Лекция 9 Теория временного детского коллектива (вдк) Коллектив




Скачать 58.68 Kb.
НазваниеЛекция 9 Теория временного детского коллектива (вдк) Коллектив
Дата публикации18.07.2013
Размер58.68 Kb.
ТипЛекция
zadocs.ru > Психология > Лекция
Лекция 9

Теория временного детского коллектива (ВДК)
Коллектив:

  • люди, объединенные общими идеями, интересами, потребностями;

  • высокоорганизованная группа людей;

  • устойчивая во времени группа людей, успешно выполняющая свою общую основную деятельность, соответствующую социальным ценностям и нормам, группа, способная обеспечить развитие каждого члена этой группы.


Детский коллектив (ДК) – объединение воспитанников, отличающееся рядом признаков:

  1. общая социальная значимость;

  2. общая совместная деятельность для достижения поставленной цели;

  3. общая организация этой деятельности;

  4. общий выбор руководящего органа;

  5. благоприятный психологический климат.


Особенности ВДК:

1. кратковременность функционирования;

2. сборный состав;

3. автономность существования (каждый ребенок – белый лист);

4. публичный коллективный характер деятельности;

5. завершённость деятельности и развития.
Социально-психологические процессы
1. Адаптация – процесс включения человека в новые группы, коллективы, приспособление его к новой социальной сфере. Усвоение новых норм, принципов и правил.

2. Коммуникация – процесс, посредствам которого осуществляется информационный обмен между людьми с целью определения каких-либо проблем, поиска решений, согласования, отношений.

3. Идентификация – уподобление детей друг к другу. Она оказывает влияние на сплочённость коллектива, создание дружественных отношений, формирование здорового психологического коллектива в отряде.

4. Интеграция – окончательный процесс проявления высокой психологической совместности людей, возникновение общего, единого чувства «МЫ».
Совмещение периодов смены и создание ВДК

Фазы смены:

  1. 1- 6 дни;

  2. 7 – 16 дни;

  3. 17 – 21 день.

- 1-ый и 3-ий период характеризуются высокой тональностью и большой динамичностью эмоционального состояния.
Кризисы развития коллектива:

  • 3 день - кризис неоправданных ожиданий. Это самый эмоциональный день. Необходимо проводить такие мероприятия, которые снимут агрессию. Часто в этот день проводят открытие смены.

  • 4 -5 дни – кризис привыкания

  • 14 – 15 дни – кризис усталости. Нужны мероприятия, чтобы взбодрить, а не нагружать детей.

  • 19 – 20 дни – страх расставания (прощальный концерт, пожелания, поздравления, подарки, огонек, награждение). В Королевскую ночь происходят 45 – 50 % всех ЧП смены.

  • 21 день – разъезд


Стадии развития коллектива (А.Н. Лутошкин «Как вести за собой»)

  1. Песчаная россыпь. Много песчинок вместе, но каждая отдельно. Люди, которые не связаны между собой; каждый сам по себе. Дети мало знают друг друга и боятся пойти навстречу друг другу. Отсутствует авторитетный центр. Структура формальна, лидеров еще нет, микрогруппы неустойчивы. Нет устойчивых основ МЛО (межличностных отношений).

  2. Мягкая глина. Каждый выдвигает свои цели и имеет свои интересы, но при этом интересуется целями других. Эта группа может принять ту форму, какую захочет вожатый, поэтому здесь особенно важна организация детей. Скрепляющее звено – формальная дисциплина и требования вожатого. Вожатый играет роли советника и генератора идей. У детей появляется опыт совместной деятельности за счет общих дел и событий. Развиваются более устойчивые образования – группы.

  3. Мерцающий маяк. Взаимодействие идет активнее, нежели на предыдущих стадиях. Группа заинтересована в том, чтобы каждый шел верным путем. Появляется желание совместной деятельности. Большое значение имеет эмоциональный фактор, поэтому возникает наибольшая вероятность конфликтов. Происходит развитие социально значимых качеств, укрепление чувства «МЫ». Появляются лидеры. Вожатый сопровождает, консультирует. Дети ситуативно способны на крупное дело

  4. Алый парус. Происходит сплочение отряда, укрепление дружеских связей, сближение ценностных ориентаций детей в отряде. Растет как внутригрупповая, так и межгрупповая активность. Девиз стадии: Один за всех и все за одного. Дружба переплетается с обязанностями, появляется чувство гордости за коллектив при победе, а при поражениях – нежелание признавать свои ошибки. Могут развиваться такие черты коллектива, как нежелание признавать другие группы, так как свой отряд признается лучшим.

  5. Горящий факел. Живое пламя. Все вместе. Взаимодействие наиболее активно. Дети полностью открыты вожатому, он чувствует их тепло и жизнерадостность. Группа толерантна и стремится к сотрудничеству, а не соперничеству. Дети способны сами договориться, прийти к соглашению. Отряд можно назвать сплоченной и эффективной командой.

^ Типажи в структуре детского коллектива


  1. Лидер – опора руководителей коллектива. Важно, чтобы он был признан самими детьми.

  2. Душа компании – человек, которому доверяют все тайны, к которому приходят за поддержкой. Ответственное дело, доверенное такому человеку, ждет успех, так как все ребята готовы ему помочь. Только злоупотреблять его помощью не стоит.

  3. Серый кардинал – неявный лидер, но, как правило, он очень сильно влияет на ритмику детского коллектива. Желательно сразу же выявить таких ребят и найти с ними общий язык, сделать своими помощниками, чтобы через них влиять на общий настрой всех детей.

  4. Аутсайдер – ребенок, не принятый коллективом (изгой)– самый сложный случай. Таких детей никогда нельзя выпускать из вида. Необходимо чаще проводить игры на сплочение коллектива, случайной жеребьевкой включая этого ребенка в различные пары.


^ Психолого-педагогические условия создания временного коллектива (что надо сделать вожатому)


    1. Установление положительных отношений между взрослыми и детьми

    2. Формирование нравственного климата

    3. Продуманная и спланированная организация жизнедеятельности детей и ВДК: день должен быть расписан по минутам (программа смены и работы отряда)

    4. Единые педагогические требования

    5. Разнообразная деятельность

    6. Создание ситуации значимости (референтности) для каждого члена ВДК

    7. Развитие детского самоуправления.

Игра «Я+МЫ»

Ребята встают в круг. Один вожатый бросает мяч или передает воздушный шар детям в произвольном порядке. Тот, кто держит мяч или шар, должен ответить на вопрос, задаваемый вторым вожатым. Вопросы должны быть необычными и интересными, а самое главное продуманными. Они должны дать вожатым пищу для анализа, то есть информацию о детях. Например, какой цвет вкуснее? Кто контролирует Бога? Ты бы хотел прожить 200 лет? С кем из предложенных людей вы бы хотели провести время? Обязательно надо учитывать возраст детей. После можно устроить дискуссионный клуб: А как бы вы ответили на этот вопрос?

^ Педагогический анализ дня
Анализ – это упорядочение фактического материала, расположение его по определенным критериям, сравнение и сопоставление данных. Это этап организации любой деятельности, предполагающий подготовку, организацию, осуществление и анализ результатов деятельности.
Вопросы, на которые следует отвечать:

  • Что произошло?

  • Почему?

  • Кто выделился из детей?

  • Чем выделился?

  • Как на то или иное событие отреагировал отряд?

  • Почему вы выделили определённое событие или ребёнка?

  • Что необходимо сделать, чтобы все было еще лучше?

  • В чём заключается перспектива деятельности?


Анализ с детьми «Как мы прожили день»:

  • Выполнили ли план на день?

  • Что сделали за день?

  • Какое событие было для вас наиболее важным? (сравнение с вашей точкой зрения)

  • Анализ любого события, впечатлений от него


Анализ ситуации:

  • Кто был задействован в ситуации?

  • Почему сложилась такая ситуация?

  • Как проявили себя участники, что они сделали?

  • Каков итог?

  • Как найти выход из ситуации?


Общая характеристика дня для вожатого:

    1. Насколько удачно был спланирован день?

    2. Произошли ли изменения в отряде?

    3. Каково настроение отряда, группировок, отдельных людей?

    4. Кто обратил на себя внимание?

    5. Общие выводы по дню.

    6. Что нового этот день дал вам как педагогу?

    7. Какие методы были применены впервые?

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Лекция 9 Теория временного детского коллектива (вдк) Коллектив iconЛекция 12-13. Тема: коллектив как объект и субъект воспитания 4 часа
Основные понятия: коллектив, признаки коллектива, функции коллектива; этапы развития коллектива, уровни формирования коллектива;...

Лекция 9 Теория временного детского коллектива (вдк) Коллектив icon21. Педагогический коллектив: особенности, структура, механизмы функционирования...
Учащихся. Педагогический коллектив учителей является частью общественного коллектива образовательного учреждения, куда входит составной...

Лекция 9 Теория временного детского коллектива (вдк) Коллектив iconПлан: Психолого-педагогическая характеристика временного детского...
Специфичность состава (дети приехали из различных функционирующих постоянных коллективов – семья, двор, школа, класс, секции)

Лекция 9 Теория временного детского коллектива (вдк) Коллектив iconВременный детский коллектив группа /малая/ подростков, объединенных...
К процессам вдк относятся: руководства и лидерства; принятие групповых решений; нормообразование, т е выработка групповых мнений,...

Лекция 9 Теория временного детского коллектива (вдк) Коллектив iconРотор биологического временного поля растений и электромагнитная теория максвелла
А фотосинтез, фотодыхание и дыхание поддержания. Становится ясна роль фотодыхания – это процесс, обеспечивающий неразрывную связь...

Лекция 9 Теория временного детского коллектива (вдк) Коллектив iconКурс лекций (под редакцией профессора В. Ф. Беркова) 2-е издание...
Авторский коллектив: Н. С. Щекин (лекция 8); Г. И. Касперович (лекция 9); В. Ф. Берков (лекция 10); И. Г. Подпорин (лекция 11); В....

Лекция 9 Теория временного детского коллектива (вдк) Коллектив iconРешение познавательных задач
Занятие в творческом объединении удод – основная форма организации учебной деятельности учащихся, одна из моделей взаимодействия...

Лекция 9 Теория временного детского коллектива (вдк) Коллектив icon15 временное правительство
Петрограде против Временного правительства, третий (июльский) кризис Временного правительства

Лекция 9 Теория временного детского коллектива (вдк) Коллектив iconМинистерство социальной политики Свердловской области Государственное...
Творческая пауза с участием детского коллектива специальной (коррекционной) школы

Лекция 9 Теория временного детского коллектива (вдк) Коллектив iconТема I. Теория и методология идеологических процессов 5 Лекция Предмет,...
Лекция Предмет, теория и методология изучения идеологии белорусского государства 5

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов