Лекция №2 Тема Психология личности. Психология деятельности




Скачать 482.24 Kb.
НазваниеЛекция №2 Тема Психология личности. Психология деятельности
страница1/4
Дата публикации27.07.2013
Размер482.24 Kb.
ТипЛекция
zadocs.ru > Психология > Лекция
  1   2   3   4
ЛЕКЦИЯ № 2
Тема 3. Психология личности. Психология деятельности.
Дисциплина: Модуль 1. Основы психологии.
План занятия: занятие по изучению студентами новых знаний

по основам психологии.
Форма работы: групповая.
Время: 2ч.
Цель:

  • Усвоить соотношение понятий «человек», «индивид», «личность» и «индивидуальность».

  • Сформировать знания о структуре личности человека.

  • Рассмотреть основные факторы формирования личности.


Задача: ознакомить и сформировать знания о психологии личности.

Учебные вопросы:

  1. Соотношение понятий «человек», «индивид», «личность» и «индивидуальность».

  2. Общее понятие личности. Психологическая структура личности. Теории личности.

  3. Направленность личности. Потребности, мотивы и цели. Мировоззрение. Самооценка. Уровень притязаний.

  4. Основные факторы формирования личности. Формирование личности врача.

  5. Понятие «деятельность». Структура. Способности, знания, умения, навыки. Деятельность врача и формирование профессиональных умений и навыков.


Литература
1. Асмолов А.Г. Психология личности: Принципы общепсихол. Анализа: Учеб. Для вузов по спец. «Психология». – М.:Изд-во МГУ,1990.

2. Бернс Р.В. Развитие Я-концепции и воспитание: Пер. с англ./ общ. ред. В.Я. Пилиповского. – М.: Прогресс,1986

3. Бодалев А.А. Психология личности. М.: Изд-во МГУ, 1988.

4.Введение в психологию / Под общ. ред. проф. Петровского А.В. – М., Изд. Центр «Академия»,1996.

5. Леонтьев А. Н. Речь. // Психология. Под ред. проф. К. Н. Корнилова, проф. А. А. Смирнова,проф. Б. М. Теплова. — Изд. 3-е, перераб. и доп. — М.: Учпедгиз, 1948.

6. Лакосина Н.Д.,Сергеев И.И., Панкова О. – Клиническая психология.- М.: МЕДпресс-информ, 2003.

7.Маклаков А.Г. – Общая психология. – СПб.: Питер, 2002.

8. Основы психологии: в помощь студентам – иностранцам: в 2-х ч., Ч.1. Краткий конспект лекций / сост. Лазуренко Е.А.. К.,2003.

9.Основы психологии: в помощь студентам – иностранцам: в 2-х ч., Ч.2. Практикум / сост. Лазуренко Е.А.. К.,2003.

10. Психология (словарь) / Под ред. Петровского, Ярошевского. – М., 1990.

11. Рубинштейн С.Л. – Основы общей психологии. – М., Педагогика,1989.

12.Райгородский Д.Я. – Психология личности. Т.1. Хрестоматия. Изд. Дом «БАХРАХ-М»,С.,2002.

13.Райгородский Д.Я. – Психология личности. Т.2. Хрестоматия. Изд. Дом «БАХРАХ-М»,С.,2002.


ВСТУПЛЕНИЕ
В психологической науке категория «личность» относится к числу базовых понятий. Но понятие «личность» не является сугубо психологическим и изучается всеми общественными науками, в том числе философией, социологией, педагогикой и др. В чем же состоит специфика изучения личности в рамках психологической науки и что такое личность с психологической точки зрения?

Ответить на этот вопрос не так просто, поскольку на вопрос, что такое личность, все психологи отвечают по-разному. Разнообразие их ответов и расхождения во мнениях свидетельствуют о сложности самого феномена личности. По этому поводу И.С. Кон пишет: «С одной стороны, она обозначает конкретного индивида (лицо) как субъекта деятельности, в единстве его индивидуальных свойств (единичное) и его социальных ролей (общее). С другой стороны, личность понимается как социальное свойство индивида, как совокупность интегрированных в нем социально значимых черт, образовавшихся в процессе прямого и косвенного взаимодействия данного лица с другими людьми и делающих его, в свою очередь, субъектом труда, познания и общения».

^ 1. Соотношение понятий «человек», «индивид», «личность» и «индивидуальность».

Один из наиболее популярных в отечественной психологии подходов к изучению человека был предложен Б. Г. Ананьевым. Оценивая значение деятельности Ананьева для отечественной науки, в первую очередь необходимо подчеркнуть, что им был разработан принципиально новый методологический подход к исследованию психики человека. Это позволило не только выделить новые разделы психологии, которые до этого не существовали как самостоятельные, но и по-новому взглянуть на самого человека.

Говоря об основных особенностях развития научного знания о человеке, Ананьев отмечал, что проблема человека становится общей проблемой для всей науки в целом. При этом для научного познания человека характерны как все возрастающая дифференциация и специализация отдельных дисциплин, так и тенденция к объединению различных наук и методов исследования человека. Современную науку все больше и больше интересуют проблемы, связанные со здоровьем человека, его творчеством, обучением и, конечно, его мыслями и переживаниями, причем исследование человека и человеческой деятельности осуществляется комплексно, с учетом всех аспектов этих проблем.

Ананьев выделял в системе человекознания четыре основных понятия: индивид, субъект деятельности, личность и индивидуальность.

Понятие «индивид» имеет несколько толкований. Прежде всего, индивид — это человек как единичное природное существо, представитель вида Homo sapiens. В данном случае подчеркивается биологическая сущность человека. Но иногда это понятие используют для обозначения человека как отдельного представителя человеческой общности, как социальное существо, использующее орудия труда. Однако и в этом случае не отрицается биологическая сущность человека.

Человек как индивид обладает определенными свойствами (рис. 1.1).



Ананьев выделял первичные и вторичные свойства индивида. К первичным он относил свойства, присущие всем людям, такие как возрастные особенности (соответствие определенному возрасту) и половой диморфизм (принадлежность к определенному полу), а также индивидуально-типические характеристики, в том числе конституциональные особенности (особенности сложения тела), нейродинамические свойства мозга, особенности функциональной геометрии больших полушарий. Совокупность первичных свойств индивида определяет его вторичные свойства: динамику психофизиологических функций и структуру органических потребностей. В свою очередь, интеграция всех этих свойство обуславливает особенности темперамента и задатки человека.

Другое понятие, характеризующее человека как объекта реального мира, —«личность». Данное понятие, как и понятие «индивид», имеет различные варианты толкования. В частности, под личностью понимается индивид как субъект социальных отношений и сознательной деятельности. Некоторые авторы под личностью понимают системное свойство индивида, формирующееся в совместной деятельности и общении. Есть и другие толкования этого понятия, но все они сходятся в одном: понятие «личность» характеризует человека как социальное существо (рис. 1.2).



В рамках данного понятия рассматриваются такие психологические свойства личности, как мотивация, темперамент, способности и характер.

Следующее понятие, которое выделял Ананьев при изучении человека, —

«субъект деятельности». Это понятие по своему содержанию занимает промежуточное положение между понятиями «индивид» и «личность». Субъект деятельности соединяет в единое целое биологическое начало и социальную сущность человека. Если бы человек не обладал способностью выступать в качестве субъекта деятельности, то вряд ли он мог бы рассматриваться как социальное существо, поскольку его эволюция и социальное развитие невозможны без деятельности.

Прежде чем охарактеризовать человека как субъекта деятельности, необходимо уяснить смысл понятия «субъект» как философской категории. Чаще всего это понятие употребляется совместно с понятием «объект». Объект и субъект всегда находятся в определенной взаимосвязи. Объект — это существующие независимо от нашего сознания предмет или явление реального мира, выступающие в виде цели, на которую обращена активность человека — субъекта воздействия. Человек всегда окружен определенными предметами или сталкивается с явлениями реального мира. В зависимости от того, на что или на кого обращена его активность, тот или иной предмет может выступать в качестве объекта. Объектом может быть и сама деятельность человека.

Главной чертой человека как субъекта, отличающей его от остальных живых существ, является сознание (рис. 1.3).



Рис. 1.3 Структура понятия «субъект деятельности» (по Б.Г. Ананьеву)

Сознание — это высшая форма психического развития, присущая только человеку. Оно определяет возможность познания объективной реальности, формирования целенаправленного поведения и, как

следствие, преобразования окружающего мира. В свою очередь, способность сознательной деятельности по преобразованию окружающего мира является еще одной чертой человека как субъекта. Таким образом, субъект — это индивид как носитель сознания, обладающий способностью к деятельности.

Итак, человек может рассматриваться, во-первых, как представитель живой природы, биологический объект, во-вторых, как субъект сознательной деятельности и, в-третьих, как социальное существо. То есть человек — это биосоциальное существо, наделенное сознанием и способностью к деятельности. Объединение этих трех уровней в одно целое формирует интегральную характеристику человека — его индивидуальность.

Индивидуальностьэто совокупность психических, физиологических и социальных особенностей конкретного человека с точки зрения его уникальности, своеобразия и неповторимости. Предпосылкой формирования человеческой индивидуальности служат анатомо-физиологические задатки, которые преобразуются в процессе воспитания, имеющего общественно обусловленный характер. Разнообразие условий воспитания и врожденных характеристик порождает широкую вариативность проявлений индивидуальности.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что человек — один из наиболее сложных объектов реального мира. Структурная организация человека носит многоуровневый характер и отражает его природную и социальную сущность (рис. 1.4).



Поэтому не удивительно, что существует значительное число наук, изучающих человека и его деятельность.

^ 2.Общее понятие личности. Психологическая структура личности.

В психологической науке категория «личность» относится к числу базовых понятий. Но понятие «личность» не является сугубо психологическим и изучается всеми общественными науками, в том числе философией, социологией, педагогикой и др. В чем же состоит специфика изучения личности в рамках психологической науки и что такое личность с психологической точки зрения?

Прежде всего попытаемся дать ответ на вторую часть вопроса. Сделать это не так просто, поскольку на вопрос, что такое личность, все психологи отвечают по разному. Разнообразие их ответов и расхождения во мнениях свидетельствует о сложности самого феномена личности. По этому поводу И. С. Кон пишет: «С одной стороны, она обозначает конкретного индивида (лицо) как субъекта деятельности, в единстве его индивидуальных свойств (единичное) и его социальных ролей (общее). С другой стороны, личность понимается как социальное свойство индивида, как совокупность интегрированных в нем социально значимых черт, образовавшихся в процессе прямого и косвенного взаимодействия данного лица с другими людьми и делающих его, в свою очередь, субъектом труда, познания и

общения».

Каждое из определений личности, имеющихся в научной литературе, подкреплено экспериментальными исследованиями и теоретическими обоснованиями и поэтому заслуживает того, чтобы его учесть при рассмотрении понятия «личность». Чаще всего под личностью понимают человека в совокупности его социальных и жизненно важных качеств, приобретенных им в процессе социального развития. Следовательно, к числу личностных характеристик не принято относить особенности человека, которые связаны с генотипической или физиологической организацией человека. К числу личностных качеств также не принято относить качества человека, характеризующие особенности развития его познавательных психических процессов или индивидуальный стиль деятельности, за исключением тех, которые проявляются в отношениях к людям и обществу в целом. Чаще всего в содержание понятия «личность» включают устойчивые свойства человека, которые определяют значимые в отношении других людей поступки.

Таким образом, личность — это конкретный человек, взятый в системе его устойчивых социально обусловленных психологических характеристик, которые проявляются в общественных связях и отношениях, определяют его нравственные поступки и имеют существенное значение для него самого и окружающих.

При рассмотрении структуры личности в нее обычно включают способности, темперамент, характер, мотивацию и социальные установки.

Проблемой личности занимаются психологи, социологи, экономисты, педагоги, юристы, медики, медицинские психологи и многие другие специалисты. Однако этот вопрос остается довольно актуальным, и сфера изучения личности значительно расширяется в различных научных отраслях и производстве. В медицинской психологии личность изучается как элемент

природной и социальной системы, но с той лишь особенностью, что здесь речь идет, прежде всего, о личности больного человека.

Одной из зарубежных теорий является психоморфологический локализационизм (Клейст, Кречмер и др.). Свойства личности связываются с конституциональными личности особенностями в строении тела. Э. Кречмер выделяет три разновидности характера: шизотимический (сдержан, необщителен, прямолинеен, раздражителен и пр.), циклотимический (реалистичен, общителен, человеколюбив, любознателен и пр.), эпилептический (гневно-злобен, вязко-мелочен и др.). По мнению Э. Кречмера, лицам пикнического телосложения соответствует циклотимический характер, астенического телосложения — шизотимический, а лицам атлетического и диспластического телосложения — эпилептический.

Большое распространение имеет психоаналитическое направление. Сторонники этого направления утверждают, что личность представляет собой проявление борьбы бессознательного (инстинктивного, главным образом сексуального, влечения) с сознательным. Человеком, по Фрейду,

управляют влечения: влечение к жизни (половое) и влечение к смерти и разрушению. По мнению фрейдистов, современная цивилизация препятствует проявлению инстинктов. Соответственно этому влечения вытесняются в подсознательную область, что и может проявиться в виде невроза. Учитывая относительное постоянство и непрерывность ≪процессов вытеснения≫ в психике любого человека, фрейдисты приходят к заключению о том, что каждый человек в какой-то степени систематически

страдает неврозом. Несостоятельность по многим позициям психоанализа

способствовала появлению неофрейдизма — направления в западной психологии и психопатологии, представители которого отрицают решающую роль инстинктов в психологических проявлениях; определяющее значение они придают культурной обусловленности личности.

Согласно трактовке экзистенциалистов, всякий человек живет в созданном его психикой определенном ≪эскизе≫ мира, имеет свою собственную концепцию его. Всякий человек открывает для себя именно тот горизонт, то ≪окно≫, которые наиболее приспособлены к природе его личности. Люди как бы смотрят на мир через ≪отверстие в их сознании≫, каждый через свое собственное. Экзистенциалисты анализируют не объективные свойства психики как отражение реальной действительности (времени, пространства и др.), а спонтанно возникающие индивидуально-

психологические особенности личности, оторванные и противопоставляемые объективному миру.

Концепция единства духа и личности легла в основу философии и психологии персонализма, представитель — В. Штерн. Персоналисты считают личность ≪индивидуальной≫ субстанцией, нейтральной не только к физической, но и психической сущности человека. ≪Ядро личности ≫ окружено ≪сферами≫ темперамента, характера, способностей. Персоналисты отвергают причинное материалистическое и историческое понимание личности.

Можно привести несколько определений личности:

1. Индивид, как субъект социальных отношений и сознательной деятельности.

2. Системное качество индивида, определяемое включенностью в общественные отношения, формирующееся в совместной деятельности и общении.

3. ^ Личность —особое качество человека, приобретаемое им в социокультурной среде в процессе совместной деятельности и общении.
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Лекция №2 Тема Психология личности. Психология деятельности iconЛекция №1 Валеология – наука о здоровом образе жизни Современные...
Психология (греч psuche -душа + logos наука) наука о закономерностях, развитии и формах психической деятельности

Лекция №2 Тема Психология личности. Психология деятельности iconТема 13. Психология конфликта
Тема 16. Особенности социальной перцепции личности (восприятия и понимания человека человеком)

Лекция №2 Тема Психология личности. Психология деятельности iconЗакон неопределенности отклика. Другая его формулировка закон зависимости...
«психология труда» психология трудовой деятельности, профессиональный отбор, проф. Ориентация, безопасность труда, режимы труда и...

Лекция №2 Тема Психология личности. Психология деятельности iconВ опрос Предмет и задачи психологии. Психология —
Психология — это наука, изучающая психику в ее развитии и проявлении в различных видах деятельности

Лекция №2 Тема Психология личности. Психология деятельности iconПсихология Общая психология
Само слово «психология» произошло от греческих слов «psyche» (душа) и «logos» (слово, учение, наука)

Лекция №2 Тема Психология личности. Психология деятельности iconЛекция №1 Тема занятия : «Понятие, предмет, задачи социальной психологии»
Социальная психология – отрасль психологической науки, изучающая психологические особенности и закономерности поведения и деятельности...

Лекция №2 Тема Психология личности. Психология деятельности iconРабочая программа учебной дисциплины социальная психология по специальности 020400 «Психология»
Безносов Д. С., Заварзина Л. В., Трофимов А. Б. Социальная психология: Учебная программа по специальности 020400 – «Психология» Под...

Лекция №2 Тема Психология личности. Психология деятельности icon13. Общее представление о личности в гуманистической психологии. Гуманистическая психология
Гуманистическая психология особое направление, к нему традиционно относят такие концепции, как теория личностных черт Г. Олпорта,...

Лекция №2 Тема Психология личности. Психология деятельности iconИнтегральная психология
У36 Интегральная психология: Сознание, Дух, Психология, Терапия / К. Уилбер; Пер с англ под ред. А. Киселева. — М: ООО «Издательство...

Лекция №2 Тема Психология личности. Психология деятельности iconЗ. Фрейд Психология масс и анализ человеческого "Я"
В психической жизни человека всегда присутствует "другой" Он, как правило, является образцом, объектом, помощником или противником,...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов