Программа дисциплины Тем Психология труда как наука




Скачать 357.72 Kb.
НазваниеПрограмма дисциплины Тем Психология труда как наука
страница1/4
Дата публикации27.06.2013
Размер357.72 Kb.
ТипПрограмма дисциплины
zadocs.ru > Психология > Программа дисциплины
  1   2   3   4
Программа дисциплины
Тема1. Психология труда как наука.

1.1. Предмет, задачи, история наук о труде. Психология труда как наука и как неспецифическая отрасль знаний. Обыденные представления о труде и психике. Предмет психологии труда как условия, пути и методы научно обоснованного решения практических задач в области функционирования и формирования человека как субъекта труда. Место психологии труда среди других наук о труде. Области работы специалиста по психологии труда. История науки о труде. Концепция научного управления Ф.Тейлора. Индустриальная психотехника Г. Мюнстерберга. Гуманистическое направление менеджмента. Школа человеческих отношений. Исследования Элтона Мейо. Системный и ситуативный подход в менеджменте. Концепции креативной организации. Развитие индустриальной психотехнике в нашей стране. Коллективная рефлексология В.М.Бехтерева. Развитие психологии труда, инженерной психологии и эргономики во 2 половине 20 века в нашей стране.

1.2. Обзор психологических регуляторов труда. Человеческая психика как основной регулятор труда. Психический образ как регулятор трудовых действий и операций. Группы образов, выступающие регулятора труда. Образы объектов как регуляторы труда. Чувственные, репрезентативные и отвлеченные образы. Образы субъекта как регуляторы труда. Я – образы и обобщенные Я- образы. Образы субъект-субъектных и субъект-объектных отношений как регуляторы труда. Потребности. Эмоции. Характер. Мировоззрение. Психологические признаки труда. Сознательное предвосхищение социального ценного результата: гностический, социальный и аффективный компоненты. Сознание обязательности достижения социально фиксированной цели: когнитивный и эмоциональный компоненты. Сознательный выбор, применение, совершенствование и использование средств труда: гностический, операторский и эмоциональный компоненты. Осознание межлюдских производственных зависимостей и созависимостей: когнитивный и аффективный компоненты. Индивидуальная психологическая структура труда.

1. 3. Структура трудового поста. Эргатические функции. Трудовой пост и рабочее место. Трудовой пост как ограниченная область приложения сил человека, рассчитанная на создание чего-либо ценного для общества. Рабочее место как ограниченное место непосредственной деятельности человека. Структура трудового поста: цели труда, предмет труда, система профессиональных обязанностей, система прав работника, средства труда, условия труда. Общая характеристика целей труда. Цели труда как представления о конечном результате труда, закрепленные в обществе посредством образцов работы, изображений, описаний, или формулировки общих требований к ним. Субъективные и объективные цели. Общая характеристика предмета труда. Предмет труда как исходный материал четко и определенно заданный документами или традициями. Классификация средств труда. Средства труда как любые реальности дающие возможность человеку взаимодействовать с предметом труда сообразно цели труда. Внешние предметные средства труда. Средства познания мира: приборы дающие изображение, приборы дающие знак и приборы обрабатывающие информацию. Средства воздействия на мир: средства воздействия на природные и на социальные системы. Внешние функциональные средства труда: выразительные аспекты поведения и сам организм. Внутренние средства труда: вербальные и невербальные. Внешние условия труда: социальные, информационные, витальные. Внутренние условия труда: здоровье, функциональное состояние, настроение, характер, отношение к труду работника. Эргатические функции как любые процессы активности человека и машины, упорядоченные в соответствии с целями и обстоятельствами труда. Трудовые функции и функции средств труда. Функции духовного производства: построение идеологии, построение перспектив ближайшего развития общества, целеполагание, накопление истинных знаний, накопление эмоционального опыта, построение смыслов человеческой деятельности. Функции производства упорядоченности социальных процессов: построение общественных норм и правил, построение социальной коммуникации и власти, построение тактических и стратегических планов деятельности, защита эргатической системы. Функции производства полезных действий обслуживания и самообслуживания: построение системы жизнеобеспечения субъекта труда, построение средств стабилизации, восстановления, обучения, лечения. Функции материального производства: оперативно-гностические и оперативно-практические.

Основная литература: 1, 2, 3, 4 (см. п. 8.2. Рекомендуемая основная литература)

Дополнительная литература: 3, 4, 8, 9 (см. п. 8.3. Рекомендуемая дополнительная литература)
Тема 2. Методы психологии труда.

2.1. Наблюдение и беседа как методы исследования. Методы беседы, анамнеза. Наблюдение как специально организованное установление фактов, опирающееся на функции органов чувств человека и не предполагающее создания специальных условий для провоцирования наблюдаемых процессов. Метод беседы. Метод анамнеза. Некоторые методики наблюдения. Трудовой метод

2.2. Измерительные методы исследования. Тесты. Эксперимент. Измерение в психологии труда. Тесты как стандартные измерительные методики. Применение опросных методов в психологии труда. Ограничения метода тестов. Метод экспертных оценок. Индивидуальная психологическая экспертиза. Метод анализа продуктов деятельности. Эксперимент как метод активного исследования. Эксперименты, применяющиеся в психологии труда. Эксперименты Ф. Тейлора. Эксперименты Э. Мейо. Эффект Хотторна.

2.3 Преобразующие методы психологии труда. Преобразующие методы труда как методы, связанные с вторжением в психику человека. Методы манипулирования людьми. Методы использования и формирования субъектных факторов труда. Методы активации профессионального и личностного самоопределения. Тренинги в психологии труда, акмеологии и инженерной психологии. Профориентационные игры. Игровые профориентационные упражнения. Проблема активизации, активности и самоактивности клиента.

Основная литература: 1, 2, 3, 4.

Дополнительная литература: 10,11,12, 17, 21.
Тема 3. Соотнесение человека и труда.

3.1. Основные способы соотнесения человека и труда. «Золотое правило» психологии труда. Установление взаимного соответствия человека как субъекта труда и социально фиксированных требований трудового поста. 12 способов соотнесения человека и труда. Отбор людей: естественный профотбор, профотбор с отсечением неподходящих, гуманистический подход к проботбору с обязательных предоставлением вакансий всем. Подбор профессий: самостоятельное профессиональное самоопределение, жесткая расстановка кадров, профконсультация. Формирование нужных профессиональных качеств – обучение: профессиональное самообразование, целенаправленное формирование нужных качеств без учета интересов человека, специальное образование. Создание новых профессий: самостоятельная рационализация, создание средств труда с позиций вытеснения человека, специальное проектирование и создание средств труда в помощь человеку.

3.2. Психологический отбор и оценка персонала. Методы оценки персонала. Признаки соответствия человека работе. Объективный признак – успешность работы. Субъективный признак – удовлетворенность человека избранным трудом. Неосознаваемый признак – преобладание у человека благоприятных функциональных состояний. Рекрутинг и найм персонала. Сопоставительный анализ технологий работы кадровых служб и рекрутинг –агентств. Описание позиции. Проведение стандартного структурированного интервью. Примерные вопросы для интервью. Методы оценки персонала. Интервью. Анализ письменных документов. Тестирование. Проверка рекомендаций. Приоритетность оцениваемых качеств: внешний вид, презентационные навыки, мотивация, опыт работы и образования, интеллект, профессиональные знания и навыки, личностные характеристики, потенциал роста, результаты трудовой деятельности, работоспособность и здоровье, соответствие корпоративной культуре. Схема интервью с кандидатом: приветствие, снятие напряжения; выяснение личных, семейных и социальных характеристик; путь образования; профессиональное развитие и квалификация; информация кандидата о предпринимательстве, отделе, рабочем месте; предложения по работе, окончание разговора и принятие решения.

3.3. Профориентация и профконсультирование в России. Профессиональная информация, профессиональная консультация, профессиональный подбор, профессиональный отбор, профессиональная адаптация, психологическая поддержка. Пригодность человека к работе, три степени пригодности: годен, условно годен, непригоден. Основные компоненты пригодности человека к работе по Е.А. Климову. Гражданские качества: идейность, моральный облик, ответственность, справедливость. Отношение к труду, интересы и склонности. Дееспособность общая. Частные способности. Навыки, знания, опыт. Концепции профессионального развития личности. Традиционный подход (исследование клиента, исследование профессии, сопоставление информации).

3. 4. Особенности профессионального консультирования разных групп населения. Психологическая профориентация и профконсультация школьников. Время начала профориентационной работы. Типичные факторы, которые необходимо учитывать при консультировании школьника. Личный профессиональный план. Выраженность склонностей. Качество способностей. Активная позиция родителей. Реальное влияние товарищей. Информированность оптанта о мире профессий. Запросы и уровень притязаний. Половые и гендерные аспекты выбора профессии. Перечень тяжелых и вредных работ для женщин. Особенности способностей и личностных качеств мужчин и женщин. Типично мужские и типично женские профессии. Психологическое консультирование и помощь безработным. Теория конкурентных преимуществ М. Портера, рассматривающая человека на рынке труда с точки зрения его конкурентоспособности. Методы карьерного консультирования.

Основная литература: 1, 2, 3, 4

Дополнительная литература: 3, 4, 6, 15, 16.
Тема 4. Психологическое профессиоведение

4.1. Классификации профессий в современном профессиоведении. Концепция Дж. Холланда: реалистически –прагматичный, исследовательский, артистически-художественный, социальный, предпринимательски- инициативный, адаптационный- профессиональные типы личности. Классификация Е.А. Климова. Первый ярус классификации по предмету труда: типы профессий: человек-человек, человек-природа, человек-техника, человек –художественный образ, человек –знак. Второй ярус по цели труда: гностические (товаровед), преобразующие (токарь), изыскательские (летчик-испытатель). Третий ярус – по средствам труда: профессии ручного труда, машинно-ручного труда, автоматизированного труда, функциональных средств труда (внешних и внутренних). Четвертый ярус – по условиям труда: работа в комнатных условиях, работа на открытом воздухе, работа в необычных условиях, работа в условиях повышенной материальной ответственности.

4.2. Типы профессиограмм. Определение профессии как области в которой человек осуществляет свои трудовые функции, как общности людей, как образования, как конкретной ставки. Профессиограмма как описание профессии. Профессиограмма для общего проф.просвящения молодежи. Профессиограмма для подбора специалистов. Профессиограмма для работы специалиста. Структура профессиограммы для общего профпросвящения молодежи. Актуальность профессии. Обязанности работника: профессиональные знания и профессиональные умения. Общие требования к работнику: наличие образования, наличие дополнительного образования, требования к внешнему облику полу и физическим данным. Желательные психологические качества работника. Дополнительные пожелания к работнику. Перспективы карьерного роста: где можно получить профессию и где продолжить образование.

Профессиограмма вакантной должности. Описание деятельности: требования к образованию, требование к опыту работы, подробное описание или алгоритм деятельности. Описание условий деятельности: технология, оборудование вознаграждение; социальные и физические условия труда; информация о возможных несчастных случаях, ошибках, текучести кадров. Описание требований к человеку включенному в эту деятельность: медико-биологические требования, демографические требования, особенности личности, познавательно-психической деятельности.

Основная литература: 1, 2, 3, 4

Дополнительная литература: 1 , 3, 5, 6, 13, 17, 21.
Тема 5. Психология трудовой мотивации.

5.1. Теории мотиваций. Основные понятия теории мотивации. Значение труда для личности. Теория потребностей А. Маслоу и практика менеджмента. Двухфакторная теория трудовой мотивации Ф. Герцберга. Концепция «Гуманизации труда». Концепция трудовой мотивации Д. Мак-Аткинсона. Исследование отношения к труду в трудах отечественных ученых. Методы диагностики мотивационно-смысловых образований личности.

5.2. Особенности мотивирования профессионала. Мотивирование людей к труду. Труд как удовлетворение потребностей. Правильный выбор профессий как основа удовлетворенности человека трудом. Развитие потребности в труде и работоспособности в детстве и подростковом возрасте. Экономические мотиваторы к труду. Структурно-динамические (карьерные) пути мотивации. Внекарьерные пути мотивации. Психологические и социально-психологические пути мотивации человека к труду. Уровень достижений и уровень притязаний. Ориентация на успех и избегание неудачи. Локус контроля.
Основная литература: 1, 2, 3, 4

Дополнительная литература: 1, 4, 9,15, 18
Тема 6. Развитие и формирование человека как субъекта труда.

6. 1. Стадии профессионального роста человека. Структура человека как субъекта труда. Отношение к человеку как к субъекту. Теории субъекта. Становление человека как субъекта. Правильный выбор профессии. Постоянное повышение мастерства. Мотивация. Уровень деяний. Уровень действия. Уровень макроэлементов действия. Уровень микроэлементов действия.

Девять стадий профессионального становления и развития человека. Допрофессиональное развитие: стадия предигры, стадия игры, стадия учебной деятельности (7-12 лет). Развитие в период «выбора профессии»: стадия оптанта (12 – 16-18 лет) – поиск своего предназначения. Развитие в период профессиональной подготовки и дальнейшего развития в профессии: стадия адепта – профессиональная учеба, стадия адаптации – молодой специалист, стадия интернала – специалист, стадия мастера, стадия авторитета (профессионал имеет награды, публикации, высшую категорию), стадия наставничества.

6.2. Нормальное профессиональное развитие и формы профессиональных деформаций. Стадии цикла профессионализации. Критерии зрелой личности и формы организации труда. Противоречия и кризисы профессионального развития личности. Синдром «эмоционального выгорания». Профессиональная адаптация и дезадаптация в экстремальных трудовых условиях.. Особенности нормального профессионального развития. Признаки профессиональной деформации личности. Методы исследования развития личности профессионала.

6.3. Профессионально-важные качества личности, способы их диагностики и развития. Функциональное развитие человека как субъекта труда. Формирование и оценка профессиональных знаний. Формирование и оценка профессиональных умений и навыков. Проблема переноса упражнений. Общетрудовые и специальные умения и навыки. Обучаемость умениям и прогноз профпригодности. Психологические критерии эффективных тренажеров. Опыт развития профессионально-важных качеств и современные направления профессионального тренинга. Методы обучения, используемые в работе с персоналом.

Основная литература: 1, 2, 3, 4.

Дополнительная литература: 1, 8, 18, 20.

Тема 7. Основы профессионального самоопределения

8.1. Понятия профессиональное и личностное самоопределение. Карьера и профессиональный выбор. Основные направления профориентации. Общее представление о "карьере". Профессиональное самоопределение как поиск смысла в трудовой деятельности. Сущность профессионального самоопределения. Основные задачи профессионального самоопределения и уровни их решения. Варианты смысла самоопределения (К. Маркс, В. Франкл, Дж. Ролз). Стремление к элитарности. Личное достоинство как высшее (элитное) проявление субъектности в труде. Самоуважение и чувство собственного достоинства как "первичное благо" (Дж. Ролз). Основные группы задач профессионального самоопределения. Главная (идеальная) цель профессионального самоопределения. Психологические "пространства" профессионального и личностного самоопределения. Ориентировочная основа действий самоопределяющегося человека. Жизненные сценарии и жизненные стратегии (Э. Берн). Типологии профессионального и личностного самоопределения.

8.2. Типы и уровни профессионального самоопределения. Уровни реализации имеющихся возможностей. Уровни возможностей самоопределения. Основные методы профориентации. Общее представление о практической профориентационной методике. Информационно-справочные методы. Методы профдиагностики, профотбора и профподбора. Методы морально-эмоциональной поддержки. Методы помощи в принятии решения. Методы активизации профессионального самоопределения. Характеристики активизирующей профконсультационной методики. . Основные стратегии организации профориентационной помощи. Типы профконсультаций. Допустимые (желательные) и нежелательные стратегии профконсультационной помощи.

^ Основная литература: 1, 2, 3, 4.

Дополнительная литература: 1, 6, 17, 21

3. Тематика и планы семинарских и практических занятий (Всего 18 часов)
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа дисциплины Тем Психология труда как наука iconПрограмма Программа учебной дисциплины «Юридическая психология»
России. Изучение специальной дисциплины «Юридическая психология» имеет цель вооружить студентов системой психологических знаний,...

Программа дисциплины Тем Психология труда как наука iconЗакон неопределенности отклика. Другая его формулировка закон зависимости...
«психология труда» психология трудовой деятельности, профессиональный отбор, проф. Ориентация, безопасность труда, режимы труда и...

Программа дисциплины Тем Психология труда как наука iconРабочая программа учебной дисциплины социальная психология по специальности 020400 «Психология»
Безносов Д. С., Заварзина Л. В., Трофимов А. Б. Социальная психология: Учебная программа по специальности 020400 – «Психология» Под...

Программа дисциплины Тем Психология труда как наука iconПрограмма дисциплины «Психология общения»
Для студентов, специализирующихся по социальной психологии, этот курс является базовым для последующих спецкурсов по проблематике...

Программа дисциплины Тем Психология труда как наука iconРабочая программа дисциплины «Психология и педагогика (высшей школы)»
При освоении этой дисциплины аспирантам необходимы знания, полученные при изучении таких учебных дисциплин подготовки бакалавров,...

Программа дисциплины Тем Психология труда как наука iconОглавление
Слово «психология» в переводе с древнегреческого буквально означает «наука о душе» (psyche — «душа», logos — «понятие», «учение»)....

Программа дисциплины Тем Психология труда как наука icon1. Если сформулировать обобщенно предмет психологии, то можно сказать,...
Задача психологии – ставить эксперименты и наблюдать за тем, что можно непосредственно увидеть, а именно – поведение, поступки, реакции...

Программа дисциплины Тем Психология труда как наука iconОсновная образовательная программа «Экономика» учебно-методический...
Профили подготовки: «Экономика предприятий и организаций, Бухгалтерский учет, анализ и аудит, Экономика труда»

Программа дисциплины Тем Психология труда как наука icon1 Психология как наука. Предмет, задачи и структура современной психологии....
...

Программа дисциплины Тем Психология труда как наука iconЛекция №1 Валеология – наука о здоровом образе жизни Современные...
Психология (греч psuche -душа + logos наука) наука о закономерностях, развитии и формах психической деятельности

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов