Конспект Атлас по общей психологии подготовить конспект! К экзаменам! Ура!




НазваниеКонспект Атлас по общей психологии подготовить конспект! К экзаменам! Ура!
страница1/22
Дата публикации26.06.2013
Размер2.19 Mb.
ТипКонспект
zadocs.ru > Психология > Конспект
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   22

Конспект - Атлас

по ОБЩЕЙ ПСИХОЛОГИИ



Подготовить конспект! К экзаменам! Ура!
Для самостоятельной проработки альбома таблиц и СЛС, а также рукописного словаря и конспекта по ключевым понятиям.

Рисунки цветные. Тексты рукописные. Таблицы аккуратно нарисованные.
Работать самостоятельно по три часа в день. Не меньше. Задание может быть выполнено полностью с оценкой «отлично» за восемь дней. Желаю успехов.
Примерно 60% занимают рисунки, которые нужно рассмотреть и понять. Быть готовым объяснить их содержание. Много заданий на самоисследование. Работать нужно в логике от общего к частному. Соблюдать поэтапность интериоризации.

Сначала познакомится с содержанием в общих чертах. Не застревая на интересном. Интересно ВСЁ! Затем разбить на порции для ежедневных удовольствий. Для нормального темпо – ритма нужно изучать и конспектировать примерно по тридцать страниц в день. (Десять страниц в час.) Стартуйте! В оформлении конспекта максимально используйте цвета и символические знаки!
Пока рисуешь, внимание тренируется быть сконцентрированным.

При выполнении названных правил заметишь на четвертый день увеличение скорости работы твоего мозга и появление новой красоты в твоем лице. Дальнейшее обучение будет приятным и даже в кайф! На все оставшиеся годы. Комплекс собран по информационным «сусекам» К.С. Лисецким для умнеющих студентов.

СОДЕРЖАНИЕ

Информационно-методические материалы по темам

I. Предмет психологии .................................................................................. 2

II. Задачи и методы современной психологии ............................................ 24

III. Развитие психики в животном мире и становление

сознания человека .................................................................................... 31

IV. Личность. Теория личности .................................................................... 36

V. Деятельность .............................................................................................. 55

VI. Речь и общение ......................................................................................... 64

VII. Внимание ................................................................................................ .73

VIII. Ощущения ............................................................................................. .80

IX. Восприятие .............................................................................................. .92

X. Память ....................................................................................................... 113

XI. Мышление и воображение ..................................................................... 123

XII. Чувства и воля ........................................................................................ 138

XIII. Индивидуально-психологические особенности личности ………... 159
^ I. ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИИ
Узловые вопросы темы

1. Психика и душа. Психология как наука о человеке. Роль психологических знаний в практической жизни человека.

  1. Выделение психологии в самостоятельную экспериментальную науку.

3. Физиологические механизмы психики.

4. Отражательная и регуляторная функции психики. Механизм саморегуляции поведения.

5. Основные формы проявления психики и их взаимосвязь.
Основные психологические понятия по теме

Активность — всеобщее качество живой материи вступать во взаимодействие с окружающей средой. Активность психическая характеризуется способностью субъекта создавать психический образ и действовать с учетом его.

^ Акцептор действия — нейродинамическая модель результата предстоящего действия, представленная в центральной нервной системе. Включает основные характеристики действия и участвует в его регуляции. Термин введен П.К. Анохиным.

Анализатор — сложная нейрофизиологическая система, обеспечивающая восприятие и анализ раздражений, действующих на человека. Включает в себя рецептор, нервные пути, связывающие рецептор с мозгом, и специфические отделы последнего, перерабатывающие нервные импульсы. Понятие предложено И.П. Павловым.

Анимизм — воззрение, господствующее в родовом обществе и наделявшее природные объекты сверхчувствительным «двойником» — душой.

Ассоциация — связь психических явлений, формирующаяся по определенным законам (смежность в пространстве, во времени и др.).

^ Афферентный нерв — нервное волокно, приводящее нервный импульс от органов чувств к центральной нервной системе.

Афферентация — передача нервного возбуждения от периферических нервных окончаний к центральным нейронам коры головного мозга.

^ Безусловный рефлекс — основное понятие рефлекторной теории психики И.М Сеченова И.П. Павлова; врожденное инстинктивное реагирование на стимул.

Бихевиоризм — направление в психологии, возникшее в США в начале XX в. По мнению представителей этой школы, предметом изучения психологии может быть только поведение человека, под которым они понимают действия, поступки, порожденные исключительно внешними причинами. Основоположники — Д. Уотсон, Э. Торндайк.

Гиппокамп — извилина коры головного мозга, расположенная на нижней его поверхности. Участвует в физиологических механизмах ориентировочной реакции и научения.

^ Динамический стереотип — относительно устойчивая система условнорефлекторных связей, выработанная в процесс жизни.

Дуализм — идеалистическое философское учение, рассматривающее Духовное и материальное как равнозначные начала.

Духовность — родовое определение человеческого способа жизни, связанное с открытием самоценного, очевидного и необходимого смысла собственного существования.

^ Душа — понятие, употребляемое для обозначения внутреннего мира человека, его сознания и самосознания.

Душевность — характеристика человека, проявляющаяся в сердечности, открытости, в способности сопереживать другому, понимать его и принимать как самоценность.

^ Интроспективный метод — метод психологии, основанный на самонаблюдении.

Лабильность — способность нервных клеток быстро переходить из возбужденного состояния в тормозное и наоборот.

Обратная связь — важнейший принцип управления и регулирования во всех сложных системах. Сущность его заключается в поступлении в управляющий орган информации о результатах действий, с учетом которой формируются последующие команды исполнительным органам.

^ Ориентировочный рефлекс — вид безусловного рефлекса, первоначальная реакция на любой новый стимул.

Психика — это системное свойство высокоорганизованной материи (мозга) отражать объективную действительность и на основе формируемого при этом психического образа целесообразно регулировать деятельность субъекта и свое поведение.

Психология — это наука о закономерностях возникновения, развития и проявления психики и сознания человека.


Ос

Обе

н

н

о

сти




  1. Психология — наука о самых сложных явлениях, которые известны человечеству.




  1. Психология в особом положении потому, что в ней как бы слиты объект и субъект познания.




  1. Особенность психологии заключается в ее уникальных практических следствиях.




  1. ^ Психология — одна из наиболее перспективных наук.



Парапсихология — обозначение области исследований по изучению форм восприятия, происходящих без участия органов чувств, а также форм воздействия живого существа на физические явления без мышечных усилий.

Познание — процесс психического отражения, обеспечивающий приобретение и усвоение знаний.

^ Ретикулярная формация — нервная структура, расположенная в глубине центральных отделов головного


мозга. Основные ее функции — регуляция общего состояния возбудимости нервной системы и контроль рефлекторной деятельности спинного мозга. Связана с состоянием бодрствования, тревожности и активным вниманием.

Рефлекс — ответный акт организма, детерминированный воздействием факторов внешней и внутренней среды на составляющие рецепторы.

^ Рефлекс безусловный — врожденное, инстинктивное реагирование на стимул.

Рефлекс условный — временная связь, вырабатываемая путем сочетания условного и безусловного раздражителей.

Рефлексия — обращенность познания человека на самого себя, на свой внутренний мир, психические качества и состояния.

Рецепторы — специальные чувствительные нервные образования, воспринимающие раздражения из внешней или внутренней среды и перерабатывающие их в нервные сигналы.

Семиотика — наука, исследующая свойства знаков и знаковых систем, замещающих реальные объекты в процессе познания.

^ Стимул — внешнее или внутреннее воздействие, вызывающее в рецепторе возбудительный процесс.

Теория отражения — философская основа научной психологии, рассматривающая психические явления как одну из форм отражения действительности.

^ Фрейдизм (психоанализ) — направление в психологии XX в., согласно которому основная роль в поведении человека принадлежит подсознательным влечениям и инстинктам. Недооценивается ведущая роль сознания. Основоположник — австрийский психиатр 3. Фрейд.

^ Функциональная психология — направление, рассматривающее психику и личность как механическую сумму отдельных психических функций.

Электроэнцефалограмма (ЭЭГ) — запись биоэлектрической активности мозга, сделанная на специальном приборе — электроэнцефалографе.

Эффектор — исполнительная часть рефлекторного кольца (мышца, железа) в отличие от воспринимающей — рецептора.

^ Эфферентный нерв — волокно, проводящее нервные импульсы из центральной нервной системы к исполнительному органу.
Слово «психология» в переводе на русский язык означает «наука о душе» (греч. psyche — «душа», logos — «учение»).

Душа — понятие, употребляемое для обозначения внутреннего мира человека, его сознания и самосознания.

Внутренний мир человека чрезвычайно сложен и многообразен. Он опирается на факты нашего внутреннего субъективного опыта — это наши чувства, мысли, желания и т.д. Помимо названных компонентов в него включены и другие формы проявления психики — это факты поведения, неосознаваемые компоненты и т.д.
^ Этапы развития психологии


4 этап

Психология, как наука, изучающая факты, закономерности и механизмы психики

<

Сформировалась на базе материалистического взляда на мир. Основой современной российской психологии является закономерное осмысление теории отражения.













3 этап

Психология, как наука о поведении

<

Начинается в XX в. Задачи психологии — наблюдение за тем, что можно непосредственно увидеть, а именно: поведение, поступки, реакции человека. Мотивы, вызывающие поступки, не учитывались.













2 этап

Психология, как наука о сознании

<

Начинается в XVII в. в связи с развитием естественных наук. Способность думать, чувствовать, желать назвали сознанием. Основным методом изучения считалось наблюдение человека за самим собой и описание фактов.













1 этап

Психология, как наука о душе

<

Такое определение психологии было дано более двух тысяч лет назад. Наличием души пытались объяснить все непонятные явления в жизни человека


Рис. 1.1. Этапы развития психологии
Психика имеет сложное строение, в ней можно выделить познавательные психические процессы, позволяющие человеку познать окружающее. Это ощущение, восприятие, память, мышление, воображение, психические состояния, включающие мотивацию, эмоциональные переживания, волю. Психические свойства — индивидуальные особенности человека, управляющие действиями и поступками. К ним относятся — темперамент, характер, способности.
Психическое отражение не зеркально, не пассивно, оно сопряжено с поиском, выбором, является необходимой стороной деятельности человека.

Психическое отражение характеризуется рядом особенностей:

- оно дает возможность правильно отражать окружающую действительность;

- совершается в процессе активной деятельности;

- углубляется и совершенствуется;

- преломляется через и н д и в и д у а л ь н о с т ь;

- носит о п е р е ж а ю щ и й характер.

Психическое отражение обеспечивает целесообразность поведения и деятельности. В то же время сам психический образ формируется в процессе предметной деятельности.

^ УРОВНИ ОТРАЖЕНИЯ



психическое



















Основные функции психики.


^ ПСИХИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ И ИХ ВЗАИМОСВЯЗЬ

(«Дерево»)



Сознание

Бессознательное

Измененные состояния сознания


Личность

Деятельность

Общение

Группа







психика






Психические процессы

Психические состояния

Психические свойства



познавательные







эмоциональные








волевые






^ Содержание познавательных процессов!


ОЩУЩЕНИЯ

ВОСПРИЯТИЯ

ПАМЯТЬ

ВООБРАЖЕНИЕ

МЫШЛЕНИЕ

^ ОТРАЖЕНИЕ ОТДЕЛЬНЫХ СВОЙСТВ ПРЕДМЕТОВ И ЯВЛЕНИЙ, НЕПОСРЕДСТВЕННО ВОЗДЕЙСТВУЮЩИХ НА НАШИ

ОРГАНЫ

ЧУВСТВ

ОТРАЖЕНИЕ ПРЕДМЕТОВ И ЯВЛЕНИЙ, НЕПОСРЕДСТВЕННО ВОЗДЕЙСТВУЮЩИХ НА ОРГАНЫ ЧУВСТВ В ЦЕЛОМ В СОВОКУПНОСТИ СВОЙСТВ И ПРИЗНАКОВ ЭТИХ ПРЕДМЕТОВ И ЯВЛЕНИЙ

^ ОТРАЖЕНИЕ ПРОШЛОГО ОПЫТА ИЛИ ЗАПЕЧАТЛЕНИЕ, СОХРАНЕНИЕ И ВОСПРОИЗВЕДЕ-НИЕ

ЧЕГО-ЛИБО

ОТРАЖЕНИЕ БУДУЩЕГО, СОЗДАНИЕ

НОВОГО

ОБРАЗА

^ НА ОСНОВЕ ПРОШЛОГО

ОПЫТА

ВЫСШАЯ ФОРМА ОТРАЖАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ПОЗВОЛЯЮЩАЯ ПОЗНАТЬ СУЩНОСТЬ ПРЕДМЕТОВ И ЯВЛЕНИЙ, ИХ ВЗАИМОСВЯЗЬЗАКОНОМЕРНОСТИ РАЗВИТИЯ


Рис. 1.5. Познавательные психические процессы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   22

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Конспект Атлас по общей психологии подготовить конспект! К экзаменам! Ура! iconКонспект – 5 на выбор
Найти в дополнительной литературе объяснение следующим терминам и понятиям (подготовить конспект) – 5 на выбор

Конспект Атлас по общей психологии подготовить конспект! К экзаменам! Ура! iconПрактикум по общей психологии учебное пособие для студентов
Практикум з психології : короткий конспект з дисципліни, укладені ст викладачем кафедри практичної психології Черепєхіною О. А

Конспект Атлас по общей психологии подготовить конспект! К экзаменам! Ура! iconКонспект необходимо прислать по адресу urid
Конспект выполняется в электронном виде. Название файла должно содержать номер темы конспекта из списка и Вашу фамилию. Например,...

Конспект Атлас по общей психологии подготовить конспект! К экзаменам! Ура! iconКонспект лекций для студентов направления 070104 «Морской и речной транспорт»
Конспект лекций рассмотрены и одобрены на заседании кафедры «Судовождение» кгмту

Конспект Атлас по общей психологии подготовить конспект! К экзаменам! Ура! iconКонспект 2 контр. Раб
Конспект 4 раздела. ( за искл. 2 гл раздела программы социологического исследования)

Конспект Атлас по общей психологии подготовить конспект! К экзаменам! Ура! iconКонспект лекций Витебск 2010 министерство образования республики...
Конспект предназначен для самостоятельного изучения, подготовки к практическим занятиям и экзамену по экономической теории

Конспект Атлас по общей психологии подготовить конспект! К экзаменам! Ура! iconКонспект лекций Донецк 2003 министерство образования и науки украины
Аветисова А. А. Основы предпринимательства. Опорный конспект. Донецк, Дон гуэт, 2003. – 195 с

Конспект Атлас по общей психологии подготовить конспект! К экзаменам! Ура! iconКонспект лекций по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности»
Безопасность в чрезвычайных ситуациях и гражданская оборона. Конспект лекций. Рубцов Б. Н. М. Миит, 2001

Конспект Атлас по общей психологии подготовить конспект! К экзаменам! Ура! iconКонспект является основным учебным пособием по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности»
К у р б а т о в Б. Е. Безопасность жизнедеятельности. Конспект лекций. М.: изд. Маи. 2006. 92 с с ил

Конспект Атлас по общей психологии подготовить конспект! К экзаменам! Ура! iconКонспект лекций
Цифровые системы управления и обработки информации. Конспект лекций. Модуль 1: Организация и программирование систем чпу. (для студентов...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов