Скачать 0.52 Mb.
|
4 1. Технология социальной работы как отрасль социальных технологий Технология (от греч. techne — искусство, мастерство, умение + logos — учение) — система знаний о способах и средствах обработки и качественного преобразования объекта. Объектом и социальной технологии, и технологии социальной работы являются социальные процессы, но это процессы различных уровней. Однако общий объект исследования определяет и обусловливает наличие органичных глубоких внутренних межпредметных взаимосвязей социальных технологий и технологий социальной работы. Социальные технологии — это система знаний об оптимальных способах преобразования и регулирования социальных отношений и процессов в жизнедеятельности людей, а также сама практика алгоритмического применения оптимальных способов преобразования и регулирования социальных отношений и процессов. Технология социальной работы — это одна из отраслей социальных технологий, ориентированных на социальное обслуживание, помощь и поддержку граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации. Технологию социальной работы можно рассматривать в двух аспектах. Во-первых, в широком плане — как систему теоретических знаний и практику. Во-вторых, как совокупность частных технологий, специфика которых обусловлена конкретным субъектом и объектом социальной работы ^ TCP: Теоретический формулирование целевой установки, определение предмета технологизации. Методический решение задач выбора источников, путей и способов получения информации. Процедурный решение задач, связанных с организацией практической деятельности 2. Задачи учебного курса «Технология социальной работы» — овладение теоретическими основами TCP с различными группами населения по месту жительства и на предприятиях; — развитие творческого мышления, — формирование практических навыков и умений 1. ^ Процесс — это изменение (динамика) состояния предмета под воздействием внешних или внутренних факторов. В CP в качестве внешних факторов рассматриваются социальные условия и обстоятельства жизнедеятельности клиента, а внутренними факторами выступают нравственно-психологические, физиологические и физические ресурсы человека или группы людей. Функция TCP: целенаправленное воздействие специалиста CP на внешние и внутренние факторы, их активизация в интересах клиента — основная Алгоритм — это программа решения задач, точно предписывающая, как и в какой последовательности операций получить результат, определенный исходными данными. В применении к CP это т термин понимается как последовательность воздействий, направленных на преобразование объекта CP и перевод его в искомое состояние. Операция — это простейшее действие, направленное на достижение конкретной, не разлагаемой на более простые, осознанной цели (подцели). Инструментарий — это арсенал средств, обеспечивающих достижение цели воздействия на личность или социальную общность. Процедурные этапы:
2. Содержание технологического процесса Этапы и операции технологического процесса 1 .Предварительный. Выявления, оценки и ранжирования проблемы, выяснения совокупности факторов, обусловивших ее возникновение. 2. Целеполагания. Первичное формулирование целевой установки деятельности специалистов и организаторов социальной работы. 3.Обработка информации. Поиск дополнительных источников информации, сбор и систематизация информации, ее анализ и обобщение. 4.Процедурно-организационный этап. Последовательная реализация намеченных программой мер социального воздействия. 5.Контрольно-аналитический этап. Организаторы социальной работы анализируют итоги деятельности специалистов. 1. ^ Обусловлено: -обширностью социальных отношений и видов социального действия; -системным, сложным характером объектов социальных технологий; -разнообразием средств, методов и форм, используемых в процессе социального действия; различным уровнем профессионализма разработчиков и исполнителей социальных технологий. 2.КЛАССИФИКАЦИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ. Типология в социальной работе: а) выступает формой научного обоснования и программирования социальных технологий, б) выполняет прогностическую функцию (на основе творческой переработки используемого на практике инструментария открывает возможность прогнозировать результат примет нения тех или иных технологий в различных условиях); в) выполняет ориентировочную функцию. Основой типологии социальных технологий могут стать "следующие признаки: -степень ассоциированности объекта воздействия (личность, общество, социальные группы, трудовой коллектив); -масштабы и иерархия воздействия (глобальные, континентальные, региональные и т.д.); -сфера социализации и жизнедеятельности людей (производственная, политическая, социальная, духовная сферы); -степень зрелости социальных объектов; -инструментарий, способы и средства воздействия, используемые для решения поставленных задач; -область общественной жизни: экономика, образование, здравоохранение, научная деятельность; -уровень разработки социальных технологий (теоретический, конкретно-прикладной); -цель, реализуемая в результате применения данной технологии. Глава IV ^ В ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ 1. Технология выработки цели социальной работы Технология социальной работы как процесс включает: подготовительный этап, целеполагание, сбор и анализ информации, формулирование программы действий, практические действия по реализации программы. Целеполагание — это процесс выбора и реального определения цели, которая представляет собой идеальный образ будущего результата деятельности. Центральной проблемой процедуры целеполагания является формулирование цели и оптимального средства ее достижения Цель — это понятие, которое выражает идеальное представление результата деятельности. TCP — это целенаправленный процесс социального воздействия субъекта на объект. Целеполагание, таким образом, выступает как аналитическая деятельность, которая возможна, когда субъекты целеполагания (специалисты социальной работы различного уровня): а)умеют анализировать ситуацию; б)знают правовое пространство деятельности по решению реальной проблемы; в)имеют опыт практической работы. 2. Принципы целеполагания 1.Точная и четкая формулировка собственных целей, применительно к данной конкретной ситуации. 2.Определение целей других лиц и организаций, на которые предполагается направлять воздействие. Ъ, Определение характера взаимосвязи целей других лиц и организаций, на которые оказывается воздействие, а также взаимосвязь возникающих задач. 4.Определение вероятных последствий достижения сформулированных целей. Многие цели могут оказываться по сути средством достижения других, более отдаленных или побоч пых целей. Глава V ^ ЦЕЛИ, ЭТАПЫ И СПОСОБЫ ПРОВЕДЕНИЯ 1. Сущность и характеристика социальной диагностики «Диагностика» — общий способ получения исчерпывающей информации об изучаемом объекте или процессе. Социальный диагноз предполагает сбор информации о клиентах и условиях их жизнедеятельности, а также ее анализ для разработки программы социальной помощи. Цель диагностики состояния социального объекта — установление достоверности информации о нем и окружающей его среде, прогнозирование его возможных изменений и влияния на другие социальные объекты, а также выработка рекомендаций для принятия организационных решений, социальною проектирования действий по оказанию социальной помощи. Принципы -конфиденциальности, -научной обоснованности, -не нанесения ущерба, -объективности, -эффективности Социальная диагностика — важнейший компонент социальной технологии и сфера деятельности практического социального работника. Процедурные этапы технологии социальной диагностики : -ознакомление с клиентом, постановка задач, -выделение состава диагностируемых ситуаций, параметров ситуации, -выбор основных показателей или критериев; -измерение и анализ показателей; 2. Социально-диагностические методы в социальной работе Наблюдение — метод, который используется при изучении внешних проявлений поведения человека, по которым можно составить представление о нем. Беседа в социальной диагностике — метод получения и корректировки информации на основе вербальной коммуникации. Анкетирование — метод сбора статистического материала путем формализованного опроса диагностируемых. Вопросник (опросник-личностный) — совокупность методических приемов для изучения и оценки отдельных свойств и проявлений личности. Метод экспертной оценки- опрос экспертов путем анкетирования и интервьюирования. Иногда социальная проблема нуждается в оценке компетентных лиц — экспертов, имеющих глубокие знания о предмете или объекте исследования. Социометрия — это метод опроса и алгоритм для математической обработки первичных измерений. Мониторинг — это организация постоянного отслеживания информации, включенное наблюдение, оценка и анализ социальных ситуаций в фокусе их изменения, с прогнозированием этих изменений на определенную перспективу. Методы тестирования. Тест-опросник — тщательно продуманные и проверенные вопросы, по ответам на которые можно судить о психологических качествах испытуемого. Тест-задание — оценка психологии и поведения человека на базе того, что он делает. Испытуемый выполняет специальные задания, по которым можно судить о наличии степени развития, или отсутствии у него изучаемого качества. Биографический метод — способ исследования, диагностики, коррекции и проектирования жизненного пути личности. Глава VI АДАПТИВНЫЕ ПРОЦЕССЫ В CP И МЕТОДИКА ИХ РЕГУЛИРОВАНИЯ 1. Сущность и содержание социальной адаптации Социальная адаптация - состояние человека и процесс, в течение которого социальный организм приобретает равновесие и устойчивость к влиянию и воздействию социальной среды. Социальная адаптация — процесс управляемый. ^ Экономическая - сложнейший процесс усвоения новых социально-экономических норм и принципов экономических отношений индивидов, субъектов. Педагогическая - приспособление к системе образования, обучения и воспитания, которые формируют систему ценностных ориентиров индивида. Психологическая - процесс приспособления органов чувств к особенностям действующих на них стимулов с целью их лучшего восприятия и предохранения рецепторов от излишней нагрузки. Профессиональная — это приспособление индивида к новому виду профессиональной деятельности, новому социальному окружению, условиям труда и особенностям конкретной специальности Успех профессиональной адаптации зависит от склонности адаптанта к конкретной профессиональной деятельности, совпадения общественной и личной мотивации труда и других причин. 2. Технология социальной работы по регулированию адаптивных процессов ^ 1.Преимущественно стихийное протекание адаптационных процессов проявляется в неудовлетворенности человека условиями его самореализации без достаточного осознания путей выхода из существующего положения. 2.Примерно равное соотношение стихийных и сознательных элементов, проявляется в конструировании идеальных моделей воображаемой деятельности без реального их воплощения. 3.Преобладание сознательных элементов и выражается в формировании жизненных планов личности, целенаправленной жизнедеятельности. Глава VII ^ 1. Сущность и содержание социальной терапии Слово «терапия» в переводе с греческого означает «забота, уход, лечение». Социальная терапия тесно связана с психотерапией, в которой используются методы воздействия на психику. модели психотерапии: лечение, манипулирование; психологическая модель (процесс научения личности); -комплекс явлений, возникающих в ходе взаимодействия между людьми философская модель-. 2.Основные формы и методы терапевтического воздействия, применяемые в социальной работе В содержательном аспекте социальны й работник, использующий терапевтические методы, опирается на достижения психологии, психиатрии, психотерапии. Этот междисциплинарный характер методов воздействия на клиентов обусловливает сложность технологии социальной терапии. В целом методы социальной (психологической) терапии основываются на двух формах работы — индивидуальной и групповой. Технология работы в группе решает следующие задачи: исправление, корректировка цели, когда дело касается поведения одного или нескольких ее членов; предупреждение дисфункций (в случае такой опасности); обеспечение нормального развития членов группы, особенно в критические периоды роста; утверждение личности; воспитание чувства гражданственности. Трудовая терапия Терапия самовоспитания. Дискуссионная терапия является основным методом социального работника и используется регулярно с различными клиентами. Социотералия - воздействие на социальное окружение клиента с помощью государственных и общественных организаций. Музыкотералия — один из старейших методов воздействия на психику человека, который может использоваться и в лечебных целях. Арттерапия — лечение искусством. Цветотерапия. Библиотерапия. Имаготерапия — использование в целях терапии игры образами. Глава VIII ^ И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ 1. Сущность научных методов и их роль в практике социальной работы Социальная работа как система научных знаний состоит из двух основных разделов: , 1) теоретико-методологического, фун- даментального, в котором изучается методология, рассматриваются закономерности, принципы, категориальный аппарат, 2) прикладного, социально-практического, управленческого приложения теоретического и эмпирического знания к решению практических социальных задач. Технология социальной работы как отрасль социальных технологий и система знаний опирается на теоретические положения социальной работы, на соответствующий методологический аппарат (принципы, законы, категории, методы, приемы исследования и т.д.), а также на практический опыт и эмпирический материал Метод — от греческого «methodos» — путь исследования, способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи. Метод в социальной работе выполняет двоякую роль, выступая: 1) как способ, путь познания и применения знаний, выработанных в науках, изучающих различные аспекты жизнедеятельности человека и социальной практики; 2) как определенное конкретное действие, способствующее качественному изменению существующего объекта (субъекта). Роль того или иного метода в каждом случае обусловливается рядом факторов: 1) целью и характером задач, решаемых в ходе исследования; 2) наличием материально-технической и источниковедческой базы, на основании которой ведется исследование; 3) состоянием знаний по той или иной проблеме, квалификацией и опытом исследователя или практического работника. 2. Классификация социальных методов Можно выделить всеобщие (философские) методы, общенаучные методы и частные специальные научные методы. Всеобщий, или философский метод понимается как единство мировоззренческой и методологической позиций субъекта в различных видах деятельности. Одним из основных методов социального познания является всеобщий метод] материалистической диалектики, сущность которого состоит в том, что процесс выявления и осмысления фактов, событий и явлений основывается на отражении в сознании исследователя объективной диалектики самой социальной действительности. 2. Общенаучные методы применяются во многих областях деятельности, в том числе и в социальной работе. Среди них следует выделить: метод научной абстракции метод анализа и синтеза метод индукции и дедукции метод единство общего и особенного исторический метод. метод восхождения от простого к сложному единство качественного и количественного анализа генетический метод конкретно-социологический метод методы формализации метод аналогии системно-структурный или структурно-функциональный метод 3.Частные специальные научные методы — это специфические способы познания и преобразования отдельных областей реального мира, присущие той или иной конкретной системе знаний. Таковыми являются, например, в социологии метод социометрии, в математике корреляционный анализ и т.д. Эти методы после соответствующей трансформации используются в решении проблем социальной работы. |
![]() | Цель работы: Изучение возможностей пакета Ms Excel при решении задач линейного программирования. Приобретение навыков решения задач... | ![]() | Линейное программирование сейчас широко используется в экономике, для решения производственных задач, выбора стратегии управления... |
![]() | Целью курса является изучение методов и способов организации и хранения большого количества информации, ее обработки и представления... | ![]() | Статистика. Практикум «Решение статистических задач в excel» для студентов специальности 080105. 65 (060400), 080109. 65 (060500),... |
![]() | Определение критериев и способов оценки реализации целей и задач воспитательной работы | ![]() | ... |
![]() | Технология "sned". Это методика управления динамикой группы с целью создания энергетически ресурсной, самоорганизующейся команды.... | ![]() | Психологический практикум направлен на решение профессиональных задач в сфере ведения групповой работы и консультирования |
![]() | Внеурочная деятельность школьников объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной деятельности на уроке), в которых возможно... | ![]() | Идеально подходит для коммерческих предприятий, направленных на получения прибыли. Есть задача, например, получить определённый объем... |