тем самым полнее. Она является постоянным объектом исследования при изучении каж­дой конкретной личности.

Личность - это индивид, занимающий определенное положение в обществе, выполняющий определенную общественно-полезную де­ятельность и отличающийся своими присущими только ему индиви­дуально- и социально-психологическими особенностями.

^ Структура личности имеет комплексный, системный характер.

Психологическая сторона личности отражает специфику функцио­нирования её психических процессов, свойств, состояний и образований.

Психические процессы - это психические явления, обеспечивающие первичное отражение и осознание личностью воздействий окружаю­щей действительности.

Психические свойства - это наиболее устойчивые и постоянно про­являющиеся особенности личности, обеспечивающие определенный уро­вень поведения и деятельности, типичный для нее. Различают следую­щие свойства личности: направленность, темперамент, характер и спо­собности

Психические состояния - это уровень работоспособности и качест­ва функционирования психики личности в каждый данный момент вре­мени.

Психические образования- это психические явления, формирующи­еся в процессе приобретения человеком жизненного и профессиональ­ного опыта, в содержание которых входит особое сочетание знаний, навыков и умений.

^ Мировоззренческая сторона личности отражает общественно зна­чимые её качества и особенности, позволяющие занимать достойное мес­то в обществе.

Мировоззрение личности - это сложившаяся у нее система убежде­ний, научных взглядов на природу, общество, человеческие отношения, которые стали ее внутренним достоянием и отложились в сознании в виде определенных жизненных целей и интересов, отношений, позиций.

Моральный облик личности - это система ее представлений о мора­ли, отражающая наличие у нее твердых устоев и определяющая её дей­ствия и поведение в обществе.

Нравственный облик личности - это устойчивая система ее взгля­дов на нормы отношений людей в обществе и их достойное взаимодей­ствие.

^ Социально-психологическая сторона личности отражает ее основ­ные ее качества и характеристики, позволяющие ей играть определенные роли в обществе, занимать определенное положение среди других людей.

Отношение к другим людям - совокупность проявлений индивиду­ально- и социально-психологических качеств личности, отражающих типичное её поведение в общении и взаимодействии с другими людьми.

Социальные роли личности - типичные способы поведения личнос­ти, обуславливаемые её индивидуально- и социально-психологически­ми особенностями, позволяющими завоевывать определенный автори­тет и доверие со стороны других людей.

Социальные позиции личности - взгляды, убеждения и представления личности, реализуемые и отстаиваемые ею в отношениях с другими людьми.

Социальные установки личности - её настроенность на определен­ное отношение к обществу и другим людям.


^ Психологическая структура личности
Типологии личности.

Типология личности - фундаментальная проблема психологического познания. Одним из первых ее постановку и тщательный анализ осуществил Карл Густав Юнг в классическом труде «Психологические типы». Следует отметить, что вопросы типологии не ограничиваются общими принципами группировки отдельных личностных свойств и подструктур, но предполагают рассмотрение личности как цельного субъекта, отличающегося от других субъектов не только по темпераменту и характерологическим проявлениям, но и по специфическому образу жизни, способу восприятия окружающего мира, мировоззрению, системе ценностей и т.д.

При выделении типов личности учитываются ее устойчивые индивидные или социально сформированные характеристики, такие как особенности телесной конституции, свойства нервной системы, акцентуации и т.д. Однако наряду с психофизиологическими и психиатрическими критериями оценки, могут быть выделены наиболее общие основания, позволяющие типизировать личность в ее целостности и специфике психической деятельности.

Одна из таких попыток была осуществлена ^ Иваном Петровичем Павловым, который, наряду с описанием четырех типов темперамента, выделил три «сугубо человеческих типа» высшей нервной деятельности: мыслительный, художественный, средний. В основе павловской типологии лежит соотносительное участие первой и второй сигнальной системы в восприятии мира и организации активности человека.

По Павлову, представители мыслительного типа, характеризующегося преобладанием активности второй сигнальной системы левого полушария головного мозга, весьма рассудительны, склонны к детальному анализу жизненных явлений, к отвлеченному абстрактно-логическому мышлению. Их чувства отличаются умеренностью, сдержанностью и обычно выражаются вовне, лишь пройдя через «фильтр разума». Люди этого типа, как правило, интересуются математикой, философией, их увлекает научная деятельность.

У людей художественного типа преобладает активность первой сигнальной системы правого полушария головного мозга и наблюдается развитое образное мышление, на которое накладывают отпечаток высокая эмоциональность, яркость воображения, непосредственность и живость восприятия действительности. Их интересуют, прежде всего, искусство, поэзия, музыка, театр, они успешно реализуют себя в писательском и художественном творчестве. В противоположность скептицизму мыслительного типа, личности художественного склада нередко оказываются «романтическими натурами».

Большинство людей (до 80%) относятся к «золотой середине», среднему типу. В их характере незначительно преобладает рациональное или эмоциональное начало, и это зависит, главным образом, от воспитания и жизненных обстоятельств. Проявляться указанные типологические особенности начинают к 12-16 годам: одни подростки большую часть времени отдают литературе, музыке, искусству, другие - шахматам, физике, математике, поэтому подростковый возраст вполне благоприятен для предварительной профориентации.

Другой пример системной разработки проблем типологии личности - теория психологических типов К.Г. Юнга. Юнг связывал типологические различия с двумя факторами:

1) преобладание определенной установки сознания в психической деятельности индивида;

2) доминирование одной из основных психических функций.

В теории Юнга выделяются две установки или ориентации сознания, соответствующие двум направлениям психической энергии: интроверсия и экстраверсия.

Интроверсия предполагает направленность психической активности на феномены и содержания внутреннего мира субъекта, его мысли, фантазии, переживания. В данном случае мотивирующая сила поступков исходит от самого субъекта и в меньшей степени зависит от внешних («объективных») обстоятельств. Интроверт - это человек, обращенный вглубь себя, прислушивающийся к «внутреннему голосу», ведущий интенсивную внутреннюю жизнь и проявляющий незначительный интерес к окружающему.

Экстраверсия, наоборот, обращает человека к миру внешних явлений и событий. При этом наблюдается преимущественная направленность вовне, на объект: зависимость от него или повышенный интерес к нему. Экстраверт в своих мыслях, чувствах и поступках склонен подчиняться «объективным» внешним требованиям или «притягательной силе» объекта. Юнг подчеркивал, что эти два типа не являются жестко закрепленными.

Интроверсия и экстраверсия наблюдаются в душе любого человека и в естественном жизненном процессе закономерно сменяют друг друга, чередуются, подобно фазам систолы (сокращение сердца, тогда кровь нагнетается в артерии) и диастолы (расширение полостей сердца вследствие расслабления его мышц, сердце "отдыхает"). Интровертированность или экстравертированность означают лишь преимущественную направленность сознания. (Отметим, что понимание Юнга не совпадает полностью с трактовками интроверсии и экстраверсии, положенными Г. Айзенком в основу его знаменитого теста).

Второй значимый фактор дифференциации психологических типов - максимальная выраженность одной из четырех психических функций, к которым относятся: мышление, чувство, ощущение и интуиция. Та или иная функция становится определяющей в жизни индивида, другая оказывается подчиненной и вспомогательной, еще две - остаются недифференцированными (неразвитыми) и действуют преимущественно на бессознательном уровне. В зависимости от этого фактора человек в своем восприятии мира и поведении преимущественно опирается либо на рациональное суждение, либо на эмоциональную и этическую оценку событий; либо на факты и впечатления, либо на интуитивное (целостное и до конца не осознанное) понимание.

По данному критерию выделяются следующие типы:

  • мыслительный,

  • эмоциональный,

  • сенсорный и

  • интуитивный.

Каждый тип может быть интровертированным или экстравертированным, поэтому всего Юнгом детально описаны восемь возможных типов личности.

Типологии личности могут строиться по самым разным критериям, например, по характеру направленности личности, ее интересов, идейных ориентиров и убеждений, а также в соответствии с культурно обусловленными типами мировоззрения.

К данной группе относятся «идеологические» типологии, в частности, классификация ^ Эдуарда Шпрангера. В ней выделяются шесть типов личности, на основе шести универсальных ценностных ориентаций. Выделенные Шпрангером ценности присущи в определенной мере всем людям и являются стержневыми в человеческой жизни. У различных людей наблюдаются те или иные комбинации приведенных ниже ценностей, с преобладанием какой-либо одной из них.

  • Теоретическая. Человек, придающий приоритетное значение этой ценности, прежде всего, заинтересован в раскрытии истины.

  • Экономическая. «Экономический» человек, в первую очередь, ценит то, что полезно и выгодно,

  • Эстетическая. Такой человек преимущественно ориентирован на совершенную форму и гармонию.

  • Социальная. Наивысшей ценностью для «социального» человека является любовь и признание людей.

  • Политическая. Доминирующий интерес политического типа - впасть. Ему соответствует «человек силы».

  • Религиозная. Люди этого типа, главным образом, заинтересованы в понимании мира как единого целого, управляемого высшими силами, Богом, абсолютом или первопринципом.

Аналогичного аксиологического (ценностного) подхода придерживался и ^ Гордон (Уиллард) Олпорт, полагавший, что типы личности должны определяться в соответствии с различиями в ценностных системах разных индивидуумов. По Олпорту, ценности можно представить как наиболее сложные, глубинные личностные черты или диспозиции, служащие главным критерием отнесения человека к определенному типу.

Другими примерами типологии, могут служить классификации, построенные на основе различий в профессиональных ориентациях, или социально-психологические классификации, в которых критерием выступают социальные роли личности, стиль лидерства (классификация К. Левина) и т.д.

Специфика современных разработок проблем психологической типологии в отечественной науке (исследования ^ К.А. Абульхановой-Славской, Б.С. Братуся, А.И. Крупнова и др.) заключается в стремлении анализировать личность не как автономный комплекс устойчивых свойств, но в плане личностной активности, носящей типологический характер, в свете сложного отношения «человек - жизненный путь». В этом направлении создаются качественно новые типологии: инициативы, ответственности, семантического интеграла активности личности, личностной способности к организации времени, социального мышления и ряд других.

^ Нарушения личности – это системные нарушения поведения, прежде всего социального, характерные для тех или иных психических заболеваний и локальных поражений головного мозга.

При этом происходят: снижение уровня активности, исчезновение критичности, изменение направленности и динамики мотивации, нарушение самооценки.

Как показывают исследования личностных расстройств при различных заболеваниях особенно страдает мотивационная сфера:

- развиваются патологические потребности и мотивы, которые часто связаны с зависимостью от них;

- происходит перестройка системы мотивов;

- снижается уровень опосредствованности мотивов, позволяющий в норме реализацию отсроченного поведения;

- нарушается соотношение побудительной и смыслообразующей функций мотивов.

Выделяются следующие специфические нарушения личности:

  • Параноидное расстройство личности

  • Шизоидное расстройство личности 60.1

  • Диссоциальное (антисоциальное) расстройство личности 60.2

  • Эмоционально неустойчивое расстройство личности60.3

  • Истерическое расстройство личности60.4

  • Ананкастное расстройство личности 60.5

  • Тревожное (уклоняющееся) расстройство личности 60.6

  • Зависимое расстройство личности 60.7

  • Другие специфические расстройства личности 60.8

    • Эксцентричное расстройство личности — характеризуется переоценкой своих привычек и мыслей, сверхценным отношением к ним, фанатичным упорством в отстаивании своей правоты.

    • Расторможенное расстройство личности («безудержное») — характеризуется плохим контролем (или его отсутствием) потребностей, побуждений и желаний, особенно в сфере нравственности.

    • ^ Инфантильное расстройство личности — характеризуется отсутствием эмоционального равновесия, воздействия даже небольших стрессов вызывают расстройство эмоциональной сферы; выраженностью черт, свойственных для раннего детского возраста; плохим контролем чувств враждебности, вины, тревоги и др., проявляющихся очень интенсивно.

    • ^ Нарциссическое расстройство личности — характеризуется убеждённостью в собственной уникальности, особом положении, превосходстве над остальными людьми; завышенным мнением о своих талантах и достижениях; поглощённостью фантазиями о своих успехах; ожиданием безусловно хорошего отношения и беспрекословного подчинения от окружающих; поиском восхищения окружающих для подтверждения своей уникальности и значимости; неумением проявлять сочувствие; идеями о собственной свободе от любых правил, о том, что окружающие им завидуют.

    • ^ Пассивно-агрессивное расстройство личности — характеризуется общей угрюмостью, склонностью вступать в споры, выражать злобу и зависть к более успешным людям, жаловаться, что окружающие их не понимают или недооценивают; склонностью преувеличивать свои неприятности, жаловаться на свои несчастья, негативно относятся к требованиям чем-либо заниматься и пассивно им сопротивляются; противодействием притязаниям окружающих с помощью встречных претензий и оттяжек;

    • Психоневротическое расстройство личности (невропатия) — характеризуется наличием повышенной возбудимости в сочетании с сильной истощаемостью; сниженной работоспособностью; плохой концентрацией внимания и усидчивостью; соматическими расстройствами, такими как общая слабость, ожирение, похудание, снижение сосудистого тонуса.

  • Смешанные и другие расстройства личности61..










Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Личность как психическая система понятия «индивид»,«личность», «индивидуальность». Структура личности. Типологии личности. Нарушения личности iconЛекция: Человек. Индивид и личность. Взаимосвязь биологического и...
Субъектом исследования психологии является человек как носитель сознания, самосознания, как личность. Для психологического анализа...

Личность как психическая система понятия «индивид»,«личность», «индивидуальность». Структура личности. Типологии личности. Нарушения личности iconЛекция личность. Развитие личности
...

Личность как психическая система понятия «индивид»,«личность», «индивидуальность». Структура личности. Типологии личности. Нарушения личности iconПрактическое занятие №7по теме «Личность как система». Вопросы
Личность как субъект и как объект социальных отношений. Структура личности. Социальные типы личности

Личность как психическая система понятия «индивид»,«личность», «индивидуальность». Структура личности. Типологии личности. Нарушения личности iconЛекция №2 Тема Психология личности. Психология деятельности
Усвоить соотношение понятий «человек», «индивид», «личность» и «индивидуальность»

Личность как психическая система понятия «индивид»,«личность», «индивидуальность». Структура личности. Типологии личности. Нарушения личности iconИндивид, личность, индивидуальность. Становление личности в филогенезе....
Ьев, А. Г. Асмолов). Этнопсихологические аспекты построения картины мира. (М. Коул, С. Скрибнер). Теория лингвистической относительности...

Личность как психическая система понятия «индивид»,«личность», «индивидуальность». Структура личности. Типологии личности. Нарушения личности iconНа вопрос, что такое личность, психологи отвечают по-разному, и в...
Способом существования личности является деятельность, в которой личность и проявляется и формируется. В деятельности же индивид...

Личность как психическая система понятия «индивид»,«личность», «индивидуальность». Структура личности. Типологии личности. Нарушения личности iconПроблема влияния популярной личности на подростков. (Как влияет популярная...
Популярные личности обладают огромным влиянием на подростков, которые верят их легендам, считают, что именно так можно преуспеть...

Личность как психическая система понятия «индивид»,«личность», «индивидуальность». Структура личности. Типологии личности. Нарушения личности iconЛичность и индивидуальность функции личности
Мозг имеет множество функций, связанных с кодированием и переработкой информации. Функция памяти состоит в сохранение опыта, функция...

Личность как психическая система понятия «индивид»,«личность», «индивидуальность». Структура личности. Типологии личности. Нарушения личности iconJames Fadiman "Personality & Personal Growth"
Особое внимание уделено практическому курсу развития личности и методам, влияющим на сознание человека. Помимо классических и современных...

Личность как психическая система понятия «индивид»,«личность», «индивидуальность». Структура личности. Типологии личности. Нарушения личности iconПримерные вопросы по курсу “Психология и педагогика”
Индивид, субъект деятельности, личность, индивидуальность как психологические понятия

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов