Скачать 3.56 Mb.
|
КЛАССНОМУ РУКОВОДИТЕЛЮ Пособие для педагогов Под. редакцией М.И. Рожкова Москва 1999 Классному руководителю. Пособие для педагогов. Учебное пособие. М.: Изд-во «Владос», 1999.- с. В пособии раскрываются основы организации работы классного руководителя, раскрываются цели и задачи его деятельности и его реализации. Предлагаемый материал базируется на новых концептуальных подходах и передовом опыте педагогов отечественных щкол. В пособии нашли отражение, как теоретические вопросы, так и конкретные методики решения воспитательных задач. Пособие адресовано прежде всего педагогам школ, а также их руководителям. Оно может использоваться в педагогическом процессе при подготовке студентов педагогических вузов к воспитательной работе в школе. СодержаниеСодержание 3 Введение 6 Глава 1. Классный руководитель: кто он? 8 Классный руководитель в России: страницы истории 8 Когда педагоги начали руководить классом? 8 Классный руководитель в советской школе 11 Организатор, воспитатель, помощник 14 Что делает классный руководитель в школе сегодня? 14 Каковы функции деятельности классного руководителя? 16 Каковы критерии эффективности работы классного руководителя? 19 Воспитательная работа в классе 22 Как воспитывать учащихся в классе? 22 Каковы цель и задачи воспитания? 24 Каковы закономерности и принципы воспитания? 29 Каковы методы воспитания учащихся? 31 Что такое приемы воспитания? 36 Социальная защита ребенка 40 От кого надо защитить ребенка? 40 Что значит защитить ребенка? 41 Как может классный руководитель помочь ребенку? 44 Профориентационная функция классного руководителя 48 Как подготовить школьника к выбору профессии? 48 Что такое профессиональные пробы? 51 Формы работы классного руководителя с учащимися 55 Какие могут быть формы работы классного руководителя ? 55 Как выбираются формы работы? 58 Как организовать коллективную творческую деятельность детей? 61 Как подготовить и провести классный час? 68 ^ Школьный класс как коллектив 81 Как класс становится коллективом? 81 Каковы стадии развития классного коллектива? 85 Каковы возрастные особенности классного коллектива? 90 Что такое «индивидуальность» классного коллектива? 94 Как формируется личность ребенка в классном коллективе? 96 Развитие ученического самоуправления в коллективе класса 101 Что такое ученическое самоуправление? 101 Каковы функции ученического самоуправления? 104 При каких условиях самоуправление развивается более успешно? 106 Как управлять классом вместе с детьми? 108 Каким быть классному ученическому собранию? 111 Как выбрать лидера? 123 Классный руководитель в разных классах 129 Чем отличаются классы друг от друга? 130 Как понять класс? 133 Как подобрать класс для классного руководителя и классного руководителя для класса? 143 Глава 3 . Классный руководитель и среда 146 Классный руководитель в структуре управления школой 146 Кем и как управляет классный руководитель? 146 С кем сотрудничает классный руководитель, управляя классом? 149 Классный руководитель и учителя предметники 152 В чем сущность взаимодействия классного руководителя и учителей-предметников? 152 Каково содержание работы классного руководителя с учителями предметниками? 154 Какие могут быть формы взаимодействия классного руководителя и учителей-предметников. 157 Классный руководитель и клубные объединения учащихся 164 Взаимодействие классного руководителя и семьи ученика 164 Какова сущность взаимодействия педагогов и семьи? 164 В каких формах может осуществляться сотрудничество педагогов, учащихся и родителей? 167 Классный руководитель, социальный педагог, школьный психолог 193 Почему необходимо взаимодействие классного руководителя, социального педагога и школьного психолога? 193 Каковы общие проблемы решаемые классным руководителем , социальным педагогом и школьным психологом? 196 В решении каких вопросов и какай работе ведущая роль принадлежит социальному педагогу и школьному психологу? 198 Как помогает классному руководителю психологическая служба школы? 200 ^ Целеполагание и планирование 200 Как определяются цели в воспитательной работе? 200 Как взаимосвязаны цели и задачи? 206 Как осуществляется целеполагание? 209 Каким должен быть план воспитательной работы? 212 Анализ деятельности 225 Для чего необходим анализ работы классного руководителя? 225 Как анализировать форму воспитательной работы 229 Как организовать коллективный анализ формы работы? 231 Как провести анализ по итогам учебного года? 234 Изучение эффективности 239 Что понимают под эффективностью работы классного руководителя? 239 Для чего изучают эффективность работы? 241 Как изучать воспитанность школьников? 242 Как определить уровень развития коллектива? 250 Какие бывают типы взаимодействия? 254 Как изучать эффективность педагогических средств? 256 Какие требования необходимо соблюдать при изучении эффективности воспитательной работы? 266 Индивидуальный стиль работы 269 Что такое индивидуальный стиль? 269 Как определять индивидуальный стиль? 276 Как формировать индивидуального стиль? 280 Как рефлексия поможет сформировать индивидуального стиль? 284 Приложение 290 Дневник классного руководителя 290 Должностные обязанности классного руководителя. 290 ^ |
![]() | Учебное пособие предназначено для психологов, психофизиологов, педагогов, а также для студентов и аспирантов психологических и педагогических... | ![]() | Составители: доц. Новикова И. А., врач-стоматолог Туркина А. Ю, под общей редакцией д м н. Макеевой И. М |
![]() | Комментарии к семейному кодексу под редакцией Нечаевой, под редакцией Кузнецовой, под редакцией Крашенинникова | ![]() | Комментарии к семейному кодексу под редакцией Нечаевой, под редакцией Кузнецовой, под редакцией Крашенинникова |
![]() | Рао а. И. Пискунов (руководитель); чл кор. Рао, проф. Р. Б. Вендровская; проф. В. М. Кларин; проф. М. Г. Плохова; доц. В. И. Блинов;... | ![]() | Под редакцией заслуженного деятеля науки Российской Федерации, профессора Л. С. Волковой |
![]() | Учимся решать проблемы: программа развития проектного мышления у младших подростков. Учебно-методическое пособие для психологов и... | ![]() | Учебное пособие предназначено для студентов, аспирантов, преподавателей гуманитарных факультетов, для психологов, социологов, политологов... |
![]() | Акушерство и гинекология: Краткое пособие по практическим умениям / Под ред. Д. Ф. Костючек. Спб: Спбгма, 2001. 116 с | ![]() | Идеология и молодежь Беларуси: Пособие / Под редакцией Л. Е. Землякова, С. Д. Лаптенка. – Мн.: Академия управления при Президенте... |