4 ОЗО 8 семестр
(14.04-06.05.12г.)
|
| ФИО преподавателя
|
| История психологии
| к/р экзамен
| Закирова Л.М.
|
| Этнопсихология
| зачет
| Вазиева А.Р.
|
| Профилактика стресса и ЭПП
| экзамен
| Иванова Т.Л.
|
| Основы реабилит работы
| экзамен
| Чукмарова Л.Ф.
|
| Спецпрактикум: Мет исслед в соц психологии
| зачет
| Шаймухаметова С.Ф.
|
| Производственная практика
|
| Курсовая работа по возрастной психологии
|
Экз. вопросы по дисциплине «История психологии»
Предмет и задачи истории психологии. Методы, основные факторы и принципы развития науки.
Основные этапы развития психологии (общая характеристика этапа, предмет и метод исследования, основные достижения).
Развитие психологических идей в Античности.
Развитие психологических идей в Средние века.
Психологическая мысль в странах Древнего Востока. Психологические учения основных философских школ Древней Индии и Китая.
Психологические воззрения Нового времени и эпохи Возрождения.
Общая характеристика ассоциативной психологии XVIII века.
Психологическая мысль в России в XVIII веке (М.В. Ломоносов, А.Н. Радищев, Г.С. Сковорода, Я.П. Козельский, Н.И. Новиков).
Общая характеристика ассоциативной психологии XIX века.
Становление экспериментальной психологии.
Психофизика Г. Фехнера и психометрия Ф. Дондерса.
Развитие эволюционных идей в биологии и их значение для психологии.
Развитие и основные достижения физиологии нервной системы и органов чувств в XIX веке.
Зарождение психологии индивидуальных различий (Э. Крепелин, Ф. Гальтон).
Психология в России в XIX веке (А.И. Герцен, Н.Г. Чернышевский, П.Д. Юркевич, М.А. Антонович, А.А. Потебня).
Вопросы формирования личности в русской психологии конца XIX – начала XX в.
Первые программы психологии как самостоятельной науки (В. Вундт, И.М. Сеченов, К.Д. Кавелин).
Теоретическая борьба периода становления психологии как самостоятельной науки (конец XIX – начало XX в.).
Структурализм Э. Титченера.
Психология акта Ф. Брентано и её развитие в европейской психологии.
Функционализм В. Джеймса и его влияние на психологию в США.
Эмпирическая линия развития отечественной психологии (М.И. Владиславлев, А.И. Введенский, М.М. Троицкий, Н.Я. Грот, Л.М. Лопатин, Г.И. Челпанов, Г.И. Шпет, С.Л. Франк, Н.О. Лосский, Н.Н. Ланге, В.М. Бехтерев, И.П. Павлов).
Экспериментальные исследования в области восприятия, памяти, мышления, навыков в начале XX в.
Исследование способностей и измерение интеллекта в конце XIX – начале XX в.
Экспериментальная педагогика Э. Меймана.
Приложение психологии к медицине до периода открытого кризиса.
Экспериментальные исследования в зоопсихологии до периода открытого кризиса.
Психология и промышленное производство до периода открытого кризиса. Возникновение психотехники.
Развитие сравнительной, детской и возрастной психологии в конце XIX в. Возникновение педологии.
История развития этнической психологии.
История развития социальной психологии.
Общая характеристика кризиса в психологии (10-е – середина 30-х г.г. XX в.) и возникновение новых психологических направлений.
Основные направления развития психологии в России: естественнонаучное направление (В.А. Вагнер, Н.Н. Ланге, И.П. Павлов), эмпирическая психология (Г.И. Челпанов), философская психология (С.Л. Франк, Н.О. Лосский, Л.М. Лопатин).
Бихевиоризм как направление в психологии (Э. Торндайк, Д. Уотсон, Б.Ф. Скиннер и др.).
Необихевиоризм (У. Хантер, К. Лешли, Э. Толмен, К. Халл и др.).
Гештальтпсихология (М. Вертгеймер, К. Коффка, В. Келер, К. Левин и др.).
Глубинная психология (З. Фрейд, А. Адлер, К.Г. Юнг, К. Хорни, Э. Фромм, Г.С. Салливен и др.).
Французская социологическая школа (Э. Дюркгейм, Л. Леви – Брюль, М. Гальбвакс, Ш. Блондель).
Описательная психология (В. Дильтей, Э. Шпрангер).
Важнейшие тенденции развития отечественной психологии в Советский период. Идеологизация психологии.
Педология, психотехника и другие прикладные направления в Советский период.
Поведенческие направления (рефлексология, реактология) в Советский период.
Российская психология во второй половине ХХ века.
Психологические взгляды М.Я. Басова.
Культурно-историческая теория Л.С. Выготского.
Психологическая концепция С.Л. Рубинштейна.
Становление деятельностного подхода. Учение о деятельности А.Н. Леонтьева.
Теория формирования умственных действий и понятий П.Я. Гальперина.
Психология установки Д.Н. Узнадзе.
Развитие психологической теории в трудах Б.Г. Ананьева.
Исследования Б.М. Теплова, В.Д. Небылицина в области дифференциальной психофизиологии.
Современное состояние и тенденции развития зарубежной и отечественной психологии.
Гуманистическая психология (Г. Олпорт, Г. Мюррей, Г. Мерфи, Ш. Бюлер, Карл Р. Роджерс, А. Маслоу, Р. Мэй).
Логотерапия В.Э. Франкла.
Генетическая психология Ж. Пиаже.
Проблема исторического развития психики в структурной антропологии К. Леви-Стросса.
Концепция психического развития А. Валлона.
Когнитивная психология (Д. Брунер, У. Найссер, Л. Фестингер, Д. Бродбент).
Вопросы составила
ст. преподаватель кафедры ОП Ю.А. Квасова Профилактика стресса и оказание экстренной психологической помощи
Понятие стресса. Классическая теория стресса Г. Селье.
психологический стресс и его особенности.
Формы проявления стресса: поведенческие.
Формы проявления стресса: интеллектуальные.
Формы проявления стресса: физиологические.
Формы проявления стресса: эмоциональные.
Оценка уровня стресса: объективные и субъективные методы.
Факторы, влияющие на развитие стресса.
Психологический кризис: понятие, виды, стадии.
Горе: типичные и нетипичные симптомы.
Психологическая помощь при переживании горя.
Факторы и индикаторы суицидального поведения.
Негативные последствия длительного стресса: психосоматические заболевания и посттравматический синдром.
Субъективные причины возникновения психологического стресса.
Объективные причины возникновения психологического стресса.
Каузальная классификация стрессов.
Классификация методов оптимизации стрессов.
Аутогенная тренировка и медитация как способы саморегуляции.
Метод биологической обратной связи.
Дыхательные техники и мышечная релаксация как способы саморегуляции.
Рациональная психотерапия.
Диссоционирование от стресса.
Использование позитивных образов (визуализация) и НЛП.
Физические упражнения и религия как способ борьбы со стрессом.
Устранение причин стресса путем совершенствования поведенческих навыков: уверенное поведение, целеполагание.
Вопросы к зачету по дисциплине «Этнопсихология»
Предмет и задачи этнопсихологии.
Ключевые проблемы этнопсихологии.
Этнопсихологические взгляды зарубежных исследователей.
Этнопсихологическая школа в США, идейные корни, представители, концепция «базовой структуры характера».
Развитие этнопсихологических знаний в России.
Современное направление этнопсихологических исследований.
Этнос, как объект этнопсихологических исследований. Основные его характеристики.
Классификация народов.
Система этнопсихологических явлений, как предмет этнопсихологии.
Этнопсихологическое самосознание: психологическая структура, функции, уровни становления.
Национальный характер, как элемент структурообразующей части системы этнопсихологических явлений.
Этнопсихологический анализ этнических стереотипов.
Особенности и значения изучения этнических традиций, интересов, ориентаций, этикета.
Динамическая сторона систем этнопсихологических явлений.
Мотивационно-фоновые феномены, порождающие этнопсихологические особенности.
Интеллектуально-познавательная сфера национальной психологии.
Эмоционально-волевая сфера в системе этнопсихологических явлений.
Коммуникативно-поведенческая сфера динамической стороны национальной психологии.
Основные свойства этнопсихологических особенностей.
Функции этнопсихологических особенностей.
Антропологическая, лингвистическая, конфессиональная характеристики этносов Татарстана.
Основные вопросы этногенеза этнической истории финно-угорского, тюркского и славянского населения Татарстана.
Современные этнические и этнокультурные процессы в регионе.
Проявление этнопсихологических особенностей в элементах материальной, духовной культуре, в области общественных и семейных отношений народов Татарстана.
Особенности проявления этнопсихологических феноменов в межнациональных семейных и профессиональных коллективах.
^ Требования к оформлению контрольной работыКонтрольная работа должна выполняться в специальной тетради или на скрепленных листах формата А4. Обложка тетради или первый лист должны содержать вариант контрольной работы, сведения об исполнителе (Ф.И.О., № группы). Оптимальный объем контрольной работы 8-10 листов, содержащих текст на одной стороне листа. Контрольная работа выполняется и предоставляется для защиты в день, специально отведенный для этого и внесенный в расписание сессии. При неудовлетворительном выполнении работы она переделывается. Алиходжаева Регина (Колчина)
| Представления о душе философов милетской школы.
| Астахова Евгения Владимировна
| Философско-психологическая система Сократа - Платона.
| Валеева Алина Саматовна
| Учение Аристотеля о душе: механизм восприятия, мышление, способности.
| Гаврилина Светлана Михайловна
| Психологические взгляды стоиков.
| Ганеева Рушания Равилевна
| Учения Эпикура и Лукреция о душе.
| Гвоздева Марина (Куркина)
| Анатомические исследования мозга как материального носителя психики. Александрийская школа врачей.
| Гиниятуллина Олеся (Шаяпова)
| Психофизиология К. Галена.
| Долгова Гульнира Явдатовна
| Плотин: понятие о рефлексии.
| Зулькарняева Лейсан Минтал
| Августин: христианское раннесредневековое мировоззрение.
| Ибрагимова Галия Кяшафовна
| Расцвет естествознания и медицинской психологии на Арабском востоке.
| Капитонова Юлия Вячеславовна
| Психологическое учение Альгазены (Ибн аль-Хайсам).
| Кипчатова Гузель Фяритовна
| Психологическое учение Авицены (Ибн Сина).
| Кручинина Елена Евгеньевна
| Психологическое учение Аверроэса (Ибн Рушд).
| Логачева Татьяна Владимировна
| Средневековая схоластика Ф. Аквинского.
| Малютина Анна Александровна
| Материалистические тенденции позднего Средневековья: Д. Скотт, Р. Бэкон.
| Меньшова Юлия Николаевна
| Развитие психологических знаний в эпоху Возрождения: возрождение античных ценностей-
| Мударисова Гузалия Хайдаровна
| Психологические идеи Возрождения в Италии: Б. Телезио, Леонардо да Винчи.
| Набиев Ринас Ринарович
| Психологические идеи Возрождения в Испании: Л. Вивес, X. Уарте
| Орлова Роза Сергеевна
| Немецкие мыслители эпохи Возрождения: Меланхтон, Гоклениус.
| Реунова Анастасия Генадьевна
| Основные тенденции развития психологического знания в Новое время.
| Рядинская Анастасия Олеговна
| Философско-психологическая система Р. Декарта.
| Рязанова Елена Анатольевна
| Материалистическая концепция Т. Гоббса.
| Салихянова Юлия Сергеевна
| Учение Б. Спинозы о психике.
| Слюнченко Алексей Николаевич
| Сенсуализм Д. Локка.
| Талипова Кристина Руслановна
| Г. Лейбниц: идеалистическая традиция в немецкой философии и психологии.
| Телешева Нина Владимировна
| Развитие психологии в эпоху Просвещения (XVIII - XIX вв.).
| Теребинов Максим Николаевич
| Развитие ассоциативной психологии в Англии: Д. Гартли, Дж. Пристли.
| Фрайберг Инна Олеговна
| Развитие ассоциативной психологии в Англии: Д. Беркли, Д. Юм.
| Хабибуллина Регина Ринатовна
| Развитие ассоциативной психологии в Англии: Дж. Миль, Д. Ст. Миль.
| Хусаиншина Алия Юнесовна
| Развитие ассоциативной психологии во Франции: Э. Кондильяк, Ж. Ламетри.
| Шубенкова Елена Алекс
| Развитие ассоциативной психологии во Франции: Д. Дидро, П. Гольбах, К. Гельвеций.
|
| Развитие ассоциативной психологии в Германии: X. Вольф, И. Кант, И. Гербарт.
|
| Факторы, способствующие преобразованию психологии в самостоятельную науку.
|
| Развитие нервно-мышечной физиологии и рефлекторной теории: Я. Сваммердам, Г. Бургав, А. Галлер, Ч. Белл, Ф. Мажанди.
|
| Революция в биологии: Ч. Дарвин. Значение эволюционных идей в биологии для психологии.
|
| Ф. Гальтон: зарождение психологии индивидуальных различий.
|
| Роль психиатрии в становлении психологии.
|
| Первые экспериментальные разделы психологии: психофизика, психометрия, психодиагностика.
|
| Дифференциация психологии на различные психологические школы.
|
| Первые психологические школы: ассоцианизм, структурализм, функционализм.
|
| Бихевиоризм как одна из основных психологических школ.
|
| Психоанализ как одна из основных психологических школ.
|
| Гештальтизм как одна из основных психологических школ
|
| Эволюция психологических школ и направлений: необихевиоризм, неофрейдизм и др.
|
| Возникновение и развитие когнитивной психологии.
|
| Возникновение и развитие гуманистического направления в психологии.
|
| Возникновение и развитие генетической психологии.
|
| Развитие отраслей в психологии: психология развития, этнопсихология, социальная психология.
|
| Роль России в формировании мировой психологической мысли.
|
| Две тенденции в развитии психологической науки в России.
|
| Роль социальной ситуации в развитии российская психология во второй половине XIX века.
|
| Методологические дискуссии 20 - 30-х годов в советской психологии.
|
| Развитие психологии в годы Великой Отечественной войны и в послевоенный период.
|
| Становление культурно-исторической психологии в России.
|
| Проблема личности и ее разработка в отечественной психологии: Д.Н. Узнадзе. С.Л. Рубинштейн, Б.Г. Ананьев, А.Г. Ковалев, К.К. Платонов, В.М. Мясищев, А.Н. Леонтьев.
| Основная литература: Ждан, А.Н. История психологии : От Античности до наших дней : учебник для вузов / А.Н. Ждан. - Изд. 7-е, испр. и доп. - М.: Академический проект; Фонд «Мир», 2007. - 576 с.
Марцинковская, Т.Д. История психологии: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Т.Д. Марцинковская. - М. : Издательский центр «Академия», 2006. - 544 с.
Дополнительная литература: Анцыферова, Л.И. Материалистические идеи в зарубежной психологии/Л.И. Анцыферова. - М.: Наука, 1974.-359 с.
Большакова, В.В. Очерки по истории русской психологии (XIX -начала XX вв.). Часть 1. Проблема формирования личности / В.В. Большакова. - Нижний Новгород: Изд-во Волго-Вятского кадрового центра, 1994.-160 с.
Вопросы к экзамену по дисциплине
«Основы реабилитационной работы»
Реабилитация. История становления реабилитационной работы. Актуальность реабилитационной работы.
Виды и задачи реабилитационной работы.
Цель реабилитационной работы.
Варианты реабилитации.
Основные задачи реабилитации.
Основы реабилитации.
Принципы реабилитации.
Психическая реабилитация.
Основные психологические факторы, определяющие психологическое состояние больных.
Методы психологической реабилитации.
Психокоррекция, общее понятие о коррекции.
Виды психокоррекции: убеждение и внушение.
Виды психокоррекции: подражание и подкрепление.
Основные подходы психокоррекции в педагогической практике.
Реабилитационные центры.
Психическое здоровье и его критерии.
Методы реабилитации средствами физической культуры.
Реабилитация участников чрезвычайных ситуаций.
Методы исследования посттравматического стресса и расстройства. Влияние травматического стресса на человека и его последствия.
Особенности реабилитационной работы при посттравматическом стрессовом расстройстве.
Методы аутогенной тренировки.
Использование музыкальных средств в реабилитации.
Использование цвета и других приемов в работе психолога.
Учет неречевых средств общения в реабилитационной работе.
Составление программы реабилитационной работе.
Жесты и мимика и их учет в реабилитационной работе.
Приемы групповой психокоррекции.
Приемы индивидуальной психокоррекции.
Осуществление этической ориентации при проведении реабилитационной работе, формирование этической компетентности.
Методы арттерапии.
Критерии психического и социального здоровья.
Самооценка здоровья: биологический, психический, социальный уровни.
Методы изучения психического здоровья.
Модель здоровой личности как важный психологический аспект реабилитационной работы.
Вопросы составила к.психол.н. Л.Ф. Чукмарова
|