Решение задач выбора источников, путей и способов получения информации. Процедурный решение задач, связанных с организацией практической деятельности Задачи учебного курса «Технология социальной работы»




НазваниеРешение задач выбора источников, путей и способов получения информации. Процедурный решение задач, связанных с организацией практической деятельности Задачи учебного курса «Технология социальной работы»
страница1/3
Дата публикации08.08.2013
Размер0.52 Mb.
ТипРешение
zadocs.ru > Психология > Решение
  1   2   3

4

1. Технология социальной работы как отрасль
социальных технологий

Технология (от греч. techne — искусство, мастерство, умение + logos — учение) — система знаний о способах и средствах обработки и качественного преобразования объекта. Объектом и социальной технологии, и технологии социальной работы являются социальные процессы, но это процессы различных уровней. Однако общий объект исследования определяет и обусловливает наличие органичных глубоких внутренних межпредметных взаимосвязей социальных технологий и технологий социальной работы. Социальные технологии — это система знаний об оптимальных способах преобразования и регулирования социальных отношений и процессов в жизнедеятельности людей, а также сама практика алгоритмического применения оптимальных способов преобразования и регулирования социальных отношений и процессов.

Технология социальной работы — это одна из
отраслей социальных технологий,

ориентированных на социальное обслуживание, помощь и поддержку граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации. Технологию социальной работы можно рассматривать в двух аспектах. Во-первых, в широком плане — как систему теоретических знаний и практику. Во-вторых, как совокупность частных технологий, специфика которых обусловлена конкретным субъектом и объектом социальной работы

^ Основные этапы разработки TCP:
Теоретический формулирование целевой
установки, определение предмета

технологизации.

Методический решение задач выбора источников, путей и способов получения информации.

Процедурный решение задач, связанных с организацией практической деятельности

2. Задачи учебного курса «Технология
социальной работы»

— овладение теоретическими основами TCP с различными группами населения по месту жительства и на предприятиях;

— развитие творческого мышления,

— формирование практических навыков и умений

1. ^ Сущность и структура технологического процесса

Процесс — это изменение (динамика) состояния
предмета под воздействием внешних или
внутренних факторов. В CP в качестве внешних
факторов рассматриваются социальные условия
и обстоятельства жизнедеятельности клиента, а
внутренними факторами выступают

нравственно-психологические, физиологические и физические ресурсы человека или группы людей.

Функция TCP: целенаправленное воздействие специалиста CP на внешние и внутренние факторы, их активизация в интересах клиента — основная

Алгоритм — это программа решения задач, точно предписывающая, как и в какой последовательности операций получить результат, определенный исходными данными. В применении к CP это т термин понимается как последовательность воздействий, направленных на преобразование объекта CP и перевод его в искомое состояние.

Операция — это простейшее действие, направленное на достижение конкретной, не разлагаемой на более простые, осознанной цели (подцели).

Инструментарий — это арсенал средств, обеспечивающих достижение цели воздействия на личность или социальную общность. Процедурные этапы:

  1. Формулирование цели воздействия.

  2. Выработка и выбор способов воздействия.

  3. Организация воздействия.

  4. Оценка и анализ результатов воздействия.

2. Содержание технологического процесса

Этапы и операции технологического процесса 1 .Предварительный. Выявления, оценки и ранжирования проблемы, выяснения совокупности факторов, обусловивших ее возникновение.

2. Целеполагания. Первичное формулирование

целевой установки деятельности специалистов и

организаторов социальной работы.

3.Обработка информации.

Поиск дополнительных источников информации,

сбор и систематизация информации, ее анализ и

обобщение.

4.Процедурно-организационный этап. Последовательная реализация намеченных программой мер социального воздействия. 5.Контрольно-аналитический этап. Организаторы социальной работы анализируют итоги деятельности специалистов.

1. ^ Многообразие социальных технологий

Обусловлено:

-обширностью социальных отношений и видов социального действия;

-системным, сложным характером объектов социальных технологий;

-разнообразием средств, методов и форм, используемых в процессе социального действия; различным уровнем профессионализма разработчиков и исполнителей социальных технологий.

2.КЛАССИФИКАЦИЯ СОЦИАЛЬНЫХ

ТЕХНОЛОГИЙ.

Типология в социальной работе: а) выступает формой научного обоснования и программирования социальных технологий, б) выполняет прогностическую функцию (на основе творческой переработки используемого на практике инструментария открывает возможность прогнозировать результат примет нения тех или иных технологий в различных условиях); в) выполняет ориентировочную функцию.

Основой типологии социальных технологий могут стать "следующие признаки: -степень ассоциированности объекта воздействия (личность, общество, социальные группы, трудовой коллектив);

-масштабы и иерархия воздействия (глобальные, континентальные, региональные и т.д.); -сфера социализации и жизнедеятельности людей (производственная, политическая, социальная, духовная сферы); -степень зрелости социальных объектов; -инструментарий, способы и средства воздействия, используемые для решения поставленных задач;

-область общественной жизни: экономика, образование, здравоохранение, научная деятельность;

-уровень разработки социальных технологий (теоретический, конкретно-прикладной); -цель, реализуемая в результате применения данной технологии.
Глава IV

^ ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ И ЕГО МЕСТО

В ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

1. Технология выработки цели социальной

работы

Технология социальной работы как процесс
включает: подготовительный этап,

целеполагание, сбор и анализ информации, формулирование программы действий, практические действия по реализации программы.

Целеполагание — это процесс выбора и реально­го определения цели, которая представляет собой идеальный образ будущего результата деятельности.

Центральной проблемой процедуры целеполагания является формулирование цели и оптимального средства ее достижения Цель — это понятие, которое выражает идеаль­ное представление результата деятельности. TCP — это целенаправленный процесс социального воздействия субъекта на объект. Целеполагание, таким образом, выступает как аналитическая деятельность, которая возможна,

когда субъекты целеполагания (специалисты

социальной работы различного уровня):

а)умеют анализировать ситуацию;

б)знают правовое пространство деятельности по

решению реальной проблемы;

в)имеют опыт практической работы.

2. Принципы целеполагания

1.Точная и четкая формулировка собственных целей, применительно к данной конкретной ситуации.

2.Определение целей других лиц и организаций, на которые предполагается направлять воздействие.

Ъ, Определение характера взаимосвязи целей других лиц и организаций, на которые оказывается воздействие, а также взаимосвязь возникающих задач.

4.Определение вероятных последствий достижения сформулированных целей. Многие цели могут оказываться по сути средством достижения других, более отдаленных или побоч пых целей.

Глава V

^ СОЦИАЛЬНАЯ ДИАГНОСТИКА:

ЦЕЛИ, ЭТАПЫ И СПОСОБЫ

ПРОВЕДЕНИЯ

1. Сущность и характеристика социальной
диагностики

«Диагностика» — общий способ получения исчерпывающей информации об изучаемом объекте или процессе.

Социальный диагноз предполагает сбор информации о клиентах и условиях их жизнедеятельности, а также ее анализ для разра­ботки программы социальной помощи. Цель диагностики состояния социального объекта — установление достоверности информации о нем и окружающей его среде, прогнозирование его возможных изменений и влияния на другие социальные объекты, а также выработка рекомендаций для принятия организационных решений, социальною проектирования действий по оказанию социальной помощи. Принципы

-конфиденциальности, -научной обоснованности, -не нанесения ущерба, -объективности, -эффективности

Социальная диагностика — важнейший компонент социальной технологии и сфера деятельности практического социального работника.

Процедурные этапы технологии социальной диагностики :

-ознакомление с клиентом, постановка задач, -выделение состава диагностируемых ситуаций, параметров ситуации,

-выбор основных показателей или критериев; -измерение и анализ показателей;

2. Социально-диагностические методы в
социальной работе

Наблюдение — метод, который используется при изучении внешних проявлений поведения человека, по которым можно составить представление о нем.

Беседа в социальной диагностике — метод получения и корректировки информации на основе вербальной коммуникации. Анкетирование — метод сбора статистического материала путем формализованного опроса диагностируемых.

Вопросник (опросник-личностный) — совокупность методических приемов для изучения и оценки отдельных свойств и проявлений личности.

Метод экспертной оценки- опрос экспертов путем анкетирования и интервьюирования. Иногда социальная проблема нуждается в оценке компетентных лиц — экспертов, имеющих глубокие знания о предмете или объекте исследования.

Социометрия — это метод опроса и алгоритм для математической обработки первичных измерений.

Мониторинг — это организация постоянного отслеживания информации, включенное
наблюдение, оценка и анализ социальных ситуаций в фокусе их изменения, с прогнозированием этих изменений на определенную перспективу. Методы тестирования.

Тест-опросник — тщательно продуманные и проверенные вопросы, по ответам на которые можно судить о психологических качествах испытуемого.

Тест-задание — оценка психологии и поведения человека на базе того, что он делает. Испытуемый выполняет специальные задания, по которым можно судить о наличии степени развития, или отсутствии у него изучаемого качества.

Биографический метод — способ исследования, диагностики, коррекции и проектирования жизненного пути личности.
Глава VI АДАПТИВНЫЕ ПРОЦЕССЫ В CP И МЕТОДИКА ИХ РЕГУЛИРОВАНИЯ

1. Сущность и содержание социальной
адаптации

Социальная адаптация - состояние человека и процесс, в течение которого социальный организм приобретает равновесие и устойчивость к влиянию и воздействию социальной среды.

Социальная адаптация — процесс управляемый. ^ Виды адаптации

Экономическая - сложнейший процесс усвоения новых социально-экономических норм и принципов экономических отношений индивидов, субъектов.

Педагогическая - приспособление к системе образования, обучения и воспитания, которые формируют систему ценностных ориентиров индивида.

Психологическая - процесс приспособления органов чувств к особенностям действующих на них стимулов с целью их лучшего восприятия и предохранения рецепторов от излишней нагрузки.

Профессиональная — это приспособление инди­вида к новому виду профессиональной деятельности, новому социальному окружению, условиям труда и особенностям конкретной специальности Успех профессиональной адаптации зависит от склонности адаптанта к конкретной профессиональной деятельности, совпадения общественной и личной мотивации труда и других причин.

2. Технология социальной работы по
регулированию адаптивных процессов

^ Формы адаптационных процессов

1.Преимущественно стихийное протекание

адаптационных процессов проявляется в

неудовлетворенности человека условиями его

самореализации без достаточного осознания

путей выхода из существующего положения.

2.Примерно равное соотношение стихийных и

сознательных элементов, проявляется в

конструировании идеальных моделей

воображаемой

деятельности без реального их воплощения. 3.Преобладание сознательных элементов и выражается в формировании жизненных планов личности, целенаправленной жизнедеятельности.

Глава VII

^ СОЦИАЛЬНАЯ ТЕРАПИЯ И МЕТОДИКА ЕЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ

1. Сущность и содержание социальной терапии

Слово «терапия» в переводе с греческого

означает «забота, уход, лечение».

Социальная терапия тесно связана с

психотерапией, в которой используются методы

воздействия на психику.

модели психотерапии:

лечение, манипулирование; психологическая модель (процесс научения личности); -комплекс явлений, возникающих в ходе взаимодействия между людьми философская модель-.

2.Основные формы и методы

терапевтического воздействия, применяемые в социальной работе

В содержательном аспекте социальны й
работник, использующий терапевтические
методы, опирается на достижения психологии,
психиатрии, психотерапии. Этот

междисциплинарный характер методов воздействия на клиентов обусловливает сложность технологии социальной терапии. В целом методы социальной (психологической) терапии основываются на двух формах работы — индивидуальной и групповой. Технология работы в группе решает следующие задачи:

исправление, корректировка цели, когда дело касается поведения одного или нескольких ее членов;

предупреждение дисфункций (в случае такой опасности);

обеспечение нормального развития членов

группы, особенно в критические периоды роста;

утверждение личности;

воспитание чувства гражданственности.

Трудовая терапия

Терапия самовоспитания.

Дискуссионная терапия является основным методом социального работника и используется регулярно с различными клиентами. Социотералия - воздействие на социальное окружение клиента с помощью государственных и общественных организаций. Музыкотералия — один из старейших методов воздействия на психику человека, который может использоваться и в лечебных целях. Арттерапия — лечение искусством. Цветотерапия. Библиотерапия. Имаготерапия — использование в целях терапии игры образами.
Глава VIII

^ МЕТОДЫ В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ

И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ

1. Сущность научных методов и их роль в

практике социальной работы

Социальная работа как система научных знаний
состоит из двух основных разделов: ,

1) теоретико-методологического, фун-
даментального, в котором изучается
методология, рассматриваются закономерности,
принципы, категориальный аппарат,

2) прикладного, социально-практического,
управленческого приложения теоретического и
эмпирического знания к решению практических
социальных задач.

Технология социальной работы как отрасль социальных технологий и система знаний опирается на теоретические положения социальной работы, на соответствующий методологический аппарат (принципы, законы, категории, методы, приемы исследования и т.д.), а также на практический опыт и эмпирический материал

Метод — от греческого «methodos» — путь исследования, способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи. Метод в социальной работе выполняет двоякую роль, выступая:

1) как способ, путь познания и применения
знаний, выработанных в науках, изучающих
различные аспекты жизнедеятельности человека
и социальной практики;

2) как определенное конкретное действие,
способствующее качественному изменению
существующего объекта (субъекта).

Роль того или иного метода в каждом случае обусловливается рядом факторов:

1) целью и характером задач, решаемых в ходе
исследования;

2) наличием материально-технической и
источниковедческой базы, на основании которой
ведется исследование;

3) состоянием знаний по той или иной проблеме,
квалификацией и опытом исследователя или
практического работника.
2. Классификация социальных методов

Можно выделить всеобщие (философские) методы, общенаучные методы и частные специальные научные методы. Всеобщий, или философский метод понимается как единство мировоззренческой и

методологической позиций субъекта в различных видах деятельности. Одним из основных методов социального познания является всеобщий метод] материалистической диалектики, сущность ко­торого состоит в том, что процесс выявления и осмысления фактов, событий и явлений основывается на отражении в сознании исследователя объективной диалектики самой социальной действительности. 2. Общенаучные методы применяются во многих областях деятельности, в том числе и в социальной работе. Среди них следует выделить: метод научной абстракции метод анализа и синтеза метод индукции и дедукции метод единство общего и особенного исторический метод.

метод восхождения от простого к сложному единство качественного и количественного анализа

генетический метод конкретно-социологический метод методы формализации метод аналогии

системно-структурный или структурно-функциональный метод

3.Частные специальные научные методы — это специфические способы познания и преобразования отдельных областей реального мира, присущие той или иной конкретной систе­ме знаний. Таковыми являются, например, в социологии метод социометрии, в математике корреляционный анализ и т.д. Эти методы после соответствующей трансформации используются в решении проблем социальной работы.

  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Решение задач выбора источников, путей и способов получения информации. Процедурный решение задач, связанных с организацией практической деятельности Задачи учебного курса «Технология социальной работы» iconРешение задач линейного программирования Цель работы
Цель работы: Изучение возможностей пакета Ms Excel при решении задач линейного программирования. Приобретение навыков решения задач...

Решение задач выбора источников, путей и способов получения информации. Процедурный решение задач, связанных с организацией практической деятельности Задачи учебного курса «Технология социальной работы» iconГосударственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования
Линейное программирование сейчас широко используется в экономике, для решения производственных задач, выбора стратегии управления...

Решение задач выбора источников, путей и способов получения информации. Процедурный решение задач, связанных с организацией практической деятельности Задачи учебного курса «Технология социальной работы» iconЛабораторной работы
Целью курса является изучение методов и способов организации и хранения большого количества информации, ее обработки и представления...

Решение задач выбора источников, путей и способов получения информации. Процедурный решение задач, связанных с организацией практической деятельности Задачи учебного курса «Технология социальной работы» iconРешение статистических задач в excel практикум Санкт-Петербург 2008...
Статистика. Практикум «Решение статистических задач в excel» для студентов специальности 080105. 65 (060400), 080109. 65 (060500),...

Решение задач выбора источников, путей и способов получения информации. Процедурный решение задач, связанных с организацией практической деятельности Задачи учебного курса «Технология социальной работы» iconТехнология составления плана воспитательной работы с классом
Определение критериев и способов оценки реализации целей и задач воспитательной работы

Решение задач выбора источников, путей и способов получения информации. Процедурный решение задач, связанных с организацией практической деятельности Задачи учебного курса «Технология социальной работы» iconРешение стереометрических задач по теме «Пирамида»
...

Решение задач выбора источников, путей и способов получения информации. Процедурный решение задач, связанных с организацией практической деятельности Задачи учебного курса «Технология социальной работы» iconТренинг командообра3ования
Технология "sned". Это методика управле­ния динамикой группы с целью создания энергетически ресурсной, самоорга­низующейся команды....

Решение задач выбора источников, путей и способов получения информации. Процедурный решение задач, связанных с организацией практической деятельности Задачи учебного курса «Технология социальной работы» iconПрограмма Психологического практикума
Психологический практикум направлен на решение профессиональных задач в сфере ведения групповой работы и консультирования

Решение задач выбора источников, путей и способов получения информации. Процедурный решение задач, связанных с организацией практической деятельности Задачи учебного курса «Технология социальной работы» iconОбщего образования второго поколения д
Внеурочная деятельность школьников объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной деятельности на уроке), в которых возможно...

Решение задач выбора источников, путей и способов получения информации. Процедурный решение задач, связанных с организацией практической деятельности Задачи учебного курса «Технология социальной работы» iconЕсть три способа решения бизнес-задач и развития бизнеса
Идеально подходит для коммерческих предприятий, направленных на получения прибыли. Есть задача, например, получить определённый объем...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов