Материалы для подготовки к I региональной студенческой олимпиаде по психологии «Традиции и инновации в современной психологии»




Скачать 108.65 Kb.
НазваниеМатериалы для подготовки к I региональной студенческой олимпиаде по психологии «Традиции и инновации в современной психологии»
Дата публикации27.06.2013
Размер108.65 Kb.
ТипМатериалы для подготовки
zadocs.ru > Психология > Материалы для подготовки
Материалы для подготовки к I Региональной студенческой олимпиаде по психологии «Традиции и инновации в современной психологии» 2013.
Очный этап Олимпиады включает 3 тура:
1 тур – закрытые и открытые вопросы по курсу «Общая психология».

Будет проходить 15 марта после регистрации и торжественного открытия Олимпиады.
2 тур – закрытые, открытые вопросы и кейсовые задания по 4-м направлениям:

- социальная психология личности и психология малых групп;

- психодиагностика и социальная психология;

- современная медицинская (клиническая) психология и психодиагностика;

- психология развития и возрастное консультирование.
Для подготовки к прохождению 2 тура Олимпиады ниже приведены разделы, темы и рекомендуемая литература по каждому из предложенных направлений.

2 тур Олимпиады будет проходить 15 марта после обеденного перерыва.
3 тур – деловые, проектные, практико-ориентированные игры. Будут предложены 4 направления в соответствие с темами 2-го тура. Каждому участнику предстоит работа в 2-х деловых играх из 4-х.

- Первое направление будет предложено счетной комиссией по результатам 1 и 2 туров: будет направление, в котором данный участник набрал максимальный балл.

- Второе направление выбирает сам участник: количество участников в каждом направлении ограничено, преимущество предоставляется набравшим большее количество баллов.

3 тур Олимпиады будет проходить 16 апреля.

Кроме того, в программе Олимпиады запланированы: открытые лекции ведущих психологов г. Челябинска, фестиваль психологических мастерских для студентов и психологов, экскурсии, торжественная церемония награждения победителей.

Оплата командировочных расходов (проезд, проживание, питание, организационный взнос) осуществляется за счет командирующей стороны. Организационный взнос за одного участника Олимпиады составляет 400 рублей.

Квитанция для оплаты орг.взноса будет разослана вместе с приглашением.
Ждем Вас!!
УДАЧИ!!

^ Направление 1. Социальная психология личности и психология малых групп
1. Роль индивида в малой группе: Социально-психологические аспекты социальной роли личности

Понятие «роль». Типы ролевых теорий. Социальная роль личности. Классификация ролей личности. Факторы, воздействующие на восприятие роли и ее выполнения личностью. Принятие роли. Ролевой конфликт. Соотношение статуса и роли личности. Факторы, детерминирующие статус личности. Понятия «социальный», «социально-психологический» и «социометрический» статус личности.
^ 2. Становление личности в группе

Понятие и природа социализации личности. Грани социализации: социализация как инкультурация, интернализация, адаптация и конструирование социальности. Теории социализации: биогенетические, социогенетические, интеракционистские, социально-экологический подход, теории социального научения, психоаналитические и когнитивные теории. Динамика личности в группе: фазы и закономерности становления личности в коллективе (В.А. Перовский). Единицы анализа личности в группе: позиция, дистанция, валентность (А.А. Кроник, Е.А. Кроник)
^ 3. Креативная команда

Влияние меньшинства. Понятие о совместимости и сработанности. Уровни и факторы совместимости и сработанности в группе. Факторы, снижающие и повышающие эффективность командной работы. Методы стимулирования группового творчества.
^ 4. Феномен лидерства: современные теории.

Понятие и типология статуса. Статус и групповые процессы. Феномен лидерства. Современные теории и модели лидерства и руководства. Механизмы выдвижения в лидеры. Ролевая и функциональная дифференциация лидерства.
^ Рекомендуемая литература:

  1. Андреева, Г.М. Социальная психология: учеб. для вузов по направлению и специальности «Психология» / Г.М. Андреева, М.: Аспект Пресс, 2008, 363с.

  2. Белинская, Е.П. Социальная психология личности: Учеб. пособие для вузов по специальности «Психология» / Е.П. Белинская, О.А. Тихомандрицкая, М.: Издательский центр «Академия», 2009, 304с.

  3. Кричевский, Р.Л. Социальная психология малой группы: учебное пособие для вузов / Р.Л. Кричевский, Е.М. Дубовская, М.: Аспект Пресс, 2001, 318с.

  4. А.Кроник, Е.Кроник В главных ролях: Вы, Мы, Он, Ты, Я. Психология значимых отношений, М.: «Мысль», 1989.

(http://psychologylib.ru/books/item/f00/s00/z0000002/st000.shtml)

  1. Крысько, В.Г. Социальная психология: учеб. для вузов / В. Г. Крысько, М.: ЭКСМО, 2010, 684с.

  2. Майерс, Д. Социальная психология / Д. Майерс, СПб. и др.: Питер, 2010, 793с.

  3. Матиас, Н. Техники креативности / Н. Матиас, М.: «Омега-Л», 2007, 144с.

  4. Немов, Р.С. Социальная психология. Краткий курс: пособие для психол. фак. вузов / Р.С. Немов, И.Р. Алтунина, СПб. и др.: Питер, 2009, 208с.

  5. Сидоренков, А.В. Социальная психология малых групп: Учебное пособие / А.В. Сидоренков, Ростов-на-Дону: Феникс, 2012, 381с.

  6. Социальная психология: учебник для вузов / И.И. Аминов и др.; под ред. А.М. Столяренко, М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009, 510с.

Направление 2. Психодиагностика и социальная психология


  1. Психометрические основы психодиагностики.

Надежность теста. Тестовые нормы и проверка их репрезентативности. Достоверность теста, как разновидность валидности. Валидность теста.


  1. ^ Психодиагностика различных психических феноменов.

Психодиагностика общих способностей. Психодиагностика специальных способностей. Психодиагностика личностных черт. Психодиагностика мотивации. Психодиагностика межличностных отношений. Психодиагностика самосознания и самооценки. Психодиагностика индивидуального сознания.


  1. ^ Социально-психологические феномены личности.

Социальная зрелость, социальный интеллект, социальная компетентность, личностное самоопределение, саморазвитие личности, ценностные ориентации и установки личности, ролевая структура личности, я-концепция, самопрезентация личности, коммуникативная креативность.


  1. ^ Личность в общении.

Феноменология общения, типология общения, социальное восприятие и понимание, коммуникативная сторона общения, общение как интеракция, трудности и ограничения общения и способы их нейтрализации, конфликтная личность и личность в конфликтном общении, социально-психологический анализ коммуникации,
Рекомендуемая литература:

  1. Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. – СПб.: Питер, 2001. – 688 с.:илл. – (серия «Мастера психологии»).

  2. Андреева Г.М. Социальная психология. М., 1996. Гл. 4, 5, 6.

  3. Бодалев А.А. Психология общения. М., Воронеж, 1996. Гл. 1, 2, 3.

  4. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь – справочник по психодиагностике. – СПб.: Издательство «Питер», 2000. – 528с.: (серия «Мастера психологии»).

  5. Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика. – СПб.: Питер, 2002.

  6. Вацлавик П., Бивин Дж., Ждексон Д. Прагматика человеческих коммуникаций. М., Апрель Пресс, Эксмо Прессс, 2000. Гл.4

  7. Куницина В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение. Питер, 2001. Гл.1, 3, 6, 11, 16, 17

  8. Общая психодиагностика: Основы психодиагностики, немедицинской психотеpапии и психологического консультиpования / Под pед. А.А. Бодалева, В.В.Столина, СПб, 2000.

  9. Психологическая диагностика /Под ред. М.К. Акимовой и К.М.Гуревича. – СПб.: Питер, 2003.

  10. Социальная психология личности // Под ред. В.А. Лабунской. М.: Гардарики, 1999. Гл. 7,8,14,16.

Направление 3. Современная медицинская (клиническая) психология и психодиагностика.

^ 1. Задачи современной патопсихологии

Предмет и задачи патопсихологии. Принципы построения патопсихологического эксперимента. Зависимость социальной адаптации больного от реакций на болезнь. Практические задачи патопсихологического исследования. Этапы подготовки патопсихологического заключения. Участие патопсихолога в психиатрической экспертизе. Агнозии. Псевдоагнозии. Нарушение мотивационного компонента восприятия. Нарушение непосредственной памяти. Нарушение динамики мнестической деятельности. Нарушения мотивационного компонента памяти. Нарушение операциональной стороны мышления. Нарушение личностного компонента мышления. Нарушение динамики мыслительной деятельности. Нарушение процесса саморегуляции познавательной деятельности. Патопсихология мотивов деятельности. Саморегуляция и опосредование. Аспонтанность и некритичность поведения. Патопсихология личностных компонентов восприятия. Патопсихология личностных компонентов памяти. Патопсихология личностных компонентов мышления. Обманы чувств. Критерии помраченного сознания по К.Ясперсу. Формы нарушения сознания. Нарушение внимания.
^ 2. Задачи современной психосоматики

Психосоматика — междисциплинарная область исследования. Психосоматическая проблема. Предмет психосоматического направления в психологии. Психосоматические феномены. Первичные и вторичные психосоматические симптомы. Изучение психосоматической патологии в медицине. Практические задачи психологов в психосоматике. Психосоматические явления в норме. Культурно-исторический подход к пониманию человеческой телесности. Психосоматический феномен и психосоматический симптом. Психосоматические расстройства функционального типа. Заболевания психосоматической специфичности. Вторичные нарушения психики при хронических заболеваниях. Различные уровни внутренней картины болезни (ВКБ). Формирование и развитие внутренней картины болезни. Различные типы внутренней картины болезни. Личность больного и особенности ВКБ. Необходимость учета ВКБ при решении психопрофилактических и психокоррекционных задач. Личностная предрасположенность как фактор риска развития психосоматических заболеваний.
^ 3. Задачи современной нейропсихологии

Предмет, принципы современной нейропсихологии. Методы исследования в нейропсихологии. Нарушения восприятия. Нарушения внимания и памяти. Нарушения мышления. Нарушения праксиса и речи. Нарушения эмоционально-волевой сферы и сознания. Синдромы, проявляющиеся в расстройствах поведения, развития и учебной деятельности. Коррекция нейропсихологических нарушений. Психология дизонтогенеза. Психотерапия и психологическое консультирование.
^ 4. Задачи современной психологии аномального развития

Понятие нейропсихической деятельности. Общие закономерности дизонтогенеза. Классификация дизонтогенеза. Причины аномального психического развития. Психическое недоразвитие. Общая психологическая характеристика. Психологическая диагностика и коррекция психического развития умственно отсталых детей. Задержанное психическое развитие. Психологическая диагностика и коррекция психического развития детей с задержкой психического развития. Искаженное психическое развитие. Дефицитарное развитие. Нарушение зрения. Нарушение слуха. Нарушение речи. Нарушения опорно-двигательного аппарата. Психология детей с дисгармоническим складом личности.
Рекомендуемая литература:

  1. Братусь Б.С. Аномалии личности. М.: Мысль, 1988, 3-61.

  2. Зейгарник Б.В. Патопсихология. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1986, с. 10-23.

  3. Карсон Р., Батчер Дж., Минека С. Анормальная психология. СПб.: Питер, 2005, с. 80-125.

  4. Клиническая психология / Под ред. М. Перре, У. Бауманна. СПб.: Питер, 2002, с. 30-41 (Глава 1).

  5. Лебединский В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте. М.: Академия, 2003, с. 3-37.

  6. Лурия Р.А. Внутренняя картина болезней и иатрогенные заболевания // Хрестоматия по патопсихологии / Сост.: Б.В.Зейгарник, А.П.Корнилов, В.В.Николаева. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981, с. 49-59.

  7. Николаева В.В., Арина Г.А. От традиционной психосоматики к психологии телесности // Вестник МГУ. Серия 14. Психология. 1996, №2.

  8. Соколова Е.Т. Психотерапия: Теория и практика. М.: Академия, 2002, с. 60-68, 185-187, 306-313.

  9. Тодд Дж., Богарт А. Основы клинической и консультативной психологии. М.: Эксмо-Пресс, 2001, с. 9-40.

  10. Тхостов А.Ш. Психология телесности. М.: Смысл, 2002., Глава 9. http://www.vusnet.ru/biblio/archive/thostov_psi/

  11. Фрейд А. Норма и патология детского развития. Виды регрессий и оценка развития // Психология аномального развития ребенка: Хрестоматия в 2-х тт. / Под ред. В.В.Лебединского, М.К.Бардышевской. Том 1. М.: ЧеРо, 2002, с. 320-357.

Направление 4. Психология развития и возрастное консультирование


  1. Основные подходы к пониманию развития, как теоретическая основа консультативной практики.

Бихевиоризм (И.П. Павлов, Дж. Уотсон, Б. Скиннер, А. Бандура); теория рекапитуляции (Ст. Холл, Д. Болдуин), критика теории рекапитуляции (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн); нормативный подход (А. Бине, Л. Термен); психоаналитические теории З. Фрейда и Э. Эриксона, генетическая концепция Ж. Пиаже, культурно-историческая теория Л.С. Выготского.


  1. ^ Закономерности и этапы психического развития

Проблема периодизации психического развития в онтогенезе. Проблема возраста и возрастной периодизации психического развития. Проблема акселерации. Понятие о неравномерности и гетерохронности психического развития. Природа, особенности протекания и значение возрастных кризисов в психическом развитии человека.

Психологическое содержание основных возрастных периодов (периоды детства, юность, зрелость, старость). Общая характеристика, основные закономерности развития и задачи различных возрастных периодов.


  1. ^ Психологическое сопровождение личности на разных этапах онтогенеза.

Цели, задачи и принципы возрастно-психологического консультирования. Понятие «норма психического развития», виды норм. Общая задача возрастно-психологического консультирования – контроль за ходом психического развития ребенка. Основные показания для психологической помощи детям.

Психологическое консультирование по отдельным проблемам. Особенности психологической работы с людьми, подвергшимися воздействию травматических событий. Психологическое сопровождение детей, переживающих развод родителей. Особенности работы с детьми, переживающими утрату. Стадии переживания горя.
^ 4. Методы, применяемые в консультативной практике с различными возрастными группами.

Беседа и интервью как основной метод психологического консультирования. Основные ориентиры развития и причины возникновения трудностей в раннем детстве. Кризис 3-х лет. Проблема адаптации к дошкольному учреждению. Возрастные и индивидуально-психологические трудности дошкольников. Особенности психологической работы с агрессивными, гиперактивными и тревожными детьми. Готовность к школьному обучению. Особенности психического развития в младшем школьном возрасте. Основные варианты неблагоприятного развития младших школьников. Психологические проблемы подростков. Факторы риска в подростковом возрасте. Психологическое консультирование в юношеском и взрослом возрастах. Психологическое сопровождение кризисов взрослости.
Литература

  1. Бурменская, Г.В. и др. Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков / Г.В. Бурменская. – М.: Издательство Московского психолого-социального института, 2007. – 480 с.

  2. Кочюнас, Р. Основы психологического консультирования / Р. Кочюнас- М.: Академический проект, 1999. — 240 с.

  3. Крайг, Г. Психология развития / Г.Крайг, - СПб.: Питер, 2000. – 992 с.

  4. Кулагина, М.Ю., Колюцкий, В.Н. Возрастнаяпсихология: полный жизненный цикл развития человека. - М.: ТЦ «Сфера», при участии «Юрайт-М», 2001. — 464 с.

  5. Обухова, Л.Ф. Возрастная психология: учебное пособие / Л.Ф. Обухова. – М.: Педагогическое общество России, 1999. – 442 с.

  6. Практическаяпсихология. Абрамова Г.С. 6-е изд., перераб. и доп. - М.: Академический Проект, 2003 - 496 с.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Материалы для подготовки к I региональной студенческой олимпиаде по психологии «Традиции и инновации в современной психологии» iconПрограмма гэк по клинической психологии. Предметное содержание современной...
Связь клинической психологии с общей психологией и психиатрией. Основные отрасли современной клинической психологии. Роль и значение...

Материалы для подготовки к I региональной студенческой олимпиаде по психологии «Традиции и инновации в современной психологии» iconВопросы для итогового модульного контроля по дисциплине «Основы психологии. Основы педагогики»
Предмет, задачи и основные этапы развития психологии. Основные тенденции развития современной психологии

Материалы для подготовки к I региональной студенческой олимпиаде по психологии «Традиции и инновации в современной психологии» iconВопросы для подготовки к экзамену по дисциплине «психология»
Методы психологии и их использование при изучении индивидуальных особенностей личности и психологии коллектива

Материалы для подготовки к I региональной студенческой олимпиаде по психологии «Традиции и инновации в современной психологии» iconВопросы по курсу «общая психология»
Кризис психологии и основные направления современной психологической науки. Отрасли психологии

Материалы для подготовки к I региональной студенческой олимпиаде по психологии «Традиции и инновации в современной психологии» icon1. Предмет и значение курса
Изучение курса психологии семьи как научно-практического направления, являющегося составной частью социальной психологии и основанного...

Материалы для подготовки к I региональной студенческой олимпиаде по психологии «Традиции и инновации в современной психологии» iconЭтапы становления психологии
Сформировалась на базе материалистического взгляда на мир. Основой современной российской психологии является закономерное осмысление...

Материалы для подготовки к I региональной студенческой олимпиаде по психологии «Традиции и инновации в современной психологии» iconВопросы для подготовки к зачету по «Юридической психологии»
Методологические основы, принципы научного познания, психических явлений в юридической психологии

Материалы для подготовки к I региональной студенческой олимпиаде по психологии «Традиции и инновации в современной психологии» iconВопросы по социальной психологии для итоговой государственной аттестации...
Социальная психология как наука. Предмет, задачи социальной психологии. Сопоставление социальной психологии с родственными

Материалы для подготовки к I региональной студенческой олимпиаде по психологии «Традиции и инновации в современной психологии» iconЛекция 1 общее представление о психологии как науке задача курса....
Общая характеристика. Психологии. Основные этапы развития представлении о предмете психологии

Материалы для подготовки к I региональной студенческой олимпиаде по психологии «Традиции и инновации в современной психологии» iconПрикладные аспекты использования учения о социальной ответственности...
...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов