Ы лекций Предмет психологии. Функции и структура психики. Основные теории психики. Сознание и его психологические характеристики.




Скачать 91.63 Kb.
НазваниеЫ лекций Предмет психологии. Функции и структура психики. Основные теории психики. Сознание и его психологические характеристики.
Дата публикации09.08.2013
Размер91.63 Kb.
ТипДокументы
zadocs.ru > Психология > Документы


Темы лекций


  1. Предмет психологии. Функции и структура психики. Основные теории психики.

  2. Сознание и его психологические характеристики. Проблематика когнитивной психологии.

  3. Бессознательное и его изучение в современной психологии. Общее представление о психоанализе.

  4. Основные теории личности. Аналитическая психология. Теория психологических типов К. Г. Юнга.

  5. Психология языка и речевого поведения.

  6. Психические процессы и психические состояния.

  7. Мотивация человека и ее изучение в психологии. Теории мотивации.

  8. Основные понятия социальной психологии.



Тема 1. Предмет психологии. Функции и структура психики. Основные теории психики.

^ Критерием существования исходных форм психического выступают свидетельства самого субъекта психической реальности.
При этом такого рода свидетельства обозначаются либо как локализованные в пространстве, либо носят внепространственный характер. В первом случае они принимают экстраспективные, интерсубъективные формы, во втором – интроспективные, интрасубъективные формы. Это не означает, конечно, что тем самым как бы ставится под сомнение существование иных форм (типов) реальности и иных способов обнаружения психической реальности. Это не означает также, что все свидетельства субъекта психической реальности признаются безусловно достоверными. Принцип эвидентности указывает лишь на возможность (и необходимость) структурирования самой психической реальности на основе определенным образом заданных критериев и предусматривает существование двух типов такого рода критериев, соответствующих двум типам познавательных установок: экстраспективной и интроспективной.
Ведущая особенность психологического знания состоит в том, что оно возникает как результат осознания свойств сознания. В психологическом знании явственно обнаруживается то, что оно есть единство процессов объективации и субъективации, результат субъективации (осмысления) предварительно объективированных продуктов познавательной активности. Субъект психологического познания призван к тому, чтобы изыскивать средства и методы объективации продуктов субъективной активности, открывающих возможность доказательного интерсубъективного знания. Психология есть объективное знание о субъективной реальности. [Точнее, стремится быть или претендует на такой статус своих теорий. Но не менее правильным было бы назвать психологию субъективным знанием о субъективной реальности.]
Психология – это не только определенным образом систематизированное знание о психической реальности, но одновременно и многообразие взаимодействующих, а нередко и взаимоотрицающих друг друга направлений, каждое из которых претендует на наиболее адекватное изображение изучаемой реальности. Многообразие сосуществующих психологических направлений можно было бы также рассмотреть как многообразие типов психологических знаний. Само это многообразие возникает за счет того, что в разных направлениях приоритетное значение придается разным источникам получения эмпирических данных, разным процедурам (методам) их извлечения, разным способам истолкования полученных данных.


^ Интрапсихическая реальность: структура и свойства. С точки зрения современных представлений психическая реальность существует в виде многообразия психических механизмов, носителями которых выступают отдельные живые существа, и их сообщества.

Психические механизмы продуцируются в результате взаимодействия организма с окружающей средой. Они возникают как надорганизменный компонент бытия живого существа и могут быть, в частности, охарактеризованы через те функции, которые они выполняют по отношению к своему носителю. Можно выделить, по крайней мере, четыре вида таких наиболее общих функций (Рис. 1):

1. Получение информации об объектах экстрапсихической реальности.

2. Обработка сигналов среды и построение ментального образа реальности.

3. Прогнозирование внешних воздействий и построение моделей поведения.

4. Аккумулирование опыта жизнедеятельности.
Рис. 1




Получение Построение Модели

информации о ментального поведения

реальности образа





Аккумулирование

опыта

жизнедеятельности


Компоненты психического. Внутри самой себя психическая реальность неоднородна. Для рассмотрения ее состава требуется с самого начала разграничить типы образующих ее ингредиентов. Как и во внешнем, объективном, мире, так и во внутреннем мире существуют предметы, их свойства и отношения между ними. Правда, применительно к внутреннему миру чаще предпочитают говорить не о предметах, а об их психических образах. Может быть предложена следующая номенклатура компонентов внутреннего мира: процессы, функции, механизмы, продукты.
^ Единой общепринятой классификации психических свойств не существует. В зависимости от теоретических установок, целей и задач исследования каждый автор создает свою классификацию. Можно сказать, что с определенной долей условности – все подобные подходы истинны (соответствуют реальному положению дел). Каждая из них стремится рассматривать психику, учитывая те или иные функции, свойства и механизмы.
^ Психологическая реальность и организм как ее носитель. Психическая реальность существует в форме надорганизменного бытия живого существа. Но не у всякого живого существа в процессе его жизнедеятельности формируются психические механизмы. Поэтому одна из фундаментальных проблем психологии состоит в обнаружении демаркационной границы между живыми существами, обладающими психикой, и живыми существами, не обладающими ею.

Психические механизмы в целом производны по отношению к строению организма и формам его жизнедеятельности. Однако установить сколько-нибудь однозначные зависимости между строением организмов и уровнем сложности психических механизмов, формирующихся на их основе, исходя из современных представлений, затруднительно. Существует соблазн считать, что сложность психических процессов и поведения живого существа – прямо пропорциональна его месту в цепи эволюции. Однако это вызывает большие сомнения, а часто и вовсе противоречит фактам этологии (наука о поведении животных). Так, поведение кальмаров, осьминогов, многих видов птиц – обладает куда большей сложностью, чем, например, поведение полевых мышей, хотя последние находятся гораздо выше на эволюционной лестнице.
Рис. 2


Знаки (язык) Означивание (кодировка)

вещи







Вещь, предмет Опыт Человек Ментальный

(реальность) непосредств. воспринимает (субъект) формирует (психический)

восприятия (посредством) в процессе образ вещи

восприятия





Прежний Понятие

опыт о вещи (концепт)



^ Вещь I (“реальная”) Вещь II (ментальная)

Психология и философия. Психология в качестве самостоятельной отрасли знания сформировалась, отпочковавшись от философии. На протяжении же более двух тысячелетий психология развивалась как раздел философии в качестве философского учения о душе, аккумулируя и систематизируя сведения, получаемые в ходе медицинской и педагогической практики. Однако и отпочковавшись от философии, психология продолжает сохранять с ней прочные связи. Они обнаруживаются прежде всего в ответах, которые психологи дают на вопрос о месте психической реальности в мире. Различные варианты ответов на этот вопрос не могут быть выработаны без обращения к философским учениям, они знаменуют собой вехи в развитии самой психологии. Их можно выделить с помощью важнейших психологических категорий: душа, сознание, бессознательное психическое поведение, деятельность.

Представление о психике как о душе, либо как о некоем автономном нематериальном начале человеческого бытия, посреднице между духом и человеческим телом, либо как об особо тонкой разновидности вещества в истории европейской культуры было выработано в Древней Греции. Термины, которые использовались греческими философами для наименования этого начала, были «псюхе», «пневма», как и русские «дух», «душа», этимологически близки словам, обозначавшим воздух, дыхание. Это соответствовало пониманию души как жизненной силы, покидающей тело вместе с последним вздохом, как особо тонкого вещества. Представления, выработанные в рамках этого понимания психической реальности, были тесно связаны с культивировавшимися обрядами погребения и находили в них свое выражение. Естественно, что представления о том, что ожидает человека после его смерти, были связаны с представлениями о том, что произойдет с каждой из составных частей его бытия. Понятие квинтэссенции (пятой сущности) возникло в античной космологии. Согласно Аристотелю (384-322 до н.э.), квинтэссенция, или эфир, является субстанцией надлунного мира. В отличие от четырех элементов подлунного мира, подверженных возникновению и уничтожению, она вечна (неуничтожима и несотворенна). В современной культуре представление о душе используется чаще всего для обозначения целостности и автономности внутреннего мира человека.

В отличие от представления о душе как о космическом начале, понятие о сознании возникает как результат использования новой методологии при анализе внутреннего мира человека. Открытие этой новой реальности связано прежде всего с именем французского философа Р. Декарта (1596-1650). [принцип эвидентности]

Трактовка сознания как самодостоверной реальности открывала путь к систематическому использованию особого метода ее изучения – интроспекции. На основе интроспекции устанавливаются такие свойства психической реальности, как ее эвидентность, рефлексивность, интенциональность, субъектность. В качестве специальной разновидности лабораторного эксперимента интроспекция наиболее последовательно использовалась в научных школах Вундта (1832-1920) и Титченера (1867-1927).

Один из вариантов отказа – преодоления традиции, заложенной работами Декарта и отождествлявшей психику с сознанием – получил широкое распространение после работ австрийского психолога 3. Фрейда (1856-1939). Это направление оформилось в психологии как психоанализ, и его утверждение фактически означало признание того, что сознание представляет собой лишь один из ингредиентов психической реальности. Другой ингредиент получил название – бессознательное психическое. Структура психики, по Фрейду, включает в себя три компонента: Id, Ego, Super-Ego, отношения между которыми рассматривались также и с энергетических позиций. Фрейд использовал для наименования психической энергии термин «либидо» (от лат. libido – влечение, желание, страсть, стремление), связанный прежде всего с обозначением энергии полового влечения. С точки зрения Фрейда, психическая энергия, первоначально существующая в форме либидо, способна претерпевать разнообразные трансформации. Преобразование энергии аффективных влечений в формы социально одобряемой деятельности трактуется им как сублимация, а преобразование энергии осознаваемых, но социально неприемлемых влечений – как вытеснение.

Другой вариант отказа от отождествления психики и сознания оформляется среди направлений развития психологической мысли как бихевиоризм. В основе бихевиористической концепции лежит понимание психики как поведения, т.е. совокупности двигательных или сводимых к ним вербальных и эмоциональных реакций – ответов организма на воздействия внешней среды (стимулы) и различимых с точки зрения (средствами) внешнего наблюдателя. Бихевиоризм возник под непосредственным влиянием лабораторных исследований животных форм психики, для изучения которых, очевидно, не применимы методы интроспекции. Родоначальниками нового направления стали американские психологи Э. Торндайк и Дж. Б. Уотсон. Экстраполяция методов изучения животных форм (уровней) психики на изучение поведения человека привела к созданию концепции, согласно которой любые формы поведения могут быть описаны как констелляции реакций, формируемых по определенным законам. Закон (принцип) проб и ошибок: выработка всякой новой реакции начинается со случайных проб, продолжающихся до тех пор, пока одна из них не приведет к успеху. Закон эффекта: удачная реакция закрепляется и впредь имеет тенденцию к воспроизведению. Закон упражнения: в результате многократного повторения одних и тех же реакций на одни и те же стимулы реакции автоматизируются.
Психология и антропология. Человек как предмет общей психологии.
Антропология – область научного познания, в рамках которой изучаются фундаментальные проблемы существования человека в природной и искусственной среде.

[NB. Пояснить, что во всех антропологических дисциплинах присутствует психологический аспект в качестве неотъмлемого существенного аспекта рассмотрения]

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Ы лекций Предмет психологии. Функции и структура психики. Основные теории психики. Сознание и его психологические характеристики. iconВопросы к экзамену по курсу основы психологии для студентов 2 курса...
...

Ы лекций Предмет психологии. Функции и структура психики. Основные теории психики. Сознание и его психологические характеристики. iconА. В. Запорожец «Основные проблемы онтогенеза психики» // Хрестоматия...
Хрестоматия по возрастной психологии. Часть Предмет и методы возрастной психологии. / Ред сост. Карабанова О. А., Подольский А. И.,...

Ы лекций Предмет психологии. Функции и структура психики. Основные теории психики. Сознание и его психологические характеристики. iconЭкзаменационные вопросы по дисциплине «Общая психология»
Понятие о психике. Основные формы проявления психики. Общественно-историческая природа психики человека

Ы лекций Предмет психологии. Функции и структура психики. Основные теории психики. Сознание и его психологические характеристики. iconВопросы по Психологии массовых коммуникаций
Структура психики: поведенческий, когнитивный и эмоционально-чувственный уровни

Ы лекций Предмет психологии. Функции и структура психики. Основные теории психики. Сознание и его психологические характеристики. iconБессознательная часть человеческой психики в символах Таро
На протяжении длительного времени философия, этика, а вслед за ними и психология упорно изучают свойства, структуру и значение души....

Ы лекций Предмет психологии. Функции и структура психики. Основные теории психики. Сознание и его психологические характеристики. iconПсихология и педагогика область знания, изучающая закономерности...
Задачи дисциплины определяются требованиями к знаниям, умениям и в целом к образованности будущего профессионала, изложенными в «Государственном...

Ы лекций Предмет психологии. Функции и структура психики. Основные теории психики. Сознание и его психологические характеристики. iconС. Л. Рубинштейн основы общей психологии
Основные этапы развития поведения и психики; проблема инстинкта, навыка и интеллекта

Ы лекций Предмет психологии. Функции и структура психики. Основные теории психики. Сознание и его психологические характеристики. iconНа вопросы к экзамену по возрастной психологии
Предмет возрастной психологии изучает закономерности психического развития человека в онтогенезе и особенности развития психики,...

Ы лекций Предмет психологии. Функции и структура психики. Основные теории психики. Сознание и его психологические характеристики. iconКонспект лекций Тема педагогическая психология как наука
Именно это сближает педагогическую психологию с психологией труда, предметом которой является развитие психики человека под влиянием...

Ы лекций Предмет психологии. Функции и структура психики. Основные теории психики. Сознание и его психологические характеристики. icon2. психика и сознание человека рефлекторная (отражательная) природа психики
...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов