Учебно-методическое пособие подготовлено для сопровождения курса «Основы психологии семьи и семейного консультирования»




НазваниеУчебно-методическое пособие подготовлено для сопровождения курса «Основы психологии семьи и семейного консультирования»
страница1/6
Дата публикации20.07.2013
Размер0.78 Mb.
ТипУчебно-методическое пособие
zadocs.ru > Психология > Учебно-методическое пособие
  1   2   3   4   5   6

Министерство образования и науки Российской Федерации


Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Уральский государственный педагогический университет»

Институт психологии

Кафедра общей психологии

«Основы психологии семьи и семейного консультирования»

Учебное пособие

Екатеринбург – 2010

Основы психологии семьи и семейного консультирования [Текст]: метод. указания для студентов / Авт.-сост. Е.А. Тетерлева. – Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, каф. психологии развития, 2007. – с.

Рецензент:

Доктор психологических наук, зав. кафедрой общей психологии, декан института психологии ГОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет», профессор С.А. Минюрова

Учебно-методическое пособие подготовлено для сопровождения курса «Основы психологии семьи и семейного консультирования» по специальности «Психология», специальности «Педагогика и психология», направления «Психология» (бакалавриат). Краткие конспекты лекций, планы семинаров и лабораторных работ, задания для самостоятельной работы, изложенные в методических указаниях, помогут студентам спланировать и структурировать работу по освоению курса.

Данные учебно-методическое будет также полезно студентам дистантных форм обучения.


Содержание

1.

Предисловие…………………………………………..

4

2.

Лекционный курс……………………………………

6

3.

Практический курс………………………………….

47

4.

Лабораторный курс…………………………………

48

5.

Самостоятельная работа студентов ………….

49

6.

Вопросы для экзамена (зачета)…………………

56

7.

Литература по курсу……………………………….

58


Предисловие

Актуальность данного курса обусловлена общими тенденциями в развитии современной психологической науки, необходимостью анализа всех факторов, влияющих на развитие и жизнедеятельность человека. Семья является первичным социальным институтом для человека. Содержание и динамика семейных отношений во многом определяют жизненный путь личности. В этой связи представляется актуальным анализ совокупности семейных отношений, комплексный анализ системы взаимосвязей между членами семьи, а также внешних связей семьи с другими институтами социализации.

Цель курса:

Формирование у студентов теоретических знаний по проблемам психологии семьи, а так же умений и навыков семейного консультирования и психотерапии.

Задачи изучаемой дисциплины в соответствии с поставленной целью формулируются следующим образом:

  • формирование у студентов знаний об основных теоретических и экспериментальных исследованиях в области семейного консультирования;

  • формирование у студентов практических умений и навыков психологического консультирования и диагностирования по семейной проблематике;

  • формирование у студентов психологической готовности к применению полученных знаний, умений, навыков в самостоятельной профессиональной деятельности.

  • формирование у студентов гражданской позиции, направленной на развитие умений и навыков психологической поддержки и сопровождения клиентов.

Формы и методы работы:

Реализация программы построена на использование активных методов обучения, совместной творческой деятельности преподавателя и студентов.

На лекционных занятиях (теоретический модуль программы) обсуждаются основные теоретические положения программы. Проблемность и диалогичность изложения материала позволяет актуализировать личную позицию студентов, обеспечивает дискуссионный характер взаимодействия преподавателя и аудитории.

Содержание практических и лабораторных занятий (методический и практический модуль программы) направлено на отработку консультативных и диагностических умений и представлено демонстрационными сессиями, групповыми супервизиями, знакомством с диагностическим инструментарием, используемом в психологической работе с семьей, PR-группами. Важное место в работе со студентами занимают психологические техники и приемы, направленные на соприкосновение с личными переживаниями семейных отношений, что закладывает основу для исследования и рефлексии собственных возможностей и ограничений как психолога-консультанта.

В курсе предусмотрено значительное количество самостоятельных работ, ориентированных на развитие аналитических способностей студентов и включает в себя выполнение контрольных работ и работу с первоисточниками по проблемам семейного консультирования с последующим обсуждением их содержания в самоорганизованных PR-группах.

Лекционный курс
Раздел 1. Семья как единица психологического анализа

План:

  1. Семья и ее современные модели.

  2. Системный подход к анализу семьи.

1. Семья и ее современные модели

Семья определяется как социальный институт, как ячейка общества, как малая группа совместно проживающих и ведущих общее хозяйство родственников. Приведем примеры нескольких определений понятия «семья»:

  • вневременная биологическая и психосоциальная единица, в формах которой развивается человеческий род;

  • сообщество, которое предполагает защиту и удовлетворение потребностей своих членов;

  • ячейка общества (малая социальная группа), важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях – отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами и другими родственниками, живущими вместе и ведущими совместное хозяйство;

  • малая социальная группа, основанная на браке, кровном родстве или усыновлении и связанная общностью быта, отношениями взаимопомощи и взаимной ответственностью;

  • пространство совместной жизнедеятельности, внутри которого удовлетворяются специфические потребности людей, связанных кровными и родственными связями;

По мнению С.И. Голода, в настоящее время функционируют три модели семьи: патриархальная, детоцентрическая, супружеская.
^ 2. Системный подход к анализу семьи

Основатель общей теории систем Людвиг фон Берталанфи считал, что существуют два фундаментальных взгляда на мир — механистический и организмический.

Для механистического, или ньютоно-галилеевского, взгляда на мир характерны, во-первых, элементаризм, то есть разбиение предмета исследования на “атомы” — элементарные и неделимые составляющие; и, во-вторых, линейная причинно-следственная обусловленность происходящего.

Организмический взгляд на мир происходит из биологии и для него характерны, во-первых, холизм (аристотелевское положение о том, что целое больше суммы своих частей) и, во-вторых, взаимное влияние и взаимная обусловленность всех частей и процессов системы. Таким образом, система – это комплекс объектов, а также взаимоотношения между объектами и их атрибутами (определениями). Объекты являются составными частями системы, атрибуты – это свойства частей, а отношения связывают систему воедино.

Система имеет ряд признаков:

  • система как целое больше чем сумма ее частей;

  • что-то затрагивающее систему в целом, влияет на каждый отдельный элемент внутри нее;

  • изменение одной части системы приводит к изменению других ее частей и системы в целом;

  • система входит в большую систему;

  • система ради сохранения жертвует самым слабым элементом;

  • каждый элемент составляет карту системы исходя из места, которое он занимает в этой системе.

С этих позиций семья также может быть рассмотрена как система с рядом параметров:

  • структура семьи;

  • динамика (жизненный цикл) семьи;

  • семейная история;

  • семейная коммуникация;

  • симптоматическое поведение.

Анализу данных параметров будет посвящена вторая часть курса.
Вопросы для самоконтроля:

  1. Опишите современные модели семьи.

  2. Каковы особенности современной российской семьи?

  3. Каковы системные признаки семьи?

  4. Перечислите основные параметры анализа семейной системы.

Раздел 2. Единицы психологического анализа семейной системы

План:

  1. Структура семейной системы.

  2. Жизненный цикл семьи.

  3. Семейная история.

  4. Коммуникация в семье.

  5. Симптоматическое поведение в семье.


^ 1. Структура семейной системы

Ключевыми измерения для описания структуры семейных взаимоотношений являются:

  • сплоченность определяется как эмоциональная связь, близость или привязанность членов семьи. Применительно к семейным системам это понятие используется для описания степени, до которой члены семьи видят себя как связанное целое.

  • иерархия охватывает несколько фундаментальных теоретических предположений и не может быть ограничен простым определени­ем. Можно сослаться, например, на авторитет, доминирование, власть принимать решения или степень влияния одного члена семьи на других.

  • гибкость (адаптивность) определяется как количество изменений в семейном руководстве, семейных ролях и правилах, регулирующих взаимоотношения.

  • граница используют при описании взаимоотношений между семьей и социальным окружением, а также между различными подсистемами внутри семьи (например, индивидуальностью, диадами, триадами).

Можно выделить несколько моделей анализа структуры семьи – это модель Олсона и модель треугольника.

Модель Олсона включает в себя две основные оси (сплоченность и гибкость), которые задают тип семейной структуры и один дополнительный параметр — коммуникацию, графически не включенную в модель. Предполагается, что центральные уровни сплоченности (раздельный, объединенный) и гибкости (структурированный, гибкий) являются сбалансированными и обеспечивают оптимальное семейное функционирование, в то время как крайние значения по этим шкалам (разобщенный, запутанный, ригидный и хаотичный типы) являются проблемными.



Основываясь на циркулярной модели, Олсон выдвигает три гипотезы:

  • Супруги и семьи сбалансированных типов в целом будут функционировать более адекватно, проходя через стадии жизненного цикла, чем несбалансированные типы.

  • В ситуации стресса или изменения задач жизненного цикла семьи будут модифицировать близость и адаптивность, приспосабливаясь к обстоятельствам. Сбалансированность семей не означает, что они всегда будут функционировать в умеренном диапазоне. Семьи могут приближаться к краям измерений, когда это необходимо, но застревание в этих позициях ведет к возникновению психологической проблематики у их членов.

  • Позитивные коммуникативные навыки (эмпатия, умение слушать, навыки самораскрытия, ведения переговоров и т.д.) помогают поддерживать равновесие по двум выделенным измерениям, дают возможность сбалансированным типам семей изменять свои уровни близости и гибкости легче, чем несбалансированным типам.

Модель треугольника основана на предположении о том, что взаимоотношение любых двух участников треугольника зависят от его третьей стороны. Наиболее распространенными механизмами функционирования структуры треугольника являются:

  • достижение оптимального уровня близости/отдаленности между участниками диады.

  • механизм силового давления.

  • механизм передачи паттернов взаимоотношений в последующие поколения. Семейные терапевты отмечают, что супруги склонны формировать в своей собственной семье треугольники, подобные треугольникам в их родительских семьях.

  • способ ухода от внутренних проблем пары и их сплочение на основе совместной позиции по отношению к кому-то (или чему-то) третьему.

Типы дисфункциональных семейных структур:

  • Несбалансированность семейной системы в целом по шкалам близости и гибкости, описываемая через дисфункциональные типы семейных структур в модели Олсона.

  • Структуры, включающие в себя аутсайдеров.

  • Межпоколенная коалиция.

  • Скрытая коалиция.

  • Перевернутая иерархия.

  • Отсутствие разницы в статусе среди детей.


^ 2. Жизненный цикл семьи

Динамику семьи (жизненный цикл) можно определить следующим образом:

  • это изменение ее структуры и функций в зависимости от этапов жизнедеятельности (Э.Г. Эйдемиллер);

  • это закономерная последовательность изменений, протекающих во времени, в процессе которых появление тех или иных качеств функционирования или организации, обусловленных предыдущей стадией, определяет качества последующих стадий (Д. Зильбах).

В психологической литературе встречается большое число

концепций, описывающих стадии развития семьи. Перечислим

наиболее известные:

  • Е. Дюваль – выделил восемь стадий в жизненном цикле семьи в соответствии с особенностями роста и развития детей (их количество и возраст) в семье

  • Э.К. Васильева – пять стадий соответствии с особенностями роста и развития детей (их количество и возраст) в семье

  • Э.Г. Эйдемиллер – выделил шесть стадий, исходя из отношений между супругами, того каким образом они пытаются разрешить супружеские конфликты.

  • Э. Картер, М. Макголдрик – выделили шесть стадий в развитии семьи. Семья—это система из нескольких поколений, оказывающих взаимное влияние друг на друга (характер взаимного влияния членов семьи друг на друга – основа для выделения стадий).

  • Дж. Хейли – выделил семь стадий в жизненном цикле семьи в соответствии с особенностями роста и развития детей в семье и особенностями супружеских отношений.

Соотношение этих подходов можно проиллюстрировать следующей схемой:

Е. Дюваль

Э.К. Васильева

Э.Г. Эйдемиллер

Э.Картер, М.Макголдрик

Дж. Хейли

Стадия вовлечения


Стадия добрачных отношений (9-12 мес)

Ранняя взрослость при отсутствии привязанностей

Стадия ухаживания


Супружеская пара без детей

Зарождение семьи (заключение брака – рождение первого ребенка)

Стадия конфронтации (с момента начала совместной жизни)

Приобретение новых родственников в результате брака

Стадия проживания супругов без детей

(от начала проживания вместе или в браке до рождения первого ребенка)

Появление в семье детей (рождение ребенка – 2,5 года)

Рождение и воспитание детей (заканчивается с началом трудовой деятельности хотя бы одного ребенка)

Семья с маленькими детьми

Стадия экспансии (от рождения первого ребенка до рождения последнего)


Семья с детьми-дошкол.

(возраст стар. реб 2,5-6 лет)

Стадия компромиссов

Семья с детьми младшими школьниками (возраст старших 6-13 лет)

Стадия зрелого супружеского холона

Стадия стабилизации. (период воспитания детей, продолжающийся до того момента, когда первый ребенок покидает дом)

Семья с подростками (13-20 лет)

Стадия экспериментирова-ния с независимостью

Семья с детьми-подростками

Уход молодых людей из семьи (от ухода первого ребенка до момента, когда самый младший покидает дом)

Окончание выполнения семьей воспитательных функций (до момента, когда на попечении родителей не остается ни одного из детей)

Стадия ренессанса

Уход детей из семьи и дальнейшая жизнь супругов

Период, в который дети постепенно покидают дом.


Дети живут с родителями и хотя бы один из детей не имеет собственной семьи

Старение членов семьи (уход на пенсию – смерть обоих супругов)

Супруги живут одни или с детьми, имеющими собственные семьи

Стадия “Пустого гнезда”. (супруги снова остаются одни после отъезда всех детей)

Семья в конце жизни

Период, в который кто-то из партнеров остается один после смерти другого.



^ 3. Семейная история

Еще одним важным параметром анализа семьи как системы является семейная история. Можно привести несколько определений этого понятия:

  • многопоколенные переходы семейных паттернов (М. Боуен);

  • специфическая, несущая эмоциональную нагрузку проблема, вокруг которой формируется периодически повторяющийся в семье конфликт (Э.Г. Эйдемиллер);

  • паттерны взаимоотношений предыдущих поколений, обеспечивающие неявные модели для семейного функционирования в следующих поколениях (А.В. Черников).

При анализе семейной истории следует обращать внимание на следующие категории:

  • порядок рождения, пол и разница в возрасте (не больше 6 лет) между детьми в семье;

  • совпадение жизненных событий:

-совпадение важного жизненного события в семье с началом развития симптома у кого-либо из членов семьи (регресс старшего ребенка при рождении младшего);

-группировка важных жизненных событий на переходных этапах жизненного цикла (семья переезжает от прородительской семьи и ребенок пошел в школу);

-реакция на юбилей и совпадение событий по типу «возрастного рубежа» (депрессия каждый год в одно и тоже время когда умер отец);

-совпадение рождения ребенка с важным событием в семье;

  • повторение паттернов функционирования в следующем поколении

  • триангулирование как модель передачи паттернов взаимоотношений в последующие поколения.

Можно выделить несколько техник психотерапевтической работы с семейной историей:

  • генограмма;

  • круг влияний;

  • семейная хронология;

  • фантазия рождения;

  • семейная реконструкция;

  • я и мой жизненный путь.

Один из самых информативных методов работы с семейной историей является генограмма. Этот метод был разработан Мюрреем Боуэном. Генограмма представляет собой форму семейной родословной, на которой записывается информация о членах семьи, по крайней мере в трех поколениях. Генограммы показывают семейную информацию графически, что позволяет быстро охватить сложные семейные паттерны, и являются богатым источником гипотез о том, как клинические проблемы могут быть связаны с семейным контекстом и развитием во времени. Для терапевтических записей генограмма обеспечивает краткое резюме, позволяющее терапевту, не знакомому со случаем, быстро воспринять большое количество информации о семье и получить представление о ее потенциальных проблемах.

В отличие от других форм исследовательской записи, генограмма позволяет постоянно вносить добавления и корректировку при каждой встрече с семьей. Она дает возможность терапевту держать в голове большое количество членов семьи, их взаимоотношения и ключевые события семейной истории.

Основные обозначения генограммы:



Мужчина



Женщина



Идентифицированный пациент (пациентка)



Женщина в возрасте 35 лет



Умерший мужчина с датами рождения и смерти



Зарегистрированный брак. Цифрами указывается длительность брака и дата заключения брака.



Совместное проживание без зарегистрированного брака или любовная связь. Цифрами указывается временной интервал



Временный разрыв



Развод с датами заключения и расторжения брака



Аборт



Спонтанный аборт (выкидыш)



Беременность. Цифрами указывается срок беременности на момент составления генограммы.



Семья с двумя детьми. Первый ребенок (девочка) умер вскоре после родов (обозначается фигурой меньшего размера), второй ребенок (мальчик) в возрасте 23 лет.



Семья с двумя детьми. Рядом с фигурой указываются даты рождения, внутри фигуры возраст на момент составления генораммы.



Приемная дочь. Вверху указывается дата рождения, ниже – дата приема в новую семью.



Близнецы




Дистантные взаимоотношения



Близкие взаимоотношения



Очень близкие, «запутанные» взаимоотношения



Конфликтные взаимоотношения



Одновременно запутанно-близкие и конфликтные взаимоотношения



Разрыв отношений



^ 4. Коммуникация в семье

Под коммуникацией обычно понимается обмен сообщениями. Он может осуществляться как с помощью речи, так и невербальными средствами. В структуре коммуникативного акта можно выделить два уровня:

  • собственно коммуникацию – речевое сообщение;

  • метакоммуникацию – сообщение по поводу коммуникации. Метакоммуникация также может быть как вербальной, так и невербальной, и обычно представляет собой сигналы, помогающие правильно понять контекст сообщения. Люди могут ошибаться в восприятии метакоммуникативных сигналов, а также фальсифицировать их.

Семейная коммуникация обуславливается множеством явных и неявных семейных правил:

  • основная задача этих правил  — контролировать способы взаимодействия в семье. Они определяют, как люди должны вести себя в определенных ситуациях и обстоятельствах, что приемлемо, а что нет. Правила могут также говорить о том, какие последствия влечет за собой их выполнение или невыполнение.

  • люди все время вовлечены в процесс определения правил своего взаимодействия. Правила, которые они вместе вырабатывают, говорят о том, что им можно делать вместе, а что нет.

  • на каждой стадии жизненного цикла должно происходить серьезное изменение правил функционирования. Когда старые правила приходят в противоречие с изменившейся ситуацией, в семье происходит кризис.

  • правила могут быть гласные и негласные. Гласные правила предъявляются открыто, их можно обсуждать, о них можно спорить и их можно менять. Негласные правила также регулируют взаимоотношения, но открыто не рассматриваются и не обсуждаются.

  • правила в разных семьях разные.

  • правила взаимодействия задают внешние и внутренние границы в семье. Члены семьи по-разному ведут себя друг с другом и с внешним окружением.

Если семейно необходимая информация по каким-то причинам не проходит по коммуникационным каналам, возникает коммуникативная проблема.

Этапы развития коммуникативной проблемы:

  • информационно-дефицитарный;

  • замещающее-искаженный;

  • поведенчески-коммуникативный.

К основным видам нарушения коммуникативного процесса в семье также можно отнести:

  • отклоняющаяся коммуникация в семье – многочисленные нарушения и искажения коммуникции: отсутствие зрительного контакта, неожиданный выход из контакта, склонность к односторонней коммуникации.

  • парадоксальная коммуникация (двойная связь) – по коммуникационному каналу следует одновременно два взаимоисключающих сообщения, каждое из которых должно быть воспринято как истинное. Построение высказывания одновременно на двух логических уровнях, противоречащих друг другу, приводит к парадоксу.

  • замаскированная коммуникация – один член семьи подтверждает содержание того, что говорит и что действительно ощущает другой, но в тоже время отвергает интерпретацию, которую тот предлагает.

  • семейный конфликт – обычно сфокусирован на несогласии в правилах совместной жизни, несогласии в том, кто устанавливает эти правила и попытках провести в жизнь правила, несовместимые друг с другом.


^ 5. Симптоматическое поведение в семье

Симптоматическое (проблемное) поведение – широкий класс нарушений, удовлетворяющих условиям:

  • поведение носителя симптома оказывает сравнительно сильное влияние на других людей;

  • оно непроизвольно и не поддается контролю со стороны носителя симптома;

Смысл симптома может трактоваться по-разному в зависимости от теоретических предпочтений психолога:

-индивидуально – симптом описывается в терминах недостатка или излишка чего-либо (психоаналитическая ориентация).

-диадно – в терминах взаимодействия. Симптом как средство контроля за другими (поведенческая ориентация).

-триадно – в терминах регуляции. Симптом появляется в ситуациях нарушения жизненного цикла семьи и сигнализирует о трудностях семьи (системная ориентация).

Функции симптома:

  • морфостатическая – консервация семейной системы как она есть, гомеостаз (болезнь ребенка позволяет родителям отвлечься от супружеского конфликта).

  • морфогенетическая – изменение семейной системы (попытка суицида подростка, чтобы изменить семейные правила).

Структурно-функциональные особенности семей с носителями «тяжелых» симптомов

  • нарастание неудовлетворенности членов семьи семейной жизнью:

  • ощущение вины за симптом или страх перед симптомом

  • поведение носителя симптома

  • длительность существования симптома

  • степень нарушения обыденной жизни семьи

  • снижение социального статуса семьи в целом и ее отдельных членов:

  • сокрытие или смягчение симптома

  • социальная изоляция семьи

  • отказ семьи от ответственности за носителя симптома

  • феномен «сопровождающего заболевания»

  • распределение нагрузки между членами семьи




  1   2   3   4   5   6

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методическое пособие подготовлено для сопровождения курса «Основы психологии семьи и семейного консультирования» iconУчебно-методическоЕ пособие для выполнения рефератОВ, курсовых и...
Учебно-методическое пособие подготовлено заведующим кафедрой к п н., доцентом, Гавриловым С. Т.; доцентами кафедры к ю н., доцентом...

Учебно-методическое пособие подготовлено для сопровождения курса «Основы психологии семьи и семейного консультирования» iconУчебно-методическое пособие Барнаул 2011 удк колмогорова Н. С., Сивцова...
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов дневного и заочного отделений агау, изучающих курсы «Психология и педагогика»,...

Учебно-методическое пособие подготовлено для сопровождения курса «Основы психологии семьи и семейного консультирования» iconВопросы к экзамену по курсу «Основы психологи семьи и семейного консультирования»
Динамика и специфика родительства как института первичной социализации личности в истории общества

Учебно-методическое пособие подготовлено для сопровождения курса «Основы психологии семьи и семейного консультирования» iconУчебно-методическое пособие включает в себя рабочую программу по...
«Основы философии науки», список основной и дополнительной литературы, вопросы для подготовки к экзамену, темы рефератов. План семинарских...

Учебно-методическое пособие подготовлено для сопровождения курса «Основы психологии семьи и семейного консультирования» iconУчебно-методическое пособие подготовлено в соответствии с программой...
Утверждено редакционно-издательским советом академии в качестве учебного пособия для студентов 3-го курса факультета заочного обучения...

Учебно-методическое пособие подготовлено для сопровождения курса «Основы психологии семьи и семейного консультирования» iconУчебно-методическое пособие Краснодар 2008 удк 340 (075) ббк 67. Оя73
Основы государства и права: Учебно-методическое пособие. – Краснодар: КубГУ, 2008. – 108 с

Учебно-методическое пособие подготовлено для сопровождения курса «Основы психологии семьи и семейного консультирования» icon1. Предмет и значение курса
Изучение курса психологии семьи как научно-практического направления, являющегося составной частью социальной психологии и основанного...

Учебно-методическое пособие подготовлено для сопровождения курса «Основы психологии семьи и семейного консультирования» iconЛандшафтное проектирование среды учебно-методическое пособие для высших учебных заведений
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов дневного отделения специальности 070601 «Дизайн»

Учебно-методическое пособие подготовлено для сопровождения курса «Основы психологии семьи и семейного консультирования» iconБелорусский национальный технический университет
Учебно-методическое пособие подготовлено согласно типовой программе для высших учебных заведений. В нем рассмотрен блок тем «Ресурсы...

Учебно-методическое пособие подготовлено для сопровождения курса «Основы психологии семьи и семейного консультирования» iconУчебно-методическое пособие предназначено для студентов дневной формы...
Расчетно-графическая работа включает задачи и вопросы практически по всем разделам курса

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов