13. Общее представление о личности в гуманистической психологии. Гуманистическая психология




Скачать 71.11 Kb.
Название13. Общее представление о личности в гуманистической психологии. Гуманистическая психология
Дата публикации26.06.2013
Размер71.11 Kb.
ТипДокументы
zadocs.ru > Психология > Документы
13. Общее представление о личности в гуманистической психологии.
Гуманистическая психология - особое направление, к нему традиционно относят такие концепции, как теория личностных черт Г. Олпорта, теория самоактуализации А. Маслоу, теория и индирективная психотерапия К. Роджерса.
Теория самоактуализации А. Маслоу

Теория личности А. Маслоу строится на основе исследования психически зрелых, прогрессивных, творческих людей. А. Маслоу считает, что психическое нужно рассматривать как единое целое, избегая проведения "анализа по единицам".

Одно из центральных мест в теории Маслоу занимает проблема мотивации. Маслоу формулирует положение, согласно которому социальность заключена в самой природе человека и выступает как его биологически обусловленное свойство. Наблюдаемые в обществе агрессивные действия и поступки людей, черты жестокости вызваны не природой, а антигуманными условиями воспитания и жизни личности, некоторыми традициями, присущими социуму.

^ Мотивация рассматривалась им в качестве тенденции, нарушающей психическое равновесие индивида. Именно такое нарушение ведет к росту, развитию, самоактуализации личности, т.е. к желанию, которое определялось Маслоу как стремление человека быть тем, кем он может быть.

^ Понятие самоактуализации занимает ведущее место в его концепции. Не смотря на то, что потребность человека быть тем, кем он может быть, является врожденной, она остается потенциальной до тех пор, пока для ее актуализации не возникнут особые условия.

Таким условием является удовлетворение всех других (базовых) потребностей индивида: физиологических потребностей, потребностей в безопасности и защите, любви и уважении. Неудовлетворение базовых желаний ведет к неврозам и психозам.
^ Основными составляющими психического здоровья личности являются:

1) стремление быть всем, чем человек может быть,

2) стремление к гуманистическим ценностям.

Здоровую личность он описывает как автономную, склонную к принятию других, чувствительную к прекрасному, к юмору, склонную к творчеству.

Помимо личностных качеств он выделяет когнитивные и перцептивные особенности самоактуализирующейся личности - четкое и ясное восприятие окружающей действительности, его нешаблонность, редкое использование защитных механизмов, высокую прогностическую способность. Они адекватно оценивают себя и свои способности.
^ Теория личностных черт Г. Олпорта

Теорию Г. Олпорта часто относят к диспозиционному направлению, согласно которому:

1) люди обладают широким набором предрасположенностей реагировать типичным образом на различные ситуации;

2) каждый единичный человек уникален, непохож по своему психическому складу (системе черт) на других людей.

Диспозиция – понятие, которое позволяет говорить о причинах наблюдаемых источников

^ Диспозиционная система – пытается объяснить проявление черт.

Индивидуальные диспозиции – обуславливают формирование индивидуальных черт личности.
Г. Олпорт рассматривает человека как сложную "открытую" систему, в иерархической организации которой он выделяет следующие интегративные уровни взаимодействия индивида с миром - условные рефлексы, навыки, черты личности, системы черт, варьирующие в разных случаях и образующие множественные Я-личности.
Личность – это динамичная организация психофизиологических систем индивидов, которая обуславливает характерное для него объединение и мышление.

Особое место в этой системе занимает мотивационно-потребностная сфера. В ней выделяются два уровня функционирования: уровень мотивов нужды и уровень высших мотивов, или мотивов развития.

Системы высших мотивов входят в центральное ядро личности - Я - и преобразуются в системы ценностей человека.

Стремление к самоактуализации и самореализации относятся к мотивам развития и являются изначально заложенными в человеке потребностями. Мотивы развития обеспечивают формирование новых возможностей человека. Человек, по Олпорту, обращен в свое будущее.
^ Развитие личности по Олпорту ассоциируется с динамикой мотивационной системы. Для объяснения особенностей формирования и становления личности он формулирует принцип функциональной автономии мотивов

Принцип функциональной автономии мотивов позволяет рассматривать новые мотивы как самостоятельные единицы психики человека, относительно независимые от более ранних форм (инстинктов и рефлексов).Образование новых мотивов Олпорт объясняет превращением средств деятельности в ее цели и мотивы. Развитие мотивационной сферы в единстве с формированием обобщенных навыков поведения ведет к формированию основных свойств личности, называемых им чертами.
Черта - предрасположенность вести себя сходным образом в широком диапазоне ситуаций. Черты рассматриваются Олпортом в качестве единиц анализа личности..

Черты:

-общие (сравнивать большинство людей друг с другом)

- индивидуальные (в них появляется индивидуальное своеобразие человека)

^ Главной целью психологии личности Олпорт считает исследование неповторимости каждого человека. Он утверждал, что характерным свойством человека является его уникальность.

Олпорт выделяет три стадии в развитии единства личности: детская стадия; стадия относительной дифференциации; стадия интегрированного единства.

^ На первой стадии ребенок функционирует как динамическое единство, почти во всех ситуациях отвечает как целое, по принципу "все или ничего".

На второй стадии это динамическое единство нарушается и возникает дифференциация, расчлененность отдельных мотивационных компонентов.

^ На третьей происходит образование интегрированного единства с обособленным центром в виде структуры Я.
Понятие конгруэнтности личности в теории К. Роджерса

Одним из важных положений теории К. Роджерса является суждение о том, что индивид существует в постоянно изменяющемся мире, центром которого является он сам. Это индивидуальное пространство было названо феноменальным миром.
В психологическом смысле реальность - это личный мир восприятий человека. Организм реагирует на определенное феноменальное поле как организованное целое. Это положение Роджерса противопоставляется функционализму, раскладывающему личность и познавательные процессы на отдельные составляющие, которые сами по себе этой целостности не представляют.
^ Личность имеет одну основную тенденцию и стремление - актуализировать, сохранять, развиваться в направлении зрелости. Эта потребность в самоактуализации заложена в каждом человеке от рождения, однако воспитание и нормы, установленные обществом, принуждают его забыть о собственных чувствах и потребностях и принять ценности, навязанные другими. В этом отклонении и кроется источник аномалий поведения.

^ Со временем часть личного мира человека, его восприятия начинают осознаваться и оформляться в отдельную структуру - Я-концепцию. Я - символизированная часть опыта, возникшая в результате того, что некоторые чувствования относительно себя были обозначены и обособлены в отдельное образование. "Я-концепция - это воспринимаемое индивидом "Я" или то, что человек имеет в виду, когда говорит "Я" или "мне". На начальном этапе Я-концепция обычно формируется по большей части на основании личного опыта
Я-концепция характеризуется:

- областью содержания, теми сферами, которые нашли отражение в Я-концепции (физическая, социальная, сексуальная, чувства и эмоции, вкусы и предпочтения, профессиональные интересы, отдых, ценности и моральные черты);

- структурой или типом связей между отдельными частями Я-концепции и характером отношений с окружающей средой;

- конгруэнтностью-неконгруэнтностью, т.е. наличием соответствия/несоответствия Я-концепции реальным переживаниям людей;

- защитой, или силой, которая оберегает от оценок, не соответствующих Я-концепции;

- напряженностью, т.е. тем состоянием, которое возникает вследствие фиксированной защитной позиции;

- уровнем самоуважения, или способностью принимать себя во всем многообразии своих особенностей;

- реальностью, или способностью оценивать себя исходя из актуально поступающей информации.
^ В процессе психотерапевтической работы терапевт стремится к тому, чтобы помочь человеку максимально раскрыться, реализоваться. Психотерапевтические приемы, применяемые К. Роджерсом, получили название индирективной психотерапии, или "клиент-центрированный" психотерапии.
^ Основными условиями личностно-центрированного подхода являются:

Конгруэнтность - это соответствие между Я-концепцией и опытом, или Я-концепцией и организмическим Эго. Отвергание и искажение опыта приводит к неконгруэнтности.
Эмпатия - способность человека эмоционально отзываться на переживания других людей. Рассматривают два вида эмпатии: 1) сопереживание - переживание тех же самых чувств, 2) сочувствие - переживание субъектом иных по сравнению с другим человеком чувств.

К. Роджерс стремился к тому, чтобы в процессе психотерапевтической работы помочь человеку максимально раскрыться, реализоваться. Его психотерапия делает акцент на поддерживающей клиента эмпатии.

^ Основные принципы личостно-центрированной психотерапии:

- используется только актуальная информация о клиенте, прошлому опыту (в отличие от психоанализа) не придается специального значения;

- необходимые атрибуты психоанализа (например, кушетка) отвергаются, т.к. они мешают сближению и установлению эмпатии.

- отсутствуют интерпретации, оценки и советы;

- кроме безусловного положительного отношения к клиенту допускаются и негативные эмоции;

- независимость, автономность клиента от терапевта;

- результатом должно стать расширение сознания вследствие восстановления тех аспектов Я, которые были разъединены;

- подчеркивается важность ценностей и идеалов в психотерапии.

Основной целью личностно-центрированной психотерапии является достижение человеком состояния полностью функционирующей личности, которое выражается посредством развития таких качеств, как открытость переживаниям и опыту, рациональность и отсутствие стремления к самообороне, взятие на себя ответственности, творческое отношение к жизни, принятие других людей как уникальных личностей, высокая самооценка.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

13. Общее представление о личности в гуманистической психологии. Гуманистическая психология iconЛекция 1 общее представление о психологии как науке задача курса....
Общая характеристика. Психологии. Основные этапы развития представлении о предмете психологии

13. Общее представление о личности в гуманистической психологии. Гуманистическая психология icon1. Общее представление о психологии как науке
Психология – наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедея-ти

13. Общее представление о личности в гуманистической психологии. Гуманистическая психология iconПсихология искусства. Вопросы к техническому зачету. 2011
Взаимоотношения искусства и жизни в различных психологических концепциях (культурно-исторический и деятельностный подходы; концепции...

13. Общее представление о личности в гуманистической психологии. Гуманистическая психология iconВопросы для подготовки к экзамену по дисциплине «психология»
Методы психологии и их использование при изучении индивидуальных особенностей личности и психологии коллектива

13. Общее представление о личности в гуманистической психологии. Гуманистическая психология iconЧеловек в поисках смысла
Критика чистого "общения": насколько гуманистична "гуманистическая психология" 158

13. Общее представление о личности в гуманистической психологии. Гуманистическая психология icon1. Общее представление о психологии как науке
Объект – это та сторона реальности, на которую направлено изучение. Объект существует независимо от изучения, он фиксирован в названии...

13. Общее представление о личности в гуманистической психологии. Гуманистическая психология iconКарл Рождерс Брак и его альтернативы. Позитивная психология семейных отношений
Карл Роджерс — один из основоположников гуманистической психологии, классик с мировым признанием его книги и статьи привлекли к нему...

13. Общее представление о личности в гуманистической психологии. Гуманистическая психология iconВопросы к государственному экзамену по психологии для специальности...
Структура мотивационной сферы личности(Рубинштейн С. Л., Ананьев Б. Г., Платонов К. К., Мерлин В. С.)

13. Общее представление о личности в гуманистической психологии. Гуманистическая психология iconВклад ведущих психологических школ в разработку проблем социальной...
В связи с этим можно выделить некоторые идеи, разрабаты­ваемые в рамках функционализма, бихевиоризма, психоанализа, гуманистической...

13. Общее представление о личности в гуманистической психологии. Гуманистическая психология icon1 Психология как наука. Предмет, задачи и структура современной психологии....
...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов