Тема Основные понятия социальной психологии




Скачать 66.33 Kb.
НазваниеТема Основные понятия социальной психологии
Дата публикации05.08.2013
Размер66.33 Kb.
ТипДокументы
zadocs.ru > Психология > Документы



Тема 8. Основные понятия социальной психологии


  1. Общение.

  2. Группы (отдельно: малая группа).

  3. Личность в группе.


Рис. 1




Общение








Коммуникация Интеракция Социальная

перцепция
(Коммуникативная (Интерактивная (Перцептивная

сторона общения) сторона общения) сторона общения)

^ Cтруктура общения
Коммуникативная сторона общения, или коммуникация в узком смысле слова, состоит в обмене информацией между общающимися индивидами. Интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между общающимися индивидами, т.е. в обмене не только знаниями, идеями, но и действиями. Перцептивная сторона общения означает процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания.
^ Невербальная коммуникация включает следующие основные знаковые системы:
1) оптико-кинетическую (жесты, мимика, пантомимика),

2) паралингвистическую,

3) экстралингвистическую,

3) организацию пространства и времени коммуникативного процесса,

4) визуальный контакт (Лабунская, 1989).
Значимость оптико-кинетической системы знаков в коммуникации настолько велика, что в настоящее время выделилась особая область исследований – кинесика, которая специально имеет дело с этими проблемами. Так, например, в исследованиях М. Аргайла изучались частота и сила жестикуляции в разных культурах (в течение одного часа финны жестикулировали 1 раз, итальянцы – 80, французы – 20, мексиканцы – 180).
^ Паралингвистическая система – это система вокализации, т.е. качество голоса, его диапазон, тональность (короче, фонология).

Экстралингвистическая система – включение в речь пауз, других вкраплений, например покашливания, плача, смеха, наконец, сам темп речи.

Проксемика как специальная область, занимающаяся нормами пространственной и временной организации общения, располагает в настоящее время большим экспериментальным материалом. Основатель проксемики Э. Холл, который называет проксемику «пространственной психологией», исследовал первые формы пространственной организации общения у животных. В случае человеческой коммуникации предложена особая методика оценки интимности общения на основе изучения организации его пространства. Например, нормы приближения человека к партнеру по общению, свойственные американской культуре: интимное расстояние (0-45 см); персональное расстояние (45-120 см), социальное расстояние (120-400 см); публичное расстояние (400-750 см).
Область исследований, связанных с выявлением механизмов образования различных эмоциональных отношений к воспринимаемому человеку, получила название исследования аттракции. Буквально аттракция (attraction – влечение, притяжение, привлекательность) – привлечение, но специфический оттенок в значении этого слова в русском языке не передает всего содержания понятия «аттракция».

Аттракция – это процесс формирования привлекательности человека для воспринимающего, а также продукт этого процесса, т.е. некоторое качество отношения. (ср. с харис).

Аттракцию можно рассматривать как особый вид социальной установки на другого человека, в которой преобладает эмоциональный компонент (Гозман, 1987).
Группы
При анализе развития групп и их роли в истории человеческого общества, (Поршнев, 1966) было установлено, что главной, чисто психологической характеристикой группы является наличие т.н. «мы-чувства».
К элементарным параметрам любой группы относятся:
1. Композиция группы (или ее состав).

2. Структура группы.

3. Групповые процессы. Роли членов группы.

4. Групповые нормы и ценности.

5. Система санкций.
Каждый из этих параметров может приобретать совершенно различное значение в зависимости от типа изучаемой группы. Так, например, состав группы может быть описан по-разному в зависимости от того, значимы ли в каждом конкретном случае, например, возрастные, профессиональные или социальные характеристики членов группы. Не может быть дан единый рецепт описания состава группы в связи с многообразием реальных групп.
Классификация групп, изучаемых в социальной психологии

Толпа, масса, публика – объяснить на примерах.

Внушение – суггестор и суггеренд

Заражение

Подражание – дети, в любой группе


  1. деление малых групп на первичные и вторичные, 2) деление их на формальные и неформальные, 3) деление на группы членства и референтные группы.


Деление малых групп на первичные и вторичные впервые было предложено Ч. Кули, который вначале дал просто описательное определение первичной группы, назвав такие группы, как семья, группа друзей, группа ближайших соседей. Позднее Кули предложил определенный признак, который позволил бы определить существенную характеристику первичных групп – непосредственность контактов. Но при выделении такого признака первичные группы стали отождествлять с малыми группами, и тогда классификация утратила свой смысл.

Третья классификация разводит так называемые группы членства и референтные группы. Она была введена Г. Хайменом, которому принадлежит открытие самого феномена «референтной группы». В экспериментах Хаймена было показано, что часть членов определенных малых групп (в данном случае это были студенческие группы) разделяет нормы поведения, принятые отнюдь не в этой группе, а в какой-то иной, на которую они ориентируются. Такие группы, в которые индивиды не включены реально, но нормы которых они принимают, Хаймен назвал референтными группами. В дальнейшем Г. Келли, разрабатывая понятия референтных групп, выделил две их функции: сравнительную и нормативную, показав, что референтная группа нужна индивиду или как эталон для сравнения своего поведения с ней, или для нормативной оценки его.

В настоящее время в литературе встречается двоякое употребление термина «референтная группа»: иногда как группа, противостоящая группе членства, иногда как группа, возникающая внутри группы членства. В этом втором случае референтная группа определяется как значимый круг общения, т.е. как круг лиц, выбранных из состава реальной группы как особо значимых для индивида. При этом может возникнуть ситуация, когда нормы, принятые группой, становятся лично приемлемы для индивида лишь тогда, когда они приняты значимым кругом общения, т.е. появляется еще как бы промежуточный ориентир, на который намерен равняться индивид.
Можно выделить три основных направления в исследовании малых групп, сложившиеся в руслах различных исследовательских подходов: 1) социометрическое; 2) социологическое; 3) школа «групповой динамики».

Социологическое направление в изучении малых групп связано с традицией, которая была заложена в уже упоминавшихся экспериментах Э. Мэйо. Суть их состояла в следующем. Компания Вестерн Электрик столкнулась с фактом понижения производительности труда сборщиц реле. Длительные исследования (до приглашения Мэйо) не привели к удовлетворительному объяснению причин. Тогда в 1928 г. был приглашен Мэйо, который и поставил свой эксперимент, первоначально имеющий целью выяснить влияние на производительность труда такого фактора, как освещенность рабочего помещения. Эксперименты в Хоторне в общей сложности длились с 1924 по 1936 г., в них четко обозначены различные этапы, но здесь воспроизведена лишь основная схема эксперимента. В выделенных Мэйо экспериментальной и контрольной группах были введены различные условия труда: в экспериментальной группе освещенность увеличивалась и обозначался рост производительности труда, в контрольной группе при неизменной освещенности производительность труда не росла. На следующем этапе новый прирост освещенности в экспериментальной группе дал новый рост производительности труда; но вдруг и в контрольной группе – при неизменной освещенности – производительность труда также возросла. На третьем этапе в экспериментальной группе были отменены улучшения освещенности, а производительность труда продолжала расти; то же произошло на этом этапе и в контрольной группе.

Школа «групповой динамики» представляет собой наиболее психологическое направление исследований малых групп и связана с именем К. Левина. Американский период деятельности Левина после эмиграции из фашистской Германии начался с создания в Массачусетсском технологическом институте специального Центра изучения групповой динамики (позже был перенесен в Мичиганский университет, где существует до сих пор). Направление исследований в этом центре опиралось на созданную Левиным «теорию поля». Центральная идея теории поля, что законы социального поведения следует искать через познание психологических и социальных сил, его детерминирующих, была развита применительно к науке о группах, к анализу этих сил, их локализации и измерению. Важнейшим методом анализа психологического поля явилось создание в лабораторных условиях групп с заданными характеристиками и последующее изучение функционирования этих групп. Вся совокупность этих исследований получила название «групповой динамики». Основная проблематика сводилась к следующему: какова природа групп, каковы условия их формирования, какова их взаимосвязь с индивидами и с другими группами, каковы условия их успешного функционирования. Большое внимание было также уделено проблемам образования таких характеристик группы, как нормы, сплоченность, соотношение индивидуальных мотивов и групповых целей, наконец, лидерство в группах.

Отвечая на главный вопрос о том, какие потребности двигают социальным поведением людей, школа групповой динамики пристально исследовала проблему внутригрупповых конфликтов, сопоставляла эффективность групповой деятельности в условиях кооперации и конкуренции, способы вынесения групповых решений. Этот перечень можно было бы продолжить, так как практически весь набор проблем малой группы был представлен в работах этого направления.

Образование малых групп – конформизм (групповое давление) и сплоченность.
Лидерство и руководство. Типы лидеров и руководителей. Стили руководства (авторитарный, демократический, попустительский). О демократии.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Тема Основные понятия социальной психологии iconВопросы по социальной психологии для итоговой государственной аттестации...
Социальная психология как наука. Предмет, задачи социальной психологии. Сопоставление социальной психологии с родственными

Тема Основные понятия социальной психологии iconПредмет и объект психологии. История развития психологического знания...
История развития психологического знания и основные направления в психологии. Основные психические процессы, свойства, состояния....

Тема Основные понятия социальной психологии iconУчебно-методический комплекс 230700 «прикладная информатика» профиль...
Тема Основные понятия информационного менеджмента (ИМ): определения, основные понятия отрасли ит, цель, элементы, объекты и процессы...

Тема Основные понятия социальной психологии iconПредмет социальной психологии. Место социальной психологии и системе научного знания
Коммуникативная компетентность личности. Барьеры общения и рекомендации по улучшению общения

Тема Основные понятия социальной психологии iconПрограмма международной конференции молодых ученых, студентов и аспирантов...
Кудинов Сергей Иванович д психол н., профессор., зав кафедрой социальной и дифференциальной психологии

Тема Основные понятия социальной психологии iconТема основные проблемы возрастной психологии
А. Г. Асмолов, анализируя возможные теоретические подходы в зарубежной психологии, объясняющие развитие человека, выделяет следующие,...

Тема Основные понятия социальной психологии iconТема Предмет психологии развития
Предмет психологии развития и основные проблемные поля исследований. Методы психологии развития

Тема Основные понятия социальной психологии iconПрикладные аспекты использования учения о социальной ответственности...
...

Тема Основные понятия социальной психологии iconЭкзаменационные вопросы по дисциплине: «Социальная психология»
Предмет социальная психология. Роль социальной психологии как науки. Назовите «материнские» дисциплины социальной психологии

Тема Основные понятия социальной психологии iconЛитература к курсу
Основные этапы развития социальной психологии: донаучный (синкретический), философский, феноменологический, научный

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов