Скачать 198.95 Kb.
|
![]() САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ИНСТИТУТ ПСИХОЛОГИИ И АКМЕОЛОГИИ Забарин А.В., Лелебин С.П. Методические рекомендации по написанию курсовых работ по дисциплине «Общая психология» Санкт-Петербург 2011 Забарин А.В., Лелебин С.П. Методические рекомендации по написанию курсовых работ по дисциплине «Общая психология»: Учебно-методическое пособие. – СПб.: Санкт-Петербургский институт психологии и акмеологии, 2011. - 24 с. Методические рекомендации составлены в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению 030300 "Психология", утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 759 21.12.2009 г. Рецензент: зав. кафедрой психологии личности СПбИПА, к.пс.н., доцент Ванновская О.В. Рассмотрены и одобрены на заседании кафедры общей психологии от " "ноября 2011 года, протокол № Методические рекомендации утверждены и рекомендованы к печати на заседании Ученого совета института от " " декабря 2011 года, протокол №____ СодержаниеГлава 1. Учебные задачи курсовой работы 4 ^ Глава 3. Правила оформления курсовой работы 11 Глава 4. Представление к защите и защита курсовой работы 19 Литература 21 ПРИЛОЖЕНИЯ 22 ^ Для повышения качества подготовки бакалавров по направлению 030300 «Психология» учебным планом предусмотрено написание студентами курсовой работы по дисциплине «Общая психология». Курсовая работа — это самостоятельная учебная работа студентов, которая позволяет приобрести необходимые опыт и навыки для успешного овладения будущей профессиональной деятельностью. Курсовая работа (КР) – это комплексное, учебно-научное исследование, предполагающее творческий подход к проработке его содержания, тщательность и грамотность оформления. Цель курсовой работы – поиск общих психологических закономерностей на основе изучения материалов научных психологических исследований. Курсовая работа направлена на углубление и совершенствование теоретических знаний по общей психологии. Курсовая работа должна базироваться на теоретических и методологических положениях общей психологии, содержать элементы новизны. В соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта она призвана обеспечить готовность студента к применению знаний по психологии как науки о психологических феноменах, категориях и методах изучения и описания закономерностей функционирования и развития психики (ПК-9); пониманию и постановке профессиональных задач в области научно-исследовательской и практической деятельности (ПК-10). В курсовой работе должна быть проведена хотя бы одна, пусть самая простая, но самостоятельная идея. В процессе написания курсовой работы формируются следующие умения и компетенции студента :
Курсовая работа после защиты хранится на кафедре на протяжении пяти лет. Основные требования к курсовой работе:
Выбор темы курсовой работы Ознакомление с темами курсовых работ осуществляется на кафедре. Важнейшими критериями выбора темы для курсовой работы являются: ее актуальность, теоретическая значимость, недостаточная разработанность проблемы. При этом учитываются наличие отечественной и зарубежной научной и научно-методической литературы по теме работы. ^ Научное руководство курсовыми работами осуществляется кафедрой общей психологии, которая разрабатывает и ежегодно обновляет тематику курсовых работ. Общее организационное и научное руководство над курсовой работой студента осуществляет научный руководитель. Научный руководитель:
За профессиональные качества исследования, его выводы и культуру оформления курсовой работы отвечает сам студент. ^ Структурными элементами курсовой работы являются:
Объем курсовой работы должен составлять 10 - 15 страниц машинописного текста. ^ Титульный лист (Приложение 1) является первой страницей КР и служит источником информации, необходимой для ее обработки и поиска. СодержаниеСодержание должно включать наименования структурных элементов курсовой работы («Введение», названия параграфов основной части, «Заключение», «Список использованных источников») с указанием номеров страниц, на которых размещается начало материала соответствующих частей. ВведениеВо введении необходимо:
Один из наиболее распространенных и серьезных недостатков курсовых работ состоит в том, что формулировки целей и задач не удовлетворяет требованиям четкости и содержательной обоснованности. Введение должно вводить в круг затрагиваемых проблем, определить цель и характер предстоящей работы. Оно должно быть написано лаконичным языком, отличаться логической стройностью и занимать по своему объему до 2-х страниц печатного текста. ^ Каждому студенту в ходе написания курсовой работы необходимо провести анализ, как минимум, двух психологических теорий, в которых раскрываются различные взгляды на одно и то же психическое явление (в соответствии с выбранной темой). В основной части студент должен
Достижение поставленной цели курсовой работы в немалой степени зависит от умения правильно структурировать работу, чтобы выделенные параграфы полно и логически последовательно раскрывали содержание темы. К числу нередко встречающихся недостатков основной части курсовой работы можно отнести следующие: название параграфа по своему содержанию приближается к теме курсовой работы или даже выходит за ее рамки. Случается и наоборот, когда все параграфы в совокупности не охватывают содержания темы, и даже скрупулезный анализ отдельных вопросов не позволяет автору раскрыть тему. Опыт работы убеждает, что в курсовой работе лучше всего выделять 3 – 4 параграфа, каждый из которых может состоять из двух – трех подпараграфов. Каждый отдельный параграф должен быть посвящен решению конкретного вопроса и завершен краткими выводами. При этом следует иметь в виду, что содержание и выводы каждого параграфа важны не сами по себе, а только в контексте решения той задачи, которая определена темой работы. Поэтому материал всех параграфов должен компоноваться таким образом, чтобы раскрыть основное содержание темы. Данный подход позволит изложить тему логически последовательно, а между материалом отдельных параграфов работы будет существовать закономерная связь и преемственность. ЗаключениеВ заключении подводятся итоги проделанной работы. Оно должно содержать ответы на сформулированные во введении задачи исследования:
Заключение должно нести особую смысловую нагрузку. Студент в заключении обязан подняться над теми логическими выводами, которые содержатся в отдельных параграфах исследования. Здесь не должно быть простого переписывания выводов по параграфам работы. Проведенное исследование и полученные результаты в заключении надо характеризовать комплексно. Объем заключения – до 2-х страниц текста. ^ Список должен содержать перечень источников информации, использованных при выполнении курсовой работы, и их библиографическое описание (Приложение 2). ^ После того, как рукопись отредактирована, сверены все цитаты, сноски, цифры, даты, проверены фамилии, инициалы, названия и т.д., ее можно оформлять, руководствуясь следующими требованиями: КР должна быть оформлена на стандартных листах бумаги А4 (210х297 мм) с одной стороны. Текст работы печатается через полтора интервала шрифтом Times New Roman 14 пунктов. Размеры полей: левое – 30 мм, правое – 15 мм, верхнее – 20 мм, нижнее – 20 мм. Опечатки, описки и графические неточности, обнаруженные в процессе оформления курсовой работы, допускается исправлять подчисткой или закрашиванием белой краской и нанесением на том же месте исправленного текста (графиков) чернилами соответствующего цвета. Наименования структурных элементов курсовой работы «СОДЕРЖАНИЕ», «ВВЕДЕНИЕ», «ЗАКЛЮЧЕНИЕ», «СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ», печатаются прописными буквами в середине строк. Так же печатаются заголовки параграфов. Заголовки подпараграфов печатают строчными буквами (кроме первой прописной), располагая их в середине строк. Точку в конце заголовка не ставят. Если заголовок состоит из двух или более предложений, их разделяют точкой. Для заголовков могут использоваться полужирный шрифт или курсив. Расстояние между заголовком параграфа, подпараграфа и текстом должно составлять одну строку. Если между двумя заголовками текст отсутствует, то расстояние между ними устанавливается в одну строку. Каждая структурная часть КР должна начинаться с нового листа. Соблюдение этих правил при оформлении КР строго обязательно. Неправильное или небрежное оформление работы влечет за собой снижение оценки. Курсовая работа должна представляться в папке со скоросшивателем. ^ Нумерация страниц, параграфа, подпараграфа рисунков, таблиц, формул и приложений дается арабскими цифрами без знака №. Первой страницей курсовой работы является титульный лист. Титульный лист не нумеруется, но включается в общую нумерацию страниц работы. Далее листы нумеруются в порядке, обозначенном в структуре курсовой работы. Номер параграфа ставится перед его заголовком, после номера ставится точка и перед заголовком оставляется пробел. Слово параграф не используется. Например: ^ Подпараграфы (при их наличии) нумеруются в пределах каждого параграфа. Номер падпараграфа состоит из номера параграфа и порядкового номера подпараграфа, разделенных точкой. В конце номера подпараграфа ставится точка. Затем идет заголовок подпараграфа. Например: 1.5. Оценка кратковременной памяти. ИллюстрацииИллюстрации (рисунки, схемы, графики) располагаются непосредственно на странице с текстом после абзаца, в котором они упоминаются впервые, или отдельно на следующей странице. Иллюстрации, которые расположены на отдельных листах, должны включаться в общую нумерацию страниц. Иллюстрации обозначают словом «Рисунок» и нумеруют последовательно в пределах параграфа. Номер иллюстрации должен состоять из номера параграфа и порядкового номера иллюстрации, разделенных точкой. Например: Рисунок 1.2 (второй рисунок первого параграфа). Номер иллюстрации, ее название и поясняющие подписи помещают последовательно под иллюстрацией. Если в курсовой работе приведена одна иллюстрация, то ее не нумеруют и слово «Рисунок» не пишут. Иллюстрации должны иметь наименование, которое дается после номера рисунка. При необходимости иллюстрации снабжают поясняющими подписями (подрисуночный текст). Номер иллюстрации, ее название и поясняющие подписи помещают под иллюстрацией. Иллюстрации должны быть расположены так, чтобы их было удобно рассматривать без поворота работы или с поворотом по часовой стрелке. ТаблицыЦифровой материал, как правило, должен оформляться в виде таблиц. Пример построения таблицы: Таблица (номер) ^
Каждая таблица должна иметь заголовок, который располагают над таблицей и печатают в начале строки. Надпись «Таблица» с указанием её номера помещается в правом верхнем углу над заголовком таблицы. Заголовок и слово «Таблица» начинают с прописной буквы. Подчеркивать заголовок не следует. Точка в конце заголовка не ставится. Заголовки граф должны начинаться с прописных букв, подзаголовки - со строчных, если они составляют одно предложение с заголовком, и с прописных, если они самостоятельные. Деление заголовка таблицы по диагонали не допускается. Высота строк в таблице должна обеспечивать четкое воспроизведение включенной в нее информации. Таблицы нумеруются последовательно (за исключением таблиц, приведенных в приложении) в пределах параграфа. В правом верхнем углу над соответствующим заголовком таблицы помещается надпись «Таблица» с указанием её номера. Номер таблицы должен состоять из номера параграфа и порядкового номера таблицы, разделенных точкой, например: «Таблица 1.2» (вторая таблица первого параграфа). Если в КР одна таблица, её не нумеруют и слово «Таблица» не пишут. Таблица размещается после первого упоминания о ней в тексте таким образом, чтобы ее можно было читать без поворота работы или с поворотом по часовой стрелке. Таблицу с большим количеством строк допускается переносить на другой лист. При переносе части таблицы на другой лист (страницу) слово «Таблица» и номер её указываются один раз справа над первой частью таблицы, над другими частями пишут слово «Продолжение». Если в работе несколько таблиц, то после слова «Продолжение» указывается номер таблицы, например: «Продолжение табл. 1.2». При переносе таблицы на другой лист (страницу) заголовок помещается только над первой её частью. Таблицу с большим количеством граф допускается делить на части и помещать одну часть под другой в пределах одной страницы. Если строки графы таблицы выходят за формат страницы, то в первом случае в каждой части таблицы повторяется её головка, во втором случае – боковик. Если повторяющийся в разных строках графы таблицы текст состоит из одного слова, его после первого написания допускается заменять кавычками; если из двух и более слов, то при первом повторении его заменяется словами «То же», а далее – кавычками. Ставить кавычки вместо повторяющихся цифр и иных символов не допускается. Если цифровые или иные данные в какой-либо строке таблицы не приводятся, то в ней ставится прочерк. ПримечанияПримечания к тексту и таблицам, в которых указывают справочные и поясняющие сведения, нумеруют последовательно в пределах одной страницы и помещают внизу страницы. Примечания дают шрифтом меньшего размера. Если примечаний на одном листе несколько, то после слова «Примечание» ставят двоеточие, например: Примечания:
Если имеется одно примечание, то его не нумеруют и после слова «Примечание» ставят точку. СсылкиАвтор курсовой работы должен давать ссылки на используемые источники, сведения и материалы. Если один и тот же материал: переиздавался неоднократно, то предпочтительнее ссылаться на последние издания. Ссылки в тексте на источники должны осуществляться путем приведения номера по списку использованных источников. При использовании сведений, материалов из монографий, обзорных статей, других источников с большим количеством страниц, иллюстраций, таблиц, необходимо написать номера источника, страницы, иллюстрации, таблицы, на которые дается ссылка. Ссылка заключается в квадратные скобки. Например: [25, с. 93, таблица 4] (здесь 25 – номер источника в списке, 93 – номер страницы, 4 – номер таблицы). Ссылки на иллюстрации указываются порядковым номером иллюстрации, например: «На рисунок 1.2 …» или «(рисунок 1.2)» На все таблицы должны быть ссылки в тексте, при этом слово «Таблица» в тексте пишется полностью, например: «… в таблице 1.2» или «(таблице 1.2)». Пример повторных ссылок на таблицы и иллюстрации: «см. таблицу 1.3». ^ Источники следует располагать одним из следующих способов: в порядке появления ссылок в тексте работы; в алфавитном порядке фамилий первых авторов или заглавий; в другом порядке, систематизирующем источники по содержанию. В последнем случае в начале списка приводятся законодательные и нормативные документы, которые располагаются по значимости, а внутри каждой выделенной группы документов – в хронологическом порядке. Пример оформления сведений об источниках дан в приложении 2. ПриложенияПриложения оформляют как продолжение курсовой работы на последующих страницах, располагая их в порядке появления ссылок в тексте. Каждое приложение следует начинать с новой страницы с указанием в правом верхнем углу слова «ПРИЛОЖЕНИЕ», напечатанного прописными буквами. Приложение должно иметь содержательный заголовок. Если в работе более одного приложения, их нумеруют последовательно, например: ПРИЛОЖЕНИЕ 1, ПРИЛОЖЕНИЕ 2 и т.д. Текст каждого приложения при необходимости может быть разделен на параграфы и подпараграфы, нумеруемые в пределах каждого приложения, перед ними ставится буква «П» с точкой, например: «П. А.2.3.» (третий подпараграф второго параграфа приложения А). Иллюстрации и таблицы, помещаемые в приложении, нумеруют в пределах каждого приложения, например: «Рисунок П. А.2.» (второй рисунок приложения А); «Таблица П. Б.l» (первая таблица приложения Б). ^ Курсовая работа, представленная к защите, должна иметь удостоверяющие и разрешительные подписи (автора, руководителя КP и заведующего кафедрой). Завершенность и качество выполнения курсовой работы оценивает научный руководитель. Завершенная курсовая работа, подписанная автором и руководителем, представляется на кафедру в электронном и печатном варианте не позднее, чем за десять дней до назначенного срока защиты. ^ Оценка курсовой работы производится по следующим критериям
Автор курсовой работы должен ответить на вопросы и замечания руководителя. В тех случаях, когда защита курсовой работы признается неудовлетворительной, комиссия устанавливает, может ли студент представить к защите ту же работу с доработкой, определяемой комиссией, или же обязан разработать новую тему, которая устанавливается кафедрой. Студентам, не защитившим КР по уважительной причине (документально подтвержденной), заведующим кафедрой может быть установлен другой срок защиты. Литература
ПРИЛОЖЕНИЯ^САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ИНСТИТУТ ПСИХОЛОГИИ И АКМЕОЛОГИИ КАФЕДРА ОБЩЕЙ ПСИХОЛОГИИКУРСОВАЯ РАБОТАпо дисциплине «Общая психология» на тему: «Исследования неосознаваемых процессов в когнитивной психологии» Работу выполнил(а) студент(ка) 3 курса группа ДО-53 Иванова Елена Ивановна Научный руководитель к.пс.н., доцент Забарин Алексей Владимирович САНКТ-ПЕТЕРБУРГ 2011 Приложение 2.^ Произведения печати одного автора или составителя: 1. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. / Пер. с англ. Отв. ред. М.С. Мацковский. – СПб.: Лениздат, 1992. – 400 с. 2. Грановская P.M. Элементы практической психологии. — 3-е изд., перераб. и доп. - СПб.: Свет, 1997. - 608 с. Произведения печати двух-трех авторов: 1. Василькова Ю.В., Василькова Т.А. Социальная педагогика: Курс лекций. - М.: Академия, 2000. - 440 с. 2. Талызина Н.Ф., Кривцова С. В., Мухаматулина Е.А. Природа индивидуальных различий. - М.: МГУ, 1991. - 192 с. Произведения печати более трех авторов: 1. Агаджанян Н.А. и др. Основы физиологии человека: Учеб. пособие / Н.А. Агаджанян, И. Г. Власова, Н.В. Ермакова и др. - М.: РУДН, 2000. - 408 с. 2. Психосоциальная коррекция и реабилитация несовершеннолетних с девиантным поведением / С.А. Беличева, О. В. Кардашина, Н.Д. Линде и др.; Под ред. С.А. Беличевой. - М.: Здоровье России, 1999. - 181 с. Работы (статьи) авторов как составная часть книги (сборника, журнала): 1. Ваганова В. И., Карпов В. В. Методика применения учебных телепередач // Теория и практика применения наглядных пособий и технических средств обучения в профессиональной школе: Сб. учеб.-метод, ст. / Под ред. А.А. Кыверъял-га.А.В. Батаршева. - М.: Высш. шк., 1990. С. 117—127. 2. Гуткина Н.И. Психологические проблемы взаимодействия учителя с подростком // Вопр. психологии. 1984. № 2. С. 99-106. Авторефераты диссертаций: 1. Кольев А.Ф. Особенности индивидуального психологического консультирования и диалогического общения: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. - М.: АПН СССР, 1991. – 18 с. 2. Шмелев А.Г. Психосемантика и психодиагностика личности: Автореф. дис. ... д-ра психол. наук (19.00.01). - М.: МГУ, 1994. - 40 с. Библиографическое описание электронных ресурсов, разработанное Международной федерацией библиотечных ассоциаций (ИФЛА), подчиняется общим правилам библиографического описания и имеет некоторые особенности, например: 1. Полозов Ю.В. Вам нравятся ваши письма? [Электронный ресурс] // Psychology online Russia, март 2000. – Электрон. дан.: 1 файл. – http: // www.psycho.all.ru/nlpwrite.htlm. – 15.03.05. 2. Клемин А.В. Формирование единого европейского правопорядка: некоторые итоги [Электронный ресурс] // Конференция «40 лет Римским договорам» /СПбГУ. - Электрон. дан.: 1 файл. – http: // www.edc.spb.ru/ publications/home.htlm. – 15.03.05. Окончательно отработанный и тщательно проверенный список литературы размещается в конце курсовой работы (после заключения). Все литературные источники, которые изучает и просматривает автор в процессе работы, рекомендуется записывать в рабочую тетрадь, соблюдая заранее правила описания произведений печати согласно ГОСТ. |
![]() | Учреждение образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка» | ![]() | Федеральное агентство по образованию гоу впо череповецкий государственный университет |
![]() | Методические рекомендации рассмотрены на заседании кафедры управления Филиала мгу в г. Севастополе | ![]() | К82 Криминалистика : методические рекомендации для студентов очной и заочной форм обучения специальности 030501 «Юриспруденция» /... |
![]() | Составлены профессором кафедры гражданского права и процесса, доктором юридических наук Н. Г. Соломиной | ![]() | Методические рекомендации по написанию, оформлению и защите курсовых и дипломных работ |
![]() | Методические рекомендации предназначены для студентов IV и V курсов очного и V и VI курсов заочного отделения обучающихся по специальности... | ![]() | Методические рекомендации по написанию рефератов, курсовых и дипломных работ предназначена для студентов специальности 230500 «Социально-культурный... |
![]() | «Лингвистика и межкультурная коммуникация», специальность: 031202 «Перевод и переводоведение» | ![]() |