Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзии Программа коррекционной работы




НазваниеОбучение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзии Программа коррекционной работы
страница1/14
Дата публикации18.07.2013
Размер1.99 Mb.
ТипПрограмма
zadocs.ru > Психология > Программа
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14
ГБОУ ДПО НСО

Новосибирский институт повышения квалификации

и переподготовки работников образования
Вартапетова Г.М.

Обучение детей с ограниченными

возможностями здоровья

в условиях инклюзии

Программа коррекционной работы


Новосибирск

2011


Вартапетова Г.М., канд. пед. наук, доцент, заведующая кафедрой коррекционной педагогики и специальной психологии

НИПКиПРО
Рецензент:

Горбунова А.Ю., канд. пед. наук, доцент, начальник научно-методического отдела инклюзивного образования НИПКиПРО

Вартапетова Г.М.

Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзии. Программа коррекционной работы. Методическое пособие.- Новосибирск: Изд-во НИПКиПРО, 2011.- 130с.

В пособии представлены рекомендации по разработке программы коррекционной работы для детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья. Рекомендации содержат краткую характеристику отдельных категорий детей с ОВЗ, описание подходов к организации их обучения в инклюзивных условиях, приводятся примеры разработки содержания разделов программы.

Пособие предназначено для учителей начальных классов, педагогов-психологов, учителей-логопедов, педагогов-дефектологов для использования в процессе разработки программ коррекционной работы с обучающимися начальных классов с ОВЗ, проблемами в обучении, со сложными нарушениями развития.

Содержание


ВВЕДЕНИЕ

4

^ ОСОБЕННОСТИ ИНТЕГРИРОВАННОГО И ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ



7

Особенности обучения детей с нарушением интеллекта

7

Особенности обучения детей с нарушением слуха

12

Особенности обучения детей с нарушением зрения

17

Особенности обучения детей с тяжелыми нарушениями речи


22

Особенности обучения детей с нарушением функций опорно-двигательного аппарата


30

Особенности обучения детей с расстройствами аутистического спектра


33

Психолого-педагогическое сопровождение детей с дефицитом внимания и гиперактивностью


37

^ ТЕХНОЛОГИЯ РАЗРАБОТКИ ПРОГРАММЫ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ



44

Требования ФГОС к разработке и структуре Программы

44

Составление пояснительной записки к Программе

52

Разработка диагностического блока Программы

60

Разработка содержания коррекционно-развивающей работы


63

Разработка содержания информационно-просветительской и консультативной работы


86

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

94

^ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

95

ПРИЛОЖЕНИЯ

97



ВВЕДЕНИЕ
В Новосибирской области и городе Новосибирске инклюзивное образование внедряется и в дошкольных и в школьных образовательных учреждениях, в которых обучаются и воспитываются дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) разных категорий – дети с ЗПР, с умственной отсталостью, слабослышащие, слабовидящие, с нарушением опорно-двигательного аппарата, с нарушениями устной и письменной речи, с детским аутизмом и другие. Этой деятельностью занимаются государственные и общественные, родительские и частные организации.

Министерство образования области занимает активную позицию, внедряет идеи инклюзивного образования. на базе школ и дошкольных образовательных учреждений на территории Новосибирской области создаются ресурсные центры по проблемам инклюзивного образования. Создана сеть территориальных ПМПК и ППМС центров в области и городе, которые дают возможность проводить постоянный сравнительный анализ состояния системы образования и сопровождения детей с ОВЗ и детей-инвалидов. Создается система обучения детей-инвалидов по разным программам с использованием дистанционных технологий. В Новосибирске имеются все 8 видов специальных (коррекционных) школ, сеть ДОУ компенсирующего и комбинированного вида, в которых работают квалифицированные дефектологи. Созданы разнообразные межведомственные центры, в которых реализуется комплексный подход к детям с ОВЗ, т.е. проводится медико-психолого-педагогическая коррекция. Для успешной реализации инклюзивного образования необходимо решение широкого спектра проблем на макро-, мезо- и микро-уровнях, начиная от формирования толерантного менталитета общества в целом, и у детей, в частности, до создания безбарьерной среды.

В связи с этим возникает необходимость в разработке системного подхода к реализации инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья. Поэтому разработка Программы коррекционной работы образовательного учреждения становится необходимым и обязательным условием инклюзивного образования детей данной категории.

При составлении программы необходимо учитывать следующие принципиальные положения специального и общего образования.

Требования комплексности задают необходимость разностороннего изучения возможностей и особенностей учеников, нуждающихся в дополнительных коррекционно-образовательных услугах, использование многообразия методов, методик, приемов и средств из арсенала общей и коррекционной педагогики, педагогической и специальной психологии.

Системность решения коррекционно-образовательных задач отражает взаимосвязь достижения учебных и воспитательных целей, прогнозирования и преодоления актуальных трудностей взаимодействия школьников с различными познавательными возможностями. Системность требует, чтобы учитель не только решал сиюминутные задачи, связанные с освоением программного учебного материала, но и вовремя принимал превентивные меры по оптимизации взаимоотношений в детском коллективе, коррекции девиаций поведения, развитию сильных сторон личности ученика. Не менее важен деятельностный характер обучения и воспитания. Теоретической основой является положение о роли деятельности в психическом развитии ребенка и особой роли ведущей деятельности в формировании психических новообразований. Указанный подход означает, что главным способом осуществления подлинной интеграции является успешность активной деятельности учеников. Коррекционная работа в условиях интегрированного обучения включает в себя коррекцию не только знаний, психических функций, но и девиаций взаимоотношений. Это возможно только в рамках деятельности учеников, осуществляемой в тесном сотрудничестве со взрослым и под его руководством.

Значимым является развитие механизмов социальной адаптации у детей с разным уровнем развития, вместе с тем желательно, чтобы эти уровни не отличались друг от друга более чем на один шаг (уровень). Учащиеся включаются в социальное взаимодействие, содействующее их продвижению. Диалоговая форма отношений, коммуникативные связи между участниками учебного процесса становятся внешними побудителями изменений в умственной деятельности, они являются в определенной мере катализаторами развития ребенка.

Концептуальным является обеспечение эмоциональной сопричастности к учебному процессу, вызывание у школьников переживаний, чувствований в связи с учебной деятельностью. Именно переживания стимулируют развитие интеллекта, и эмоциональные побуждения более действенны, чем интеллектуальные в связи с большей сохранностью эмоциональной сферы у отдельных категорий детей, имеющих значительные отклонения в интеллектуальном развитии.

Необходимо признать актуальность индивидуального характера обучения, что позволит при необходимости перевести ребенка с низкого на более высокий уровень развития или, наоборот, с высокого на более низкий; оказать индивидуальную помощь по тому или другому предмету, улучшить психическое здоровье, скорригировать имеющиеся недостатки развития.

Весьма важным с позиции образовательной интеграции является принцип рефлексивности, в основе которого — самооценка, самоанализ, самоконтроль, т. е. постоянная рефлексия собственной деятельности, оценка достижений и недостатков. Рефлексия позволяет обеспечить перспективность проводимой работы, ее положительную тональность, что предполагает вовлечение в процесс интеграции всех: руководителя, учителей, родителей, учащихся. Рефлексия дает возможность отслеживать достижения, видеть недостатки на данном этапе развития ученика и его коррекционного обучения.

В рамках Федеральных государственных образовательных стандартов начального образования показаны концептуальные подходы к разработке программы коррекционной работы: определены ее цель, задачи, структура, этапы реализации, требования к условиям обучения детей с проблемами в развитии. Однако, сама технология разработки программы до настоящего времени не разработана. Вместе с тем, в образовательном сообществе Российской Федерации имеется определенный опыт в разработке Программ коррекционной работы, предназначенных для психолого-педагогической поддержки в процессе обучения как детей с ограниченными возможностями здоровья установленных категорий, так и для детей с парциальными нарушениями и сложными дефектами.

Целью данного пособия является определение подходов к созданию программ коррекционной работы с детьми с ОВЗ в условиях инклюзивного образования на основе рекомендаций ФГОС, методических подходов, существующих в специальном образовании и обобщении опыта образовательных учреждений в разработке таких программ.

Пособие включает также краткую характеристику детей с ограниченными возможностями здоровья, детей со сложными и парциальными нарушениями развития.
^ ОСОБЕННОСТИ ИНТЕГРИРОВАННОГО И ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Особенности обучения детей с нарушением интеллекта

Как отмечалось, среди умственно отсталых детей большую группу составляют дети с олигофренией (75—80%). Их физическое и психическое состояние стабильно. Ребенок с олигофренией практически здоров. Причинами олигофрении являются: хромосомные нарушения; асфиксия (кислородное голодание) во время родов; несовместимость матери и плода по резус-фактору; материнская: инфекция во время беременности, например краснуха, тяжелая форма гриппа; воздействие некоторых лекарств, употреблявшихся матерью во время беременности (антибиотики, сульфаниламидные препараты); хронический алкоголизм или наркомания родителей. Считают также, что негативно сказываются радиация и неблагоприятные экологические условия.

В группу детей с нарушением интеллекта входят также дети с деменцией, нарушения интеллекта у которых наступают после возраста 2-3 лет в результате тяжелых травм головного мозга, текущих хронических заболеваний (эпилепсии, шизофрения). Состояние деменции, в отличие от олигофрении, как правило, носит прогредиентный (ухудшающийся) характер. Возможность продвижение детей с текущими болезненными процессами зависит от состояния здоровья. Развитие таких детей может прекратиться и даже пойти вспять. В периоды обострения такому ребенку необходима психиатрическая помощь. От результатов лечения зависит, вернется он в школу или придется временно прекратить обучение.

Также к детям с нарушениями интеллекта, но менее выраженной степени, относятся дети с задержкой психического развития.

Все формы умственной отсталости по выраженности нарушения делятся на легкую (F 70), умеренную (F 71), тяжелую (F 72), глубокую (F 73). Коды даны по Международной классификации болезней и проблем, связанных со здоровьем, десятого пересмотра (МКБ-10).

Дети с легкой формой умственной отсталости обучаются по учебному плану и программам специальной (коррекционной) школы VIII вида I отделения, с умеренной, тяжелой и глубокой степенью — по учебному плану и программам специальной (коррекционной) школы VIII вида II отделения или по индивидуальному учебному плану и программе. Их физическое и психическое состояние не ухудшается. Ребенок с олигофренией практически здоров. Причинами олигофрении являются: хромосомные нарушения; асфиксия (кислородное голодание) во время родов; несовместимость матери и плода по резус-фактору; материнская: инфекция во время беременности, например краснуха, тяжелая форма гриппа; воздействие некоторых лекарств, употреблявшихся матерью во время беременности (антибиотики, сульфаниламидные препараты); хронический алкоголизм или наркомания родителей; считают также, что негативно сказываются радиация и неблагоприятные экологические условия.

Для обучения детей с легкой (F-70) степенью умственной отсталости предусмотрено два варианта базисного учебного плана:

I вариант. Разработан авторским коллективом под руководством В.В.Воронковой. Реализация данного учебного плана предусматривает работу по программам В.В. Воронковой:

Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: Подготовительный, 1-4 классы / Под ред. В.В. Воронковой; 4-е издание. - М.: Просвещение, 2006.

Программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида: сборник 1,2. / Под ред. В.В. Воронковой– «Владос», 2001.

II вариант учебного плана разработан авторским коллективом под руководством И.М. Бгажноковой. При этом обучение детей проводится по следующим программам:

Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (0-4 классы) / под ред.И.М. Бгажноковой. – СПб.: Просвещение, 2007

Аксёнова А.К., Антропов А. П., Бгажнокова И. М. и др. / Под ред. Бгажноковой И. М. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 5-9 классы – М.: Просвещение, 2006.

В работе с детьми с умственной отсталостью еще до поступления в школу важно сформировать положительное отношение к контактам со взрослыми и сверстниками. Надо дать почувствовать, что ребенка любят, он не одинок. Важно развивать у ребенка культурно-гигиенические навыки, навыки самообслуживания и элементарного бытового труда. Надо хвалить ребенка, когда он старается быть опрятным, и не ругать, а помогать, если навык по какой-то причине утрачивается. У ребенка постепенно вызывается интерес к окружающим предметам, он вовлекается в игровую деятельность, его обучают играть.

Особенностью содержания обучения детей с интеллектуальной недостаточностью является проведение коррекционных занятий, которые входят в инвариантную часть учебного плана специальной (коррекционной) школы, обязательной к исполнению. Если коррекционные занятия не проводятся, то тем самым не признается наличие особых образовательных потребностей у детей и необходимость коррекции отклонений в их развитии. Коррекционный компонент учебного плана включает занятия по коррекции интеллектуальной и речевой деятельности. Коррекционные занятия в работе с детьми с интеллектуальной недостаточностью являются обязательными и при интегрированном обучении таких детей, их содержание и форма организации фиксируется в программе коррекционной работы. Коррекционно-развивающие занятия проводятся учителем-дефектологом. Для проведения занятий, предусмотренных программой, рекомендуется в общеобразовательной школе иметь кабинет коррекционно-педагогической помощи.

При обучении детей с легкой степенью умственной отсталости следует выполнять определенные методические требования.

Учебный процесс должен быть оборудован наглядными средствами. При первичном ознакомлении с учебным материалом предпочтительнее в качестве наглядности использовать конкретные предметы и материалы, которые интересны и значимы для ребенка, соответствуют его возрасту. Использование наглядности предполагает полисенсорную деятельность (ученики смотрят, ощупывают, пробуют, нюхают).

Учебная информация вводится последовательными шагами с частым повторением одного и того же материала. В обучении детей с умственной отсталостью используется преимущественно индуктивный путь формирования знаний. Это значит, что учащиеся сначала накапливают факты, наблюдения, качества и признаки, затем делают обобщения (путь от частного к общему).

Использование наглядности и индуктивного пути формирования знаний все же не всегда делает учебный материал доступным. Поэтому возникает необходимость подготовительной работы. У детей формируется предварительный объем знаний, позволяющий подготовить их к усвоению учебного материала. В учебном процессе учитывается большое значение первоначального запечатления. Из-за некритичности и инертности мышления отрицательное запечатление прочно закрепляется. В связи с этим учебный процесс строится таким образом, чтобы первоначальное восприятие было правильным, как можно более полным и точным.

Необходимо также учитывать характер динамики трудоспособности детей с умственной отсталостью на уроке: у детей этой категории очень растянута фаза начала продуктивной работы, они не могут быстро, через 1—2 минуты, включиться в работу. Поэтому требуются мобилизующие, организующие их внимание упражнения. Очень короткая фаза оптимально продуктивной работы. Это обусловливает небольшой объем учебного материала, непродолжительное объяснение, вариативность работы на уроке.

Работа учителя с детьми, имеющими умственную отсталость, требует терпения, спокойствия, неторопливости и продуманности. В первые дни пребывания ребенка в школе его поведение характеризуется импульсивностью, закомплексованностью, замкнутостью. Ребенок не умеет сотрудничать и не проявляет интереса к окружающим предметам. Учитель учитывает эти особенности, демонстрирует предметы, обеспечивает многогранный чувственный опыт, организует контакты с детьми и взрослыми, расширяет жизненное пространство ребенка.

Таким образом, процесс обучения детей с легкой формой умственной отсталости требует:

  • учета психологических особенностей учащихся;

  • практической направленности учебного процесса, так как практические мотивы — побудительный стимул к занятиям;

  • социальной направленности учебного процесса, так как ученик выпадает из социального сотрудничества без целенаправленной работы в этом направлении;

  • поддерживающего характера обучения, предполагающего своевременную помощь и поддержку на уроке.

Для обучения детей с умеренной (F-71) степенью умственной отсталости предусмотрен учебный план, представленный в проекте стандарта общего образования умственно отсталых лиц. Для обучения детей данной категории разработаны следующие программы:

  • Программы обучения глубоко умственно отсталых детей. - Научно – исследовательский институт дефектологии АПН СССР. Проект. - М., 1976г.

  • Программа обучения и воспитания детей дошкольного возраста с выраженной умственной отсталостью. –Москва,1993г.

  • Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта: Программы, методические рекомендации / Л.Б.Баряева, И.М.Бгажнокова, Д.И.Бойков, А.Зарин. – Псков: ПОИСКРО, 1999.

Главной целью обучения детей с умеренной степенью умственной отсталости является социальная адаптация, включающая формирование представлений о предметах окружающего мира, элементарных бытовых умений, включение ученика в социальное взаимодействие.

Обучение ориентируется не на овладение знаниями, а на формирование жизненно значимых умений и навыков. Особенностью обучения является размытость границ между учебными занятиями и повседневной жизнью.

Каждый ученик с умеренной умственной отсталостью фактически учится по индивидуальной программе. При этом предполагается накопление элементарных знаний, однако основное время отводится формированию у детей необходимых для жизни практических и гигиенических навыков, умения самостоятельно себя обслуживать.

Среди детей с интеллектуальной недостаточностью выделяют детей с задержкой психического развития (с трудностями в обучении). Число учащихся начальной школы, не справляющихся с требованиями стандартной школьной программы, за последние 2—3 года возросло в 2—2,5 раза, достигнув 30 %. При организации обучения следует ориентироваться на базисный учебный план для специальных (коррекционных) ОУ VII вида. При этом используются Программы для общеобразовательных учреждений: Коррекционно-развивающее обучение: Нач. классы / Сост. Л. А. Вохмянина. — М.: Дрофа, 2001. В среднем звене обучение детей проводится по учебному плану школы общего типа. Однако, при возникновении трудностей в обучении для детей с ЗПР разрабатывается индивидуальная или подгрупповая программа коррекционной работы.

При обучении детей с задержкой психического развития в младших классах прежде всего обеспечивается готовность к обучению. Ведется работа по развитию мелкой моторики пальцев рук, подготовке артикуляционного аппарата, развитию фонематического слуха. Также обращается внимание на повышение уровня общего развития, уточнение представлений о предметах и явлениях окружающего мира, углубляются знания о самом ребенке, его здоровье.

Принимаются меры к предупреждению психофизических нагрузок, по обеспечению успешности учебной деятельности. С этим связана и организация благоприятной социальной среды, которая бы стимулировала познавательную деятельность ученика, развивала коммуникативную функцию речи.

При формировании знаний обращается внимание на развитие универсальных учебных действий, формирование умений ориентироваться в задании, планировать свою работу, выполнять ее в соответствии с наглядным образцом или словесными указаниями учителя.

В старших классах задачи остаются прежними, но появляются и новые. Большое внимание уделяется социально-нравственному поведению старшеклассников, успешной их адаптации к новым условиям обучения. Учителем-дефектологом осуществляется индивидуальная коррекция имеющихся отклонений в развитии, повторяются ключевые темы программы начальной школы, прорабатываются индивидуально сложные темы, вызвавшие затруднения. Требуется продолжение работы над развитием самостоятельности, критичности мышления, самоконтроля, произвольности познавательной деятельности.

Таким образом, коррекционно-образовательный процесс детей с нарушением интеллекта предполагает:

  • практико-ориентированный характер предметных знаний;

  • просоциальную его направленность, что требует особого внимания к социальной подготовке учащихся и установлению контактов с другими детьми и взрослыми;

  • построение обучения с учетом своеобразия приема, переработки и использования учебной информации, что предполагает особые условия по выделению существенного и главного, по осмыслению изучаемого, преодолению вербализма;

  • коммуникативную направленность уроков родного языка, обеспечивающих преодоление трудностей в овладении родной речью, формирование лингвистической и коммуникативной компетенции;

  • проведение специальных учебных занятий, предусмотренных коррекционным компонентом учебного плана соответствующего вида специальной школы по исправлению или ослаблению имеющихся нарушений у детей.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзии Программа коррекционной работы icon«Рекомендации специалистам по работе с детьми-инвалидами, детьми...
Данная информационная брошюра предназначена для специалистов, работающих в сферах социальной работы и педагогики и профессионально...

Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзии Программа коррекционной работы iconСпециальная (коррекционная) школа-интернат для детей-сирот и детей,...
«Специальная (коррекционная) школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями...

Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзии Программа коррекционной работы iconПрограмма коррекционной работы в начальной школе мбоу в контексте...
Ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы начального общего образования, коррекцию недостатков...

Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзии Программа коррекционной работы iconС ограниченными возможностями
Шестой творческий Фестиваль детей с ограниченными возможностями «Шаг навстречу!» (далее Фестиваль) проводится в г. Санкт-Петербурге...

Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзии Программа коррекционной работы iconОбласть профессиональной деятельности: образование лиц (детей, подростков...
Коррекционно-образовательные, реабилитационные, социально-адаптационные и общеобразовательные системы

Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзии Программа коррекционной работы icon7. Проблемы воспитания детей с особыми нуждами. Классификация детей...
Лицо с ограниченными возможностями здоровья лицо, имеющее физический и (или) психический недостатки, которые препятствуют освоению...

Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзии Программа коррекционной работы iconСвидетельство о государственной аккредитации
Государственное казенное образовательное учреждение для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальный (коррекционный)...

Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзии Программа коррекционной работы iconКонкурса среди
Конкурса среди детей и молодежи, в т ч инвалидов, склонных к активной деятельности на благо других ребят с ограниченными возможностями...

Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзии Программа коррекционной работы iconКомитет по образованию распоряжение
Санкт-Петербурга, в целях выявления детей с ограниченными возможностями здоровья и (или) отклонениями в поведении, проведения их...

Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзии Программа коррекционной работы iconГоу для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей "Специальный...
Саратовской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Специальная (коррекционная) школа-интернат №5 для...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов