На вопрос, что такое личность, психологи отвечают по-разному, и в разнообразии их ответов, отчасти и в расхождении мнении на этот счет, проявляется сложность




НазваниеНа вопрос, что такое личность, психологи отвечают по-разному, и в разнообразии их ответов, отчасти и в расхождении мнении на этот счет, проявляется сложность
страница1/5
Дата публикации02.08.2013
Размер0.71 Mb.
ТипДокументы
zadocs.ru > Психология > Документы
  1   2   3   4   5
12. Психология ЛИЧНОСТИ

На вопрос, что такое личность, психологи отвечают по-разному, и в разнообразии их ответов, отчасти и в расхождении мнении на этот счет, проявляется сложность самого феномена личности. Концептуальное значение понятия личности многогранно - оно охватывает широкий спектр внутренних психических процессов, обусловливающих особенности поведения человека в различных ситуациях. Наиболее перспективной исходной позицией в отечественной психологии является понимание личности как реального деятельного человека - общественного индивида. Способом существования личности является деятельность, в которой личность и проявляется и формируется. В деятельности же индивид присваивает социальный опыт и формируется как личность. Следовательно, личностью мы можем назвать индивида, обладающего механизмом усвоения социального опыта.

Выделяют следующие свойства личности:

• личность - абстракция;

• личность не включает генотипические и физиологические особенности;

• личность — совокупность социальных качеств человека;

• способ существования - деятельность.

Индивид — это данный конкретный человек со всеми присущими ем) особенностями (один из людей). «Индивид, - как правильно указывает Е. В. Шорохова (1966), - обозначает человека как одного из людей, как носителя общих свойств, как некоторую единичность».

Человеком рождаются - личностью становятся. Новорожденный ребенок - это человеческий индивид, но еще не личность. В благоприятных условиях развития он станет личностью. Но детей, выросших за пределам: общества, и росших без изучения языка и социальных норм, часто невозможно отнести к личностям. Так же не определяются как личности индивиды, которые из-за генетических дефектов или вследствие какой-либо травмы ведут вегетативный образ жизни и не способны взаимодействовать с кем-либо. То же относится и к массовым убийцам и другим психопатам или социопатам (S. Hampson, 1995).

Личность - прижизненное системное образование, отражающее социальную сущность реального человека как сознательного субъекта познания и активного преобразователя мира. Индивидуальность - это личность в ее своеобразии (табл. 1). Это самое узкое по содержанию понятие. Оно содержит в себе лишь те индивидные и личностные свойства человека, такое их сочетание, которое отличает данного человека от других.

Индивидуальность человека может проявляться в особенностях его ума, чувств, воли по отдельности или вместе взятых. В житейском обиходе нередко приравнивают понятия «личность» и «яркая индивидуальность». С этой точки зрения личностью можно назвать только ярких, оригинальных, талантливых людей, которые оказывают сильное влияние на окружающих глубиной своих чувств, мыслей, поступков. Однако с позиций научной психологии личностью является каждый человек при условии достижения им определенного уровня развития.
Донаучные представления о личности. Философско-литературный период в истории психологии личности.
. Психология личности стала экспериментальной наукой в первые десятилетия нашего века. Ее становление связано с именами таких ученых, как А. Ф. Лазурский, Г. Олпорт, Р. Кеттел и др. Однако теоретические исследования в области психологии личности велись задолго до того времени, и в истории соответствующих исследований можно выделить, по меньшей мере, три периода: философско-литературный, клинический и экспериментальный.

Первый берет свое начало от работ древних мыслителей и продолжается вплоть до начала XIX века. Этот период можно разделить на следующие этапы:

Античность. Античные мыслители предполагали, что душа человека не может быть понята из нее самой. В их объяснениях ее генезиса и структуры обнаруживаются три направления поиска тех больших, независимых от индивида сфер, по образу и подобию которых трактовался микрокосм индивидуальной человеческой души.

^ Первое направление исходило из объяснения психики законами движения и развития материального мира. Здесь в качестве руководящей выступала идея об определяющей зависимости душевных проявлений от общего строя вещей, их физической природы.

^ Второе направление было создано Аристотелем. Оно ориентировалось не на природу в целом, а только на живую природу. Оно позволило трактовать психическое не как обитающую в теле душу, имеющую пространственные параметры и способную покидать организм, с которым она внешне связана, а как способ организации поведения живых систем.

^ Третье направление ставило душевную деятельность индивида в зависимость от форм, которые создаются человеческой культурой, а именно от понятий, идей, этических ценностей, которые представлены в виде особых духовных сущностей. Исследований не проводилось, психология входила в рамки философии.

Средневековье. Развитие арабояэычной науки (Ибн Сина и физиологическая психология); схоластика, томизм - засилье религии, теологическая психология; Возрождение: Ф. Бэкон и его идея методологии, исходившей из познания причин вещей с помощью опыта и индукции.

XVII век. Новую эпоху в развитии психологической мысли открыли концепции, вдохновленные триумфом механики (Р. Декарг - открытие рефлекса, противопоставление тела и души дуализм; Спиноза и попытки построить психологическое учение о человеке как целостном существе, духовно-телесном).

^ XVIII век. Развитие ассоцианизма как течения, объясняющего развитие психического мира человека (Гартли); солипсизма (Беркли), предполагающего отрицание любого бытия кроме сознания. Кант и его учение об источниках и принципах научного знания. Учение Канта, доказывая априорную целостность психического образа объекта, отвергало ассоцианизм, считавший первичным психические атомы, которые объединяются благодаря ассоциациям. Кант считал, что сознание изначально организовано, обладает структурой и способами построения своего материала.

^ Особенности периода

• психология находится в рамках философии;

• «наивная психология»;

• описательная психология;

• изучение вопросов о нравственной и социальной природе человека;

• первые попытки определения личности и того, что человек может назвать своим, личным.

^ Защитные механизмы личности.

. Защитные механизмы представляют собой особого рода психическую активность, реализуемую в форме специфических приемов переработки информации, которые могут предотвратить потерю самоуважения и избежать разрушения единства «образа Я». По преимуществу, психологическая защита носит деструктивный характер (табл. 52).

Охарактеризуем наиболее часто «работающие» психологические механизмы зашиты, как выявленные в психоанализе, так и описанные другими исследователями (Ф. В. Бассин, Ф. Е. Василюк, Р. М. Грановская, И. С. Кон).

Отрицание определяется как процесс устранения, игнорирования травмирующих восприятии внешней реальности. Этот механизм защиты обнаруживает себя в конфликтах, связанных с появлением мотивов, разрушающих основные установки личности; с появлением сведений, которые угрожают самосохранению, престижу, самоуважению. Основная формула отрицания: «нет опасности, этого нет»; «не вижу, не слышу» и т. д. В житейском обиходе подобный механизм обозначают как позицию страуса» (например, реакция на сообщение серьезного диагноза заболевания - отрицание, неверие в него).

Вытеснение — механизм избавления от внутреннего конфликта с помощью исключения из сознания неприемлемого мотива или нежелательной информации. Феномены забывания чего-либо очень часто связаны с вытеснением. Например, особенно неудобные для нас факты легко забываются.

Проекция - процесс приписывания (переноса) собственных чувств, желаний и личностных черт, в которых человек не хочет себе сознаваться из-за их неприемлемости, на другое лицо. Так, скупой склонен отмечать в других людях жадность, агрессивный - жестокость и т. п. Человека, постоянно при­писывающего другим собственные неблаговидные мотивы, называют ханжой.

Идентификация — защитный механизм, при котором человек видит в себе другого, переносит на себя мотивы и качества, присущие другому лицу. В идентификации есть и положительный момент - это механизм усвоения социального опыта. Эмоциональное сопереживание зрителя или читателя героям художественного произведения основано на механизме идентификации. Как защитный механизм идентификация применяется, когда индивидуум непроизвольно полностью или частично уподобляется другому, чтобы отвратить собственные желания или связанные с ними представления и аффекты, которые вызывают страх. Например, восьмилетняя девочка, которая охотно хотела бы играть со своими друзьями, но еще не сделала своего домашнего задания, идентификаторно перенимает поведение своего отца который ежедневно долгое время проводит за своим рабочим столом.

Регрессия - защитный механизм, посредством которого субъект стремится избежать внутренней тревоги, потерять самоуважение в Условиях повышенной ответственности с помощью тех способов поведения, Которые были адекватны на более ранних стадиях развития. Регрессия есть возврат человека от высших форм поведения к низшим. Инфантильность в поведении и отношениях - яркий феномен регрессии.

^ Реактивные образования - защитный механизм трансформации травмирующего мотива в свою противоположность. Например, безотчетная не имеющая разумных оснований, неприязнь к человеку может оборачиваться особой предупредительностью к нему, посредством которой субъект старается преодолеть собственные агрессивные чувства, и, напротив, нередко симпатия к человеку может демонстрироваться в формах, характерных для неприязненного отношения.

Рационализация - приписывание логических или благовидных оснований поведению, мотивы которого неприемлемы или неизвестны, как оправдание перед другими или перед собой своей несостоятельности. В частности рационализация связана с попыткой снизить ценность недоступного. Этот механизм называют еще «зелен виноград» (по известной басне И.А. Крылова «Лисица и виноград»).

Замещение - защитный механизм, связанный с переносом действия с недоступного объекта на доступный. Замещение разряжает напряжение, созданное нереализуемой потребностью, недостижимой целью.

^ Изоляция, или отчуждение - обособление и локализация внутри сознания травмирующих человека факторов. Доступ в сознание травмирующим чувствам блокируется, так что связь между определенным событием и его эмоциональной окраской не отражается в сознании. Явления «раздвоения (расщепления) личности» могут быть связаны с такой защитой. Как свидетельствуют клинические данные, дойник воплощает то, что чуждо первому «Я»: при этом разные «Я» могут ничего не знать друг о друге.

Сублимация. Отношение сублимации к защитным механизмам является спорным: некоторые психоаналитики считают сублимацию защитным механизмом, но выделяют, что она является сверх того индивидуальным критерием зрелости особого вида; она ведет к тому, что индивид отрекается от непосредственного и прямого удовлетворения влечений и, освобождаемая при этом энергия, переходит в распоряжение «Я» для культурной деятельности.

^ Прояснения психологической защиты:

• в действиях человека по сохранению привычного мнения о себе;

• в действиях по отторжению или изменению информации, воспринимаемой как неблагоприятная и разрушающая базовые представления о себе или о других.

Впервые защитные механизмы были выявлены 3. Фрейдом (1989); их специальное изучение связано с именем его дочери - А. Фрейд (1993).
^ Понятие развития личности

Закономерности развития личности с точки зрения эволюции порождающей ее системы.
Изменения, происходящие в ходе развития, могут быть количественными и качественными. Понятие роста относится скорее к количественному аспекту развития и включает:

  • физические изменения,

  • психические изменения индивида.

^ Признаки, указывающие на наличие процесса созревания (по Ю. Н. Карандашеву, 1996):

• аналогичность возникновения и протекания (у всех детей одна и та же последовательность развития);

• возникновение в строго определенном возрасте (с определенного возраста наблюдается резкое нарастание в развитии признака);

• нагоняемость (извне подавляемый прогресс, вызвавший отставание, в короткое время компенсируется ускоренным развитием);

• необратимость (однажды достигнутые шаги не теряются, сохраняясь на всю оставшуюся жизнь).

Также понятие созревания используют в переносном смысле (например, когнитивное созревание, моральная зрелость и т. д.).

Развитие происходит в трех областях: физической, когнитивной и психосоциальной (табл. 3).
Таблица 3

^ Область развития

Характеристика

Физическая

Включает рост и изменения тела человека. Сюда входят как внешние изменения, например, динамика роста и веса, так и внутренние: изменения костей и мышц, желез, мозга и органов чувств. К этой области также относятся физическое здоровье и двигательные навыки (например, ходьба, ползание, навыки письма)

Когнитивная

Включает психические процессы, имеющие отношение к мышлению и решению проблем. Охватывает изменения, происходящие в восприятии, памяти, рассуждении, творческом воображении и речи

Психосоциальная

Включает развитие личности и межличностных отношений. Эти две сферы развития взаимосвязаны и охватывают, с одной стороны, изменения Я-концепции, эмоции и чувств, а с другой - формирование социальных навыков и моделей поведения

Термин старение относится к биологическим изменениям, происходящим после прохождения точки оптимальной зрелости. При этом процессы старения не обязательно предполагают спад активности или изнашивание организма. Старение может повышать человеческую рассудительность и проницательность.
В эволюции существует два различных типа прогресса: биологический и морфофизиологический. Возникновение и прогрессивное развитие любой эволюционирующей системы обеспечивается благодаря процессам ее интеграции и дифференциации - синтезогенеза и сегрегациогенеза.

Синтезогенез - это путь увеличения числа потенциально возможных свойств, которые могут пригодиться системе при встрече с непредвиденными ситуациями. Наряду с синтезогенезом, в эволюции также идет процесс вычленения подсистем, входящих в системы, то есть процесс дифференциации систем. Появляются подсистемы - узкие специалисты обладающие возможностью делать одно и только одно дело, но зато делать его с самой высокой степенью эффективности. Этот путь систем характеризуете» как сегрегациогенез.

^ Соотношение среды и наследственности: схема двухфакторной детерминации личности.

К числу наиболее спорных вопросов в психологии личности относится вопрос о соотношении среды и наследственности. В психологии эта проблема фигурирует под разными названиями: соотношение среды и наследственности;

Выход из положения был найден в различного рода двухфакторных теориях детерминации развития личности.Существует три наиболее распространенных варианта двухфакторных теорий, или «концепций двойной детерминации развития» личности человека:

теория-конвергенции двух факторов. В.Штерн, предложивший эту теорию, считает, что личность выступает как продукт социальной среды, так и наследственных предиспозиций, которые достаются человеку от рождения. Социальный фактор (среда) и биологический фактор (диспозиции организма) приводят к возникновению нового состояния личности. Позиция В. Штерна приводит к дуализму - механистически сложенного биологического и социального в жизни человека - в понимании детерминант личностного развития;

теория конфронтации двух факторов. Эта теория выступила в психоанализе 3. Фрейда, а затем в индивидуальной психологии А. Адлера, аналитической психологии К. Г. Юнга, неофрейдистов Э. Фромма, К. Хорни и др. 3. Фрейд считал, что любая динамика и развитие жизни могут быть поняты, исходя из изучения двух принципов душевной деятельности - принципа стремления к удовольствию (избегания неудовольствия) и принципа реальности.

В соответствии с принципом реальности «душевный аппарат» человека вынужден считаться с реальными отношениями мира, а также стремиться преобразовать их. Благодаря «воспитанию» удается временно примирить те силы, которые сталкиваются из-за противоборства принципа реальности и принципа удовольствия. Если человек, побуждаемый либидозной энергией, стремится к получению удовольствия, то реальная социальная среда накладывает свои нормы, свои запреты, препятствующие достижению той или иной потребности.

С внешней стороны - это конфликт между культурой, обществом и влечениями личности. Во внутреннем плане - конфронтация биологического и социального обозначается 3. Фрейдом как изначальный конфликт между различными инстанциями личности «Сверх-Я» и «Оно»;

концепция взаимодействия двух факторов объясняет развитие личности как процесс активной и пассивной адаптации к социально-экономической ситуации.

(А. Г. Асмолов, 1990).
  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

На вопрос, что такое личность, психологи отвечают по-разному, и в разнообразии их ответов, отчасти и в расхождении мнении на этот счет, проявляется сложность iconКто является истинным врагом русского народа, из-за которого он веками так плохо живёт ???
Этот вопрос царская, советская и современная российская пропаганда дают разные варианты ответов кому что больше нравится. Это и масоны,...

На вопрос, что такое личность, психологи отвечают по-разному, и в разнообразии их ответов, отчасти и в расхождении мнении на этот счет, проявляется сложность iconЧто такое хорошо, что такое плохо?
Этот вопрос можно кратко: общаться с детьми нужно уметь. Наличие педагогических способностей к общению с ребятами предполагает

На вопрос, что такое личность, психологи отвечают по-разному, и в разнообразии их ответов, отчасти и в расхождении мнении на этот счет, проявляется сложность iconЧто определяет в большей степени развитие человека: биологическая...
Этот вопрос отчасти отвечает положение Сатурна, особенно ретроградного

На вопрос, что такое личность, психологи отвечают по-разному, и в разнообразии их ответов, отчасти и в расхождении мнении на этот счет, проявляется сложность iconЧто такое проблема?
Этот вопрос, который и является формулировкой проблемы

На вопрос, что такое личность, психологи отвечают по-разному, и в разнообразии их ответов, отчасти и в расхождении мнении на этот счет, проявляется сложность iconЧто такое Лидерство?
Этот вопрос есть однозначный ответ но! Ты наверняка часто

На вопрос, что такое личность, психологи отвечают по-разному, и в разнообразии их ответов, отчасти и в расхождении мнении на этот счет, проявляется сложность iconЧто такое классическая музыка?
Когда спрашивают, что такое классическая музыка, люди обычно отвечают, подумав: ну, это такая музыка, которая не похожа ни на джаз,...

На вопрос, что такое личность, психологи отвечают по-разному, и в разнообразии их ответов, отчасти и в расхождении мнении на этот счет, проявляется сложность iconТеодор Ойзерман. О смысле вопроса «Что такое философия?»
На другие вопросы имеется множество ответов. Если один из них правилен, то решение задачи сводится к выбору правильного ответа. Этот...

На вопрос, что такое личность, психологи отвечают по-разному, и в разнообразии их ответов, отчасти и в расхождении мнении на этот счет, проявляется сложность icon"Что важнее – здоровье или деньги?”, то наверняка ответ "здоровье” будет стопроцентным
Что, как правило, здоровье воспринимается, как нечто само собой разумеющееся, и заботиться о нем начинают, когда проявляется его...

На вопрос, что такое личность, психологи отвечают по-разному, и в разнообразии их ответов, отчасти и в расхождении мнении на этот счет, проявляется сложность iconЧто такое гомеопатия?
Этот вопрос успокоительный ответ, убеждая несомненно, что гомеопатия врачует самые опасные и острые болезни вернее всякой другой...

На вопрос, что такое личность, психологи отвечают по-разному, и в разнообразии их ответов, отчасти и в расхождении мнении на этот счет, проявляется сложность iconЧто изучает генетика?
Что такое доминантный ген? всегда ли он проявляется фенотипически, если присутствует в генотипе?

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов