Скачать 48.9 Kb.
|
СХЕМА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА УРОКА
А) содержание психологической цели и достижение целевых установок в процессе урока: - проектирование развития конкретных психологических процессов и психологических качеств в ходе урока; - взаимосвязь психологической цели изучения новой темы и результатов предшествующих уроков; - указание конкретных психолого-педагогических средств, психологических механизмов, методических приемов, обеспечивающих психическое развитие учащихся; Б) оценивание достижения целевых установок по итогам урока (учителем или учащимися).
А) их соответствие целям и задачам урока; Б) соответствие возрастным особенностям учащихся, их психофизиологическим возможностям; В) соответствие принципам развивающего обучения; Г) соблюдение принципов воспитывающего обучения.
А) психологическая готовность учителя к уроку; Б) рабочее самочувствие учителя в начале и ходе урока (манера поведения, стиль общения с учащимися, собранность, энергичность, настойчивость в осуществлении поставленных целей, педагогическая находчивость); В) проявление в организации учебной деятельности учащихся психолого-педагогических умений: - учитывать готовность класса к уроку; - замечать и учитывать в ходе урока психофизическое состояние учащихся; - наблюдать за дисциплиной учащихся и поддерживать ее; - внимательно слушать ответы учащихся; - воспринимать реакцию учащихся на свои вопросы и объяснение материала, контролировать образовательный процесс в течение всего урока; - поддерживать благоприятный психологический климат урока, атмосферу оптимистичного, искреннего общения на уроке школьников с учителем и друг с другом; - проявлять тактичность и поддержку учащихся в случае их затруднений или ошибок; - наблюдать в течение всего урока за своим поведением и речью; - регулировать правильность своей речи, использовать выразительные средства (речь четкая, ясная, краткая, логичная, доказательная, эмоциональная, с применением нужной интонации, пауз, силы и тембра голоса, темпа речи); - замечать и учитывать особенности учебной деятельности класса в целом (темп работы, затруднения, типичные ошибки); - учитывать особенности учебной деятельности отдельных групп учащихся («сильных» по успеваемости, «средних», «слабых», «трудных», недавно прибывших в класс и т.д.), выделение на уроке возможных групп учащихся по уровню обучаемости, учет этих обстоятельств при определении сочетания индивидуальной, групповой и фронтальной формах работы учащихся; - учитывать особенности учебной деятельности отдельных учащихся (уровень их обучаемости, особенности поведения, речи, прилежание в учебе, способности, интересы, продвижение в развитии); - осуществлять на уроке психолого-педагогическую поддержку «трудных» учащихся и учеников, перешедших из другой школы.
А) уровень умственного развития класса, самоорганизация учащихся, сформированность познавательных потребностей, отношение учащихся к учению; Б) особенности учебной деятельности учащихся с разным уровнем развития (одаренных, «сильных» по успеваемости, «средних», «слабых», «трудных»); В) стиль работы класса в целом на данном уроке (активность, организованность, безразличие, равнодушие, пассивность, боязливость, недисциплинированность); Г) работоспособность класса в начале и конце урока; Д) интеллектуальная активность учащихся на уроке (состояние внимания, наблюдательность, сосредоточенность, готовность к восприятию, к запоминанию, к творческому мышлению, к самостоятельному усвоению новых знаний, к решению проблемных ситуаций); Е) проявление на уроке межличностных отношений между учащимися (взаимопомощь, взаимоподдержка, соперничество, враждебность, пренебрежение); Ж) отношение учащихся к учителю и предмету.
познавательной деятельности учащихся
- учет возрастных особенностей и новообразований возраста; - учет ведущей деятельности возраста; - учет зоны ближайшего развития учащихся; - учет ведущего типа общения на уроке; - учет потребности в положительной оценке; - учет психофизических особенностей и потенциала учащихся. 3. Средства поддержания сосредоточенности и устойчивости произвольного внимания учащихся (например, сообщением, что этот вопрос будет в контрольной работе) и непроизвольного внимания учащихся через эмоциональный рассказ, использование наглядности, обращение к жизненному опыту учащихся, рациональную организацию деятельности учащихся на уроке и своевременную смену видов деятельности, опору на различные анализаторы. 4. Приемы активизации восприятия, обеспечения его избирательности и осмысленности через постановку вопросов к прочитанному тексту, учебному фильму, схеме и т.д., задания на выделение деталей воспринимаемых предметов или установление взаимосвязей и взаимозависимости, задания на узнавание предметов по нескольким характерным признакам, наглядное предъявление знакомых или изучаемых объектов и др. 5. Формы работы, использованные для повышения продуктивности произвольного и непроизвольного запоминания учениками изучаемого материала: разъяснение задач и мотивов запоминания материала; его активный анализ, выбор главного, отсечение второстепенного; использование различных органов чувств; учет индивидуальных особенностей памяти учеников; применение алгоритма рационального повторения. 6. Приемы активизации мышления через систему вопросов; создание проблемных ситуаций; разные уровни проблемно-эвристического решения задач; использование заданий с недостающими и лишними данными; организацию поисковой деятельности на уроке; анализ содержания текстов; организацию наблюдения за каким-либо свойством, явлением; выделение свойства из целого явления, предмета, события; установление предметно-логических связей; анализ противоречивых высказываний; поиск контраргументов; краткий пересказ текстов и т.д. 7. Средства активизации воображения учащихся через использование заданий творческого характера: визуализация материала, сочинение рассказов, сказок, эссе на заданную тему, составление задач по известному решению и т.д. 8. Приемы, использованные учителем для введения новых понятий: сообщение понятий, определение, объяснение, уточнение, поиск к ним синонимов и антонимов, выделение в тексте слов, выражающих изучаемые понятия, введение новых понятий в предложение и текст.
- степень реализации психологических целей и задач урока; - главные достоинства и основные упущения; - требуемые изменения в корректировке учебного материала и способе проведения аналогичного урока. |
![]() | В этом вопросе вместе. Схема понятия «трезвость» | ![]() | Схема функционального зонирования территории. Схема зон планируемого размещения объектов капитального строительства. Схема первоочёредного... |
![]() | Схема функционального зонирования территории. Схема зон планируемого размещения объектов капитального строительства. Схема первоочередного... | ![]() | Схема функционального зонирования территории. Схема зон планируемого размещения объектов капитального строительства. Схема первоочередного... |
![]() | А. С. Пушкин. Жизнь и творчество. Гуманизм лирики Пушкина и ее национально-историческое и общечеловеческое содержание | ![]() | Цель урока: объяснить учащимся, какую роль играет государство в рыночной экономике |
![]() | Общая характеристика урока предмет, класс, тема, тип урока — урок новых знаний, повторительно-обобщющий, комбинированный и др., форма... | ![]() | ... |
![]() | Вид и метод анализа хозяйственной деятельности предопределяются поставленной целью, временем проведения анализа (период функционирования... | ![]() | Критерии структурирования научного психологического знания. Место общей психологии в системе психологического знания |