Скачать 79.55 Kb.
|
«Психология» Психология как наука. Предмет и объект психологии. История развития психологического знания и основные направления в психологии. Основные психические процессы, свойства, состояния. Основные отрасли психологии. Методы психологии. Связь психологии с другими науками (историей, социологией, философией, педагогикой). Место психологии в системе наук. Психика человека. Сознание. Понятие психики. Развитие психики в процессе онтогенеза и филогенеза. Роль нервной системы в развитии психики. Мозг и психика. Основные характеристики сознания (активность, интенциональность, способность к рефлексии, самонаблюдению, мотивационно-ценностный характер сознания). ^ (рационализация, вытеснение, замещение, проекция, отрицание, реактивные образования, регрессия). Ощущение. Восприятие. Свойства восприятия (целостность, предметность, обобщенность, константность, осмысленность, избирательность). Восприятие и представление. Характеристики представлений (модальность, интенсивность, фрагментарность, неустойчивость, обобщенность). Воображение. Виды воображения. Формы воображения (мечты, грезы, галлюцинации, сновидения). Приемы и способы воображения (агглютинация, акцентирование, гиперболизация, схематизация, типизация). Функции воображения. ^ Определение мышления. Стадии становления мышления (допонятийное и понятийное мышление). Формы мышления (понятие, суждение, умозаключение). Методы мышления (индукция, дедукция, аналогия). Операции мышления (сравнение, анализ, синтез, абстрагирование, обобщение, конкретизация, систематизация (классификация)). Типы мышления (наглядно-образное, предметно-действенное, словесно-логическое). Виды словесно-логического (понятийного) мышления: теоретическое, практическое, аналитическое (логическое), реалистическое, аутистическое, продуктивное, репродуктивное, непроизвольное, произвольное. Качества мышления (самостоятельность, инициативность, оригинальность, глубина, широта, быстрота, пытливость, критичность). Интеллект. Мышление и речь. ^ и язык. Функции речи. Характеристики речи. Речь как основное средство общения. Виды речи. Внимание как психический процесс. Основные свойства внимания (устойчивость, сосредоточенность, переключаемость, распределение, объем). Виды внимания. Функции внимания (отбор значимых воздействий и игнорирование побочных, удержание и сохранение образов определенного содержания, регуляция и контроль за протеканием деятельности). Память. Основные процессы памяти (запоминание, сохранение, воспроизведение, забывание). Характеристика основных процессов памяти. Виды памяти (словесно-логическая, образная, двигательная, эмоциональная). Формы памяти (мгновенная (сенсорная), кратковременная, долговременная). Законы памяти. Личность. Определение личности в психологии. Соотношение понятий «субъект», «индивид», «индивидуальность» с понятием «личность». Этапы исследования личности; различные подходы. Структура личности. Социализация личности. Механизмы и стадии социализации. ^ Темперамент. Типы и свойства темперамента. Характер. Типология характеров (по Э. Кречмеру, Э. Фромму, У. Шелдону). Акцентуации характера (по К. Леонгарду, А.Е. Личко). Формирование характера. ^ и ее основные признаки. Волевая регуляция поведения. Развитие воли. Определение эмоций. Структура эмоций (импрессивный компонент (субъективное переживание) и экспрессивный компонент (непроизвольные реакции организма). Формы эмоций (эмоциональные реакции, эмоциональные состояния и эмоциональные отношения). Чувства. Функции эмоций (побуждения, подкрепления, предвосхищения, функция дифференцирующей и синтезирующей основы образа, функция мобилизации органов действия, организующая, коммуникативная функция). Классификация эмоций. Определение мотивации. Потребность. Виды потребностей (биологические, социальные, познавательные). Мотив. Связь между эмоциями и мотивацией (эмоции сигнализируют о потребности и свидетельствуют о ценности объекта в связи с его способностью удовлетворить потребность). Категория деятельности в психологии. Виды деятельности (общение, игра, труд). Внутренняя структура деятельности (потребность, мотив, цель (результат). Умения, навыки, привычки. Общение как вид психической деятельности. Определение общения. Взаимосвязь общения и деятельности. Компоненты общения (когнитивный, эмоционально-мотивационный, поведенческий). Средства общения (способы передачи информации). Вербальное общение. Невербальное общение. ^ Понятие «малая группа». Характеристика малой группы. Виды малых групп (реальные, условные, формальные, неформальные, референтные, антиреферентные). Специфика коллектива как малой группы. Структура внутригрупповых отношений. Позиция. Статус. Внутренняя установка. Роль Композиция группы. Нормы и ценности групп. ^
Основная:
Периодические издания:
Темы контрольных работ по психологии.
|
![]() | Предмет, история и основные направления дифференциальной психологии. Дифференциальная психология как наука | ![]() | История психологии как область психологической науки. Понятие «Психологическое знание». Основные формы (уровни) развития психологического... |
![]() | Предмет и задачи истории психологии. Методы, основные факторы и принципы развития науки | ![]() | Предмет, задачи и основные этапы развития психологии. Основные тенденции развития современной психологии |
![]() | Предмет психологии развития и основные проблемные поля исследований. Методы психологии развития | ![]() | Критерии структурирования научного психологического знания. Место общей психологии в системе психологического знания |
![]() | Исторический путь развития психологии, основные научные школы и направления психологии | ![]() | История развития психологической науки. Основные теоретические направления отечественной и зарубежной психологии |
![]() | Общая характеристика. Психологии. Основные этапы развития представлении о предмете психологии | ![]() | Связь клинической психологии с общей психологией и психиатрией. Основные отрасли современной клинической психологии. Роль и значение... |