Скачать 41.2 Kb.
|
6. Личностно-ориентир-й подход в образ-и. Теория и практика, которая обозначена названием «личност-о-ориентированное обучение», имеет давнюю историю и несколь-о других названий, за каждым из которых стоит определенный. згляд на обучение и воспитание: это гуманистическая педагогика» неопрагматизм, экзистенциализм, неопедоцентризм, свободное воспитание (США, Европа, 70-е годы), педагогика сотрудничества (80-е годы, СССР). Все эти близкие во многом друг другу концепции можно объединить названием либеральная педагогика, в отличие от авторитарной и технократической. Основу либерального подхода в образовании США и Европы составили идеи Д. Дьюи и других реформаторов в педагогике еще в начале ХХ-го века, а затем с середины века направление в психологии — гуманистическая психологияУПервый критиковал традиционную школу за догматическую, авторитарную позицию учителя, объяснительно-репродуктивные словесные методы обучения, рассчитанные на память и зубрежку, пренебрежение личностью ученика. Д. Дьюи положил начало педоцентризму: педагогика все свои категории (цели, содержание, методы обучения) должна определять, исходя из интересов, потребностей ребенка. Ребенок — центр учебного процесса, а не учитель и школьный предмет. Представители гуманистической психологии (А. Маслоу, К. Роджерс и др.) шли в своих взглядах на личность ученика от критики технократической концепции обучения, бихевиоризма, программир-го обучения и пед. технологии за то, что эти концепции рассматривают личность ученика как часть технологической системы, набор поведенческих реакций, предмет манипуляций. Гуманистич. псих-я и на ее основе педоцентри-стская педагогика, личностно-ориентированное образование рассматривают личность как сложную, индивидуальную цельность, неповторимость и высшую ценность, которая обладает потреб-ю в самоактуализации — реализации своих возможностей (А. Маслоу), К. Роджерс, создатель психотерапии, «центрированной на клиенте», видит в уч-ке личность, способную разв-ть св. природ. ресурсы, ум и сердце, любознательность, личность, способную делать выбор, принимать решения и нести за них ответ-сть, личность, способную вырабатывать собств. ценности в пр-се учебной и другой деятельности. В свете изложенного представители гуманистической психологии предлагают строить обучение на иных (в сравнении с традиционной и технократической школой) принципах. Главным среди нихЧяожно считать принцип «развивающей помощи». Он состоит в том, чтобы не делать за человека, не указывать ему, что делать, не решать за него его проблемы, а дать ему осознать себя и ^разбудить его собственную активность и внутренне силы, чтобы дон сам делал выбор, принимал решения и отвечал за них. | Согласно Кй. РоджерсуУ задача учителя не диктовать готовое и, | возможно, не нужное ученику знание, а разбудить его собствен-' ную познавательную активность, которая выразится в выборе-и содержания, и целей, и методов работы, и поведения, и ценностей, Учитель, по К. Роджерсу, стимулирует и облегчает (facilitate) самостоятельную деятельность ученика. В традиционной школе, считает К. Роджерс, проходит авторитарное, несвободное обучение (когнитивный тип обучения), в котором процесс учения сводится к усвоению учебной программы и знаний, отобранных учителем. Следует ввести другой тип обучения — «опытное учение»: это такая организация обучения, при которой школьники учатся в свободной самостоятельной деятельности, на собственном опыте, в процессе дискуссий и принятия решений. Целью обучения является развитие личности, ее самосознания, ее самореализация. Знание, школьная ^программа — средство развития. Чтобы создать такое обучение, Необходимо следующее: сменить позицию учителя; создать ат-: .мосферу «свободы учения» в классе, использовать методы, стимулирующие активность ученика и его развитие. Позиция учителя — это позиция консультанта и во многом психотерапевта, осуществляющего «развивающую помощь». Атмосфера «свободы учения» в классе характеризуется тем, что ученики не боятся делать ошибки, свободно обсуждают проблемы, взаимодействуют в учении друг с другом, видят в учителе источник опыта, знаний, старшего члена группы. К методам, стимулирующим «свободу учения», относятся: постановка проблем для решения их как реальных, а не учебных; использование разных источников знания — людей, опытов, книг, аудиовидеотехники и др.; метод контрактов; организация работы в группах разного состава, организация учения как исследования, эксперимента; специальные занятия по самопознанию, межличностному взаимодействию. Педагоги этого направления предлагают для создания атмосферы «открытого учения» использовать и эмоционально окрашенные методы — игру, и рациональные — «учеб-; ные пакеты», программированные пособия. К достоинствам личностно-ориентированного обучения относится прежде всего внимание к внутреннему миру ребенка, развитию личности школьника посредством учения; во-вторых, поиск новых методов, форм и средств обучения. Однако гипертрофия этих же черт превращает их в недостатки: нельзя определять содержание и методы обучения, основываясь исключительно на интересах ребенка — это, как правило, ведет к снижению академического уровня обучения, что отмечают сами западные педагоги, Игра, спонтанная деятельность и положительные эмоции становятся самоцелью, приобретение знаний уходит на второй-план. Разумнее совмещать традиционный и личностно-ориентиро-ванный тип обучения. ^Следует сказать, что педагогика сотрудничества советских учителей (70—80-е годы) очень близка позициям гуманистической, педоцентристской педагогики Запада. Идеи учителей-новаторов содержали следующее: смена позиции учителя с авторитарной на демократическую («сотрудничество»); задача не только давать зна-: ния, но развивать способности учащихся и воспитывать их в процессе учения; поиск методов и форм учения, стимулирующих познавательную активность и самостоятельность школьников и их развитие. Опыт отечественных учителей показывает продуктивность сочетания специального дидактического руководства деятельностью ученика, воли учителя с гуманной установкой на важнейшую ценность — личность ребенка. В настоящее время российские ученые (В.В. Давыдов, В.П. Зинченко, А.В. Петровский и др.) разрабатывают личност-но-ориентированную модель образования на основе опыта новаторов и отечественной психологии. Главные идеи концепции те же: акцент на развитии и воспитании школьника; дифференцированное содержание образования; система адекватных методов, средств и форм обучения. Однако в этой модели учителям и ученым надо избегать крайностей, абсолютизации отдельных сторон, в частности, следование за интересами и спонтанной деятельностью учеников лишает процесс обучения систематичности, снижает уровень обучения. |
![]() | Основным условием в успешной реализации данного подхода является дифференциация, постановка личностно значимых для обучающегося целей,... | ![]() | Личностно-деятельностный подход как основа организации образовательного процесса 45 |
![]() | Дик-Рид Г. Роды без страха. Оригинальный подход к естественному рождению ребенка. 1996 | ![]() | Она адресована тем, кто интересуется методами психотерапии, стремится к личностному росту. В книге раскрываются научные основы... |
![]() | Как называется «Ориентир общего направления обеспечения качества продукции предприятия» | ![]() | Худ образ – категория эстетики, характеризующая рез-т осмысления атвором (художником) какого-либо явл-я, процесса свойственными тому... |
![]() | Здоровый Образ Жизни (зож) – образ жизни отдельного человека с целью профилактики болезней и укрепления здоровья | ![]() | Этот образ сознания управляет возможностями людей и способностью их чего-то достигать в жизни, даруя им успех в исследовательской... |
![]() | «Проблемы молодежи»? Нет, образ жизни тяжело больного общества и образ действия преступной власти | ![]() | Понятия «управление» и «менеджмент», их соотношение. Исторические предпосылки менеджмента. Современные подходы к управлению: ориентация... |