ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА ФЕДЕРАЛЬНАЯ ПРОГРАММА ЦЕЛЕВАЯ УСТАНОВКА И ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ 1. Цель курса Программа разработана для тех, в чью профессиональную деятельность психология и педагогика войдет как одна из общеобразовательных дисциплин, которая будет способствовать:
повышению общей и психолого-педагогической культуры;
формированию целостного представления о психологических особенностях человека как факторах успешности его деятельности;
умению самостоятельно мыслить и предвидеть последствия собственных действий;
самостоятельно учиться и адекватно оценивать свои возможности;
самостоятельно находить оптимальные пути достижения цели и преодоления жизненных трудностей.
^ Задачами курса являются:
ознакомление с основными направлениями развития психологической и педагогической науки;
ознакомление с основными направлениями развития психологической и педагогической науки;
овладение понятийным аппаратом, описывающим познавательную, эмоционально-волевую, мотивационную и регуляторную сферы психического, проблемы личности, мышления, общения и деятельности, образования и саморазвития;
приобретение опыта анализа профессиональных и учебных проблемных ситуаций, организации профессионального общения и взаимодействия, принятия индивидуальных и совместных решений, рефлексии и развития деятельности;
приобретение опыта учета индивидуально-психологических и личностных особенностей людей, стилей их познавательной и профессиональной деятельности;
усвоение теоретических основ проектирования, организации и осуществления современного образовательного процесса, диагностики его хода и результатов;
усвоение методов воспитательной работы с обучающимися, производственным персоналом;
формирование навыков подготовки и проведения основных видов учебных занятий;
ознакомление с методами развития профессионального мышления, технического творчества.
^ Программа курса разработана для студентов, чья психологическая культура и педагогическая компетентность войдут органичными составными частями в структуру их будущей профессиональной деятельности. Знания по психологии и педагогике помогут формированию целостного представления студента о личностных особенностях человека как факторе успешности овладения и осуществления им учебной и профессиональной деятельностями, будут способствовать развитию умений учиться, культуры умственного труда, самообразования; позволят более эффективно принимать решения с опорой на знание психологической природы человека и общества. Достижение конечных результатов в изучении курса должно базироваться на знаниях студентов, полученных по социально-гуманитарным дисциплинам без дублирования их содержания. Наиболее значимым для них является изучение и усвоение разделов и тем, направленных на изучение психологии личности и коллектива, деятельности в различных видах учебно-воспитательного процесса. ^ В результате изучения обязательного минимума содержания дисциплины, предусмотренного Государственным образовательным стандартом, а также самостоятельной работы обучаемых, студент-выпускник должен.
Иметь представление:
о предмете, объекте и методах психологии и педагогики, о месте психологии и педагогики в системе наук и их основных отраслях;
о сущности сознания, его взаимосвязи с бессознательным, о роли сознания и бессознательного в регуляции поведения;
о мотивации и психической регуляции поведения и деятельности;
о роли сознания и самосознания в поведении, общении и деятельности людей, формировании личности;
о развитии психики в процессе онто- и филогенеза;
об особенностях современного этапа развития общества, природе возникновения социальных общностей и групп.
Знать:
основные категории и понятия психологической и педагогической наук;
природу психики, основные функции психики и их физиологические механизмы, ориентироваться в современных проблемах психологической науки;
соотношение природных и социальных факторов в становлении психики;
роль и значение психических процессов, состояний, образований, а также бессознательных механизмов в поведении человека;
соотношение наследственности и социальной среды, роли и значения национальных и культурно-исторических факторов в образовании и воспитании;
основы социальной психологии, психологии межличностных отношений, психологии больших и малых групп;
динамику протекания основных социально-психологических процессов в коллективе;
основные закономерности, принципы, формы, средства и методы педагогической деятельности;
объективные связи обучения, воспитания и развития личности в образовательных процессах и социуме.
Владеть:
понятийно-категориальным аппаратом психологической и педагогической наук, инструментарием психолого-педагогического анализа и проектирования;
системой знаний о сфере образования, сущности, образовательных процессов;
современными образовательными технологиями, способами организации учебно-познательной деятельности, формами и методами контроля качества образования.
Уметь:
применять формы и методы психолого-педагогического воздействия для повышения эффективности профессионального взаимодействия и совместной деятельности;
с учетом психологических закономерностей и педагогических принципов проводить различные занятия и воспитательные мероприятия;
владеть элементарными навыками анализа учебно-воспитательных ситуаций, определения и решения педагогических задач;
проводить индивидуально-воспитательную работу;
давать психологическую характеристику личности (ее темперамента, способностей);
интерпретировать собственное психическое состояние;
владеть простейшими приемами психической саморегуляции;
применять полученные знания для проведения социологических исследований в коллективах и использовать их для анализа результатов своей практической деятельности.
Структура курса предполагает изучение следующих разделов:
Человек и его познание.
Чувственное и рациональное познание.
Общее и индивидуальное в психике.
Проблемы личности в различных образовательных моделях.
Организация образовательной деятельности.
Усвоение содержания данной программы организуется с преобладанием форм и методов контекстного обучения, моделирующих предметно-технологическое и социальное содержание профессиональных, учебных и жизненных ситуаций: проблемных лекций, практических аудиторных занятий и внеаудиторной самостоятельной работы студентов, анализа ситуационных задач, ролевой, деловой или оргдеятельностной игры и др.
|