Ассертивность как один из психологических механизмов развития социальной адаптации у детей старшего дошкольного возраста




НазваниеАссертивность как один из психологических механизмов развития социальной адаптации у детей старшего дошкольного возраста
страница1/5
Дата публикации16.07.2013
Размер0.59 Mb.
ТипАвтореферат
zadocs.ru > Психология > Автореферат
  1   2   3   4   5
На правах рукописи

Шильцова Юлия Вячеславовна

Ассертивность как один из психологических механизмов развития социальной адаптации у детей старшего дошкольного возраста

19.00.07 – педагогическая психология

(психологические науки)

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата психологических наук

Москва - 2012

Работа выполнена на кафедре начального и дошкольного образования

Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования

^ Научный руководитель:


Яковлева Евгения Леонидовна - доктор психологических наук, профессор НОУ ВПО «Московский психолого-социальный университет»


^ Официальные оппоненты:


Иванов Сергей Петрович - доктор психологических наук, профессор кафедры общей психологии Смоленского ФГБОУ ВПО «Смоленский государственный университет»






^ Белова Елена Сергеевна – кандидат психологических наук, старший научный сотрудник лаборатории психологии одаренности ФГНУ «Психологический институт» РАО




^ Ведущая организация:


ФГБОУ ВПО «Московский Государственный университет имени М.В. Ломоносова»

Защита состоится 15 мая 2012 г. в 14 часов на заседании диссертационного совета Д 521.027.01 при негосударственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Московский психолого-социальный университет» по адресу: 115191, 4-й Рощинский пр., д. 9-а, ауд. 203.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке негосударственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московский психолого-социальный университет» (1 этаж), авторефератом – на официальном сайте Министерства образования и науки РФ: referat_vak@mon.gov.ru

Автореферат разослан «____»______апреля_____________2012 г.

Ученый секретарь

диссертационного совета __________________________________Н.П.Молчанова

^ ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. На современном этапе развития российского общества существенно возрастает потребность в социально компетентной, социально активной творческой личности, способной эффективно функционировать в современных условиях. Модернизация системы образования характеризуется сменой ее парадигмы с информационной на развивающую, направленную на формирование самостоятельной, познавательной, творческой активности детей. В связи с этим, создание психолого-педагогических условий для позитивной социальной адаптации становится одним из направлений образовательно-воспитательного процесса дошкольных образовательных учреждений (ДОУ). Однако на данный момент ощущается недостаток психолого-педагогических методов, обеспечивающих успешную социальную адаптацию детей за счет развития их познавательной и личностной сферы.

Проблема социальной адаптации личности рассматривалась в исследованиях многих зарубежных и отечественных психологов (Г.Айзенк, Т.В.Антонова, А.А.Налчаджян, А.В.Петровский, Ж.Пиаже, К.Роджерс, Л.Филипс, З.Фрейд, А.Фрейд и др.). Социальная адаптация представляет собой приспособление человека как личности к существованию в обществе в соответствии с требованиями этого общества и собственными потребностями, мотивами и интересами; это процесс эффективного взаимодействия личности с социальной средой (А.В.Петровский, М.Г. Ярошевский). Необходимо отметить, что социальная адаптация особенно важна на начальной стадии социализации личности, которая совпадает с периодом детства. На этой стадии происходит вхождение ребенка в мир людей: овладение элементарными нормами и правилами поведения, социальными ролями, усвоение простых форм деятельности, формируются механизмы социализации. Рассогласование требований и ожиданий социальной среды и субъекта может привести к возникновению трудностей в сфере отношений со взрослыми и сверстниками, при обучении в школе, к неспособности самостоятельно решать социальные проблемы, а в итоге к отклоняющемуся поведению и дезадаптации личности. В связи с этим изучение социальной адаптации представляет собой существенный научный и практический интерес. Однако ряд проблем социальной адаптации ребенка дошкольного возраста остается недостаточно изученным; это, в частности, относится к проблеме выявления психологических механизмов социальной адаптации ребенка.

Ассертивность представляет собой способность человека уверенно и с достоинством отстаивать свои права, не попирая права других. Ассертивным называется прямое, открытое поведение, не имеющее целью причинить вред другим людям. В настоящем исследовании ассертивность рассматривается нами как базисная интегративная характеристика личности, отражающая ее достижения в развитии отношений с другими людьми, дающая возможность эффективно выстраивать свое поведение в зависимости от конкретных условий и в соответствии с принятыми в социуме нормами.

Ряд исследователей отмечает, что наличие ассертивности способствует эффективному развитию социальной адаптации личности, в то время как отсутствие ассертивности приводит личность к социальной некомпетентности, дисгармонии и социальной дезадаптации (Т.В.Антонова, 2004; А.М.Прихожан, 2001; Г.В.Ромек, 1999; Р.Альберти, 1975; Дж.Вольпе, 1958; Р.Васта, М.Хайт и С.Миллер,1999; Д.Гелдард и К.Гелдард, 1999; С.Риис и Р.Грехам,1991; М.Ротерам, М.Армстронг и К.Бураем,1982; Р. и Р.Ульрих, 1978 и др.). Модели поведения, реагирования на определенные воздействия извне, способы взаимодействия с окружающими, как бы ни были они изменены и преобразованы под воздействием внешних, социальных факторов, в своей основе содержат модели, имевшие место в детстве. И, зачастую, вовремя не скорректированные в детском возрасте, они способны оказать негативное влияние на жизнедеятельность человека, отношение личности к окружающему социальному миру, к себе самому. В силу вышеизложенного, изучение ассертивности и возможности ее влияния на эффективность социальной адаптации детей в старшем дошкольном возрасте является актуальным и значимым.

^ Состояние и степень разработанности проблемы. В рамках исследования проблемы ассертивности в зарубежной психологии можно выделить два основных направления. Первое направление исследует внешнюю поведенческую модель успешного человека. Этому посвящены работы В.Каппони и Т.Новака, Г.Фенстрейхэйма (1997). Второе направление – гуманистическая психология - исследует внутренний мир человека, его экзистенциальное состояние. Исследованию ассертивности в гуманистической психологии посвящены работы: Р.Альберти и М.Эммонса (1975), Э.Берна (2000; 2004), Дж.Вольпе (1998), У.Джеймса (2000), Ф.Зимбардо (2005), А.Маслоу (1999), К.Роджерса (1994; 2005), К.Рудестама (1990), Р. и Р.Ульрихов (1976; 1978), Э.Шострома (2008). Выработанные в рамках этого направления представления о здоровой конструктивной и зрелой личности вносят существенный вклад в понимание феномена ассертивности. В отечественной психологии проблема ассертивности рассматривалась в исследованиях Б.Г. Ананьева (1980; 1996), Ф.Е. Василюка (2003), И.В. Дубровиной (1998), С.В. Ковалева (2007), Е.П.Никитина и Н.Е. Харламенковой (2000), A.M. Прихожан (2001), В.Г. Ромека (1999; 2002) и др.

Ассертивность позволяет человеку не только активно отстаивать собственные позиции, но и способствует осознанию ценностей добра и взаимоуважения, что позволяет отказаться от деструктивных методов воздействия, а значит, более эффективно приспосабливаться, адаптироваться к среде.

На основе ассертивности ребенок осуществляет усвоенные знания о себе, о социальных нормах поведения через гибкий творческий подход в построении отношений, проявлении социальных способностей и умений, основываясь на позитивном эмоциональном отношении к себе и другим, к миру в целом. Такой подход как способ реализации ребенка в социуме, а, следовательно, и построения гармоничных отношений с самим собой и с окружающим миром представлен в исследованиях Е.Л.Яковлевой (2008), М.Г.Ярошевского (1997) и др. Условием реализации обучения ребенка конструктивному социальному взаимодействию, нормам и правилам построения отношений выступает особая организация деятельности в его обучении и развитии, в которой происходит одновременное познание детьми образа мира и образа своего «Я» (Е.А.Сорокоумова, 2009). Именно в процессе взаимодействия с другими людьми ребенок получает и усваивает знания о себе, о социальных нормах поведения, выстраивает свою собственную шкалу ценностей. В современной социально-культурной ситуации становится очевидным, что работа над формированием самосознания, понимания себя и другого человека необходима не только в младшем школьном возрасте, но и в дошкольном детстве.

Таким образом, актуальность настоящего исследования определяется обостряющимися в современных условиях противоречиями:

- научно-теоретического характера – между необходимостью развития эффективной социальной адаптивности детей как интегративного личностного качества и недостаточным объёмом и качеством исследований в психолого-педагогической науке, посвященных поиску механизмов развития адаптивности старших дошкольников.

- научно-практического характера - между потребностью в социально адаптивной творчески активной личности, способной функционировать в быстро меняющемся окружающем мире, и отсутствием в отечественной научно-практической деятельности программ развития ассертивности у детей старшего дошкольного возраста.

Вышеуказанные противоречия позволяют определить научную проблему, которая заключается в необходимости изучения ассертивности как одного из психологических механизмов социальной адаптации детей старшего дошкольного возраста.

Таким образом, теоретическая и эмпирическая потребность в изучении ассертивности как одного из психологических механизмов социальной адаптации детей старшего дошкольного возраста определили выбор объекта, предмета, цели и задач настоящего исследования.

^ Объект исследования: ассертивность как свойство личности старших дошкольников.

Предмет исследования: роль ассертивности в развитии социальной адаптации старших дошкольников в образовательно-воспитательном процессе ДОУ.

Цель исследования: изучение развития социальной адаптации старших дошкольников на основе формирования ассертивного поведения.

^ Гипотеза исследования: формирование ассертивности у старших дошкольников способствует повышению эффективности их социальной адаптации в условиях ДОУ.

Задачи исследования:

1. Уточнить определение и сущность понятия «социальная адаптация».

2. Уточнить определение и сущность понятия «ассертивность».

3. Определить показатели ассертивности в старшем дошкольном возрасте.

4. Разработать программу формирования ассертивности в старшем дошкольном возрасте.

5. Изучить влияние формирования ассертивности у детей старшего дошкольного возраста на эффективность их социальной адаптации.

^ Теоретико - методологическую основу исследования составили следующие подходы: антропоцентрический подход к организации образования (Б.М.Бим-Бад, С.И.Гессен, В.В.Давыдов, А.В.Мудрик, П.И.Пидкасистый, В.И. Слободчиков, К.Д.Ушинский); принцип субъект - субъектного взаимодействия участников педагогического процесса (К.А.Абульханова-Славская, Б.Г.Ананьев, А.Г.Асмолов, Г.И.Аксёнова); принцип диалогичности и сотрудничества; концепция психолого-педагогического сопровождения (И.В.Дубровина, М.В.Корепанова, С.Г.Косарецкий, А.В. Мудрик).

^ Теоретическую базу исследования составили основные положения: возрастной периодизации (А.А.Реан, Е.А. Сорокоумова Д.И.Фельдштейн, Д.Б.Эльконин); системно - деятельностного подхода в исследовании личности и процесса её социализации (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, А.Г.Асмолов, Д.А.Леонтьев); субъектно-деятельностного подхода, характеризующего развитие ребёнка на основе становления осознанности, своего «Я», как значимых оснований для ассертивности у формирующейся личности (К.А.Абульханова-Славская, Б.Г.Ананьев, А.Г.Асмолов, Г.И.Аксёнова, М.Я.Басов, Л.С.Выготский, М.В. Корепанова, А.Н. Леонтьев, Д.А. Леонтьев, Е.А. Сорокоумова,); концепция социализации (Ж.Пиаже, И.А.Зимняя, А.В.Мудрик), в соответствии с которой ребенок старшего дошкольного возраста преодолевает собственный эгоцентризм путём социализации; исследования социальной адаптации личности: (Л.С.Выготский, А.И.Коробейников, П.С.Кузнецов, А.Н.Леонтьев, Р.С.Немов, А.В.Петровский, А.А.Реан, М.С. Яницкий, 3.Фрейд); теоретических и практических исследований ассертивности (Э.Солтер, Дж.Вольпе, А.Лазарус); исследования ассертивности детей старшего дошкольного возраста (М. Роттерам, М. Армстронг, С. Бураем).

^ Методы исследования. Для решения поставленных задач и проверки исходных предположений был использован комплекс взаимодополняющих методов исследования: теоретический анализ источников по проблеме исследования, теоретическое моделирование, а также эмпирические методы (наблюдение, констатирующий и формирующий эксперимент, тестирование, анкетирование, опрос, беседа; методы математической статистики, качественный анализ эмпирических данных. В экспериментальной части работы были использованы следующие методики: методика «Лесенка» В.Г.Щур для изучения самооценки старших дошкольников; тест «Уверенность» В.Г.Ромека, адаптированный для старшего дошкольного возраста; методика на выявление уровня тревожности по шкале личностной тревожности Ч.Д.Спилбергера (ЛТ), адаптированная для старшего дошкольного возраста; методика на выявление агрессивности Г.П.Лаврентьевой, Т.М.Титаренко, адаптированная для старшего дошкольного возраста; методика на социальную адаптацию К.Роджерса и Р.Даймонда, адаптированная для старшего дошкольного возраста; тест «Ассертивность» В.Каппони и Т.Новака. Для развития ассертивности у детей старшего дошкольного возраста использовалась разработанная нами развивающая программа, построенная в соответствии с принципами гуманистической психологии: принятие других, безопасность, поддержка, с использованием активного обучения, сказкотерапии, куклотерапии, интерактивного моделирования, ролевых игр, анализа конфликтных ситуаций из реальной жизни, поведенческого тренинга. Полученные данные были подвергнуты математико-статистической обработке с помощью коэффициента ранговой корреляции Спирмена. Обработка эмпирических данных проводилась с помощью программы Microsoft Excel и пакета прикладных программ статистической обработки данных Statistica for Windows 6.0 для персонального компьютера.

^ Опытно-экспериментальная база исследования. Работа выполнялась на базе муниципального дошкольного образовательного учреждения «Рязанский Центр развития ребенка – МДОУ № 32», дошкольных образовательных учреждений г. Рязани № № 4, 126, 119. В исследовании принимало участие 100 детей старшего дошкольного возраста, из них 40 чел. – контрольная группа, 60 чел. – экспериментальная группа.

^ Достоверность и надежность данных, полученных в работе, обеспечивалась теоретической обоснованностью исходных позиций, использованием методов, адекватных предмету, цели и задачам исследования, репрезентативностью выборки, применением методов математической статистики для обработки данных в сочетании с их качественным анализом.

^ Этапы диссертационного исследования. Исследование осуществлялось в три этапа.

Первый этап (2007 – 2008гг.) – теоретико-поисковый. На этом этапе изучалась философская, психолого-педагогическая и методическая литература по проблеме, разрабатывался понятийный аппарат, изучался уровень разработанности проблемы. Уточнялся объект и предмет исследования, формулировалась гипотеза, определялись цели и задачи научного исследования. Разрабатывалась концепция и теоретическая модель реализации формирования ассертивности в психолого-педагогических условиях ДОУ. Пилотажное исследование (сентябрь-октябрь 2008г.) включало изучение и анализ возможностей формирования ассертивности дошкольников в образовательно-воспитательном процессе ДОУ.

Второй этап (2009-2010г.г.) – экспериментальный. На этом этапе осуществлялось экспериментальное исследование формирования ассертивности у детей старшего дошкольного возраста и ее влияния на их социальную адаптацию.

Третий этап (2011г.) – аналитический, на котором осуществлялся количественный и качественный анализ полученных данных, математическая обработка результатов и оформление работы в виде диссертационного исследования.
  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Ассертивность как один из психологических механизмов развития социальной адаптации у детей старшего дошкольного возраста iconПрограмма подготовки детей старшего дошкольного возраста к школе
Целью подготовительного курса является развитие детей старшего дошкольного возраста, позволяющее им в дальнейшем успешно усвоить...

Ассертивность как один из психологических механизмов развития социальной адаптации у детей старшего дошкольного возраста iconОбучения детей дошкольного возраста игре на музыкальных инструментах в детском саду
К. Орф подчеркивали значение активных форм музыкальной дея-ти детского оркестра, как основы элементарного музицирования и развития...

Ассертивность как один из психологических механизмов развития социальной адаптации у детей старшего дошкольного возраста iconРазвитие исследовательской активности детей старшего дошкольного...

Ассертивность как один из психологических механизмов развития социальной адаптации у детей старшего дошкольного возраста icon«Особенности формирования представлений детей старшего дошкольного...
Вашему вниманию В. К. Р. на тему «Особенности формирования представлений детей старшего дошкольного возраста об Олимпийских играх»,...

Ассертивность как один из психологических механизмов развития социальной адаптации у детей старшего дошкольного возраста iconН. В. Краснощекова сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста
К 78 Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста / Н. В. Краснощекова. Изд. 3-е. Ростов н/Д.: Феникс, 2008. 251 с. (Школа...

Ассертивность как один из психологических механизмов развития социальной адаптации у детей старшего дошкольного возраста iconКоноваленко В. В., Коноваленко С. В
К 28 Формирование связной речи и развитие логического мыш­ления у детей старшего дошкольного возраста с онр. Неко­торые методы и...

Ассертивность как один из психологических механизмов развития социальной адаптации у детей старшего дошкольного возраста iconНародное творчество как средство приобщения детей старшего дошкольного...
Народное творчество как средство приобщения детей к истокам русской народной культуры на занятиях по музыкальному воспитанию

Ассертивность как один из психологических механизмов развития социальной адаптации у детей старшего дошкольного возраста iconТеория и методика развития речи детей дошкольного возраста
Содержание пособия разработано на основе требований государственного образовательного стандарта к подготовке специалистов в области...

Ассертивность как один из психологических механизмов развития социальной адаптации у детей старшего дошкольного возраста iconЛитература для детей дошкольного возраста
Зарубежная детская литература. Специфика этапов литературного развития: Средневековье и эпоха Возрождения

Ассертивность как один из психологических механизмов развития социальной адаптации у детей старшего дошкольного возраста iconКонспекты лекций по дисциплине «теория и методика музыкального воспитания...
По дисциплине «теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста»

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов