21. Педагогический коллектив: особенности, структура, механизмы функционирования и развития. Управление педагогическим коллективом: классический и современный опыт




Скачать 77.15 Kb.
Название21. Педагогический коллектив: особенности, структура, механизмы функционирования и развития. Управление педагогическим коллективом: классический и современный опыт
Дата публикации02.08.2013
Размер77.15 Kb.
ТипДокументы
zadocs.ru > Психология > Документы
21. Педагогический коллектив: особенности, структура, механизмы функционирования и развития. Управление педагогическим коллективом: классический и современный опыт.
Педагогический коллектив - это коллектив педагогов школы, трудовой коллектив, имеющий определенные задачи, программу деятельности, создается для выполнения функции — образования учащихся. Педагогический коллектив учителей является частью общественного коллектива образовательного учреждения, куда входит составной частью ученический коллектив. При всем соответствии признакам любого коллектива педагогический коллектив школы в то же время имеет и свои специфические особенности.

^ Особенности педагогического коллектива:

1. Коллективный характер труда и коллективная ответственность за результаты педагогической деятельности. Индивидуальные усилия отдельных учителей, особенно на средней и старшей ступенях обучения, не принесут желаемых успехов, если они не согласованы с действиями других педагогов, если нет единства действий, требований в организации режима дня школы, в оценке качества знаний учащихся. Единство учителей может проявляться в ценностных ориентациях, взглядах, убеждениях, но это не означает, однако, однообразия в технологии педагогической деятельности. Такие педагогические ценности, как любовь к ребенку, желание научить его, уважение к личности, педагогическое творчество, оптимизм, общая и профессиональная культура, создают ту базу, на которой основывается единство действий учителей.

2. Другая особенность педагогического коллектива состоит в его высокой степени самоуправляемости. Основные принципиальные вопросы жизни и деятельности педагогического коллектива являются предметом обсуждения на различных уровнях управления. Подтверждение этому - деятельность совета школы, педагогического совета, методических комиссий, общественных организаций. Делегирование полномочий по вертикали рядовым учителям создает необходимые предпосылки для формирования положительного общественного мнения в коллективе, развития самостоятельности и инициативы. Как правило, функциональные обязанности членов педагогического коллектива, его руководителей четко определены, должностные инструкции обязательны для выполнения, отработаны формы контроля и самоконтроля.

3. Одна из особенностей педагогического коллектива - полифункциональность учительской профессии. Современный учитель одновременно выполняет функции учителя-предметника, классного руководителя, руководителя кружка или студии, общественного деятеля. Полифункциональность деятельности отдельных учителей определяет полифункциональность деятельности всего педагогического коллектива. Решая свои профессиональные задачи, педагогический коллектив выходит за пределы школы. Педагогизация окружающей социальной среды - формирование педагогической культуры родителей и общества в целом - становится неотъемлемой функцией педагогического коллектива.

4. К числу особенностей жизнедеятельности педагогического коллектива необходимо отнести также отсутствие временных рамок выполнения тех или иных видов педагогического труда. Это часто является причиной перегрузки учителей, недостатка необходимого свободного времени для профессионального роста, духовного обогащения.

5. Специфической особенностью педагогического коллектива является его преимущественно женский состав, что не может не влиять на характер взаимоотношений, возникающих в нем. Женские коллективы более эмоциональны, чаще подвержены смене настроений, более конфликтны, чем те педагогические коллективы, в которых в значительной части представлены мужчины. Однако нужно иметь в виду, что женщины по самой своей природе более предрасположены к воспитательной деятельности, более гибки в выборе приемов и способов педагогического воздействия.

^ Структура педагогического коллектива.

Исследования по психологии коллектива (А.И. Донцов, А.Н. Лутошкин, А.В. Петровский, А.Л. Свенцицкий и др.) дают обоснованную информацию о структуре коллектива. В частности, при социально-психологическом анализе коллектива выделяют формальную (официальную) и неформальную (неофициальную) организационные структуры. В этом случае под структурой понимаются относительно устойчивые взаимосвязи между членами коллектива.

^ Механизмы функционирования и развития.

Нормальное функционирование коллектива, его формальная организационная структура зависят от ряда условий. Результаты коллективного взаимодействия учителей определяются степенью организации совместной деятельности в рамках формальной структуры, координацией функций, наличием различного рода оперативных графиков, системой контрольных мероприятий за ходом и результатами учебно-воспитательного процесса, равномерным распределением общественных обязанностей. Развитие педагогического коллектива возможно там, где условием сплоченности коллектива выступает целевое единство, когда выполнение конкретных, частных задач подчиняется достижению общей цели деятельности.

^ Управление педагогическим коллективом: классический и современный опыт.

Современные представления о педагогическом коллективе как субъекте управления и саморазвития сложились под влиянием идей русских педагогов Л.Н. Толстого, К.Д. Ушинского, Н.И. Пирогова и других о взаимосвязи обучения и воспитания, о совместной деятельности педагогов и учащихся, о стремлении педагогов к самосовершенствованию.

1. В 1920-1930-е гг. (Н.К. Крупская, С.Т. Шацкий, А.С. Макаренко и др.) был инициирован поиск оптимальной модели педагогического коллектива, его саморазвития и самодвижения. Для разработки проблемы целей воспитания, формирования детского коллектива в отечественной педагогической науке была осознана необходимость интеграция воспитательных усилий учителей и проблема формирования коллектива-единомышленников была одной из важнейших задач педагогики и школы в 1920-1930-е гг..

"Должен быть коллектив воспитателей, - писал А.С. Макаренко, - и там, где воспитатели не соединены в коллектив и коллектив не имеет единого плана работы, единого тона, единого точного подхода к ребенку, там не может быть никакого воспитательного процесса".

2. Идеи развития и сплочения педагогического коллектива нашли практическое воплощение в педагогической системе В.А. Сухомлинского. Опыт Павлышской средней школы, подтвердил правомерность сформулированных им принципов коллективной организации деятельности учителей. Сухомлинский отмечал, что педагогический коллектив каждой конкретной школы имеет свои особенности.

В категориях науки управления (педагогический менеджмент) и системного подхода педагогический коллектив является управляющей системой, а ученический коллектив - управляемой. В гуманистическом подходе в условиях повышенного внимания к личности как субъекту деятельности и общения важно признать, что и педагогический, и ученический коллективы выступают субъектами управления и собственного саморазвития. Учительский коллектив в силу имеющегося огромного интеллектуального, воспитательного потенциала безусловно выступает субъектом воспитания не только по отношению к детскому коллективу, но и по отношению к самому себе. Субъект-субъектные отношения, складывающиеся в общешкольном коллективе, наиболее полно характеризуют современное состояние школы как воспитательной системы.

На характер организационной структуры коллектива определенное влияние оказывает его величина. В психологии доказано, что в небольших коллективах связи между его членами более прочные, устойчивые. По мере увеличения коллектива отношения между его членами приобретают все более официальный характер. В педагогическом коллективе, насчитывающем более 30 человек, как правило, возникают различные неформальные группы, объединенные по разным признакам: общности интересов, увлечений, совместному отдыху и др. Тем более они возникают в педагогических коллективах больших городских школ, насчитывающих от 50 до 100 человек и более. Особое значение приобретает проблема педагогических коллективов малокомплектных сельских школ, в которых может быть от 10 до 50 учащихся и от 3 до 10-12 учителей. Численность педагогического коллектива определяет характер руководства им. В небольших коллективах педагоги хорошо знают друг друга, отношения между ними отличаются стабильностью, но в таких коллективах ограничены возможности общения, взаимного обогащения. В больших коллективах складывается сложная структура взаимоотношений, они более подвижны, иногда даже конфликтны, но в таких педагогических коллективах большая вероятность появления ярких, неординарных личностей.

Педагогический коллектив с положительным социально-психологическим климатом отличается благоприятной морально-психологической атмосферой, дружелюбием, чувством долга и ответственности, взаимной требовательностью, бодростью, защищенностью его членов, управляемостью. Неслучайно поэтому Макаренко придавал большое значение мажорному тону (стилю) взаимоотношений в коллективе.

Руководитель учительского коллектива с сильной волей способен повести за собой остальных. Основными способами воздействия отдельного человека на коллектив и его социально-психологический климат являются убеждение, внушение, личный пример.

Основные показатели положительного социально-психологического климата (Е.С.Кузьмин, А.Г.Ковалев и др.). В одном случае в качестве таких показателей рассматриваются особенности межличностных, нравственных, эмоциональных, правовых взаимоотношений, в другом - выделяются наиболее общие характеристики эффективности коллективной деятельности.

К таким характеристикам относятся:

•  удовлетворенность членов коллектива своим пребыванием в коллективе, процессом и результатами труда;

•  признание авторитета руководителей, совмещающих признаки формальных и неформальных лидеров;

•  мажорное, жизнеутверждающее настроение в коллективе;

•  высокая степень участия членов коллектива в управлении и самоуправлении коллективом;

•  сплоченность и организованность членов коллектива;

•  сознательная дисциплина;

•  продуктивность работы;

•  отсутствие текучести кадров.

Данные признаки положительного социально-психологического климата вполне применимы к оценке педагогического коллектива. Социально-психологический климат оказывает положительное или негативное влияние на личность в силу сложившихся в нем норм отношений между людьми. В педагогическом коллективе, где сотрудничество, взаимопомощь, поддержка и уважение являются нормой взаимоотношений, опытный или начинающий учитель испытывают радость от совместного труда, желание находиться в таком окружении. Там же, где царят равнодушие, формализм или давление, член коллектива ощущает эмоциональную подавленность, отчужденность, а может быть, испытывает и стрессовые состояния, что ведет к снижению результатов профессиональной деятельности, к возникновению конфликтных ситуаций, к переходу в другой коллектив.

^ Социально-психологический климат представляет собой систему эмоционально-психологических состояний коллектива, отражающих характер взаимоотношений между его членами в процессе совместной деятельности и общения. Исходя из такого понимания социально-психологического климата, можно назвать его основные функции. Консолидирующая функция социально-психологического климата в педагогическом коллективе заключается в сплочении его членов, в объединении коллективных усилий, направленных на решение учебно-воспитательных задач. Стимулирующая функция состоит в создании "эмоциональных потенциалов" коллектива (А.Н. Лутошкин), его жизненной энергии, которая затем реализуется в педагогической деятельности. Стабилизирующая функция обеспечивает устойчивость внутриколлективных отношений, создает необходимые предпосылки для успешного вхождения в коллектив новых педагогов. Регулирующая функция проявляется в утверждении норм взаимоотношений, прогрессивно-этической оценке поведения членов коллектива.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

21. Педагогический коллектив: особенности, структура, механизмы функционирования и развития. Управление педагогическим коллективом: классический и современный опыт iconЯвляется частью научно-методической проблемы и разрабатывается она...
Тема Управление педагогическим коллективом в инновационном общеобразовательном учебном заведении

21. Педагогический коллектив: особенности, структура, механизмы функционирования и развития. Управление педагогическим коллективом: классический и современный опыт iconОсобенности функционирования медицинских организаций в условиях рынка
Рынок-в целом функционирует на трех основных принципах: взаимовыгодность, возмездностъ, эквивалентность. Для развития и функционирования...

21. Педагогический коллектив: особенности, структура, механизмы функционирования и развития. Управление педагогическим коллективом: классический и современный опыт iconЛекция 12-13. Тема: коллектив как объект и субъект воспитания 4 часа
Основные понятия: коллектив, признаки коллектива, функции коллектива; этапы развития коллектива, уровни формирования коллектива;...

21. Педагогический коллектив: особенности, структура, механизмы функционирования и развития. Управление педагогическим коллективом: классический и современный опыт iconХимизм и энергетика мышечного сокращения. Снефрон как морфофункциональная...
Механизмы фильтрации. Состав первичной мочи. Особенности кровообращения в почке. Л

21. Педагогический коллектив: особенности, структура, механизмы функционирования и развития. Управление педагогическим коллективом: классический и современный опыт iconГуманной педагогики московский городской педагогический университет
Двенадцатым Международным Педагогическим Чтениям «Манифест гуманной педагогики – путь в будущее»

21. Педагогический коллектив: особенности, структура, механизмы функционирования и развития. Управление педагогическим коллективом: классический и современный опыт iconАнтикризисное управление вид управления, при котором развиты механизмы...
Антикризисное управление – вид управления, при котором развиты механизмы предвидения и мониторинга кризиса, анализа его природы,...

21. Педагогический коллектив: особенности, структура, механизмы функционирования и развития. Управление педагогическим коллективом: классический и современный опыт iconВзаимодействие психолога со специалистами доу в условиях реализации фгт
Фгт в настоящее время становится психологическое сопровождение воспитательно-образовательного процесса. При этом важно, чтобы психологическая...

21. Педагогический коллектив: особенности, структура, механизмы функционирования и развития. Управление педагогическим коллективом: классический и современный опыт iconОсобенности функционирования исламских банков
Возникает потребность поиска новых решений с учетом банковской практики в других странах, причем наряду с классическими западными...

21. Педагогический коллектив: особенности, структура, механизмы функционирования и развития. Управление педагогическим коллективом: классический и современный опыт iconРешение социальных вопросов
Менеджмент (от англ. “management” — “управление, организация”) — система программно-целевого управления, перспективного и те­кущего...

21. Педагогический коллектив: особенности, структура, механизмы функционирования и развития. Управление педагогическим коллективом: классический и современный опыт iconПрограмма icu professional Coach (Master-Coach icta). Модуль Понятие...
Особенности коучинг-взаимодействия. Раппорт, прояснение, ответственность, баланс поддержка-фрустрация

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов