2012-2013 уч.г.
Курс «История психологии»
Преподаватель: Марокова М.В. ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ К ЭКЗАМЕНУ
для студентов 4 курса ПиП
История психологии как область психологической науки. Понятие «Психологическое знание». Основные формы (уровни) развития психологического знания. Современные тенденции и перспективы историко-психологических исследований.
История психологии как область психологической науки. Предмет, объект истории психологии. Основные подходы в определении предмета истории науки.
Основные принципы историко-психологического исследования.
Предметная область истории психологии.
Психологические воззрения в античную эпоху (хронологические рамки): причины зарождения научных идей о психике в период античности
Психологические воззрения в античную эпоху (хронологические рамки): основные этапы развития античной психологической мысли, представители и их основные идеи.
Развитие психологической мысли периода средневековья: основные течения и представители философско-психологической мысли средневековья
Арабо-язычная средневековая психологическая мысль (основные представители их идеи)
Психологическая мысль периода возрождения: Хронологические рамки периода, идеология культуры Возрождения как основа развития знания о человеке. Основные представители периода и их идеи.
Философско-психологическая мысль нового времени (период научной революции XVII в.): общая характеристика основных тенденций периода. Декарт как основатель современной философии и психофизиологии. Учение Декарта. Дуализм Декарта
Томас Гоббс как основоположник сенсуализма. Идеи Гоббса.
Философско-психологическое учение Бенедикта Спинозы. Значение идей Спинозы для психологии.
Эмпирическая психология и сенсуализм Джона Локка: простые и сложные идеи по Локку. Пути образования сложных идей. Процесс обобщения. Понятие об ассоциации идей
Г.В. Лейбниц как создатель идеалистической традиции в немецкой философии и психологии. основные идеи Лейбница.
Методология научного познания в концепции Г. Галилея. Вклад Ф. Бэкона в формирование научного мировоззрения XVII в.
Французская эмпирическая психология XVIII века (Кандильяк, Ламетри, Гельвеций, Дидро, Руссо).
Становление ассоциативной психологии в XVIII веке (Беркли, Юм, Гартли).
Развитие английской ассоциативной психологии в XIX веке (Браун, Джеймс Милль, Дж.Ст.Милль, А.Бэн, Г.Спенсер).
Психология Гербарта.
Естественно-научные предпосылки превращения психологии в самостоятельную науку.
Значение теории эволюции Дарвина для психологии.
Структурная психология Э.Титченера.
Психология У.Джемса. Функционализм.
Экспериментальные исследования памяти Г. Эббингауза.
Программа "физиологической психологии" как науки о непосредственном опыте В. Вундта. Психологическая система Вундта и его историческая роль в развитии психологии.
Программа психологии как учения о совершении психических деятельностей на рефлекторной основе И.М. Сеченова
Программа психологии как науки о внешних (культурных) проявлениях человеческого духа К.Д. Кавелина
Программа психологии как учения об интенциональных актах сознания Ф. Брентано
Программа психологии как науки об эволюционных связях между сознанием и внешней средой Г. Спенсера
Программа построения научной психологии И.М.Сеченова.
Бихевиоризм. Исследования Э.Торндайка. Экспериментальное изучение поведения животных. "Принцип проб, ошибок и случайного успеха". Основные законы научения: повторяемости, эффекта, готовности, ассоциативного сдвига.
Бихевиоризм. Исследования Д.Уотсона. Характеристика поведения как предмета бихевиоризма. Адаптация - главная детерминанта психического развития. Понятие научения. Зависимость психического развития от стимулов среды.
Необихевиоризм и его варианты (Э.Толмэн, К.Халл). Теория оперантного научения Б.Ф.Скиннера. Личность с точки зрения Скиннера.
Психоанализ и его направления в истории психологии.
Гештальтпсихология. Понятие гештальта как основы психики. Принцип целостности. Гештальтпринципы организации восприятия: близость, непрерывность, сходство, замыкание, простота, фигура и фон, "хорошая форма" и др.
Период "открытого кризиса" в психологии: периодизация кризиса в психологии и его значение для дальнейшего развития психологической науки.
Российская психология в начале хх века (предреволюционный период): характеристика периода. В.М. Бехтерев как основоположник комплексных исследований в российской психологии. Его взгляд на подход к изучению психики человека.
Развитие психологии в России в 20-30-е годы xx в.: характеристика периода. Проблематика и основное содержание методологических дискуссий (реактологической и рефлексологической) 20-30-х гг. в отечественной психологии.
Вклад Л. С. Выготского в разработку методологических проблем советской психологии.
Вклад С.Л. Рубинштейна в разработку методологических проблем советской психологии.
Педология как научно-практическое направление и ее роль в развитии психологического знания в послереволюционный период.
П.П. Блонский и его вклад в развитие отечественной психологической науки
И.П. Павлов и его вклад в развитие отечественной психологической науки
Развитие отечественной психологии на современном этапе и ее основные представители.
|