Скачать 158.21 Kb.
|
Программа дисциплины«Психология общения»
Ключевые слова: общение, коммуникация, квазиобщение, коммуникативное состояние личности, виды общения, позиции в общении, средства общения, барьеры в общении, обратная связь в общении, фасцинация в общении, манипуляция в общении, коммуникативное воздействие, монолог и диалог в общении, компетентность в общении. Цели курса: - сформировать у студентов представления об истории и основных предметных областях психологии общения, а также о специфике общения в деятельности психолога-практика; - ознакомить студентов с методологическими проблемами в области изучения общения; - ознакомить студентов с основными теоретическими подходами к изучению общения в психологии; - сформировать у студентов представления о типологиях и феноменологии общения; - ознакомить студентов с основными направлениями исследований общения в современной отечественной психологии; - ознакомить студентов с основными программами обучения общению. Место курса в профессиональной подготовке выпускника: В процессе изучения курса студенты должны опираться на знания, полученные в курсах социальной психологии, а также общей психологии и психологии личности. Для студентов, специализирующихся по социальной психологии, этот курс является базовым для последующих спецкурсов по проблематике общения, таких, как «Психология межличностного конфликта», «Коммуникативная компетентность», «Социально-психологический тренинг», «Психология массовых коммуникаций». Требования к уровню освоения содержания курса: Студенты должны: - иметь структурированное представление об истории и современном состоянии психологии общения, о методологических проблемах и теоретических подходах в психологии общения, о типологиях и феноменологии общения, а также о направлениях исследований общения и программах обучения общению; - уметь рефлексировать собственный индивидуальный стиль общения, ключевые параметры общения в ситуации практической работы психолога, а также в ситуациях повседневного общения. I.Содержание курса Раздел I. Методологическое и историческое введение в проблематику психологии общения Тема 1. Методологическое введение Общение как категория психологической науки и как явление повседневной жизни. Соотношение категории общения, разработанной в отечественной традиции, и категории коммуникации, разработанной в англоязычной традиции. Междисциплинарный характер проблемы общения. Академическая и практическая психология общения. Методологические проблемы в анализе общения: общение как интенциональный процесс и неинтенциональный процесс; общение как акт поведения и как коммуникативное состояние личности; проблема соотношения общения и деятельности. Уровни анализа общения: внутриличностный, межличностный, внутригрупповой и межгрупповой. Общение с реальным партнером (партнерами) и различные формы квазиобщения. Структура общения: коммуникативная, интерактивная и социально-перцептивная стороны общения. Вербальное и невербальное общение. Тема 2. Проблема общения в истории философии и культуры Постановка проблемы общения в античности, Средневековье, в эпоху Возрождения, в Новое время, в эпоху Просвещения. Создание категориально-теоретических предпосылок для исследования общения в немецкой классической философии. Романтическая концепция общения и развитие герменевтики. Проблема общения в концепции Л. Фейербаха и в марксизме. Экзистенциальная традиция в рассмотрении общения. “Диалогика” М. Бубера. Раздел II. Теории и типологии общения Тема 3. Теоретические подходы к разработке проблемы общения в отечественной психологии и культуре Первые отечественные разработки по проблеме общения в 20-е гг. XX в. в лингвистике, литературоведении и эстетике (Л.П. Якубинский, М.М. Бахтин). Анализ и экспериментальные исследования общения в коллективной рефлексологии В.М. Бехтерева. Трехкомпонентная структура общения в “психологии отношений личности” В.Н. Мясищева. Онтопсихологический подход к общению Б.Г. Ананьева. Анализ общения в контексте культурно-исторического подхода Л.С. Выготского. Концепция сценического общения К.С. Станиславского. Теоретические представления об общении в современной общей и социальной психологии (А.А. Леонтьев, А.У. Хараш, Е.Л. Доценко). Тема 4. Типологии общения А.А. Леонтьев о критериях классификации видов общения: ориентированность, психологическая динамика, семиотическая специализация и степень опосредованности общения. Виды общения: предметно ориентированное общение; «чистое» общение и его разновидности – социально ориентированное общение и личностно ориентированное общение. Диктальное и модальное общение. М.И. Бобнева о личностном общении и выделении различных форм общения по степени представленности в общении внутреннего мира личности: резонансное, “стигматное”(“эзотерическое”), “этикетное”, раппортное, социально-ролевое, референтное общение. Распространенные дихотомии типов общения: непосредственное и опосредованное, ролевое и личностное, закрытое и открытое (доверительное), светское и деловое, вынужденное и свободное, монологическое и диалогическое общение. Ю.Е. Алешина, Л.А. Петровская об основных видах общения: деловое, воспитательное, диагностическое и интимно-личностное общение. Основания для выделения различных видов общения: наличие или отсутствие целей общения; равенство или неравенство партнеров по общению; наличие или отсутствие правил общения. Анализ оппозиций деловому общению: интимно-личностное (Л.А. Петровская), светское (Ю.М. Жуков), эмоциональное (Я.В. Молчанова) общение. Раздел III. Феноменология и исследования общения Тема 5. Феноменология общения Психологический контакт с собеседником (установление, поддержание, выход из контакта). Позиции в общении : “пристройки” (П.М. Ершов), “эго-состояния личности” (Э. Берн). Невербальные средства общения: кинесика, экстра- и паралингвистика, проксемика, такесика, визуальный контакт (Х.Х. Миккин, В.А. Лабунская). Доверительность в общении (В.С. Сафонов, Т.П. Скрипкина). Барьеры в общении (Е.В. Залюбовская), трудности межличностного общения (В.Н. Куницына, Е.В. Цуканова), феномен затрудненного общения (В.А. Лабунская). Обратная связь в общении (Л.А. Петровская, О.В. Соловьева). Явление фасцинации (А.А. Брудный). Продуктивная конкуренция в общении (А.Г. Шмелев). Конфликтное общение (Л.А. Петровская, А.И. Донцов, Н.В. Гришина и др.). Манипуляции в общении (Е.Л. Доценко). Тема 6. Основные направления исследований общения в современной отечественной психологии 1. Трансформация психических процессов в условиях общения (А.В. Беляева, А.В. Брушлинский, Б.Ф. Ломов, Н.Н. Обозов, Я.А. Пономарев и др.). 2. Общение в условиях совместной деятельности (Г.М. Андреева, А.У. Хараш, Е.В. Цуканова и др.). 3. Общение и личность (К.А. Абульханова-Славская, М.И. Бобнева, А.А. Бодалев, В.Н. Куницына, В.А. Лабунская, Л.А. Петровская, А.У. Хараш и др.). 4. Общение как коммуникативное воздействие (Н.Н. Богомолова, А.А. Брудный, А.У. Хараш, Ю.А. Шерковин и др.). 5. Проблемы невербальной коммуникации ( И.Н. Горелов, Ю.М. Жуков, В.А. Лабунская, Х.Х. Миккин и др.). 6. Психолингвистические исследования общения (А.Ф. Бондаренко, Т.М. Дридзе, И.А. Зимняя, А.А. Леонтьев, В.Ф. Петренко и др.). 7. Онтогенетические исследования общения (Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, М.И. Лисина, А.В. Мудрик, Е.А. Шумилин и др.). 8. Общение в контексте обучения и воспитания (Ш.А. Амонашвили, А.Б. Добрович, В.А. Кан-Калик, Я.Л. Коломинский, С.В. Кондратьева, А.А. Леонтьев, Л.А. Петровская и др.). Раздел IV. Практическая психология общения Тема 7. Общение в практической психологии Коммуникативное воздействие (А.У. Хараш). Монолог и диалог (А.У. Хараш, Т.А. Флоренская). Двойник и Собеседник (А.А. Ухтомский). Параметры конструктивного общения: неоценочность, неинтерпретативность, специфичность, аргументированность, дескриптивность, язык чувств (Л.А. Петровская, О.В. Соловьева). Проблемно-смысловая фокусировка в общении (А.У. Хараш). Рефлексия индивидуального стиля общения. Тема 8. Программы обучения общению Компетентность в общении: коммуникативный, интерактивный и социально-перцептивный аспекты. Идеологии отбора и развития в практической работе психолога. Пути и способы развития компетентности в общении. Социально-психологический тренинг как метод совершенствования компетентности в общении (Ю.М. Жуков, Л.А. Петровская и др.). Проблема эффективности тренинговых программ обучения общению. ^ 1.Соотношение категорий общения и коммуникации. 2.Отрасли психологии, в которых ведутся исследования общения. 3.Основные методологические проблемы психологии общения. 4.Рефлексия проблемы общения в разные исторические эпохи. 5.Вклад экзистенциальной традиции в философии в разработку проблемы общения. 6.Вклад М.М.Бахтина и К.С.Станиславского в психологию общения. 7.Кто первым в нашей стране начал экспериментальное изучение общения? 8.Основные типологии общения. 9.Диктальное и модальное общение. 10.Приведите примеры вынужденного и свободного общения. 11.Назовите и охарактеризуйте основные феномены общения. 12. Классификации барьеров в общении. 13.Обратная связь в общении и ее основные формы. 14.Основные категории интерпретации невербального поведения. 15.Явление фасцинации в общении. 16.Основные признаки манипуляции в общении. 17.Какие направления изучения общения разрабатываются в отечественной психологии? Охарактеризуйте одно из них, наиболее близкое к вашей специализации. 18.Характеристики монологического и диалогического общения. 19.Диалогический подход к коммуникативному воздействию. 20.Параметры конструктивного общения. 21.Проблемно-смысловая фокусировка в общении. 22.Компетентность в общении и ее структура. 23.Способы развития компетентности в общении. 24.Социально-психологический тренинг как метод совершенствования компетентности в общении. 25.Сравните между собой разные программы обучения общению. 26. Проанализируйте соотношение академической и практической ветвей в психологии общения. Выделите параметры анализа и составьте сравнительную таблицу. 27. Выделите сходства и различия опосредованного общения с реальным партнером и квазиобщения. 28. Назовите современные проблемы психологии общения, которые берут свое начало в различные исторические эпохи, начиная с античности. 29. Проанализируйте специфику коакции и интеракции как способов организации общения на примере первых экспериментальных исследований в зарубежной и отечественной социальной психологии. 30. Выделите сходства и различия повседневного общения и сценического общения в понимании К.С. Станиславского. 31. На основании анализа литературы выделите характеристики субъекта затрудненного общения. 32. Проанализируйте границы допустимости манипулятивного общения в разных социальных ситуациях. 33. Проведите сравнительный анализ двух направлений исследования общения и представьте результаты анализа в виде таблицы. 34. Проанализируйте сходства и различия диагностического и консультативного общения психолога-практика. 35. Сопоставьте возможности и ограничения разных способов развития компетентности в общении. Темы рефератов и курсовых работ
^
Возрождения, в Новое время, в эпоху Просвещения.
исследования человеческого общения в немецкой классической философии. Проблема общения в концепции Л. Фейербаха.
психологии.
К. Ясперс, М. Бубер). 6. Проблема общения в экзистенциальной традиции (М. Хайдеггер, Ж.-П. Сартр). 7. Методологические проблемы в анализе общения. 8. Уровни и виды общения. Типологии общения.
Л.С. Выготского.
построения классификации видов общения. 16. М.И. Бобнева о связи общения и личности и о специфических формах общения.
фокусировке в общении. 18. Психологический контакт и позиции в общении. 19. Доверительность в общении. Виды доверия. 20. Продуктивная конкуренция и конфликт в межличностном общении. 21. Понятие, функции и виды конфликта. Структура и динамика конфликта.
механизмы, противостояние манипуляции. 23. Барьеры и трудности в общении. Феномен затрудненного общения. 24. Феномен обратной связи в межличностном общении. 25. Невербальные средства общения: феноменология и исследования невербальной коммуникации. 26. Основные направления эмпирических исследований общения в современной отечественной психологии. 27. Изучение связи общения и совместной деятельности. 28. Изучение связи общения и личности. 29. Изучение общения как коммуникативного воздействия. 30. Изучение трансформации психических процессов в условиях общения. 31. Психолингвистические и психосемантические исследования общения. 32. Онтогенетические исследования общения. 33. Изучение общения в контексте обучения и воспитания. Педагогическое общение. 34. Характеристики общения в практической психологии. 35. Общая характеристика программ обучения общению. II.Распределение часов курса по темам и видам работ
III.Форма итогового контроля Зачет IV.Учебно-методическое обеспечение курса Литература Основная Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. - М.: Советская Россия, 1979. - С. 5 - 9, 30 - 37, 49 - 53, 54 - 81, 293 - 311. Бехтерев В.М. Данные эксперимента в области коллективной рефлексологии // В.М. Бехтерев. Избранные работы по социальной психологии. - М.: Наука, 1994. - С. 353 – 375. Бодалев А.А. Личность и общение. - М.: Педагогика, 1983. - С. 70 - 84, 98 - 132, 242 – 260. Доценко Е.Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита. - М.: ЧеРо, 1997. - 344 с. Жуков Ю.М. Эффективность делового общения. - М.: Знание, 1988. - С. 5 - 37. Каган М.С. Мир общения: Проблема межсубъектных отношений. - М.: Политиздат, 1988. - С. 8 - 71. Куницына В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2001. - 544 с. Лабунская В.А. Невербальное поведение (социально-перцептивный подход). - Ростов-на-Дону: Изд-во РГУ, 1986. - С. 5 - 35. Леонтьев А.А. Психология общения. - М.: Смысл: Academia, 2007. - 365 с. Межличностное общение: Хрестоматия / Сост. и общая редакция Н.В. Казариновой, В.М. Погольши. – СПб.: Питер, 2001. - 512 с. Методологические проблемы социальной психологии / Отв. ред. Е.В. Шорохова. - М.: Наука, 1975. - С. 106 -123, 165 - 182. Общение и оптимизация совместной деятельности / Под ред. Г.М. Андреевой, Я. Яноушека. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1987. - С. 30 - 41. Петровская Л.А. Общение – компетентность – тренинг: Избранные труды. М.: Смысл, 2007. - С. 102 – 108, 170 – 185, 382 – 407. Познание и общение / Отв. ред. Б.Ф. Ломов, А.В. Беляева, М. Коул. - М.: Наука, 1988. - С. 10 - 23, 24 -35. Проблема общения в психологии / Отв. ред. Б.Ф. Ломов. - М.: Наука, 1981. - С. 148 - 167, 241 - 264, 264 - 272. Психологические исследования общения / Отв. ред. Б.Ф. Ломов, А.В. Беляева, В.Н. Носуленко. - М.: Наука, 1985. - С. 6 - 102. Соловьева О.В. Общение: традиционные исследования и новая проблематика // Социальная психология в современном мире / Под ред. Г.М. Андреевой, А.И. Донцова. - М.: Аспект Пресс, 2002. - С. 61 - 75. Теоретические и методологические проблемы социальной психологии / Под ред. Г.М. Андреевой, Н.Н. Богомоловой. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1977. - 203 с. Хараш А.У. Межличностный контакт как исходное понятие психологии устной пропаганды // Вопросы психологии. 1977. N 4. С. 52 – 63. Хараш А.У. Смысловая структура публичного выступления // Вопросы психологии. 1978. N 4. С. 84– 95. Дополнительная Барабанщиков В.А., Носуленко В.Н. Системность. Восприятие. Общение. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2004. - 479 с. Бондаренко А.Ф. Социальная психотерапия личности (психосемантический подход). - Киев: КГПИИЯ, 1991. - 187 с. Вацлавик П., Бивин Дж., Джексон Д. Прагматика человеческих коммуникаций: Изучение паттернов, патологий и парадоксов взаимодействия / Пер. с англ. - М.: Апрель-Пресс, ЭКСМО-Пресс, 2000. - 298 с. Доценко Е.Л. Межличностное общение: семантика и механизмы. – Тюмень: ТОГИРРО, 1998. - 202 с. Дридзе Т.М. Язык и социальная психология: Учеб. пособие для студентов вузов. - М.: URSS: ЛИБРОКОМ, 2009. - 224 с. Жуков Ю.М., Петровская Л.А., Растянников П.В. Диагностика и развитие коммуникативной компетентности. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1990. - 104 с. Крижанская Ю.С., Третьяков В.П. Грамматика общения. - СПб.: Смысл: Питер, 2005. - 277 с. Лабунская В.А. Экспрессия человека: общение и межличностное познание: Учеб. пособие для студентов вузов. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1999. - 592 с. Лабунская В.А., Менджерицкая Ю.А., Бреус Е.Д. Психология затрудненного общения: Теория. Методы. Диагностика. Коррекция: Учеб. пособие. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 285 с. Леонтьев А.А. Педагогическое общение. 2-е изд. - М.; Нальчик: Эль-Фа, 1996. - 93 с. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. - М.; Воронеж: МПСИ, 1997. - 383 с. Петровская Л.А., Спиваковская А.С. Воспитание как общение-диалог // Вопросы психологии. 1983. № 2. С. 85 – 89. Проблемы психологии дискурса / Отв. ред. Н.Д. Павлова, И.А. Зачесова. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2005. - 237 с. Психология межличностного познания / Под ред. А.А. Бодалева. - М.: Педагогика, 1981. - 223 с. Соловьева О.В. Обратная связь в межличностном общении. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1992. - 107 с. Ухтомский А.А. Заслуженный собеседник: Письма к Е.И. Бронштейн-Шур // Интуиция совести. - СПб.: Петербургский писатель, 1996. - С. 248 – 308. Ушакова Т.Н., Павлова Н.Д., Зачесова И.А. Речь человека в общении. - М.: Наука, 1989. - 191 с. Ушакова Т.Н., Латынов В.В., Павлова А.А., Павлова Н.Д. Ведение политических дискуссий. (Психологический анализ конфликтных выступлений). - М.: Издательский центр «Академия», 1995. - 155 с. Флоренская Т.А. Диалог в практической психологии: Наука о душе. - М.: ВЛАДОС, 2001. - 206 с. ^ Личность, сознание и общение: к обоснованию интерсубъективного подхода в исследовании коммуникативных воздействий // Психолого-педагогические проблемы общения / Под ред. А.А. Бодалева. - М.: НИИ общей педагогики АПН СССР, 1979.- С. 17 – 35. Цуканова Е.В. Психологические трудности межличностного общения. - Киев: Вища школа, 1985. - 159 с. Программу составила О.В.Соловьёва, кандидат психологических наук Рецензенты: Ю.М.Жуков, доктор психологических наук В.А.Баранова, кандидат психологических наук МГУ имени М.В.Ломоносова |
![]() | России. Изучение специальной дисциплины «Юридическая психология» имеет цель вооружить студентов системой психологических знаний,... | ![]() | Безносов Д. С., Заварзина Л. В., Трофимов А. Б. Социальная психология: Учебная программа по специальности 020400 – «Психология» Под... |
![]() | Учебное пособие предназначено для студентов, изучающих дисциплину "Психология делового общения" как в государственных, так и негосударственных... | ![]() | Настоящая программа составлена в полном соответствии с Государственными образовательными стандартами специальности 050501. 65 Профессиональное... |
![]() | При освоении этой дисциплины аспирантам необходимы знания, полученные при изучении таких учебных дисциплин подготовки бакалавров,... | ![]() | |
![]() | Учебно-методический комплекс одобрен методической комиссией факультета социального управления | ![]() | ... |
![]() | Рабочая учебная программа дисциплины составлена преподавателем Алиевой С. А. на основании типовой программы для высших учебных заведений... | ![]() | Рабочая учебная программа дисциплины составлена преподавателем Алиевой С. А. на основании типовой программы для высших учебных заведений... |