Учебное пособие для организации самостоятельной работы студентов высших учебных заведений по специальности




НазваниеУчебное пособие для организации самостоятельной работы студентов высших учебных заведений по специальности
страница1/57
Дата публикации27.06.2013
Размер9.34 Mb.
ТипУчебное пособие
zadocs.ru > Психология > Учебное пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   57
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ РФ НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ


ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ

В ОБРАЗОВАНИИ
Учебное пособие для организации самостоятельной работы

студентов высших учебных заведений по специальности

031000 (050706.65) «Педагогика и психология»

Автор-составитель – О.А.Белобрыкина

НОВОСИБИРСК

2005




УДК 159.92

ББК 88.37

Б 435
Рецензенты:

доктор психологических наук, профессор

^ Нургалеев В.С. (СибГТУ, г.Красноярск);

доктор психологических наук, профессор

Кудинов С.И. (ТГУ, г.Тольятти)


Б 435 Теория и практика психологической службы в образовании: учебное пособие для организации самостоятельной работы студентов высших учебных заведений по специальности 031000 (050706.65) «Педагогика и психология». – 2-е изд., доп. /Автор-составитель: О.А.Белобрыкина. – Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2005. – 508 с.
ISBN 5-85921-537-1
В настоящем пособии представлены материалы для самостоятельной работы по курсу «Психологическая служба в образовании», работа с которыми позволит студенту теоретически и практически овладеть содержанием учебной дисциплины. Материалы отобраны и систематизированы в соответствии со стандартом высшего профессионального образования на основе государственных требований к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки выпускника педагогического вуза по специальности 050706 (031000) «Педагогика и психология». Представлена программа, в которой приведен перечень тем и вопросов, предлагаемых на занятиях, список литературы и вопросы к зачету по учебному курсу.

Пособие предназначено для преподавателей, студентов психологических факультетов и специальностей высших учебных заведений, практических психологов образования.
Печатается по решению редакционно-издательского совета НГПУ

УДК 159.92

ББК 88.37
ISBN 5-85921-537-1

© Белобрыкина О.А., 2005

© Новосибирский государственный

педагогический университет, 2005





Ступая на путь психологии, я клянусь, что все мои знания и способности вложу в свою непростую работу. В моих руках душа, а значит, и судьба того, кто обратился ко мне. Всё, что я умею и знаю, всё, чем природа и люди одарили меня как личность, предназначено для тех, кто нуждается в моей помощи.

^ Я не допущу, чтобы то, что я узнал о человеке, обернулось против него. Овладевая профессией психолога, горячо желаю только одного — чтобы люди могли мне доверять.

Я не опозорю свою профессию некомпетентностью, неквалифицированностью, непорядочностью, равнодушием и стяжательством.

И пусть удача сопутствует мне в моём искреннем стремлении пробудить и развить дар в ребёнке, помочь ему в трудные минуты его постепенного взросления, принять, ценить и оберегать загадку его неповторимой индивидуальности.

^ Клянусь, что уважение и любовь к ребёнку станут символом моей безграничной помощи ему!

ПРЕДИСЛОВИЕ
Современная ситуация переосмысления ориентиров общественного развития и отдельного человека делает проблемы оказания психологической помощи особо значимыми и острыми. В последние годы практически в каждом государственном ведомстве и в негосударственной сфере создаются психологические службы. Наиболее массовой и в организационном отношении, и самой передовой на сегодняшний день признается психологическая служба в системе образования.

^ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА ОБРАЗОВАНИЯ представляет собой один из интегральных элементов системы образовательных учреждений России, призванный осуществлять психологическое сопровождение деятельности в образовании на основе адаптации научного психологического знания к запросам практических работников сферы образования.

Официально психологическая служба в системе народного образования России была создана в 1989 году приказом Комитета по народному образованию как служба помощи в адаптации ребенка к требованиям образовательных учреждений.

Основная цель функционирования психологической службы образования заключается в обеспечении условий психологического здоровья детей дошкольного и школьного возраста [43], направленных на оптимизацию развития индивидуальности каждого ребенка как субъекта образовательного пространства. Реализация цели психологической службы осуществляется за счет решения таких приоритетных задач как: 1) переориентация сознания педагога на индивидуальное развитие личности ребенка; 2) изменение общей образовательной социальной ситуации.

В современных условиях, с точки зрения Е.Чепурных,1 наиболее продуктивными подходами к пониманию места психолога образования в социокультурной среде, выступают следующие:

  • психолог как создатель и организатор развивающих сред, формирующих социокультурную среду;

  • психолог как диагност ситуации, помогающий ребенку выбрать индивидуальный путь развития, найти программу с учетом индивидуальности и системы ценностей, при этом, рассматривая диагностику не как селективную, то есть диагностику отбора, а как установление психологического образа субъекта образования в меняющейся социокультурной среде;

  • психолог как конфликтолог и психотерапевт;

  • психолог как проектировщик ситуации развития ребенка и образовательной среды в целом;

  • психолог, отвечающий за выстраивание коммуникаций в образовательной среде учреждения;

  • психолог, отвечающий за сохранность психологического здоровья детей.

Сегодня профессиональная деятельность службы практической психологии представляет собой достаточно сложившуюся систему, играющую важную роль в развитии образования, в частности, в инициации, поддержке и исследовании инновационных процессов, без которых невозможно достижение подлинной гуманизации отечественного образования на современном этапе его развития. Как отмечают В.И.Слободчиков и А.В.Шувалов, «психологическая служба постепенно преодолевает узкие границы научно-методической деятельности, сфокусированной на структуре образовательной системы, и все решительнее обращается к проблемам конкретного ребенка».2

Вместе с тем, актуальных проблем, требующих незамедлительного решения, и сегодня существует немало. Так, одной из ключевых выступает проблема содержательного наполнения деятельности психологической службы в целом и педагога психолога, в частности. С одной стороны, психолог в образовательном учреждении — это специалист в двух областях одновременно, это психолог и педагог в одном лице. Ему приходится применять навыки работы с разными людьми: учителями, родителями и другими специалистами, которые также как и школьные психологи заботятся о том, чтобы каждый ребенок учился в безопасной, здоровой и дружелюбной среде. Однако, с другой, синтез двух профессий явно неоднозначен. Так, педагог, деятельность которого ориентирована по преимуществу на технологичность (отвечает на вопрос: «КАК?»), решает задачи поиска соответствующих способов достижения результата (хотя результат, как в педагогике, так и в психологии отсрочен, несмотря на то, что в психологии он в большей степени условен). Тогда как деятельность психолога в большей мере процессуальна и основная его задача, решаемая в соответствии с содержанием профессии, заключается в поиске ответа на вопрос: «^ ЧТО ПРОИСХОДИТ

Во многих учреждениях образования довольно распространено мнение, что психолог не только не выполняет свою роль, но зачастую выступает некой преградой, мешающей педагогам и реализации воспитательно-образовательного процесса в целом. Педагоги жалуются на некомпетентность, неспособность психолога оказать ребёнку своевременную психологическую помощь. Учитывая, что учреждение образования представляет собой особое социально-психологическое пространство – это и дети, и родители, и педагоги, то его деятельность должна иметь конкретные приоритеты. Ведь одновременное осуществление работы со всеми субъектами образовательного пространства, в разных направлениях и формах – абсурдно по своей сути. Когда психолог отвечает за все на свете – в итоге он ни за что не отвечает. Вряд ли один специалист на одну ставку качественно справится с тем объемом работы, который сегодня определен для психолога образования.

Кроме того, отсутствие у психолога реальных шансов для решения поставленных перед ним задач, зачастую обусловлено рядом проблем:

во-первых, чаще всего по вине именно самих педагогов психолог оказывается вне воспитательно-образовательного процесса и школьной жизни;

во-вторых, он работает без непосредственной поддержки педагогического коллектива и именно в силу того, что сами педагоги воспринимают его в качестве дополнительного, контролирующего их работу, звена.

в-третьих, одному психологу в одном учреждении (учитывая количество детей, нуждающихся в психологической помощи и поддержке) справиться со всеми стоящими перед ним задачами чрезвычайно трудно.

В итоге эффективность работы психолога в масштабе всего образовательного учреждения незначительна. Одним из вариантов решения данной проблемы мы видим создание в каждом учреждении психологической службы, состоящей из нескольких психологов разного профиля и специализации, работающих в альянсе со специалистами смежниками (социальным педагогом, дефектологом, психоневрологом, ювентологом, конфликтологом и др.). Но это – из области профессиональных иллюзий, так называемый – идеальный вариант. Современная система образования еще не готова к этому ни морально, ни экономически, ни юридически. Однако мы смеем надеяться, что когда-нибудь и государство, и школа поймут важность и значимость такого подхода к решению проблемы сохранения (нормализации) психического, социального, личностного здоровья подрастающего поколения.

Более реалистический выход из сложившейся ситуации видится нам в ориентации практических психологов образования на разработку конкретных форм и методов работы с педагогами, через которых только и можно повлиять и на образовательную ситуацию в целом. Немаловажным на сегодняшний день является и определение степени и формы участия психолога в методической работе, а так же доли педагогической деятельности в его повседневной работе (в том числе, ведение уроков психологии и «замена» педагогов).

Современная система образования стоит на пути постоянного «обновления», изучения новых методов обучения и воспитания в изменившихся социально-экономических и социокультурных условиях. Однако, в каждой системе образования цель одна — максимальное раскрытие потенциальных возможностей личностного и познавательного развития ребенка. Сегодня этот сложный процесс невозможен без участия детских и школьных психологов. Ведь достижение этой цели влечёт за собой и преодоление, и профилактику отклонений в интеллектуальном и личностном развитии детей.

Не останавливаясь отдельно на том множестве проблем, которые неоднократно поднимаются для обсуждения в периодической печати3, отметим только, что в целом психологи образования призваны сегодня решать проблемы завтрашнего дня.

В настоящем пособии мы, не претендуя на завершенность, попытались обобщить и представить материал, необходимый для организации профессиональной деятельности психологов образования.

Цель предлагаемого пособия – познакомить студентов-психологов со спецификой деятельности психолога в сфере образования.

Структура и содержание учебного пособия основываются на требованиях Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности «Педагогика и психология». В соответствии с программой учебной дисциплины «Психологическая служба в образовании» в пособии рассматриваются разные стороны работы психолога, связанные с организацией психологической службы в образовательных учреждениях, оформлением доку­ментации и рабочего места психолога.

Отдельные разделы посвящены описанию истории возникновения службы практической психологии, вопросам организации деятельности и рабочего пространства психолога, представлению основных направлений деятельности прак­тического психолога и подходов к оценке профессиональной деятельности специалиста.

Одним из важных аспектов пособия является раздел, посвященный документации, регламентирующей деятельность психолога образовательного учреждения. Представленные в пособии типология и формы ведения документов являются видами текущей документации, рекомендуемые в одном из проектов отдела практической психологии и охраны здоровья Министерства образования Российской Федерации, которые, однако, вплоть до настоящего времени не получили официального статуса. В то же время в связи с практически полным отсутствием норма­тивно-правовой базы, касающейся вопросов документирования ви­дов работ и отчетности психолога образования, а также исходя из здравого смысла и достаточно длительной практики подобной «до­кументальной» деятельности в различных образовательных учреж­дениях, мы сочли для себя возможным представить собственные наработки в этом аспекте деятельности психолога образова­ния. Кроме того, обширный опыт коллег г.Новосибирска в вопросах оптимума документирования и регистрации деятельности пси­холога доказал свою практичность и важность для эффективной организации деятельности психолога в целом. В разделе, посвященном организации деятельности психолога образовательного учреждения также представлены материалы, которые помогут рационально спланировать расход рабочего времени специалиста.

В пособие включены программа учебной дисциплины, словарь основных понятий, список литературы, а также обширное приложение, которое позволит читателю непосредственно познакомиться с некоторыми нормативно-законодательными актами, формами ведения документации и прочими материалами, немаловажными в деятельности практического психолога образования.

В конце каждого раздела предлагаются вопросы и задания, которые помогут студентам осуществить самопроверку усвоенного материала и использовать полученные знания в практической деятельности.

Пособие адресовано преподавателям психологических дисциплин, практическим психологам, работаю­щим в образовательных учреждениях, а также студентам психологического профиля высших учебных заведений.

Пособие будет весьма информативно полезным в организации практики студентов-психологов в учреждениях образования с целью знакомства со структурой и спецификой организации психологической службы в конкретном образовательном учреждении, в том числе с целью анализа содержания деятельности педагога-психолога.

^ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА В ОБРАЗОВАНИИ
СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 050706 (031000) – «ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ»
Программа курса разработана в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования. Курс рассчитан на 118 учебных часов для студентов 3 курса дневного отделения, из них 54 часа – лекционных, 24 часа – семинарские занятия (на каждую группу) и 40 часов отводится на самостоятельное изучение курса. Курс заканчивается зачетом.
^ ВЫПИСКА ИЗ ГОСУДАРСТВЕННОГО СТАНДАРТА.
ДПП.Ф.16. Психологическая служба в образовании

Роль психологической службы в образовании. Становление психологической службы в системе образования за рубежом и в России. Пси­хологическая служба в образовательных учреждениях различного типа. Концепции психологической службы образовательного учреждения. Модели деятельности педагога-психолога, основные принципы определения приоритетов в его работе. Организация и развитие раз­личных видов деятельности педагога-психолога. Документация психо­логической службы.
^ 1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ КУРСА, ЕГО МЕСТО В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ.

Система психологической службы образования является необходимой частью системы образования и в значительной степени отражает ее актуальное состояние, а также формирует запросы на необходимые виды и способы ее развития.

За время, прошедшее с момента создания психологической службы значительно изменились как социальное положение населения России, так и сама система образования. В последнее время в практике учебных заведений разработаны различные по задачам и содержанию деятельности модели психологических служб. Некоторые из них не ограничиваются задачами помощи детям и педагогам в усвоении-передаче учебной программы, но берут на себя задачу стать идеологами процесса воспитания в школе.

Актуальные задачи, поставленные перед психологами современной социальной ситуацией, определили основную цель дисциплины – освоение будущими специалистами системы теоретических знаний о работе психолога в сфере образования, формирование практических умений применения этих знаний в профессиональной деятельности. Реализация поставленной цели предполагает решение взаимообусловленных образовательных задач:

  • дать представление о нормативно-правовой базе в деятельности психолога образования;

  • сформировать у студентов ответственное и позитивно-ценностное отношение к будущей профессии, учебно-познавательную мотивацию;

  • познакомить студентов со спецификой деятельности психолога в образовательных учреждениях разного типа;

  • повысить психодиагностический, исследовательский и коммуникативный потенциал студентов;

  • способствовать развитию у студентов психологической готовности к решению прикладных задач профессиональной деятельности;

  • раскрыть значение и возможности психологической службы в реализации воспитательно-образовательных задач.

Цель и основные задачи определяют структуру и содержание учебной дисциплины.
^ 2. Объем дисциплины и виды учебной работы


Вид учебной работы

Всего часов

Общая трудоемкость

118

Аудиторные занятия

78

Лекции

54

Практические занятия (семинары)

24

Самостоятельная работа

40

Вид итогового контроля

Зачет


^ 3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Содержание курса Психологическая служба в образовании включает в себя рассмотрение вопросов истории становления психологической службы в системе образования за рубежом и в России, знакомство с концепциями психологической службы образовательного учреждения, моделями деятельности педагога-психолога, основными принципами определения приоритетов в его работе, а также документацией психо­логической службы. К основным вопросам, освещаемым в курсе, относятся следующие:

^ I. История детской практической психологии.

Роль психологической службы в образовании. Становление психологической службы в системе образования за рубежом и в России. Значение педологии в истории детской практической психологии. Современное состояние психологической службы образования. Предмет психологической службы образования (единство научного, прикладного, практического и организационного аспектов).

^ II. Законодательно-правовые и нормативные акты регулирования деятельности практического психолога в сфере образования.

Статус психолога образования. Права и обязанности практического психолога образования. Цели, задачи, функции и содержание деятельности практического психолога в системе образования. Профессиональная позиция практического психолога образования. Личностные качества практического психолога образования.

Организация деятельности и структура службы практической психологии образования. Нормативно-правовая документация практического психолога образования. Кадровое обеспечение службы практической психологии.

Законодательно-правовое обеспечение службы практической психологии: Конституция РФ, Гражданский кодекс РФ, Административный кодекс, Семейный кодекс, Закон об образовании РФ, Уголовный кодекс РФ, морально-этический кодекс психолога; этический кодекс психолога образования, инструктивные письма, положения, Конвенция ООН о правах ребенка.

^ III. Организация психологической службы в образовательном учреждении.

Концепции психологической службы образовательного учреждения. Основные модели деятельности службы практической психологии образования: сопровождение, поддержка, обеспечение учебно-воспитательного процесса, содействие, служба психологического здоровья. Модели деятельности педагога-психолога и основные принципы определения приоритетов в его работе. Специфика работы психолога и пси­хологической службы в образовательных учреждениях различного типа (ДОУ, детский дом, школа, школа-интернат, гимназия, лицей, учреждения дополнительного образования).

Инструментализация деятельности и организация рабочего пространства психолога: психологический кабинет, методы и методики, специальная и организационно-методическая документация. Планирование и его виды в деятельности практического психолога. Циклограмма работы психолога.

^ IV. Направления и виды деятельности психолога образования.

Соотношение теоретических и прикладных аспектов в деятельности психолога образования. Виды и направления деятельности практического психолога: психопрофилактика, психологическая помощь, психологическое сопровождение, психологическая поддержка, формирование психологической культуры субъектов образовательного пространства, психологическое просвещение, психодиагностика, психологическое консультирование, психологическая коррекция, психологическая экспертиза. Общие подходы к диагностике, консультированию и коррекции психического развития детей. Специфика работы психолога с детьми на разных возрастных этапах.

Условия и критерии эффективности профессиональной деятельности психолога образования.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   57

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебное пособие для организации самостоятельной работы студентов высших учебных заведений по специальности iconУчебное пособие Рекомендовано Министерством общего и профессионального...
Учебное пособие предназначено для аспирантов и студентов высших учебных заведений, а также психологов, социологов, педагогов и всех,...

Учебное пособие для организации самостоятельной работы студентов высших учебных заведений по специальности iconУчебное пособие частично основано на изданных в 1992 г. «Методических...
Учебно-методическим объединением высших и средних профессиональных учебных заведений Российской Федерации по профессионально-педагогическому...

Учебное пособие для организации самостоятельной работы студентов высших учебных заведений по специальности iconУчебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся...
Предлагаемое пособие составлено на базе обобщенного научного и учебного материала по административному и административно-процессуальному...

Учебное пособие для организации самостоятельной работы студентов высших учебных заведений по специальности iconУчебники и учебные пособия для студентов высших учебных заведений оперативная хирургия
Допущено Управлением высшего и среднего специального образования Государственного агропромышленного комитета СССР в качестве учебника...

Учебное пособие для организации самостоятельной работы студентов высших учебных заведений по специальности iconУчебное пособие Ижевск Издательство Ижгту 2005
Учебное пособие предназначено для студентов высших и средних учебных заведений строительных специальностей, а также для инженерно-технических...

Учебное пособие для организации самостоятельной работы студентов высших учебных заведений по специальности iconУчебное пособие написано в соответствии с действующей программой...
Рецензент: профессор кафедры физики имени А. М. Фабриканта Московского энергетического института (технического университета) В. А....

Учебное пособие для организации самостоятельной работы студентов высших учебных заведений по специальности iconМетодические рекомендации к семинарским занятиям и самостоятельной...
Учебное пособие предназначено для содействия студентам в их подготовке к семинарским занятиям по курсу «Философия»

Учебное пособие для организации самостоятельной работы студентов высших учебных заведений по специальности iconМетодические рекомендации к семинарским занятиям и самостоятельной...
Учебное пособие предназначено для содействия студентам в их подготовке к семинарским занятиям по курсу «Философия»

Учебное пособие для организации самостоятельной работы студентов высших учебных заведений по специальности iconУчебное пособие для студентов вузов
Республики Беларусь в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений

Учебное пособие для организации самостоятельной работы студентов высших учебных заведений по специальности iconБ. К. Лаптенков Приложение №1 к Виртуальному практикуму по физике...
Учебное пособие для студентов высших технических учебных заведений дневной, вечерней и заочной (дистанционной) форм обучения. М.:...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов