В опрос Предмет и задачи психологии. Психология —




НазваниеВ опрос Предмет и задачи психологии. Психология —
страница1/7
Дата публикации03.08.2013
Размер0.76 Mb.
ТипДокументы
zadocs.ru > Психология > Документы
  1   2   3   4   5   6   7
Вопрос 1. Предмет и задачи психологии.

Психология — это наука, изучающая психику в ее развитии и проявлении в различных видах деятельности.

Предметом психологии являются факты психической жизни, механизмы и закономерности психики человека и формирование психологических особенностей его личности как сознательного субъекта деятельности и активного деятеля социально-исторического развития общества.

Основные задачи психологии – это:

1) качественное изучение психических явлений;

2) анализ формирования и развития психических явлений;

3) изучение физиологических механизмов психических явлений;

4) содействие внедрению психологических знаний в практику жизни и деятельности людей.

Вопрос 6. Сознание и бессознательное.

Сознание не является единственным уровнем, на котором представлены психические процессы, свойства и состояния человека, и далеко не все, что воспринимается и управляет поведением человека, актуально осознается им. Кроме сознания у человека есть и бессознательное. Это — те явления, процессы, свойства и состояния, которые по своему действию на поведение похожи на осознаваемые психические, неактуально человеком не рефлексируются, т. е. не осознаются. Их по традиции, связанной с сознательными процессами, также называют психическими. Бессознательное начало так или иначе представлено практически во всех психических процессах, свойствах и состояниях человека. Есть бессознательные ощущения, к которым относятся ощущение равновесия. Есть неосознаваемые зрительные и слуховые ощущения. Бессознательная память — это та память, которая связана с долговременной и генетической памятью. Это та память, которая управляет мышлением, воображением, вниманием. Есть и бессознательная мотивация, влияющая на направленность и характер поступков, многое другое, не осознаваемое чело­веком в психических процессах, свойствах и состояниях. Бессознательное в личности человека — это те качества, интересы, потребности и т. п., которые человек не осознает у себя, но которые ему присущи и проявляются в разнообразных непроизвольных реакциях, действиях, психических явлениях. Одно из таких явлений — ошибочные действия, оговорки, описки.

Сознание управляет самыми сложными формами поведения, требующими постоянного внимания и сознательного контроля.

Еще один тип бессознательных явлений — те, о которых говорит 3. Фрейд касающихся личностного бессознательного. Это — желания, мысли, намерения, потребности, вытесненные из сферы человеческого сознания под влиянием цензуры. Каждый из типов бессознательных явлений по-разному связан с поведением человека и его сознательной регуляцией.
Вопрос 11. Мотив и мотивация поведения человека. Виды мотивации

Мотив - это внутренний побудитель деятельности. Мотив принадлежит самому субъекту поведения, является его устойчивым свойством, побуждающим к совершению определенных действий. Это причина, побуждающая человека ставить перед собой цель и организовывать деятельность по ее достижению. Мотив - опредмеченная потребность

^ Виды мотивов: по отношению мотивов к деятельности: внешние, не связанные с деятельностью и внутренние, связанные с деятельностью; по направленности– идейные, патриотические, политические, нравственные, эстетические, профессиональные. По степени воздействия на личность – сильные, умеренные, слабые. По степени актуализации – реальные(побуждающие к действию в данный момент), потенциальные (сформированные, но недостаточно проявляющиеся в данный момент).

^ Характеристики мотивов:

формируются в процессе индивидуального развития, существует множество различных мотивов, люди различаются по характеру силе и иерархии мотивом, поведение в определенный момент времени мотивируется самым высоким мотивом в иерархии, мотив остается действенным пока не достигнута цель, достижение цели станет нереальным, не появится другой, более значимый мотив.

Мотивация – совокупность причин, объясняющих поведение человека, его направленность и активность. Она включает такие понятия как потребности, мотивы, цели, намерения, стремления.

Потребность – это испытываемая человеком нужна в чем-либо

Цель – значимый для человека продукт его деятельности, к обладанию которым он стремится. мотив относится к потребности, побуждающей к деятельности, а цель – к предмету, на который деятельность направлена

^ Мотивационную сферу характеризуют след. Параметры – широта, гибкость, иерархизированность.

Широта – качественное разнообразие мотивов, потребностей и целей.

Гибкость- способность человека использовать разнообразные средства для удовлетворения одного и того же мотива.

Иерархизированность выявляет строение уровней организации мотивационной сферы.

(Макклелланд)

Вопрос 2. Связь психологии с другими науками. Отрасли психологии.

Психику и поведение человека невозможно понять, не зная его природной и социальной сущности. Поэтому изучение психологии предполагает знакомство с биологией человека, строением и функционированием центральной нервной системы. Психология также тесно связана с историей общества и его культуры, поскольку в формировании высших психических функций человека решающую роль сыграли главные исторические достижения цивилизации — орудия труда и знаковые системы. Человек — биосоциальное существо; его психика формируется только в рамках общества. Сознание, мышление и многие другие психические явления не даны человеку от рождения, а формируются в онтогенезе (индивидуальном развитии), в процессе воспитания и образования. Понятно сближение психологии с педагогикой. Психологии родственна философии, поскольку зародилась как особая научная дисциплина в недрах последней. Во всяком случае, психологическое «измерение» личности трудно было бы выделить и изучить, не ориентируясь на философское учение о человеке, специфике его бытия (индивидуального и общественного), о природе человеческого познания и деятельности.

^ Отрасли психологии: Сравнительная психология сопоставляет различные ступени развития психики и поведения животных в эволюционном ряду. Она также показывает, в чем это близко человеку и в чем состоят кардинальные отличия. Она выясняет, как человек выделялся из мира природы. Социальная психология изучает социально-психологические проявления личности, взаимоотношения индивида с другими, с группой, психологическую совместимость людей, социально-психологические проявления в больших группах. Возрастная психология рассматривает закономерности развития психики нормального здорового человека, психологические особенности и закономерности, присущие каждому возрастному периоду — от младенчества до старости, и поэтому делится на детскую, психологию юности и зрелого возраста, психологию старости (геронтопсихология). Общая психология изучает принципиальные теоретические вопросы, встающие перед психологической наукой в целом: что такое психика; по каким законам она развивается; каковы критерии развития психики.



Вопрос 7. Понятие и структура личности в психологии

Личность в психологии изучается как:

- индивид, конкретный человек, представитель рода homo sapiens (это понятие фиксирует отличие человек от других биологических видов);

- индивидуальность (учитываются особенности, отличающие одного индивида от другого);

- субъект (активно действующее существо);

- носитель социальных ролей, статусов;

- "я-образ" (система самооценок, уровень притязаний, мотиваций деятельности, процессов рефлексии).

^ Структура личности - основные части личности и способы взаимодействия между ними. Структура личности - то, из чего (из каких частей и элементов) и как построена личность. В зависимости от того, как мы представляем структуру личности, мы по-разному строим свою работу с нею. Главные элементы структуры здоровой личности с точки зрения ее жизнедеятельности - это направленность личности и ее личностная база: мировосприятие, опыт и способности человека, его темперамент и характер, а также рисунок тела.

Мировосприятие - общее видение мира и отношение к нему. Мировосприятие бывает позитивным и негативным, реалистичным и мистическим, детским и взрослым, мужским и женским.

^ Направленность личности - это то, что человеку действительно дорого, к чему он на самом деле стремится. Интегральная характеристика направленности личности - способность человека самому определять свои цели и ценности, быть не только организмом, но быть личностью.

^ Опыт - отложившиеся в процессе жизни и деятельности знания, умения и навыки человека, в том числе стиль его жизни и его привычки.

Способности - важнейший инструментарий личности. Чем более развиты у человека способности, тем больше он может сделать. Главные способности человека - это умственные, волевые, душевные и телесные способности.

Характер, или психотип - совокупность устойчивых способов поведения и естественного реагирования человека.

Темперамент - энергия и динамика поведения человека, яркость, сила и скорость его эмоционального реагирования. Темпераментный человек - реагирующий ярко, быстро, громко! Общераспространённо деление людей по типу темперамента на сангвиников, холериков, флегматиков и меланхоликов.

^ Рисунок тела. Рисунок тела складывается из рисунка походки, разворота плеч или сутулости, определенной посадки головы и определенного рисунка жестов, характерной мимики и привычных интонаций.-проблема соизмеримости научных теорий (по каким критериям следует выяснить родственность научных теорий);

-проблема понимания, нахождения общих точек зрения между представлениями антагонистических теорий

Постпозитивисты убеждены, что теоретическое мышление непосредственно участвует в процессе познания.

Вопрос 3. Методы психологии

Наблюдение: Это такой метод, при помощи которого психолог целенаправленно и планомерно воспринимает и фиксирует многообразные проявления психической деятельности изучаемых им людей и условий ее протекания. Различают: нестандартизированное – использование общего плана наблюдения, стандартизированное – регистрация фактов идет на основе детальных схем наблюдения, заранее определенных образцов поведения, включенное – исследователь является участником той группы., над которой происходит исследование, простое – особенности поведения фиксируются со стороны.. Эксперимент: Посредством эксперимента исследователь может вызвать изучаемое явление психики, создав для этого необходимые условия, может до предела упростить эти условия, заменить их другими, ускорить или замедлить протекание психического процесса, может несколько раз повторить изучаемый процесс и ввиду равенства экспериментальных условий подвергнуть собранный материал количественной обработке. Различают: лабораторный - проводится в специально созданных, лабораториях, оборудованных соответствующими техническими средствами. Имеет некоторые недостатки. Изучаемые лица всегда знают, что над ними ставят какой-то опыт, цель которого им точно неизвестна. Этот факт может вызвать у испытуемых излишнее нервное напряжение; естественный - в отличие от лабораторного ставится в привычных для испытуемого условиях — в детском саду, в классе во время урока, у станка и пр. Испытуемый не подозревает, что он является объектом исследования, и выполняет экспериментальные задания так же естественно, как и все другие задания. Такой вид естественного эксперимента называется психолого-педагогическим. Беседа: Он состоит в том, что некоторые явления психики исследователь изучает посредством анализа словесных реакций человека на специально сформулированные вопросы, вытекающие из цели исследования. Успех проведения беседы зависит от подготовленности к ней исследователя. Анкетный: это психологическое исследование путем массового опроса. Анкета — лист с вопросами в количестве от 5 до 25, предлагаемыми для ответа людям определенной категории — учащимся, молодым рабочим, лицам какой-либо профессии и пр. По ответам на вопросы исследователь судит о тех или иных сторонах психики опрошенных лиц, например об их интересах, идеалах, стремлениях. Тесты: небольшие серии специально подобранных вопросов и заданий диагностического характера
Вопрос 8. Современные подходы изучения личности (психоанализ, бихевиоризм, гештальтпсихология, гуманистическая психология, когнитивизм др.).

Психоанализ метод психотерапии и психологическое учение, ставящее в центр внимания бессознательные психические процессы и мотивации. Был разработан в конце 19 – начале 20 вв. австрийским врачом З. Фрейдом.

Бихевиоризм — психологическое направление, начало которого было положено публикацией в 1913 г. статьи американского психолога Дж. Уотсона „Психология с точки зрения бихевиориста“. В качестве предмета психологии в нем фигурирует не субъективный мир человека, а объективно фиксируемые характеристики поведения, вызываемого какими–либо внешними воздействиями. При этом в качестве единицы анализа поведения постулируется связь стимула (S) и ответной реакции (R).

Гештальтпсихология — психологическое направление, возникшее в Германии в начале 10–х и просуществовавшее до середины 30–х гг. ХХ в. Для экспериментального исследования этого поля была введена единица анализа, в качестве которой стал выступать гештальт. Гештальты были обнаружены при восприятии формы, кажущегося движения, оптико–геометрических иллюзий. В качестве основного закона группировки отдельных элементов был постулирован закон прегнантности как стремления психологического поля к образованию наиболее устойчивой, простой и „экономной“ конфигурации. При этом были выделены факторы, способствующие группировке элементов в целостные гештальты, такие как „фактор близости“, „фактор сходства“, „фактор хорошего продолжения“, „фактор общей судьбы“.

^ Гуманистическая психология - Направление в психологии, в котором в качестве основных предметов анализа выступают: высшие ценности, самоактуализация личности, творчество, любовь, свобода, ответственность, автономия, психическое здоровье, межличностное общение.

В психологии когнитивизм это теоретический подход к пониманию ума, который утверждает, что функционирование ума может быть понято при помощи количественных, позитивистских и научных методов. Эти функции могут быть названы моделями обработки информации.

Когнтивизм состоит из двух крупных компонентов: один методологический, а второй – теоретический. Методологически, когнитивизм адаптирует позитивистский подход и веру в то, что психология может быть полностью объяснена при использовании эксперимента, измерения и научных методов.мировоззренческого центра.

К: поиск абсол истны, детерминизм-наличие прич-следств вязей в мире, прогресс как смысл истории.Н: истина относительна; индетерминизм- случ связи; критика прогресса.
Вопрос 4.Понятие о психике. Этапы ее становления

ПСИХИКА - существующее в различных формах свойство высокоорганизованных живых существ и продукт их жизнедеятельности, обеспечивающие их ориентацию и деятельность.

Отражение психическое мира всегда совершается в активной деятельности. В психике представлены и упорядочены события прошлого, настоящего и возможного будущего. У человека события прошлого выступают в данных опыта, представлениях памяти; настоящего - в совокупности образов, переживаний, умственных актов; возможного будущего - в побуждениях, намерениях, целях, а также в фантазиях, грезах, сновидениях и пр

Этапы: Благодаря эволюции и развитию живых организмов, нервная система усложняется, образуются головной и спинной мозг, кора полушарий и, наконец, мозг развивается. Кора полушарий анализирует информацию, которую передает окружающая среда, ориентируется в изменениях и формирует новое поведение. Стадии развития психики получают еще одну ступеньку - стадия перцептивной (воспринимающей) психики, которой свойственно уже воспринимать ситуацию, в общем: возникает возможность реагировать сразу на несколько раздражителей и составлять общую картину. Кроме инстинктов, развиваются навыки, которые представляют собой цепочку заученных движений для достижения той или иной цели. Необходимо подчеркнуть связь между корой полушарий и устойчивыми навыками. Самые высокоорганизованные позвоночные (отряд приматов) развиваются далее, и у них наблюдается интеллектуальное поведение.

Стадия интеллекта (ручного мышления) характеризуется значительным усложнением и развитием ЦНС и, естественно, увеличением мозга. Характеризуется также достаточно сознательным поведением и применением орудий труда и другого рода изделий. Но инстинкты и навыки не теряют своей значимости, играя важную роль в жизнедеятельности.

Стадии развития психики животных на данном уровне заканчиваются, уступая место развитию человеческого сознания. Человек, являясь верхушкой пирамиды всех живых организмов, обладает не только развитым мозгом, но также многочисленными психическими возможностями (логическое и последовательное мышление, фантазии и другое)..
  1   2   3   4   5   6   7

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

В опрос Предмет и задачи психологии. Психология — iconЭкзаменационные вопросы к курсу «Психология развития и возрастная психология»
Предмет и задачи психологии развития. Теоретическое и практическое значение психологии развития

В опрос Предмет и задачи психологии. Психология — iconПреподаватель: к пс н., доцент Каданкова Н. Н. Вопросы к экзамену:...
...

В опрос Предмет и задачи психологии. Психология — icon1 Психология как наука. Предмет, задачи и структура современной психологии....
...

В опрос Предмет и задачи психологии. Психология — iconВопросы для итогового контроля по дисциплине
Психология семейных отношений как отрасль психологии. Предмет и задачи семейной психологии

В опрос Предмет и задачи психологии. Психология — iconВопросы по социальной психологии для итоговой государственной аттестации...
Социальная психология как наука. Предмет, задачи социальной психологии. Сопоставление социальной психологии с родственными

В опрос Предмет и задачи психологии. Психология — iconВопрос Определение психологии как науки. Предмет и задачи психологии
Аристотель в трактате «О душе» заложил основы психологии как самостоятельной области знаний. Так первоначально психология выступала...

В опрос Предмет и задачи психологии. Психология — iconВопросы к экзамену по курсу «Возрастная психология» для студентов 1 курса до по, пио
Предмет и задачи возрастной психологии. Связь возрастной психологии с психологическими, педагогическими и биологическими науками

В опрос Предмет и задачи психологии. Психология — iconВопросы к экзамену по курсу «Специальная психология»
...

В опрос Предмет и задачи психологии. Психология — iconЭкзаменационные вопросы по дисциплине: «Социальная психология»
Предмет социальная психология. Роль социальной психологии как науки. Назовите «материнские» дисциплины социальной психологии

В опрос Предмет и задачи психологии. Психология — iconПреподаватель: Листик Е. М. к психол н., доцент Вопросы для подготовки к экзамену
Детская психология как наука об особенностях психического развития ребенка. Предмет и задачи детской психологии

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов