Практическое занятие 4 (10.06.13)
Теория воспитания (2 час.)
План занятия Сущностные характеристики и направления воспитания. Гражданское, нравственное, трудовое воспитание и профориентация, эстетическое и физическое воспитание.
Закономерности и принципы процесса воспитания.
Методы воспитания: методы формирования сознания, методы формирования поведения, методы педагогического стимулирования и коррекции.
Приёмы и средства педагогического воздействия на личность и условия их применения
Коллектив как объект и субъект воспитания. Управление развитием детского коллектива.
Семья как субъект педагогического взаимодействия и социокультурная среда формирования личности. Функции и типы семей: полные, неполные, нуклеарные, малодетные, многодетные.
Тактики семейного воспитания. Проблемы и дисфункции современной семьи.
^ Подготовьте подборку педагогических ситуаций, отражающих методы воспитания. В конце каждого описания каждой педагогической ситуации укажите методы воспитания, которые отражены в данной педагогической ситуации. Подборка должна включать не менее трех педагогических ситуаций.
Список основной литературы
Бордовская, Н.В. Психология и педагогика / Н.В. Бордовская, А.А. Реан. – СПб, 2001
Григорович, Л.А. Педагогика и психология / Л.А. Григорович, Т.Д. Марцинковская. – М, 2003
Крысько, В.Г. Психология и педагогика / В.Г. Крысько. – М, 2004
Педагогика /Под ред. П.И. Пидкасистого. – М, 1998
Педагогика /В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. – М, 1998
Психология и педагогика: Учебное пособие для вузов /Под ред. А.А. Радугина. – М, 1996
Психология и педагогика: Учебное пособие /Под ред. А.А. Бодалева, В.И. Жукова, Л.Г. Лаптева, В.А. Сластенина. – М, 2002
Степанов Е.Н., Лузина Л.М. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. – М., 2002.
Столяренко А.М. Психология и педагогика: Учебное пособие для вузов. – М, 2004
^ Азаров Ю.П. Семейная педагогика. – М., 1993
Акимова М.К. Индивидуальность учащегося и индивидуальный подход. –М., 1992
Алексеева Л. Родительские собрания //Директорский клуб. – 2004. - №1.
Андреева Г.М. Социальная психология. – М., 1996
Буянов М.И. Ребенок из неблагополучной семьи: Записки детского психиатра. – М., 1988
Волынкин В.И. Педагогика в схемах и таблицах. – Ростов-на-Дону, 2007.
Галагузов А.Н., Галагузова М.Л. Социально-педагогические задачи: учебное пособие для студентов. – М., 2008.
Галузинский В.М. Индивидуальный подход в воспитании учащихся. – Киев, 1982.
Гонеев А.Д. Основы коррекционной педагогики / Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Академия, 2002.
Иванов А.В. Современный подход к содержанию деятельности классного руководителя и развитию его педагогической культуры. – М., 2005
Иванцова А. Диагностика воспитательных возможностей семьи //Организация воспитательной работы в школе /Сост. Г.С. Семенов. – М., 2002
Казакина М.Г. Ценностные ориентации школьников и их формирование в коллективе. Л., 1989.
Ковалев С.В. Психология современной семьи. – М., 1988
Кон И.С. Ребенок и общество. – М., 1988.
Корчак Я. Как любить ребенка. – М., 1990
Кукушин В.С. Теория и методика воспитательной работы. – Ростов н/Д. – 2002.
Кумарин В.В. Коллектив – среда обитания школьников // Педагогика. - 1994. - № 4.
Мудрик А.В. Социальная педагогика: Учеб. для студентов пед. вузов / А.В. Мудрик / Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Академия, 2000.
Очерки о развитии детей, оставшихся без родительского попечения /Под ред. М.Н. Лазутовой. – М., 1995
Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б.М. Бим-Бад. – М., 2003.
Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. – М., 1982
Соловейчик С.Л. Педагогика для всех: Книга для будущих родителей. – М., 1979
Степанов С.С. Психологический словарь для родителей. – М., 1996
Сухомлинский В.А. Родительская педагогика. – М., 1978
Фридман Л.М., Пушкина Т.А., Каплунович И.Я. Изучение личности учащегося и ученических коллективов. - М., 1988.
Хоментаукас Г.Т. Семья глазами ребенка. – М., 1989
Чудновский В.Э. Воспитание способностей и формирование личности. – М., 1986
Щекина С.С. Аксиология семьи и детства: программа экспериментального исследования //Педагогическая культура Европейского Севера: Эксперимент в сфере образования /Отв. ред. О.Ю. Образцова. – Арх-ск, 2002.
Практическое занятие 5 (13.06.13)
Теория обучения (2 час.) ^ Сущность процесса обучения, его двусторонний характер, движущие силы.
Структура процесса обучения и его компоненты: целевой, содержательный, стимулирующе-мотивационный, операционно-деятельностный, контрольно-регулировочный, оценочно-результативный.
Взаимосвязь закономерностей и принципов процесса обучения. Система дидактических принципов и их характеристика: системности и систематичности обучения, наглядности обучения, самостоятельности и активности в обучении, сознательности в обучении и др.
Сущность и содержание понятий «образование», «содержание образования», «непрерывное образование». Основные уровни непрерывного образования.
Методы обучения, их типология: наглядные, словесные и практические, индуктивные и дедуктивные, репродуктивные и проблемно-поисковые, методы стимулирования учащихся в учебном процессе и методы формирования познавательного интереса.
Формы организации учебной деятельности, их типология и сущность.
Условия выбора методов и форм обучения
^ 1. Составьте картотеку методов обучения в рамках одной из классификаций. Укажите название, автора и основания для классификации методов обучения. Содержание метода раскройте по возможной схеме:
а) дидактическая функция метода;
б) формы метода;
в) условия выбора метода;
г) правила использования метода в обучении.
На каждой карточке укажите ссылки на страницы источника, приложите список литературы. Список основной литературы
1. Бордовская, Н.В. Психология и педагогика / Н.В. Бордовская, А.А. Реан. – СПб, 2001
2. Григорович, Л.А. Педагогика и психология / Л.А. Григорович, Т.Д. Марцинковская. – М, 2003
3. Загвязинский В.И. Теория обучения: Современная интерпретация. М., 2004.
4. Крысько, В.Г. Психология и педагогика / В.Г. Крысько. – М, 2004
5. Педагогика /Под ред. П.И. Пидкасистого. – М, 1998
6. Педагогика /В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. – М, 1998
7. Психология и педагогика: Учебное пособие /Под ред. А.А. Бодалева, В.И. Жукова, Л.Г. Лаптева, В.А. Сластенина. – М, 2002 ^ 1. Астафьев Б.Г. Сущность процесса обучения. – СПб., 2005
Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. – М., 1980.
Бондаревская Е.В. Теория и практика личностно-ориентированного образования. – Ростов н/Д. – 2000.
Ибрагимов Г.И., Гребенюк Т.Б. Алгоритм выбора методов обучения // Среднее специальное образование. - 1990.- № 5.
Иванов М.А. Активные методы обучения // Среднее специальное образование.-1998.-№ 8
Ильин Е.Н. Рождение урока.-М, 1986
Ильясов И. Критическое мышление организации процесса обучения. //Директор школы, 1995, №2.
Коул М., Скибнер С. Культура мышления: Психологический очерк. – М., 1977
Коротаева Е. Хочу, могу, умею! Обучение, погруженное в общение. –М., 1997.
Коротов В.М. Как спланировать учебное занятие.-Белгород, 1996
Культура современного урока /Под ред. Н.Е. Щурковой, -М., 1997.
Лекалова Н.П. Психодиагностика трудностей в обучении и их преодоление //Вопросы психологии. – 1998. - № 5
Лернер И.Я. Учебный предмет, тема, урок. М., 1989.
Лийметс Х.Й. Групповая работа на уроке. –М., 1975.
Лихачев Б. Курс лекций. – М., 1999. – С. 63-71.
Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. – М., 1986.
Новые методы и средства обучения / Под ред. А.А.Вербицкого - М, 1994.
Оконь В. Введение в общую дидактику. –М.: Высшая школа, 1990.
Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б.М. Бим-Бад. – М., 2003.
Смирнов С.Д. Педагогические теории, системы, технологии: учебное пособие. – М., 1999.
Теоретические основы процесса обучения /Под ред. В.В. Краевского, И.Я. Лернера. – М., 1989.
Чередов И.М. Формы учебной работы в школе. –М.,1987.
Чернилевский Д.В., Филатов О.К. Инновационные подходы к организации обучения. //Специалист, 1997, №2.
Практическое занятие 6 (14.06.13)
Управление образовательными системами (2 час.) ^ 1. Сущностные характеристики понятий «управление», «управление образованием», «система образования», «педагогический менеджмент»
2. Система образования в РФ. Структура системы образования.
3. Основные принципы государственной политики в области образования.
4. Образовательные учреждения, их типы
5. Принципы управления образовательными системами
6. Методы, приемы, средства управления образовательными системами. Обязательные задания для самостоятельной работы
Изучите документ «Закон об образовании РФ» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года (приложение) и подготовьте ваши комментарии и вопросы к нему.
Список основной литературы
Бирюкова Л.М. Основы управления педагогическими системами. Учебно-методические материалы. – Архангельск: Поморский государственный университет им. М.В. Ломоносова, 2002.
Закон Российской Федерации «Об образовании». – М., 2008
Педагогика: Учебник /Л.П. Крившенко, М.Е. Вайндорф-Сысоева и др.; Под ред. Л.П. Крившенко. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004.
Поташник М.М., Моисеев А.М. Управление современной школой (В вопросах и ответах). М.: Новая школа, 1997.
Селиванов В.С. Управление школой в России: Учеб. Пособие для студ. Учеб. Заведений. Смоленск, 2001.
Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Общая педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /Под ред. В.А. Сластенина. Ч.2 – М.: ВЛАДОС, 2002.
Шамова Т.И., Третьяков П.И., Капустин Н.П. Управление образовательными системами: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /Под ред. Т.И. Шамовой. – М.: ВЛАДОС, 2001.
^ Васильев Ю.В. Пед.управление в школе: методология, теория, практика. – М., 1990.
Внутришкольный контроль //Справочник организационно-методических и психолого-педагогических материалов – М., 1998, Ч.1., С.25.
Внутришкольное управление: вопросы теории и практики /Под ред. Т.И.Шамовой. – М., 1991.
Внутришкольное управление: теория и опыт педагогических и управленческих инноваций /Под ред. Н.В.Горбуновой. – М., Новая школа, 1995.
Вульфсон Б.Л. Управление образованием на Западе: тенденции централизации и децентрализации //Педагогика, №2, 1997.
Зверева В. Завучи – менеджеры: кто они? /Завуч, 1998, №1, С.42.
Кохно П.А. Менеджмент. М., 1993.
Лебедев О.Т., Каньковская А.Р. Основы менеджмента. С-Пб, 1997.
Менеджмент в управлении школой /Под ред. Т.И.Шамовой. – М.: МИП «НВ Магистр», 1992.
Моисеев А.М., Капто А.Е., Лоренсон А.В., Хомерики О.Г. Нововведения во внутришкольном управлении /Под общ. ред. А.М.Моисеева. – М.: Роспедагенство, 1998.
Орлов А.А. Мониторинг инновационных процессов в образовании //Педагогика, №3, 1996.
Педагогика. /Под ред.П.И.Пидкасистого. – М., 1996.
Пикельная В.С. Теоретические основы управления (Школоведческий аспект). М., 1990.
Поташник М.М. Оптимизация управления школой. М., 1991.
Права и обязанности участников образования //Граждановедение – 1997, №49-50, С.4-5.
Симонов В.П. Системный подход – основа педагогического менеджмента //Педагогика, 1994, №1.
Третьяков П.И. Управление школой по результатам: Практика педагогического менеджмента. – М., Новая школа, 1997.
Управление образовательными системами /под ред. В.С.Кукушина. –М.,2003.
Управление развитием школы /Под ред. М.М.Поташника. – М., 1995.
Управление современной школой /Под ред. М.М.Поташника. – М., 1992. |