7. Проблемы воспитания детей с особыми нуждами. Классификация детей с особыми нуждами. Пути и способы совершенствования педагогического влияния на воспитание «трудных» детей и детей из семей «группы социального риска»




Скачать 127.82 Kb.
Название7. Проблемы воспитания детей с особыми нуждами. Классификация детей с особыми нуждами. Пути и способы совершенствования педагогического влияния на воспитание «трудных» детей и детей из семей «группы социального риска»
Дата публикации04.08.2013
Размер127.82 Kb.
ТипРеферат
zadocs.ru > Психология > Реферат
7. Проблемы воспитания детей с особыми нуждами. Классификация детей с особыми нуждами. Пути и способы совершенствования педагогического влияния на воспитание «трудных» детей и детей из семей «группы социального риска».
Лицо с ограниченными возможностями здоровья - лицо, имеющее физический и (или) психический недостатки, которые препятствуют освоению образовательных программ без создания специальных условий для получения образования.

Ребенок с особыми образовательными потребностями (потребностями в образовании) – это вновь возникший и еще не устоявшийся термин, который возникает во всех странах мира при переходе от унитарного к открытому гражданскому обществу, когда оно осознает необходимость отразить в языке свое меняющееся отношение к детям с нарушениями в развитии, новое понимание их прав.

В настоящее время он вытесняет из широкого употребления термины “аномальный ребенок”, “ребенок с нарушениями в развитии”, “ребенок с отклонениями в развитии’ и конкретизирующие их специальные термины (“дебил”, “идиот”, “даун”, “спастик”, ‘алалик”, “дизартрик”, и др.) как ярлыки, воспринимаемые как обозначение ненормальности, неполноценности человека.

Выражая отказ общества от деления людей на полноценное большинство и неполноценное меньшинство, новый термин закрепляет смещение акцентов в характеристике этих детей с недостатков, нарушений, отклонений от нормы к фиксации их потребностей в особых условиях и средствах образования. Он подчеркивает ответственность общества за выявление и реализацию этих потребностей.

Термин «ребенок с особыми образовательными потребностями (потребностями в образовании)» используется как в широком социальном, так и в научном контексте. В научном контексте данный термин важен поскольку ориентирует исследователей на «проницаемость» границ между науками об аномальном и нормальном ребенке, так как детьми с особыми образовательными потребностями могут быть как дети с психофизическими нарушениями, так и дети, не имеющие таковых. В последнем случае особые образовательные потребности могут быть обусловлены социо-культурными факторами.

Несмотря на то, что данный термин появляется в России позже, чем в Америке и странах Западной Европы, его введение в обиход отечественной науки нельзя квалифицировать как прямое заимствование западного термина “дети с особыми нуждами” (“Children with Special Needs”).

Содержание термина “дети с особыми образовательными потребностями” органично отражает традиционное для отечественной дефектологии понимание ребенка с нарушениями в развитии как нуждающегося в "обходных путях" достижения тех задач культурного развития, которые в условиях нормы достигаются укоренившимися в культуре способами воспитания и принятыми в обществе способами массового образования.

Современные научные представлений позволяют выделить общие аспекты особых образовательных потребностей разных категорий детей с нарушениями психо-физического развития.

Время начала образования – потребность в совпадении начала специального целенаправленного обучения с моментом определения нарушения в развитии ребенка.

Содержание образования – потребность во введении специальных разделов обучения, не присутствующих в содержании образования нормально развивающегося ребенка.

Создание специальных методов и средств обучения – потребность в построении "обходных путей", использовании специфических средств обучения, в более дифференцированном, "пошаговом" обучение, чем этого обычно требует обучение нормально развивающегося ребенка.

В особой организации обучения - потребность в качественной индивидуализации обучения, в особой пространственной и временной и смысловой организации образовательной среды.

В определении границ образовательного пространства – потребность в максимальном расширении образовательного пространства за пределы образовательного учреждения.

В продолжительности образования – потребность в пролонгированности процесса обучения и выход за рамки школьного возраста.

В определении круга лиц, участвующих в образовании и их взаимодействии – потребность в согласованном участии квалифицированных специалистов разных профилей (специальных психологов и педагогов, социальных работников, врачей разных специальностей, нейро- и психофизиологов и др.), во включение родителей проблемного ребенка в процесс его реабилитации средствами образования и их особая подготовка силами специалистов.

Существуют разные классификации. Наиболее распространенными основаниями являются следующие:

1)  причины нарушений;

2)  виды нарушений с последующей конкретизацией их характера;

3)  последствия нарушений, которые сказываются в дальнейшей жизни.

Эту перекрестную классификацию предложили английские специалисты (М. Варнок, 1979), в которой указаны не только нарушенные сферы организма и функций человека, но и степень их поражения. Это позволяет не только более тонко дифференцировать различные категории лиц с ограниченными возможностями, но и на основе этой классификации более точно определять характер и объем особых образовательных и социальных потребностей каждого конкретного человека с проблемами в развитии.

Исходя из этой классификации, можно с достаточно большой долей вероятности определить социально и образовательно-значимые особые потребности того или иного человека с ограниченными возможностями и соответственно направления коррекционно-образовательной деятельности: ориентировка в окружающей физической и социальной среде, физическая независимость, подвижность, возможность различных видов деятельности, возможность занятости, возможность социальной интеграции и социально-экономической независимости.

Итак, в педагогике в соответствии с исторически сложившейся системой образовательных учреждений для детей с отклонениями в развитии, а также в соответствии с системой предметных областей специальной педагогики в основу классификации по традиции положен характер нарушения, недостатка.

Соответственно различают следующие категории лиц с ограниченными возможностями:

- глухие;

  • слабослышащие;

  • позднооглохшие;

  • незрячие;

  • слабовидящие;

  • лица с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата;

  • лица с нарушениями эмоционально-волевой сферы;

  • лица с нарушением интеллекта;

  • дети с задержкой психического развития (труднообучаемые);

  • лица с тяжелыми нарушениями речи;

  • лица со сложными недостатками развития.

Существует и более обобщенная классификация, в основе которой лежит группировка указанных выше категорий нарушений в соответствии с локализацией нарушения в той или иной системе организма:

  • телесные (соматические) нарушения (опорно-двигательный аппарат, хронические заболевания);

  • сенсорные нарушения (слух, зрение);

  • нарушения деятельности мозга (умственная отсталость, нарушения движений, психические и речевые нарушения).

В сфере социальной защиты, социально-трудового права значимой является классификация по причинам возникновения нарушения, недостатка. Это связано с особенностями предоставления материальной и иной социальной помощи, компенсационных выплат, льгот и др.:

  • врожденное нарушение развития;

  • несчастный случай, стихийное бедствие;

  • производственная травма;

  • профессиональное заболевание, приведшее к возникновению ограничения возможностей;

  • дорожно-транспортное происшествие;

  • участие в боевых действиях;

  • экологические преступления;

  • болезнь;

  • прочие причины.

Классификация по причинам нарушений имеет значение и для педагогики, так как знание происхождения того или иного недостатка развития, в том числе его биологической или социальной обусловленности, а также времени и особенностей возникновения предоставляет педагогу необходимые исходные данные для планирования индивидуальной программы специальной педагогической помощи.

Значимой для социальной сферы и для педагогики является классификация по последствиям недостатков, которые влияют на дальнейшую жизнь человека — на его потребность в специальном образовании, реабилитации (медицинской, психологической, социальной, профессиональной), уходе, обеспечении специальными техническими средствами и др.

До недавнего времени государство гарантировало пусть и недостаточно высокий, но относительно устойчивый социальный уровень для каждого человека в области образования, здравоохранения, культуры, трудовых отношений, социального обеспечения и т.д. Однако сегодня эта ситуация изменилась и мы констатируем факт, что значительно увеличилось количество семей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Соответственно изменилась и жизнь детей, воспитывающихся в этих семьях.

Под категорией «дети группы риска» понимаются дети, имеющие различные дефекты социализации, появляющиеся в асоциальных формах поведения и девиантных действиях.

Понятие трудная жизненная ситуация в целом определяется (Дементьева И.Ф., Евграфова И.Н., Кусов А.Ф.) как временная, объективно или субъективно создавшаяся ситуация; неизбежное событие в жизненном цикле, порождающее эмоциональные напряжения и стрессы; препятствия в реализации важных жизненных целей, с которыми нельзя справиться с помощью привычных средств; ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность; нарушение привычных внутренних связей; невозможность реализации внутренних стимулов (мотивов, стремлений, ценностей).

Классифицировать трудную жизненную ситуацию школьника и его семьи можно по источнику возникновения, по основаниям, по охвату функций жизнедеятельности, по последствиям, по способности семьи к преодолению трудных жизненных ситуаций. Классификация позволяет осуществить адресность педагогической поддержки семьи, дифференцированно подойти к работе с отдельным ребенком.

К специалисту, осуществляющему педагогическую поддержку ребенку, находящемуся в трудной жизненной ситуации, предъявляются следующие требования:

• понимание сути оказываемой поддержки;

• профессиональная готовность;

• формирующее начало;

• личностные качества;

Профилактические функции в работе с учащимися, находящимися в трудной жизненной ситуации, в таком важнейшем социальном институте как школа, осуществляет непосредственно классный руководитель. Он помогает получить сведения о ребенке, о положении дел в семье, так как чаще общается с учащимися, их родителями и лицами, их заменяющими, с другими родственниками. Классным руководителям необходимо своевременно выявлять несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства, с целью организации индивидуальной профилактической работы регулярно общаться с законными представителями учащихся, строя свою работу на принципах доверительного, не ущемляющего достоинства общения и соблюдая принцип конфиденциальности полученной информации.

Особое место занимает работа социального педагога с семьями, где ребенок находится в трудной жизненной ситуации, включающая в себя три основные функции:

- образовательную (организация и проведение консультаций для родителей);

- психологическую (организация работы с привлечением специалистов- психологов);

- посредническую (информирование, организация и координация деятельности смежных специалистов, установление связей и партнерских отношений между семьей и образовательным учреждением).

Социально-педагогическая помощь более эффективна, если она проводится в комплексе. Работе социального педагога может помочь родительский актив, но к вопросу его привлечения необходимо подходить осторожно, не забывая о главном принципе «не навреди». Это должны быть люди искренне желающие оказать помощь, понимающие сложность положения несовершеннолетнего.

В своей работе социальный педагог постоянно сталкивается с необходимостью совместить усилия с психологом школы. На практике психологи часто делают основной упор на проведение диагностики, не осуществляя в полной мере коррекционных и профилактических мероприятий. Психолог, не обманывая доверия ребенка, должен обратить внимание социального педагога на случаи нарушения прав несовершеннолетних или возникшие подозрения по поводу их нарушений. Без этой информации социальный педагог не может своевременно принять действенные меры по защите прав ребенка. Как показывает практика, наиболее результативна деятельность социального педагога и психолога по совместному консультированию.

Не менее важно взаимодействие всех субъектов образовательного процесса с родителями ребенка. Создание в семье благоприятной атмосферы принятия и поддержки, отказ от конфликтов любого происхождения позволит сформировать у учащегося ощущение психологической безопасности и комфорта.

Таким образом, педагогическая поддержка ребенка, находящегося в трудной жизненной ситуации, является приоритетным направлением деятельности социального педагога в средней школе и должна осуществляться комплексно при тесном взаимодействии с другими педагогами.

В случае возникновения трудной жизненной ситуации, проблемы семьи, находящейся в зоне повышенного социального риска, будут гораздо острее. Сюда можно отнести и дефекты психического развития ребенка, и его трудный характер, и социальную дезадаптацию, и девиантное поведение. В результате страдают не только родители и вступающий в жизнь человек, но и все общество в целом, т.е. первоначально личностная проблема, а затем внутрисемейная трансформируется в проблему социальную. Среди семей потенциального риска выделяют следующие:- неполные; - имеющие инвалидов или детей-инвалидов; - малообеспеченные полные; - приемные;- многодетные;- молодые.

^ Семья группы социального риска – это такая категория, которая в силу определенных жизненных обстоятельств более других подвержена негативным внешним воздействиям со стороны общества. Это может стать причиной семейной дисфункции. Причины, вызывающие риски этого явления, весьма разнообразны, они взаимосвязаны и взаимозависимы, между ними существуют разноуровневые причинно-следственные связи.

Можно выделить три группы риска:1) макросоциального характера, т.е. кризисные явления в социально-экономической сфере, которые непосредственно влияют на семью, ее воспитательный потенциал;2) психолого-педагогического характера, связанные с внутрисемейными отношениями и воспитанием детей;3) биологического характера (физически или психически больные родители, неблагоприятная наследственность у детей, дети-инвалиды).

Понятие «детей группы риска», «трудные» дети, подразумевает следующие категории детей:

1)  с проблемами в развитии, не имеющими резко выраженной клинико-патологической характеристики;

2)  оставшиеся без попечения родителей в силу разных обстоятельств;

3)  из неблагополучных, асоциальных семей;

4)  из семей, нуждающихся в социально-экономической и социально-психологической помощи и поддержке;

5)  с проявлениями социальной и психолого-педагогической дезадаптацией.

Разные названия отражают различные точки зрения на эту категорию детей, которые, в свою очередь, обусловливают и различные подходы в работе с ними. Так, определения «трудные», «трудновоспитуемые», «педагогически запущенные», «проблемные» даны таким детям с позиции педагога, для которого они создают особые трудности, проблемы, неудобства в работе и этим выделяются среди «обычных» детей. Такая точка зрения лежит в основе традиционных педагогических подходов в отношении этих детей, которые в конечном итоге, как правило, сводились к изоляции «обычных» детей от «трудных», например, к исключению последних из школы. Поскольку их трудно воспитывать, к ним должны применяться особые меры воспитательного воздействия (нередко с участием милиции).

Понятия «дезадаптированные дети» и «дети с отклоняющимся (девиантным) поведением» имеют социальный, или скорее социально-психологический, оттенок и характеризуют данную категорию детей с позиции социальной нормы, а точнее — несоответствия ей.

Наиболее характерными проявлениями социальной и психолого-педагогической дезадаптации этих детей являются их агрессивное поведение, конфликты с учителями и сверстниками, употребление алкоголя и наркотиков, совершение правонарушений (драки, воровство, мошенничество и др.), непосещение школы, бродяжничество, попытки суицида и т.д. Поэтому такие дети нуждаются в корректировке их социального функционирования и поведения, или шире — процесса их социализации. То есть главная цель при таком подходе — приспособить, адаптировать их к социуму, сделать так, чтобы их поведение не выходило за рамки социальной нормы, не препятствовало установлению нормальных отношений с окружающими.

Учитывая характер семьи, используя имеющиеся пути и средства воздействия на нее, общество создает предпосылки для максимального использования семьи в перевоспитании подростков. Но вся эта работа должна обязательно координироваться школой. Ведь именно школа была и остается основной социально воспитательной силой, организующей процесс воспитания трудных детей.

Первое важное направление перевоспитания подростков – усиление их умственного развития.

В связи с этим система перевоспитания подростка в школе должна включать специальную работу по умственному развитию детей в процессе обучения.

Высокий уровень процесса обучения, обеспечивающий постоянное повышение знаний, индивидуальный подход, ускорение темпов умственного развития трудных детей – важное направление в перевоспитании.

Также в перевоспитании решающая роль принадлежит усилению общественных влияний. Вот почему важно восстановить у трудных детей гражданское самосознание, помочь преодолеть ощущение ущербности, угнетенности, враждебности, которые испытывает обычно трудный подросток.

Школа должна предоставить подростку возможность самоутвердиться, найти себя, применить свои силы и способности, заслужить уважение педагогов и сверстников. Это конечно обеспечивается в первую очередь нормализацией отношений школы и семьи, педагогов и детей.

Одно из главных правил перевоспитания – воодушевление слабых учеников.

Видами деятельности, которые способствуют самоутверждению трудного подростка в коллективе сверстников, чаще всего являются спорт и труд, моделирование и творческие занятия (рисование, киносъемка, работа в кружке фотодела).

Это и есть основные пути и способы педагогического влияния на воспитание «трудных детей».

Наконец перевоспитание должно включать организацию жизни и быта детей в микрорайоне, контроль за свободным временем школьников, за группами, в которых проводят свободное время дети.

Итак, система работы должна охватывать все области жизни и деятельности детей, все сферы их общения, все виды их деятельности, с тем, чтобы обеспечить эффективность перевоспитания. Система перевоспитания требует взаимодействия всех лиц и организаций, согласованности их воздействия на подростка.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

7. Проблемы воспитания детей с особыми нуждами. Классификация детей с особыми нуждами. Пути и способы совершенствования педагогического влияния на воспитание «трудных» детей и детей из семей «группы социального риска» iconКнига 1/Под общей ред. С. Г. Шевченко. М.: Школьная Пресса, 2003....
Организация коррекционно-развивающего воспитания и подготовки к школе детей с зпр

7. Проблемы воспитания детей с особыми нуждами. Классификация детей с особыми нуждами. Пути и способы совершенствования педагогического влияния на воспитание «трудных» детей и детей из семей «группы социального риска» iconДетей''. Термин '"ортопедия" составлен из
Термин '"ортопедия" составлен из двух греческих слов: orthos -прямой и paideia воспитание. Вводя этот термин, Андри имел в виду "правильное...

7. Проблемы воспитания детей с особыми нуждами. Классификация детей с особыми нуждами. Пути и способы совершенствования педагогического влияния на воспитание «трудных» детей и детей из семей «группы социального риска» iconВ. В. Путину
Мы, граждане Российской Федерации, встревожены новыми попытками внедрения в России системы ювенальной юстиции – либеральной системы...

7. Проблемы воспитания детей с особыми нуждами. Классификация детей с особыми нуждами. Пути и способы совершенствования педагогического влияния на воспитание «трудных» детей и детей из семей «группы социального риска» iconВ. В. Путину
Мы, граждане Российской Федерации, встревожены новыми попытками внедрения в России системы ювенальной юстиции – либеральной системы...

7. Проблемы воспитания детей с особыми нуждами. Классификация детей с особыми нуждами. Пути и способы совершенствования педагогического влияния на воспитание «трудных» детей и детей из семей «группы социального риска» iconПоложение о благотворительном фестивале детской красоты и таланта "Beauty&Talant"!
Фестиваль проводится с целью поиска и развития талантливых детей, проведения спортивно-оздоровительных и развлекательных мероприятий,...

7. Проблемы воспитания детей с особыми нуждами. Классификация детей с особыми нуждами. Пути и способы совершенствования педагогического влияния на воспитание «трудных» детей и детей из семей «группы социального риска» iconКонкурс программ и проектов, направленных на поддержку молодых семей...
Проект по поддержке молодых родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей от 18 до 23 лет имеющих...

7. Проблемы воспитания детей с особыми нуждами. Классификация детей с особыми нуждами. Пути и способы совершенствования педагогического влияния на воспитание «трудных» детей и детей из семей «группы социального риска» iconИнициативная группа
Привлечение к благотворительным мероприятиям, акциям: инвалидов, ребят из числа детей-сирот, детей из неблагополучных семей

7. Проблемы воспитания детей с особыми нуждами. Классификация детей с особыми нуждами. Пути и способы совершенствования педагогического влияния на воспитание «трудных» детей и детей из семей «группы социального риска» iconПрограммы для детей старшей группы детского сада
Программа предназначена для образовательной работы с группой умственно одаренных детей шестого года жизни. Ее использование требует...

7. Проблемы воспитания детей с особыми нуждами. Классификация детей с особыми нуждами. Пути и способы совершенствования педагогического влияния на воспитание «трудных» детей и детей из семей «группы социального риска» iconРабочая программа по приобщению детей к истокам русской народной культуры «Горница»
Рабочая программа «Горница» это комплексная программа по ознакомлению детей с жизнью, бытом и творчеством русского народа, ориентированая...

7. Проблемы воспитания детей с особыми нуждами. Классификация детей с особыми нуждами. Пути и способы совершенствования педагогического влияния на воспитание «трудных» детей и детей из семей «группы социального риска» iconПрограммы для детей подготовительной к школе группы детского сада
Программа образовательной работы с группой умствен­но одаренных детей седьмого года жизни продолжает основные направления занятий,...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов