Схема психологического анализа урока




НазваниеСхема психологического анализа урока
Дата публикации29.06.2013
Размер48.9 Kb.
ТипУрок
zadocs.ru > Психология > Урок
СХЕМА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА УРОКА


  1. Психологические особенности структуры и содержания урока

  1. Психологическая цель урока:

А) содержание психологической цели и достижение целевых установок в процессе урока:

- проектирование развития конкретных психологических процессов и психологических качеств в ходе урока;

- взаимосвязь психологической цели изучения новой темы и результатов предшествующих уроков;

- указание конкретных психолого-педагогических средств, психологических механизмов, методических приемов, обеспечивающих психическое развитие учащихся;

Б) оценивание достижения целевых установок по итогам урока (учителем или учащимися).


  1. Структура и содержание урока.

А) их соответствие целям и задачам урока;

Б) соответствие возрастным особенностям учащихся, их психофизиологическим возможностям;

В) соответствие принципам развивающего обучения;

Г) соблюдение принципов воспитывающего обучения.


  1. ^ Стиль взаимодействия учителя и учащихся

  1. Психологические особенности самоорганизации учителя:

А) психологическая готовность учителя к уроку;

Б) рабочее самочувствие учителя в начале и ходе урока (манера поведения, стиль общения с учащимися, собранность, энергичность, настойчивость в осуществлении поставленных целей, педагогическая находчивость);

В) проявление в организации учебной деятельности учащихся психолого-педагогических умений:

- учитывать готовность класса к уроку;

- замечать и учитывать в ходе урока психофизическое состояние учащихся;

- наблюдать за дисциплиной учащихся и поддерживать ее;

- внимательно слушать ответы учащихся;

- воспринимать реакцию учащихся на свои вопросы и объяснение материала, контролировать образовательный процесс в течение всего урока;

- поддерживать благоприятный психологический климат урока, атмосферу оптимистичного, искреннего общения на уроке школьников с учителем и друг с другом;

- проявлять тактичность и поддержку учащихся в случае их затруднений или ошибок;

- наблюдать в течение всего урока за своим поведением и речью;

- регулировать правильность своей речи, использовать выразительные средства (речь четкая, ясная, краткая, логичная, доказательная, эмоциональная, с применением нужной интонации, пауз, силы и тембра голоса, темпа речи);

- замечать и учитывать особенности учебной деятельности класса в целом (темп работы, затруднения, типичные ошибки);

- учитывать особенности учебной деятельности отдельных групп учащихся («сильных» по успеваемости, «средних», «слабых», «трудных», недавно прибывших в класс и т.д.), выделение на уроке возможных групп учащихся по уровню обучаемости, учет этих обстоятельств при определении сочетания индивидуальной, групповой и фронтальной формах работы учащихся;

- учитывать особенности учебной деятельности отдельных учащихся (уровень их обучаемости, особенности поведения, речи, прилежание в учебе, способности, интересы, продвижение в развитии);

- осуществлять на уроке психолого-педагогическую поддержку «трудных» учащихся и учеников, перешедших из другой школы.



  1. ^ Психологические особенности учащихся данного класса, отмеченные в процессе урока.

А) уровень умственного развития класса, самоорганизация учащихся, сформированность познавательных потребностей, отношение учащихся к учению;

Б) особенности учебной деятельности учащихся с разным уровнем развития (одаренных, «сильных» по успеваемости, «средних», «слабых», «трудных»);

В) стиль работы класса в целом на данном уроке (активность, организованность, безразличие, равнодушие, пассивность, боязливость, недисциплинированность);

Г) работоспособность класса в начале и конце урока;

Д) интеллектуальная активность учащихся на уроке (состояние внимания, наблюдательность, сосредоточенность, готовность к восприятию, к запоминанию, к творческому мышлению, к самостоятельному усвоению новых знаний, к решению проблемных ситуаций);

Е) проявление на уроке межличностных отношений между учащимися (взаимопомощь, взаимоподдержка, соперничество, враждебность, пренебрежение);

Ж) отношение учащихся к учителю и предмету.


  1. Психологические особенности организации

познавательной деятельности учащихся

  1. Создание мотивации учения, соответствующей теме, целям урока и возрасту учащихся.

  2. Активизация познавательных процессов учащихся через:

- учет возрастных особенностей и новообразований возраста;

- учет ведущей деятельности возраста;

- учет зоны ближайшего развития учащихся;

- учет ведущего типа общения на уроке;

- учет потребности в положительной оценке;

- учет психофизических особенностей и потенциала учащихся.

3. Средства поддержания сосредоточенности и устойчивости произвольного внимания учащихся (например, сообщением, что этот вопрос будет в контрольной работе) и непроизвольного внимания учащихся через эмоциональный рассказ, использование наглядности, обращение к жизненному опыту учащихся, рациональную организацию деятельности учащихся на уроке и своевременную смену видов деятельности, опору на различные анализаторы.

4. Приемы активизации восприятия, обеспечения его избирательности и осмысленности через постановку вопросов к прочитанному тексту, учебному фильму, схеме и т.д., задания на выделение деталей воспринимаемых предметов или установление взаимосвязей и взаимозависимости, задания на узнавание предметов по нескольким характерным признакам, наглядное предъявление знакомых или изучаемых объектов и др.

5. Формы работы, использованные для повышения продуктивности произвольного и непроизвольного запоминания учениками изучаемого материала: разъяснение задач и мотивов запоминания материала; его активный анализ, выбор главного, отсечение второстепенного; использование различных органов чувств; учет индивидуальных особенностей памяти учеников; применение алгоритма рационального повторения.

6. Приемы активизации мышления через систему вопросов; создание проблемных ситуаций; разные уровни проблемно-эвристического решения задач; использование заданий с недостающими и лишними данными; организацию поисковой деятельности на уроке; анализ содержания текстов; организацию наблюдения за каким-либо свойством, явлением; выделение свойства из целого явления, предмета, события; установление предметно-логических связей; анализ противоречивых высказываний; поиск контраргументов; краткий пересказ текстов и т.д.

7. Средства активизации воображения учащихся через использование заданий творческого характера: визуализация материала, сочинение рассказов, сказок, эссе на заданную тему, составление задач по известному решению и т.д.

8. Приемы, использованные учителем для введения новых понятий: сообщение понятий, определение, объяснение, уточнение, поиск к ним синонимов и антонимов, выделение в тексте слов, выражающих изучаемые понятия, введение новых понятий в предложение и текст.


  1. Общие результаты урока

- степень реализации психологических целей и задач урока;

- главные достоинства и основные упущения;

- требуемые изменения в корректировке учебного материала и способе проведения аналогичного урока.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Схема психологического анализа урока iconТема урока: Что такое трезвость?
В этом вопросе вместе. Схема понятия «трезвость»

Схема психологического анализа урока iconПояснительная записка (обосновывающие материалы)
Схема функционального зонирования территории. Схема зон планируемого размещения объектов капитального строительства. Схема первоочёредного...

Схема психологического анализа урока iconПояснительная записка (обосновывающие материалы)
Схема функционального зонирования территории. Схема зон планируемого размещения объектов капитального строительства. Схема первоочередного...

Схема психологического анализа урока iconПояснительная записка (обосновывающие материалы)
Схема функционального зонирования территории. Схема зон планируемого размещения объектов капитального строительства. Схема первоочередного...

Схема психологического анализа урока iconУрока Тема Вид урока
А. С. Пушкин. Жизнь и творчество. Гуманизм лирики Пушкина и ее национально-историческое и общечеловеческое содержание

Схема психологического анализа урока iconПлан-конспект урока по обществознанию в 8 классе
Цель урока: объяснить учащимся, какую роль играет государство в рыночной экономике

Схема психологического анализа урока iconУрока предмет, класс, тема, тип урока урок новых знаний, повторительно-обобщющий,...
Общая характеристика урока предмет, класс, тема, тип урока — урок новых знаний, повторительно-обобщющий, комбинированный и др., форма...

Схема психологического анализа урока iconПлан урока "Серебряный век русской культуры" Цель урока
...

Схема психологического анализа урока iconСпособы детерминированного (определенного) факторного анализа
Вид и метод анализа хозяйственной деятельности предопределяются поставленной целью, временем проведения анализа (период функционирования...

Схема психологического анализа урока iconЭкзамен Общая психология Сравнительный анализ житейского и научного...
Критерии структурирования научного психологического знания. Место общей психологии в системе психологического знания

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов