Оглавление




НазваниеОглавление
страница1/17
Дата публикации07.08.2013
Размер1.73 Mb.
ТипДокументы
zadocs.ru > Психология > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17
Вопросы к итоговому выпускному экзамену

« Теоретическая и прикладная психология»
ОГЛАВЛЕНИЕ



  1. Психология как наука. Предмет психологии. Отрасли психологии.

Так что же такое психология как наука?

Слово «психология» в переводе с древнегреческого буквально означает «наука о душе» (psyche — «душа», logos — «понятие», «учение»). Психология — это наука о психике и психических явлениях. Понятие «психология» имеет как научный, так и житейский смысл.

Основные различия житейских и научных психологических знаний.

Житейские психологические знания

Научные психологические знания

Знания конкретны, привязаны к конкретным ситуациям, людям, задачам.

Знания обобщены, для чего используются соответствующие понятия.

Знания носят интуитивный характер. Это обусловлено способом их получения — случайным опытом и его субъективным анализом на бессознательном уровне.

Научное познание основано на эксперименте, а полученные знания вполне рациональны и осознаваемы.

Знания передаются с большим трудом, а часто эта передача просто невозможна. ^ Проблема "отцов и детей".

В науке знания аккумулируются и передаются намного легче.

Источник знаний – наблюдение.

Источник знаний – эксперимент.

Знания ограничены.

Знания постоянно расширяются.

^ Этапы развития предмета психологии.

I этап. Начался 2 тысячи лет назад, в рамках философии. Психология – наука о душе. Материалисты (Эпикур, Анаксимен, Анаксимандр, Демокрит). Идеалисты (Платон). Методы: 1) метод наблюдения, 2) метод интерпретации поведения, 3) метод умозрительного заключения о сущности души.

II этап. В 17 веке психология – наука о сознании (Гоббс). Способность чувствовать, думать, желать назвали сознанием. Автосознание: ощущение, образ, аффект – три элемента, из которых складываются все остальные понятия сознания (Титченер). Теория потока сознания: сознание характеристика динамическая, процесс, имеющий начало и конец, то, что мы говорим, не всегда совпадает с тем, что мы думаем (Джемс). Методы: 1) интроспекция.

III этап. Начало 20 века.

    1. Психология – наука о поведении. Бихевиоризм (Джон Уотсон). Психология должна изучать то что видно: 1) поведение жесты, мимика, позы, 2) физиологические проявления состояния человека, его деятельность, 3) действия. Поведение человека – это система реакций: S → R. Толмен и Халл ввели промежуточную переменную (намерения, цели): S → V → R. Положительное: впервые объективный метод исследования – эксперимент. Отрицательное: биологизирование человека, манипулятивный подход.

    2. Психология – наука о бессознательном. Психоанализ (З.Фрейд). Три сферы: сознательное, предсознательное (в предсознательном находятся скрытые, невостребованные знания), бессознательное (в бессознательном находятся биологические потребности и инстинкты). Бессознательное очень энергозаряжено, действенно, живет по принципам удовольствия, информация из него не не допускается в сознание, но оно напоминает о себе. Формы проявления: 1) сновидения, 2) ошибочные действия, 3) невротические расстройства. Методы: 1) толкования сновидений, 2) свободных ассоциаций, 3) ассоциативный эксперимент. Положительное: впервые обратились к бессознательной мотивации поведения, предложили оригинальные методы коррекции личности. Отрицательное: пансексуализм.

    3. Гештальтпсихология – форма, структура, организованное целое (Келлер, Кокка, Бергеймер). Основное положение – целое не сводится к сумме составляющих его элементов. Изучают ощущения, восприятие, мышление. Законы восприятия: 1) закон хорошей формы ○ □ ∆ , 2) закон амплификации ( завершения круга).

    4. Гуманистическая психология (Маслоу, Олпорт, Роджерс). Предмет изучения – личность, как уникальная неповторимая система, потенциальные возможности человека. Методы: наблюдать за человеком в целом, а не разбирать по кусочкам. Клиентцентрированная терапия – выявить положительные стороны в человеке, раскрыть пути реализации и потенциальной возможности. Маслоу предложил пирамиду потребностей:

6.Самоактуализация 5.Духовные потребности 4 Социальные контакты 3 Уважение, любовь 2.Безопасность 1.Биологические потребности

V этап. Психология – наука о фактах, закономерностях и механизмах функционирования психики.

^ Классификация психических явлений. Психические явления условно делятся на три основных группы: психические процессы, психические состояния и психические свойства личности.

^ Психические процессы




Психические состояния




Психические свойства

Познавательные




Эмоционально-волевые




 




 

Ощущение




Эмоции




Утомление




Темперамент

Восприятие




Чувства




Стресс




Характер

Память




Воля




Фрустрация




Направленность

Воображение










Настроение




Способности

Речь



















Мышление



















^ Психические процессы – это форма пс. явления, отличающаяся относительной однородностью структуры, кратковременностью протекания. Длительность от миллисекунды сенсорная реакция до нескольких часов чтение.

^ Психические состояния – это определившийся в данный момент, относительно устойчивый уровень пс. деятельности, которая проявляется в повышении и понижении пс. активности человека. Состояние является эффектом пс. деятельности и фоном, на котором деятельность протекает. Состояния отличаются относительной длительностью дни, недели.

^ Психические свойства – это устойчивые образования, обеспечивающие определенный качественно-количественный уровень пс. деятельности и поведения, типичный для индивида.

^ Основные понятия психологии.

Отражение, психика, сознание , деятельность, личность.

Основные отрасли психологии

Отрасли психологии представляют собой относительно самостоятельно развивающиеся направления научных психологических исследований. Все отрасли психологии условно можно разделить на фундаментальные (общие) и прикладные (специальные).

Фундаментальные знания — это тот базис, который не только объединяет все отрасли психологической пауки, но и служит основой для их развития. Поэтому фундаментальные знания, как правило, объединяют термином «общая психология».

Прикладными называются отрасли науки, достижения которых используются на практике. В большинстве случаев прикладные отрасли психологической науки решают конкретные задачи в рамках своего направления. Однако в некоторых случаях достижения или научные открытия прикладных отраслей могут носить фундаментальный характер.

^ Отрасли психологии

Разделы

Предмет, задачи

Общая психология

Возникновение общей психологии как самостоятельной и фундаментальной отрасли связано с именем С. Л. Рубинштейна,

он систематизировал психологические знания и предложил методологию исследования психических явлений.

Объединяет фундаментальные психологические знания и решает задачи по исследованию индивида — конкретного представителя вида Homo sapiens. Она включает в себя теоретические и экспериментальные исследования, выявляющие наиболее общие психологические закономерности, теоретические принципы и методы психологии, ее основные понятия. На базе основных понятий общей психологии формируются понятия других отраслей психологической науки.

Педагогическая психология

^ Как самостоятельная отрасль во второй половине XIX в.

1) дошкольного воспитания,

2) обучения и воспитания в школьном возрасте

3) профессионального обучения,

4) высшей школы.

Изучает психологические проблемы обучения и воспитания. Педагогическая психология исследует вопросы целенаправленного формирования познавательной деятельности и общественно значимых качеств личности, а также изучает условия, обеспечивающие оптимальный эффект обучения.

Возрастная психология

оформилась в качестве самостоятельной отрасли психологической науки в конце XIX в.

1) психология детства, 2) психология юности, 3) психология зрелого возраста,

4) геронтопсихология.

Изучает закономерности этапов психического развития и формирования личности от рождения до старости. Возникнув, как детская психология, возрастная психология в процессе своего развития стала решать задачи целостного анализа онтогенетических процессов.

Дифференциальная психология

^ Начало положил Ф. Гальтон,

Изучает различия как между индивидами, так и между группами, а также причины и последствия этих различий.

Социальная психология

^ Началом самостоятельного существования социальной психологии считается 1908 г.,

1) закономерности общения и взаимодействия людей;

2) психол. характеристики социальных групп, как больших (классы, нации), так и малых; 3) психология личности.

Изучает закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные фактом их включения в группы, а также психологические характеристики самих групп.

  1. Исследуется роль общения в системе общественных и межличностных отношений.

  2. Изучаются такие явления, как сплоченность, лидерство и т. д.

  3. Проблемы социальной установки, социализации и др.

Политическая







Психология искусства







Медицинская психология

1) клиническая психология, 2) общая медицинская психология;

3) психопрофилактика и психогигиена;

4) психокоррекция.

Изучает психологические аспекты гигиены, профилактики, диагностики, лечения, экспертизы и реабилитации больных. Вопросы, связанные с возникновением, развитием и течением болезни, влиянием тех или иных болезней на психику человека и, наоборот, влиянием психики на болезнь.

Инженерная психология





Исследует процессы и средства взаимодействия между человеком и машиной.

Спортивная психология, юридическая психология, авиационная и космическая психология, военная психология, психология компьютеризации, экспериментальная психология.




  1. ^ Понятие деятельности, ее структура.

Деятельность – это внутренняя психическая и внешняя физическая активность человека, регулируемая осознанной целью. (Петровский А.В.)

Деятельность – это единица жизни человека, активность, отвечающая определенной потребности, мотиву. Деятельность всегда соотносится с определенным мотивом. (Слободчиков, Исаев.)

^ Основная черта деятельности: предметность.

Предмет деятельности выступает двояко: а) первично, как реально существующий и побуждающий деятельность; б) вторично, как образ предмета.

А.Н. Леонтьев: «Предмет может быть материальный и идеальный: чувственно воспринимаемый или данный только в представлении, в мысленном плавне».

Д.А. Леонтьев: «Предметом, мотивом деятельности могут выступать как отдельные материальные и идеальные объекты, так и целостные события».

Любая деятельность имеет побудительные причины и направлена на достижение определенных результатов. ^ Побудительными причинами деятельности человека являются мотивы — совокупность внешних и внутренних условий, вызывающих активность субъекта и определяющих направленность деятельности. Именно мотив, побуждая к деятельности, определяет ее направленность, т. е. определяет ее цели и задачи.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Оглавление iconТатарский язык оглавление Оглавление
Во-вторых, отрицание у глаголов и имен, а также падежные формы существительных

Оглавление iconФредерик Патенод Секреты сыроедения Оглавление Оглавление
Предисловие. Сыроедение без прикрас Глава Как определить наш естественный рацион

Оглавление iconНиколас Шаффнер Джон Леннон в моей жизни Оглавление:  Оглавление
Пятнадцатая: Оркестр Клуба Одиноких Сердец Сержанта Пеппера (Sgt. Pepper's Lonely Hearts Club Band)

Оглавление iconКурсовая работа Пояснительная записка Коновалова И. В. Студент: Станиславчук...
Задача: спроектировать приспособление для фрезерования основания корпуса редуктора

Оглавление iconОглавление оглавление 1 введение 1
Но неожиданно то, что иногда эти идеи принимает на вооружение и Intel. Речь идет о ibm-совместимых персональных компьютерах. На нашем...

Оглавление iconОглавление оглавление 1 предисловие 2
Как там говорят — «"браком" хорошее дело не назовут»? Ну, наверное. Хотя брак — это ведь то, что мы сами делаем, своими руками Так,...

Оглавление iconОглавление

Оглавление iconОглавление

Оглавление iconОглавление

Оглавление iconОглавление

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов