Когнитивное развитие и развитие личности в ранней взрослости




Скачать 177.02 Kb.
НазваниеКогнитивное развитие и развитие личности в ранней взрослости
Дата публикации24.07.2013
Размер177.02 Kb.
ТипДокументы
zadocs.ru > Психология > Документы


Тема 1. КОГНИТИВНОЕ РАЗВИТИЕ И РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ В РАННЕЙ ВЗРОСЛОСТИ

  1. Особенности когнитивного развития в ранней взрослости.

  2. Развитие личности в ранней взрослости.

  3. Психологическое содержание кризиса 30 лет. Деятельность и общение в раннем возрасте.

  4. Основные задачи развития в ранней взрослости.


Литература:

1. Ананьев Б.Г. Психология и проблема человекознания. – Москва-Воронеж, 1996.

2. Гамезо М.В. и др. Возрастная психология: личность от молодости до старости. – М., 1997.

3. Крайг Г. Психология развития. - СПб, 2000.

4. Ливехуд Б. Кризисы жизни – шансы жизни. – Калуга, 1994.

5. Пиняева С.Е., Андреев Н.В. Личностное и профессиональное самоопределение в период зрелости // Вопросы психологии. – 1998. --№2. С.7-10.

6. Психология человека от рождения до смерти / под ред. А.А.Реана – СПб-М, 2001.

7. Толстых А.В. Возрасты жизни. – М., 1988.

8. Шон Берн Гендерная психология. – СПб-М.,2001.


1.1. Ранняя взрослость – это период от 20 до 40 лет. При определении основных задач развития на данном возрастном отрезке чаще всего обращаются к теории Э.Эриксона. К их числу, согласно эпигенетической концепции, относят дальнейшее формирование идентичности и достижение близости с другими людьми.

Исследованиями развития психофизиологических функций взрослых доказано, что к 23-25 годам они достигают своего максимального развития и сохраняются на достигнутом уровне до 40 лет.

Любая сенсорная функция проявляет свой действительный потенциал лишь в том случае, если систематически находится в состоянии полезного для нее напряжения. Это именно то условие, которое обеспечивает сенсибилизацию (повышение чувствительности) функций в процессе труда. В таких условиях происходит эволюция данных функций. Одновременно с этим другие сенсорные функции, не имеющие таких условий развития, инволюционируют, причем преждевременно, в относительно молодые годы жизни. Следовательно, трудовая деятельность человека также определяет возможность сохранения достигнутого уровня развития психофизиологических функций. Следует отметить, что данная закономерность характерна не только для сенсорно-перцептивных процессов, но и для всех высших психических функций в целом.

Память взрослого человека также не остается неизменной. По результатам исследования Я. И. Петрова, в одни периоды наблюдается подъем в показателях уровня ее развития, в другие — временный спад.

Одной из основных характеристик мышления взрослых людей в период ранней взрослости является комплексный характер мыслительных операций при высоком уровне интеграции различных видов мышления.

По мнению некоторых исследователей (С.Пако, К.Ховланд), достижение оптимума развития интеллекта приходится на юношеский возраст. По мнению Равенна, если логическую способность человека 20 лет принять за эталон, то в 30лет она будет равна 96%, в 40 лет – 87%, в 50 лет – 80%, в 60 лет – 75% от эталона.

По результатам экспериментального исследования, проведенного Л. Н. Фоменко, различные свойства внимания у взрослых людей изменяются неравномерно. Наибольшим возрастным изменениям подвергаются объем, переключение и избирательность внимания. Устойчивость и концентрация внимания, по ее данным, существенных изменений не претерпевают.

Как отмечается в отечественных психологических исследованиях, для возрастного периода 18-25 лет характерно усиленное развитие психических функций, их фронтальный прогресс.

Экспериментальные данные отечественных и зарубежных психологов свидетельствуют о важной роли неравномерности и гетерохронности развития в период зрелости.
1.2. В отечественной и зарубежной психологии имеется целый ряд исследований, посвященных изучению отдельных компонентов структуры личности человека в период ранней взрослости – направленности, Я-концепции, эмоциональной сфере. Их результаты позволяет лучше понять специфику личностного развития в этот временной отрезок, представить те характер происходящих изменений.

Значительное влияние на жизнедеятельность личности оказывает ее Я-концепция. Она находит отражение в самовосприятии, самоотношении, самооценке личности, является источником ее ожиданий. Уровень достижений человека связан с его самооценкой: чем он выше, тем выше самооценка. С возрастом самооценка становится все более дифференцированной. Это объясняется появлением у взрослого человека новых социальных ролей – профессионал, отец, мать, муж, жена.

И.С.Кон, обобщив результаты отечественных и зарубежных исследователей, также указывает на наличие определенных гендерных особенностей Я-концепции взрослых. Так, мужской Я-образ содержит преимущественно информацию о значимости трудовой, деловой, спортивной и сексуальной сфер. Молодые женщины в Я-образе отражают в основном свою внешнюю привлекательность. У женщин физическая привлекательность является основанием для ощущения счастья и высокой самооценки. У мужчин физическая привлекательность оказалась прямо связанной с ощущением счастья, тогда как с самооценкой зависимость была обратной.

Все представленные выше данные исследований подтверждают важную роль Я-концепции личности в регуляции ее контактов с окружающими и собственного поведения.
1.3. Кризис определяется психологически как ситуация невозможности дальнейшего существования в прежнем статусе, то есть такая ситуация, в которой субъект сталкивается с невозможностью реализации внутренних необходимостей своей жизни (мотивов, стремлений, ценностей). Кризис -- острое эмоциональное состояние, возникающее в ситуации столкновения личности с препятствием на пути удовлетворения ее важнейших жизненных потребностей, препятствием, которое не может быть устранено способами решения проблемы, известными личности из ее прошлого жизненного опыта.

И по социальным, и по психологическим меркам человек к тридцати годам завершает определенный этап своего развития. Возникает необходимость (социальная и личная) подвести предварительные (промежуточные) итоги и определить перспективы дальнейшей жизни. При этом у мужчин и женщин данный период может иметь отличия: мужчины чаще пересматривают свои карьерные установки и способы их реализации, а женщины делают окончательный выбор между карьерой и семьей.

Нормативный кризис молодости — один из самых острых кризи­сов развития. С профессиональной стороны основным его содержани­ем становится потребность в подведении промежуточных итогов, чув­ство некоторого застоя и потребность в ощутимых переменах наряду с некоторым страхом перед ними (ведь неудача здесь более значима, чем для молодого специалиста). Более тяжело этот кризис пережи­вают мужчины, чем женщины, что объясняется особыми социаль­ными ожиданиями относительно профессиональной карьеры муж­чин.

1.4. При определении основных задач развития в ранней взрослости чаще всего обращаются к теории Э.Эриксона.

Важным па данном этапе выступает разрешение противоречия между близостью и изоляцией. Э.Эриксон использует термин «близость» как многоплановый, не сводя его лишь к физической близости людей. В это понятие он включает способность человека выстраивать и поддерживать полноценные межличностные отношения – дружеские, партнерские, любовные.

Неспособность устанавливать доверительные отношения ведет к чувству одиночества, социального вакуума. Человек ощущает себя в изоляции.

Известен и еще один подход к данной проблеме, предложенный Д.Левинсоном. Он называет раннюю взрослость периодом начинаний, потому что во всех областях жизни, (как личной, так и профессиональной), человек стоит в начале жизненного пути. По мнению Д.Левинсона, важнейшими задачами данного периода являются соотнесение мечты и реальности, формирование карьеры, поиск наставника.

Тема 2. ПСИХИЧЕСКОЕ И ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ В СРЕДНЕЙ ВЗРОСЛОСТИ

  1. Особенности и факторы когнитивного развития в средней взрослости.

  2. Основные задачи развития в средней взрослости.



Литература:

1. Ананьев Б.Г. Психология и проблема человекознания. – Москва-Воронеж, 1996.

2. Гамезо М.В. и др. Возрастная психология: личность от молодости до старости. – М., 1997.

3. Крайг Г. Психология развития. - СПб, 2000.

4. Ливехуд Б. Кризисы жизни – шансы жизни. – Калуга, 1994.

5. Пиняева С.Е., Андреев Н.В. Личностное и профессиональное самоопределение в период зрелости // Вопросы психологии. – 1998. --№2. С.7-10.

6. Психология человека от рождения до смерти / под ред. А.А.Реана – СПб-М, 2001.

7. Толстых А.В. Возрасты жизни. – М., 1988.

8. Шон Берн Гендерная психология. – СПб-М.,2001.

2.1. Психологические исследования, направленные на изучение когнитивного развития в средней взрослости, подтверждают справедливость теоретического положения о гетерохронности созревания, сохранения и угасания различных психических функций (Б.Г.Ананьев) и для данного возрастного периода.

Изучение возрастных изменений психических функций у взрослых 41-46 лет, выполненное под руководством Б.Г.Ананьева, выявило следующие особенности данного процесса. Наиболее высокий уровень развития на этом временном отрезке имеет внимание, тогда как функция памяти характеризуется самым низким уровнем развития в сравнении с другими психическими процессами. Значимое повышение уровня развития психических функций наблюдается в 41год и 44 года. Наиболее заметное снижение их функционирования отмечается в 45-46 лет.

Исследования К.Шайи и его сотрудников показали, что единый для всех интеллектуальных способностей паттерн возрастных изменений в период взрослости отсутствует.

Результаты Сиэтлского лонгитюдного исследования позволили определить возраст, в котором наблюдается значимое снижение функционирования первичных умственных способностей.

Существенное снижение по всем первичным умственным способностям может быть обнаружено не ранее 60 лет. Исключение здесь составляет вербальная скорость, значимое ухудшение которой выявлено в 53 года. В среднем же достоверное ухудшение функционирования всех первичных умственных способностей фиксируется в возрасте 67 лет.

К факторам, предсказывающим более раннее, чем в среднем по выборке, снижение умственных способностей, были отнесены:

1. значительное снижение личностной гибкости за предшествующие семь лет;

2. низкий образовательный уровень;

3. принадлежность к мужскому полу;

4. низкая удовлетворенность жизненными достижениями.

К.Шайи и его коллеги выделили и ряд факторов, уменьшающих риск когнитивного снижения в старости. В их число входят:

1. отсутствие сердечно-сосудистых и других хронических заболеваний;

2. проживание в благоприятных условиях окружающей среды;

3. вовлеченность в виды деятельности со сложными условиями работы, стимулирующими интеллектуальную активность человека;

4. высокие показатели гибкости по объективным оценкам в задачах, гибкий личностный стиль в середине жизни;

5. брак с человеком, обладающим высоким уровнем когнитивного развития;

6. сохранение в поздней взрослости высокой скорости перцептивной обработки материала;

7. удовлетворенность тем, как сложилась жизнь, в средней и поздней взрослости.

2.2. По мнению Э.Эриксона, важнейшей эволюционной задачей, которую необходимо решить в этот период, является генеративность или поглощенность собой и стагнация. Генеративность предполагает принятие ответственности за судьбу следующих поколений, за состояние общества, в котором они будут жить и работать. Она связана с действиями взрослого человека в трех областях: прокреативной (удовлетворении потребностей следующих поколений), продуктивной (участие в обучении воспитании нового поколения через профессиональную деятельность и семейное взаимодействие), креативной (увеличение культурного потенциала общества). Позитивным качеством, приобретаемым на данной стадии, является забота. Важно то, что она основана нет только на чувстве долга взрослого человека, но и на его желании внести свой вклад в жизнь будущих поколений. Основной вопрос, волнующий человека: что я могу сделать для следующих поколений?

Если взрослый не хочет или не может стать продуктивным, то он склоняется к состоянию поглощенности собой. В этом случае основным предметом заботы взрослого становятся его личные потребности. Он начинает заботиться о себе так, как другие заботятся о собственных детях. Итогом подобной жизненной позиции, по мысли Э.Эриксона, будет стагнация личности, означающая прекращение ее развития.

Эти положения теории Э.Эриксона были расширены и дополнены Р.Пеком. Применительно к средней взрослости Р.Пек о четырех важных задачах:

1. Признание ценности мудрости по сравнению с ценностью физических сил.

2. Усиление социальных аспектов межличностных отношений в силу определенных физических изменений.

3.Сохранение эмоциональной гибкости, сопротивление эмоциональному обеднению личности.

4. Сохранение умственной гибкости в противовес умственной ригидности.

2.3. В конце ранней или начале средней взрослости (38-44 года) люди переживают один из сильных нормативных кризисов – кризис середины жизни. Поскольку значительная часть взрослых сталкивается с ним около 40 лет, то и в литературе он еще может называться как кризис 40 лет. Человек вновь пытается осмыслить свой жизненный путь, его ценностные основания, найти ответы на вопросы: как жить дальше, для чего жить дальше, чего я достиг в жизни?

Существуют различные подходы к пониманию причин кризиса середины жизни. Одни исследователи связывают его исключительно с убыванием физических сил и привлекательности человека этого возраста. Для тех, кто полагался в основном на свои физические качества и недооценивал роль когнитивной сферы, средняя взрослость может стать периодом тяжелой депрессии.

Другие ученые видят главную причину кризиса в осознании расхождения между жизненными планами человека и их осуществлением. Не всем взрослым удается двигаться вперед в соответствии со своими первоначальными замыслами жизненного пути. Чем значительнее расхождение, тем сильнее переживает его человек.

По мнению третьей группы психологов, к числу которых относятся, в частности, Е.И.Исаев, В.И.Слободчиков, кризис середины жизни следует рассматривать как кризис жизненных ценностей. В молодости и ранней взрослости человек успешно пользовался определенной ценностной системой, куда входили такие ценности как работа, семья, социальное и материальное благополучие и т.п. Все жизненные проблемы человек решал в рамках данной системы ценностных ориентаций. Средняя взрослость – это период поиска новых ценностных оснований жизни, выступающих своего рода ее духовными опорами.

Если переоценка жизненных ценностей произведена, то в соответствии с ней человек и начинает перестраивать свою жизнь. В том случае, когда переосмысление ценностей не выполнено и взрослый сохраняет иллюзорное представление о себе (прежде всего по параметру физических возможностей), то в дальнейшем подобные иллюзии могут привести к отчаянию и разочарованию в жизни.

Факторами, облегчающими разрешение кризиса, выступают:

1. умение поддерживать баланс между устремленностью в будущее и жизнью в настоящем;

2. оптимистическое восприятие жизни;

3. сравнение себя с людьми, которые ставят аналогичные цели и добиваются результатов в аналогичной ситуации. Некорректное сравнение может приводить к возникновению у человека чувства неполноценности (К.Рифф).

Тема 3. ПСИХИЧЕСКОЕ И ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ В ПОЗДНЕЙ ВЗРОСЛОСТИ. МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ В В ПОЗДНЕЙ ВЗРОСЛОСТИ.


  1. Психическое развитие в поздней взрослости.

  2. Развитие личности в поздней взрослости.

  3. Межличностное взаимодействие в поздней взрослости.

  4. Смерть как финальная стадия человеческого развития.


Литература:

1. Бороздина Л.В., Молчанова О.И. Особенности самооценки в позднем возрасте // Вестник МГУ. – Сер. 14. – Психология. – 1988. -- №1.

2. Ермолаева М.В. Структура эмоциональных переживаний в старости // Мир психологии. – 1999. -- №2.

3. Крайг Г. Психология развития. -- СПб., 2000.

4. Краснова О.В., Лидерс А.Г. Социальная психология старения. – М., 2002.

5. Немчин Т.А. Специфика социально-психологических факторов генезиса эмоций и их проявление в пожилом возрасте // Вестник ЛГУ. – Сер. 6. – Вып.4 (№27).

6. Психология человека от рождения до смерти // под ред. А.А.Реана. – СПб.-М., 2001.

7. Слободчиков В.И., Исаев Е.И Психология развития человека. – М., 2000.

8. Стюарт-Гамильтон Я. Психология старения. — СПб., 2002.

9. Шахматов Н.Ф. Старение – время личного познания вечных вопросов и истинных ценностей // Психология зрелости и старения. – 1998. -- №2.

3.1. Одно из главных изменений в когнитивной сфере в период поздней взрослости – снижение скорости выполнения физических и умственных операций. Одна из моделей объяснения изменений при старении -- гипотеза общего замедления – связывает их с замедлением передачи информации на уровне нейронов (Кail, 1997). В связи с этим интеллектуальные функции, которые сильно зависят от параметра скорости, обнаруживают спад в этом периоде развития. В поздней взрослости у людей возрастает время реакции, замедляется обработка информации, снижается скорость когнитивных процессов.

В таких видах памяти как сенсорная, кратковременная, память на отдаленные события существенных возрастных различий не выявлено. Однако они обнаружены по долговременной памяти (Альберт, 1988). В целом лучше всего сохраняется логическая память человека.

В поздней взрослости сохраняет действенность общая закономерность, согласно которой образование противостоит старению интеллектуальных функций. Если уровень образования человека выше среднего, то заметное угасание будет начинаться на то количество лет, которое взрослый затратил на дополнительное образование.

Психические функции, которые были ведущими в профессиональной деятельности, сохраняются лучше всех остальных.

Однако у части пожилых людей в поздней взрослости все же может наблюдаться снижение познавательной деятельности – как временное, так и прогрессирующее. Причины когнитивного спада подразделяются на прямые и косвенные.

Между тем, есть одна особенность, по которой пожилые люди превосходят молодых. Это когнитивное свойство, имеющее в своей основе кристаллизованный интеллект, называется мудростью.
3.2 В соответствии с теорией Э.Эриксона центральный психосоциальный конфликт в поздней взрослости – целостность эго против отчаяния. Если взрослый доволен тем, как он прожил жизнь, если он видит свое продолжение в потомках или профессиональных достижениях, то ему не страшна неотвратимость смерти. В этом случае у него возникает чувство целостности (или интеграции) эго. Оно дает человеку ощущение полноты жизни и собственной целостности.

Отсутствие или утрата интеграции эго выражается в страхе смерти: человек не воспринимает свой жизненный цикл как завершенный путь. Осознание того, что осталось слишком мало времени для новых попыток, направленных на обретение целостности эго, понимание, что ничего уже невозможно изменить, рождает в человеке чувство отчаяния.

Дополняя теорию Э.Эриксона, Р.Пэк выделяет три важнейших проблемы, требующих своего решения в поздней взрослости:

1. дифференциация эго против поглощенности ролями;

2. трансценденция тела против поглощенности телом;

3. трансценденция эго против поглощенности эго.

Удовлетворенность жизнью в поздней взрослости зависит от состояния здоровья человека, материального, социального, семейного положения, жилищных условий, особенностей общения с окружающими, способности принять жизненные перемены. Социальное сравнение и социальная интегрированность, означающая сохранение в жизни человека значимых социальных ролей, референтных групп, оказывает позитивное влияние на пожилых и старых людей, способствует достижению целей развития в этом возрасте.

В поздней взрослости наблюдается определенная возрастная динамика мотивов. По данным Е.И.Ильина, для возрастной группы 60-70 лет характерны те же потребности, что и для более молодых взрослых. Это

-- потребность в самореализации;

-- потребность в созидании и передаче опыта следующим поколениям;

-- потребность в активном участии в жизни общества.

С возрастом ослабляется связь человека с обществом, что находит отражение и в иерархии его мотивов. У взрослых после 70 лет она выглядит следующим образом:

-- потребность в поддержании физического здоровья;

-- потребность заниматься любимым делом (хобби);

-- потребность в познании.

Диапазон психологического старения очень широк. И.С.Кон описывает шесть типов старости, выделяя среди них как благополучные, так и неблагоприятные. К благополучным типам старости он относит:

-- активную творческую старость, предполагающую участие человека в общественной жизни;

-- старость, направленную на удовлетворение потребностей и интересов человека, на которые раньше у него не было времени;

-- старость, предполагающая основную направленность человека на семейную жизнь;

-- старость, направленную на заботу о собственном здоровье.

Как отмечает И.С.Кон, удовлетворенность жизнью представителей двух последних типов ниже, чем у тех, для кого характерны первый или второй типы старения.
3.3 Большинство пожилых и старых людей включены в разнообразные отношения с членами семьи, друзьями, соседями. В качестве идеального варианта социального взаимодействия в поздней взрослости указывается следующий -- наличие тесных связей с социумом при достаточно высоком уровне независимости человека. Он отражает рациональное сочетание ощущения семейной заботы и личной автономии.

В поздней взрослости увеличивается значимость внутрисемейных контактов. Общение с членами семьи становится важным источником удовлетворения потребности в безопасности, любви, принятии. Многие супружеские пары говорят об усилении роли брака для их эмоциональной жизни.

В поздней взрослости важной сферой межличностных контактов являются и отношения пожилых родителей с детьми. Вы­деляют четыре типа взаимодействия пожилых родителей и их взрослых детей:

1) равенство статуса — взаимодействие двух дружествен­ных взрослых;

2) статус-кво — ребенок подконтролен родителю;

3) конфликт статуса — борьба за права и власть;

4) обмен статусом (или перемена ролей) — родитель зави­сит от взрослого ребенка.

Для пожилых людей существенным является наличие в семье вну­ков. Наличие внуков влияет на характер структурирования времени в поздней взрослости, на распространенность среди пожилых людей тех или иных занятий.

В поздней взрослости возрастает интерес к жизни братьев, сестер, усиливается связь между ними. Отношения, которые раньше были недостаточно близкими, могут обновляться, становиться более оживленными. Особенно важны подобные отношения для людей, не состоящих в браке.

Социальные контакты с друзьями или соседями оказывают большее влияние на благополучие человека в поздней взрослости, чем контакты с детьми или родственниками. Дружеские отношения в пожилом воз­расте снижают чувство одиночества, повышают самоуважение, в то время как семейные отношения зачастую конфликтны и могут стать источником неудовлетворенности и даже депрессии.
3.4 В последние тридцать лет психологи активно занимаются изучением различных аспектов смерти. В центре их внимания находятся мысли и страхи, окружающие смерть, поиски «гуманной смерти», то, как люди переживают и оплакивают горе.

Э.Каблер-Росс одна из первых проводила систематические исследования приспособления к мыслям о смерти и умиранию. В этом процессе она выделила пять стадий:

^ 1. стадия отрицания, когда человек отказывается признать возможность своей смерти и ищет более обнадеживающие мнения;

2. стадия гнева наступает, как только человек осознает, что он умирает. Его охватывают гнев. Обида, зависть к окружающим;

3. стадия торга, на которой человек ищет способы продлить жизнь, пытается «договориться» с врачами, близкими, даже Богом;

4. стадия депрессии характеризуется ощущением безнадежности, которое охватывает человека;

5. стадия принятия, когда человек смиряется с предстоящей смертью и спокойно ожидает ее.

Как отмечает Э.Каблер-Росс, люди не обязательно проходят все данные стадии. Кроме того, их последовательность также может быть иной.

На реакции умирающего человека оказывают влияние культура, особенности личности, религиозные взгляды, продолжительность и характер болезни.

В последние годы жизни люди чаще вспоминают прошлое, как бы заново переживая его. Это обозрение жизни (то есть воспоминания и размышления о прошлом) является важной ступенью, на которую поднимается человек в конце жизненного пути. Это процесс ведет к подлинному личностному росту: человек разрешает старые конфликты, переосмысливает жизнь, и даже открывает в себе нечто новое.

Родным и близким умершего человека нужно справиться с потерей и приспособиться к ней. Краткосрочное приспособление к утрате включают в себя первичные эмоциональные реакции на утрату – горевание.

Несмотря на то, что многие специалисты сомневаются в возможности выделения универсальной последовательности фаз горевания, все некоторые исследователи считают это возможным. Они выделяют в горевании три фазы:

1 фаза, для которой характерен шок;

2 фаза включает активное переживание горя (плач, причитание, физические симптомы, депрессия);

3 фаза связана с приспособлением человека к новым обстоятельствам жизни.

Такие события как потеря супруга или друзей вызывают особенно сильный стресс у человека в поздней взрослости. Если в течение небольшого промежутка времени пожилой человек теряет нескольких близких людей, он испытывает перегрузку утратами.

Долгосрочное приспособление к утрате включают смену образа жизни, привычного распорядка, ролей и занятий человека. Эти перемены могут быть вызваны необходимостью заполнить пустоту, вызванную утратой.

Таким образом, смерть представляет собой необратимое прекращение всех жизненных функций. Она имеет личное и культурное значение и затрагивает не только умирающего, но и его близких.



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Когнитивное развитие и развитие личности в ранней взрослости iconРазвитие в период взрослости
Вопросы к семинару №6 по курсу «Психология развития и возрастная психология» II курс

Когнитивное развитие и развитие личности в ранней взрослости iconСеминарское занятие 4
Особенности социальной ситуации развития в период ранней и средней взрослости: а особенности семейных взаимоотношений; б специфика...

Когнитивное развитие и развитие личности в ранней взрослости iconПсихология развития, 2 курс, озо, итоговый экзамен
...

Когнитивное развитие и развитие личности в ранней взрослости iconЛекция личность. Развитие личности
...

Когнитивное развитие и развитие личности в ранней взрослости iconПлан Развитие промышленности Начало промышленного переворота в Англии...
Западе, в раннебуржуазных государствах, а также во Франции с ее уже развитым буржу­азным укладом, а с другой стороны — на крайнем...

Когнитивное развитие и развитие личности в ранней взрослости iconРазвитие интимных
Развитие этих мышц способствует не только нормальному выполнению естественных функций, но и является одним из эффективных способов...

Когнитивное развитие и развитие личности в ранней взрослости iconТема: Развитие промышленности в России в 1900-1917 гг
Развитие промышленности в годы Первой мировой войны. Государственно-монополистический капитализм

Когнитивное развитие и развитие личности в ранней взрослости iconВопросы к экзамену по дисциплине «информационные технологии»
Этапы развития информационных технологий (точки зрения на развитие, развитие по видам инструментария технологии)

Когнитивное развитие и развитие личности в ранней взрослости iconСобранием по оо «брсм»
Реализация государственной молодежной политики в молодежной среде, развитие социально активной личности

Когнитивное развитие и развитие личности в ранней взрослости iconТема: Развитие физической культуры и спорта в зарубежных странах...
Возникновение и развитие рабочего, предпринимательского, церковного, скаутского и рекреационного спорта

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов