Экзамен
Общая психология
Сравнительный анализ житейского и научного психологического знания, их взаимосвязь. Определение психологии как науки.
Критерии структурирования научного психологического знания. Место общей психологии в системе психологического знания.
Основные отрасли психологии труда, их характеристика.
Возраст как критерий структурирования научного психологического знания: основные отрасли возрастной психологии, их характеристика.
Социальный критерий структурирования научного психологического знания, краткая характеристика отраслей.
Связь психологии с другими науками. Задачи и перспективы психологии на современном этапе развития общества.
Понятие психического явления. Виды психических явлений, их характеристика.
Объективация психических явлений. Психические факты, их виды. Специфика психологического знания.
Субъективный и объективный метод в психологии. Классификация методов психологии (Б.Г.Ананьев)
Организационные методы психологии, их характеристика.
Наблюдение как метод психологии, его характеристика.
Опросные методы в психологии, их характеристика.
Эксперимент как метод психологии, требования к его организации. Виды эксперимента. Независимая и зависимая переменные.
Метод анализа продукта деятельности (на примере метода «Рисунок семьи»)
Тест: определение, виды тестов.
Биографический метод в психологии, его характеристика.
Методика и программа психологического исследования.
Психика в свете теории отражения. Уровни допсихического отражения. Понятие раздражимости.
Свойства психического отражения.
Функции психики.
Основные этапы развития представлений о предмете психологии, их характеристика.
Рефлекторная теория психики в работах. И. М. Сеченова, И. П. Павлов
Концептуальная рефлекторная дуга (А.Н. Соколов).
Функциональный подход к решению проблемы «мозг и психика» с позиций теории сигналов. Сигнал-код и сигнал-образ, их характеристика.
Психическое и нервно-физиологическое в деятельности мозга.
Концепция динамической локализации психических функций. (А.Р. Лурия) и концепция жёстких и гибких мозговых звеньев (Н. Бехтерев) в решении проблемы «мозг и психика».
Функциональная асимметрия полушарий головного мозга: латерализация и рецепрокность психических функций.
Теория функциональной системы ( П.К.Анохин)
Проблема локализации психики в природе. Гипотеза А. Н. Леонтьева. Объективный критерий локализации психики в природе.
Стадия: элементарной чувствительности в развитии психики животных: особенности психического отражения и поведения.
Перцептивная психика животных, её характеристика.
Интеллектуальное поведение животных, его особенности и филогенетическая роль.
Основные предпосылки возникновения сознания человека в филогенезе.
Труд как фактор возникновения сознания человека в филогенезе. Психологическая сущность разделения труда. Роль труда и общения ( гипотеза А.Н.Леонтьева).
Определение сознания. Современные представления о структуре человеческого сознания.
Свойства и функции сознания.
Сравнительный анализ сознания человека и психики животных.
Бессознательное: определение, структура, функции.
Личное и коллективное бессознательное. Архетип, его особенности.
Понятие о психологической защите. Виды психологической защиты, их характеристика.
Понятие самосознания. Структура и особенности самосознания.
Самосознание: источник, психологические механизмы, результаты.
Отношение личности к себе, его формы самооценка личности: факторы формирования и виды.
Я – концепция личности, её функции.
Теория культурно-исторического происхождения психических функций человека Л.С.Выготского. понятие о высших психических функциях, их особенности. Генезис высших психических функций.
Методологическое значение категории «деятельность» для психологии. Определение и основные характеристики человеческой деятельность.
Побудительная регуляция деятельности: потребности, их функция, свойства виды. Иерархия потребностей.
Побудительная регуляция деятельности: мотивы, их характеристики, иерархия, функции. Цель и задача, их роль в регуляции деятельности.
Исполнительная регуляция деятельности: деятельность, действие, операция. Внешние (практические) и внутренние (психические) действия. Интериоризация и экстериоризация.
Основные компоненты действия и их изменения в процессе формирования навыка. Кривые упражнения.
Основные виды человеческой деятельности, их характеристика.
Методологические принципы психологии.
|