План лекции: Ситуации морального выбора в деятельности педагога. Моральные дилеммы в деятельности педагога и алгоритм их решения




Скачать 250.47 Kb.
НазваниеПлан лекции: Ситуации морального выбора в деятельности педагога. Моральные дилеммы в деятельности педагога и алгоритм их решения
страница1/3
Дата публикации28.07.2013
Размер250.47 Kb.
ТипЛитература
zadocs.ru > Психология > Литература
  1   2   3
Тема 6. Праксиологический (поведенческий) аспект профессиональной педагогической этики
ПЛАН ЛЕКЦИИ:

  1. Ситуации морального выбора в деятельности педагога.

  2. Моральные дилеммы в деятельности педагога и алгоритм их решения.

  3. Профессионально-этические конфликты в деятельности педагога и стратегии их разрешения.

  4. Этическая защита педагога.


Литература

Лобанов, А.А. Культура педагогического общения: электронный ресурс

Мишаткина, Т.В. Педагогическая этика : учебное пособие. – Мн., 2004.

Наумчик, В.Н. Этика педагога : учебно-методич. пособие/ В.Н. Наумчик, Е.А. Савченко. – Мн.: Універсітэцкае, 1999. – С. 164-179.

«Мораль – это не цепи, а игра,

Где выбор обязательней всего.

Основа полноценности добра

В свободе совершения его».
И. Губерман

1. Ситуации морального выбора в деятельности педагога
Поведенческий аспект педагогической этики может быть рассмотрен в контексте праксиологии (от греч. деятельный) – учения о реализации человеческих ценностей в реальной жизни. Термин впервые использован французским ученым Л. Буртье в 1882 г.
^ Моральный выбор – это духовно-практическая ситуация самоопределения личности в отношении принципов, норм, действий. Связан с определенным усилием воли, направленным на достижение поставленной цели.

В своей жизни человек ежедневно делает осознанный выбор. Однако именно в рамках профессиональной деятельности проблема выбора приобретает особое значение: от выбора специалиста зависит не только его собственное благополучие, но и благополучие всего общества.
Моральный выбор можно рассматривать в широком и узком смысле слова.

В широком смысле – это выбор системы ценностей, которые формируют весь жизненный замысел человека, определяют линию его поведения (между честным и бесчестным, добродетелью и пороком, а в конечном итоге – между добром и злом).

Первый принципиальный выбор, который должен совершить человек, пришедший в профессию, – это сознательный выбор профессии. Выбирая профессию, человек вместе с ней выбирает и определенную нормативно-ценностную систему – профессиональную этику, выбирает ценностный мир профессии и ее миссию. Выбирает, даже если на какой-то стадии своего профессионального пути не осознает этого выбора.

В дальнейшей профессиональной деятельности задача заключается в выборе принципиально-необходимой линии профессионального поведения, которая должна быть:

а) личностно-органичной; б) ситуативно-адекватной; в) профессионально-целесообразной.
В узком смысле – это выбор конкретного поступка.

Поступок – это мотивированное действие или бездействие специалиста, которое имеет последствия для других людей, и поэтому может быть оценено в критериях добра и зла. Имеет сложную структуру, каждый элемент которой может получить оценку с точки зрения соответствия моральным ценностям. В поступке моральное требование соотносится с обстоятельствами, в соответствии с целью определяются средства ее достижения, обеспечивается согласованность мотива и результата.
Рассмотрим основные виды ситуаций морального выбора.
1. Выбор между нравственным и безнравственным поведением, который в обычной ситуации человек обычно совершает в пользу нравственности. Однако под давлением обстоятельств (при угрозе жизни самого человека, угрозе его близким, при наличии большой материальной заинтересованности) личность может «сломаться» и выбрать зло. Вопрос в том, какое именно давление и какой силы соблазн человек способен преодолеть во имя своей морали. Если личность уважает свои нравственные принципы, то предел её прочности бывает удивительно высоким.

Каковы потенциальные злоупотребления педагогов? Вот некоторые из них:

  • наличие неуместных отношений с учащимися (сексуальных, делового партнерства, дружеские «после школы», совместное распитие спиртных напитков и т.д.);

  • нарушение четко сформулированных школьных правил, инструкций и методик преподавания;

  • невыполнение обязанностей (хаос на уроках, прогулы, опоздания т.д.);

  • навязывание учащимся личных мнений, не связанных с темой урока или поощрения таких, которые не представляют собой общепринятых (крайние политические или религиозные взгляды, мнения по спорным социальным вопросам, интерес к определенной социальной группе и т.д.);

  • предвзятость, пристрастия, а также отсутствие справедливости (на основе любви к одним и нелюбви к другим, по национальной принадлежности, прошлой деятельности, полу и т.п.);

  • унижение учащихся (эмоциональное или психологическое домогательство);

  • нарушение конфиденциальности, вторжение в личную жизнь;

  • вовлечение учащихся в неэтичное поведение;

  • принятие подарков и знаков внимания, услуга за услугу;

  • обман учащихся и их родителей.


2. Выбор между разными видами нравственного поведения:

а) выбор между долгом и склонностями. Традиционно толковался этикой в пользу долга, ибо склонности обычно ведут жизнь человека «под уклон». Однако под маской склонности может скрываться некий долг. Например, когда родители хотят, чтобы их сын избрал профессию педагога, а он стремится к другой, то сыновний долг предписывает послушание родителям. Между тем, существует и такой долг личности как не зарывать свои таланты в землю, а реализовывать их на пользу обществу;
б) выбор между своими интересами и чужими интересами. В традиционной этике трактовался как выбор между безнравственным эгоизмом и нравственным альтруизмом. Между тем, в число интересов личности входят и нравственные её интересы, которые не следует игнорировать в угоду чужим корыстным или честолюбивым стремлениям;
в) выбор между личными убеждениями и общественным мнением. Обычно совесть считается самой главной инстанцией в решении моральных коллизий. Однако совесть конкретного индивида может быть ленивой, да и индивид не обладать достаточным личностным развитием, поэтому корректирующую силу общественного мнения не следует сбрасывать со счетов при определении, насколько нравственным оказался тот или иной выбор;
г) выбор между различными видами обязанностей личности. Так, может сталкиваться долг благодарности по отношению к человеку, сделавшему нам добро, и долг принципиальности, согласно которому необходимо осудить поведение этого человека, если оно отклонилось от нравственных критериев. У женщины её профессиональный долг может входить в противоречие с материнскими обязанностями.
Как поступать в ситуациях морального выбора?

Готовых решений выхода из проблемных ситуаций не существует. Каждая проблема требует от педагога взвешенного подхода, объективного анализа и учета всех обстоятельств. Прежде всего, ориентиром при выборе действия выступают этические обязательства педагогов по отношению к ученикам, коллегам, работодателям, профессии и обществу.

^ 2. Моральные дилеммы в деятельности педагога и алгоритм их решения
Всякая проблемная ситуация для человека представляет трудность (большую или меньшую). Но иногда возникает ситуация, когда перед ним встают две равноценные (равновыгодные или равноневыгодные) возможности. Это – ситуация дилеммы.
^ Моральная дилемма (от греч. di(s) – дважды и lemma – предположение) – это ситуация, при которой выбор одной из двух противоположных возможностей одинаково затруднителен.

Дополнительный свет на существо моральных дилемм проливает их деонтическое истолкование: человек должен совершить А и совершить В, но не может быть одновременно А и В. Трагедия не преодолевается, а переживается в муках и сомнениях. (Примеры дилемм: трагедия Софьи Завистовской; несчастье Павлика Морозова; конфликт долга у ученика Ж.-П. Сартра и др.). Проблемность ситуации дилеммы состоит в том, что выбор оставляет человека в драматическом, а подчас и в трагическом положении.

^ Моральные дилеммы в педагогической работе возникают в связи с тем, что ее субъекты имеют различные, но равновесные интересы, требования и ценности. Поэтому происхождение этических дилемм связано с противоборством норм, цен­ностей, ролей, которые разделяют и исполняют субъекты социального взаимодействия.
Выделим некоторые дилеммы, с которыми сталкивается педагог.

  1. «Служение в профессии» или «жизнь за счет профессии». Отметим, что большинство специалистов сходятся в том, что формулу «служение в профессии» рассматривают как замечательное определение профессионализма. При этом некоторые стремятся «снять» дилеммность данной проблемы с помощью квалификации двух альтернатив как позиций, вполне совместимых в системе ориентаций профессионала. (Жизнь за счет профессии – не только зарабатывание денег, но жизнь в метафизическом смысле этого слова). Однако большинство специалистов считают, что в реальной ситуации данная дилемма отражает реальные противоречия поведения профессионала и фиксирует необходимость морального выбора мировоззренческого уровня.




  1. ^ Знание или достоинство ученика. Существую две основные ценности, два критерия педагогического успеха. Один из них – знания, прохождение программы, реальное умственное развитие детей. Другой – чувство внутреннего достоинства, обретенное учеником, его самоопределение с точки зрения места в окружающем мире и отношения к нему как равноценному человеку безотносительно к его способностям. Хотелось бы иметь то и другое. Однако реально иное: на практике теми методами, которыми обладает сегодня учитель и педагогика вообще, знания можно дать только способным детям. Требование тех же знаний от неспособных приводит к тому, что они чувствуют себя «второсортными». Чем ниже шкала способностей, тем больше унижается достоинство ребенка.




  1. ^ Патернализм или самоопределение ребенка. Патернализм – это вмешательство в желания другого человека или ограничение его свободы (для его же блага). Некоторые придерживаются мнения, что педагоги несут абсолютную ответственность за детей. Несогласные с данной точкой зрения утверждают, что учащиеся должны иметь право на некоторую степень риска, право на ошибку. Расхождение во мнениях затрагивает концепцию самоопределения и вопроса о том, кто из детей, с какого возраста способен принимать самостоятельные рациональные решения и нести за них ответственность.




  1. ^ Конфиденциальность или интересы общества. Все педагоги знают и должны следовать положению о конфиденциальности, то есть о праве на сохранение и неразглашение сведений о другом человеке, полученных приватно. Но в отдельных случаях на практике педагог вынужден отступать от данного обязательства: например, когда существует угроза, что может быть причинен вред третьему лицу. Педагоги не пришли к универсальному решению, при каких условиях все же возможно раскрывать конфиденциальную информацию, несмотря на общее мнение о том, что несоблюдение конфиденциальности оправдано в чрезвычайных ситуациях.




  1. ^ Необходимость говорить правду или интересы ребенка. Некоторые педагоги считают возможным, а в некоторых ситуациях даже необходимым скрывать правду от родителей ребенка или искажать ее. Подобные действия могут быть связаны с защитой ребенка от жестокого обращения с ними в семье или его социальном окружении.




  1. ^ Обязательство придерживаться законов или защита ребенка. Например, в США педагоги счи­тают невозможным сообщать властям о злоупотреблениях, если эту информацию они получили от ребенка, поскольку тот может под­вергнуться неоправданному риску. Большинство педагогов не допускают таких нарушений, хотя часть их коллег уверена, что любые действия, защищающие благополучие ребенка, допустимы даже при нарушении других этических норм и законов.




  1. ^ Профессиональная ответственность или корпоративная ответственность. Работающий в организации обязан подчинить свою профессиональную ответственность корпоративной, так как его профессия служит достижению общей цели организа­ции. Но в профессиональной среде, которая выступает ре­ферентной группой, его профессиональная ответственность за совершаемые действия превыше корпоративной ответ­ственности. И если эти два вида ответственности приходят в противоречие друг с другом, перед человеком встает ди­лемма: уйти из организации или быть подвергнутым остра­кизму профессиональным сообществом».




  1. ^ Коллегиальность или «доносительство». В случаях, когда кто-то из педагогов нарушает закон или правила организации, складывается очень сложная ситуация для их коллег, которые знают об этих нарушениях. Дружеские чувства, профессиональная от­ветственность и возможность испортить свою репутацию могут раз­норечивым образом повлиять на решения коллег.




  1. ^ Личные ценности или профессиональные ценности. В практической деятель­ности педагоги часто сталкиваются с внутренним конфликтом личных и профессиональных ценностей. Например, для педагога, который рассматривает независимость как базовую ценность, любое управление поведением другого человека выглядит как разрушение самой гуманистической сущности профессии.


Наличие дилемм свидетельствует о драматизме и неординарности этического выбора, который не может осуществляться в рамках жесткой деонтической логики («обязательно», «запрещено», «безразлично»). Их разрешение тяготеет к логике сравнительных оценок («лучше», «хуже», «равноценно») и органично включается в этику ответственности.
Как поступать в ситуациях моральной дилеммы?

В сфере социального управления при разрешении моральных дилемм советуют придерживаться следующих принципов:

1) знание и соблюдение закона;

2) знание и соблюдение требований профессионального этического кодекса;

3) максимальный социальный результат и удовлетворение интересов большинства людей, задействованных в данной ситуации;

4) ненарушение прав, свободы и достоинства других лиц;

5) справедливое распределение выгод и издержек среди различных групп и индивидов;

6) опора на профессиональные знания, опыт и интуицию (Приложение 1).
В учебном пособии «Управление персоналом» под ред. Т.Ю. Базарова, Б. Л. Еремина. (М., 1998. -- С. 47) предлагается проверочный лист, который может быть полезным каждому при столкновении с этическими дилеммами.

Шаг 1. Распознать и пояснить дилемму.

Шаг 2. Получить все возможные факты.

Шаг 3. Перечислить все ваши варианты выбора.

Шаг 4. Проверить каждый вариант, задавая три вопро­са: «Это законно?», «Это правильно?», «Это полезно?».

Шаг 5. Принятие решения.

Шаг 6. Дважды проверить решение, задавая два вопро­са: «Как я себя буду чувствовать, если моя семья узнает о моем решении?», «Как я себя буду чувствовать, если о моем решении сообщат в местной печати?». (Для субъекта действия далеко не безразлично его нравственное самочувствие, моральная оценка и отношение к нему родных и близких­, коллег и знакомых).

Шаг 7. Предпринять действие.
^ 3. Профессионально-этические конфликты в деятельности педагога и стратегии их разрешения

Различие ситуативных интересов может порождать конфликты: между педагогом, учащимися и их родителями (опекунами); между членами профессионального коллектива; внутри личности. Долг педагога в этом случае заключается в выработке наиболее рациональной позиции, ведущей к наибольшему благу участников конфликта.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

План лекции: Ситуации морального выбора в деятельности педагога. Моральные дилеммы в деятельности педагога и алгоритм их решения iconПлан лекции : Категория деятельности в воспитании. Основные принципы...
...

План лекции: Ситуации морального выбора в деятельности педагога. Моральные дилеммы в деятельности педагога и алгоритм их решения icon20. Личность педагога. Современные требования к личности и профессионализму...
В настоящее время возникла необходимость в качественно иной подготовке педагога, позволяющей сочетать фундаментальность профессиональных...

План лекции: Ситуации морального выбора в деятельности педагога. Моральные дилеммы в деятельности педагога и алгоритм их решения iconВопрос 3 Общие и специфические функции социального педагога
Функция — обязанность, круг деятельности, ее назначение, роль. К числу общих функций социального педагога вне зависимости от специализации...

План лекции: Ситуации морального выбора в деятельности педагога. Моральные дилеммы в деятельности педагога и алгоритм их решения iconМетодические рекомендации для студентов по выполнению психологических...
Компетентность представляет собой способность личности к эффективному выполнению какой-либо деятельности. Соответственно, психологическая...

План лекции: Ситуации морального выбора в деятельности педагога. Моральные дилеммы в деятельности педагога и алгоритм их решения iconЭкзаменационные вопросы по дисциплине «Методика и технология работы социального педагога»
Сущность педагогической и социально-педагогической деятельности. Содержание и задачи социально-педагогической деятельности

План лекции: Ситуации морального выбора в деятельности педагога. Моральные дилеммы в деятельности педагога и алгоритм их решения iconШакурова М. В. Методика и технология работы социального педагога
Диалектика человеческого и профессионального в социально-педагогической деятельности

План лекции: Ситуации морального выбора в деятельности педагога. Моральные дилеммы в деятельности педагога и алгоритм их решения iconЗакономерности процесса обучения
Учитель как субъект педагогической деятельности. Профессиональные требования к личности педагога

План лекции: Ситуации морального выбора в деятельности педагога. Моральные дилеммы в деятельности педагога и алгоритм их решения iconТесты по педагогике тестовые задания Тест 1
Будущий результат деятельности: на который направлены усилия педагога и учащегося в процессе обучения

План лекции: Ситуации морального выбора в деятельности педагога. Моральные дилеммы в деятельности педагога и алгоритм их решения iconПлан: Профессиональная компетентность педагога в области художественного...
Лекция № Профессиональная компетентность педагога в области художественного образования и эстетического воспитания. Внеклассная работа...

План лекции: Ситуации морального выбора в деятельности педагога. Моральные дилеммы в деятельности педагога и алгоритм их решения iconРешение познавательных задач
Занятие в творческом объединении удод – основная форма организации учебной деятельности учащихся, одна из моделей взаимодействия...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов