Программа дисциплины «Психология и педагогика (высшей школы)»




Скачать 100.51 Kb.
НазваниеПрограмма дисциплины «Психология и педагогика (высшей школы)»
Дата публикации19.06.2013
Размер100.51 Kb.
ТипПрограмма дисциплины
zadocs.ru > Психология > Программа дисциплины
ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Психология и педагогика (высшей школы)»
Рекомендуется для направления подготовки

210700 Инфокоммуникационные технологии и системы связи

Квалификация (степень) выпускника

магистр


1. Цели и задачи дисциплины

Целью преподавания дисциплины является изучение студентами основ педагогики и психологии высшего образования. В результате изучения дисциплины у студентов должны сформироваться знания, умения и навыки, позволяющие проводить групповые занятия в вузе по специальным дисциплинам на основе современных педагогических методов и методик; участвовать в разработке учебных программ и соответствующего методического обеспечения для отдельных дисциплин основных образовательных программ вуза, руководить научной работой малых студенческих групп и выполнять функции тьютора.

Кроме того, изучение данной дисциплины должно способствовать формированию знаний, навыков и умений в организации работы коллектива исполнителей, принятии исполнительских решений в условиях спектра мнений, организации повышения квалификации и тренинга сотрудников подразделений в области инновационной деятельности, технологий, инфокоммуникационных процессов и услуг;

^ 2. Место дисциплины в структуре ООП

В результате изучения настоящей дисциплины студенты должны получить знания, умения и навыки, имеющие не только самостоятельное значение как подготовка к преподавательской работе в высшей школе, но и обеспечивающие базовую подготовку для усвоения ряда последующих дисциплин в области менеджмента и работы с персоналом.

^ 3. Требования к результатам освоения дисциплины

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

способностью совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень (ОК-1);

готовностью к проведению групповых (семинарских и лабораторных) занятий в вузе по специальным дисциплинам на основе современных педагогических методов и методик; способностью участвовать в разработке учебных программ и соответствующего методического обеспечения для отдельных дисциплин ООП вуза; готовностью осуществлять кураторство научной работы малых студенческих групп и тьюторство академических студенческих групп (ПК-11).

способностью организовать работу большого количества людей, эффективные коммуникации с внешней средой; владеть приемами и методами работы с персоналом, методами оценки качества и результативности труда персонала (ПК-21);

В результате изучения дисциплины студент должен:

знать:

основные задачи, функции, мето­ды педагогики высшей школы; формы организации учебной деятельности в вузе

уметь:

проводить отдельные виды учебных занятий в вузе (практические и лабораторные занятия, руководство курсовым проектированием и т.п.) и осуществлять их методическое обеспечение

владеть:

базовыми навыками педагогической деятельности

^ 4. Объем дисциплины и виды учебной работы

Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы.

Вид учебной работы

Всего часов

Семестр

^ Аудиторные занятия

34

2

Лекции

6

2

Практические занятия (ПЗ)

28

2










^ Самостоятельная работа

74

2

Подготовка к практическим занятиям

28

2

Написание реферата

36

2

Подготовка к зачету

10

2

Вид итогового контроля




Зачет

Общая трудоемкость час.

зач. ед.



108

3


108

3


^ 5. Содержание дисциплины

5.1. Содержание разделов дисциплины



п/п

Наименование раздела дисциплины

Содержание раздела


1.



Введение


Основные требования к подготовке научно-технических кадров в современной высшей школе. Концепция системы непрерывного образования. Требования к профессиональной подготовке преподавателей в условиях демократизации и модернизации общества.


2.


История педагогики

Обучение и воспитание в античные времена и при феодализме. Педагогические взгляды английских и французских просветителей. Педагогическая деятельность и теория Яна Амоса Коменского. История педагогической мысли в России.

3.



Цели обучения и воспитания

Задачи психологии и педагогики высшей школы на современном этапе. Психологические особенности студенчества. Темперамент и типологии характеров. Средства общения. Межличностные отношения. Комплексный подход к воспитанию студентов. Социализация юношества в эпоху научно-технической революции в условиях демократизации общества и информатизации.

4.



Психология учебной деятельности

Предмет, подходы и методы психологии. Ощущения, восприятие; свойства и виды внимания, память, виды мышления, интеллект. Психологические детерминанты учебной деятельности: мотивы, потребности и познавательные интересы. Пути и средства оптимизации учебного процесса: теория поэтапного формирования умственных действий; ассоциативно-рефлекторная теория; алгоритмизация обучения; теория содержательного обобщения; возможности преодоления и предупреждения неуспеваемости.

5.


Педагогический процесс и его структура

Системно-структурный анализ - методология учебного процесса. Организационные формы и содержание. Лекции: разработка и чтение лекции, оценка ее качества. Семинарские и практические занятия. Лабораторные работы. Самостоятельная работа студентов. Производственная практика. Курсовое и дипломное проектирование. Содержание образования как проблема вузовской педагогики. Продолженное и дополнительное образование.

6.


Дидактика – общая теория обучения

Дидактические принципы обучения в вузе. Современные методы обучения в высшей школе. Принципы развивающегося обучения. Активизация и интенсификация обучения. Групповые формы учебной работы. Учебная деловая игра. Проблемное обучение. Программированное обучение. Технические средства обучения (ТСО). Использование компьютеров в учебном процессе. Электронное, в том числе – дистанционное обучение. Автоматизированные обучающие системы (АОС). Педагогика сотрудничества.



7.


Педагогическое мастерство преподавателя

Составляющие педагогического мастерства. Педагогические способности. Культура общения преподавателя со студентами. Педагогическая техника: постановка голоса, дикция, темпоритмы; управление эмоциональным состоянием, осанка, мимика, пантомимика, чувство юмора. Личность педагога, как фактор эффективности педагогического общения.


8.



Основы педагогического контроля в высшей школе

Функция педагогического контроля и его формы. Оценка и отметка. Принципы педагогического контроля. Проблема педагогических измерений. Тесты и шкалы как основные средства педагогического измерения. Основные требования к тестам, общественные и педагогические условия их эффективного применения. Основные статистические методы, используемые для создания тестов и в обработке тестовой информации. Надежность и валидность тестов. Новейшие методы компьютеризированного тестового контроля знаний и способностей личности.


^ 5.2 Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами
Разделы 3-7 дисциплины могут иметь междисциплинарные связи с последующими дисциплинами экономико-управленческой направленности, если последние предусмотрены учебным планом программы магистерской подготовки
^ 5.3. Разделы дисциплины и виды занятий



п/п

Раздел дисциплины

Лекции


Практ.

зан.

Всего

часов

1.

История педагогики

+

-

2

2.

Цели обучения и воспитания

+

+


6

3.

Психология учебной деятельности

+

+

8

4.

Педагогический процесс и его структура

-

+

6

5.

Дидактика – общая теория обучения

-

+

4

6.

Педагогическое мастерство преподавателя

-

+

4

7.

Основы педагогического контроля в высшей школе

-


+


4


^ 6. Лабораторный практикум

Лабораторный практикум программой не предусмотрен.

7. Практические занятия

№ п/п

№ раздела дисциплины


Тематика практических занятий

Трудоемкость

(час.)

1.

3

Цели обучения и воспитания

8

2.

4

Психология учебной деятельности

12

3.

5

Педагогический процесс и его структура

12

4.

6

Дидактика – общая теория обучения

8

5.

7

Педагогическое мастерство преподавателя

8

6.

8

Основы педагогического контроля в высшей школе

8


^ 8. Примерная тематика курсовых работ

Курсовые работы программой не предусмотрены

9. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:

а) основная литература:

1. Буланова-Топоркова М.В. Педагогика и психология высшей школы: Учебное пособие.- М.: «Феникс», 2006.-512 с.

2. Кроль В.М. Психология и педагогика: Учеб.пособие для техн. вузов.- 2-е изд., переработ. и доп. – М.: Высш. шк., 2003.-325 с.

3. Красникова В П. Основы психологии: Учеб. пособие для техн. вузов. – М.: «Гелиос АРВ», 2004.- 160 с.

4. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования. -М.:«ОЗОН», 2007.-153 с.

б) дополнительная литература:

1. Гомоюнов К.К. Совершенствование преподавания технических дисциплин. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1983. - 206 с.

2. Харламов И.Ф. Педагогика: Учеб. пособие для вузов .- 4-е изд., перераб. и доп.- М.: «Гардарика» 2000.- 519 с.

3. Морева Н.А. Основы педагогического мастерства: Учеб. пособие для вузов.- М.: Просвещение, 2006. -320 с.

4. Мелецинек А. Инженерная педагогика. – М.: МАДИ, 1998.
в) программное обеспечение: редактор CourseLab (www.courselab.ru), система тестирования ACT и др.

г) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы:

для обучающихся должен быть обеспечен доступ к базам данных, информационно-справочным и поисковым системам в области педагогики и психологии высшего образования.
^ 10. Материально-техническое обеспечение дисциплины:

1. Средства статической проекции для использования при чтении лекций.

2. Классы с персональными компьютерами (ПК) для проведения групповых занятий (две подгруппы по 10-12 студентов на одного преподавателя), включенными в глобальную сеть Интернет и/или локальную сеть вуза.

^ 11. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины:

Реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения практических занятий: организационно-деятельностных игр (ОДИ) и ролевых игр, семинаров в диалоговом режиме, дискуссий, разбора конкретных учебных и психологических ситуаций, психологических и иных тренингов, групповых дискуссий в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся.
Разработчики:

Московский технический университет зав. кафедрой радиоприемных Н.Н. Фомин

связи и информатики (МТУСИ) устройств

МТУСИ доцент кафедры физики А.С. Маркова

Эксперт:

Московский государственный универ- проректор по учебно-методичес- И.Г. Галямина

ситет природообустройства кой работе

Программа одобрена на заседании Cовета Учебно-методического объединения по образованию в области телекоммуникаций от 2011 года, протокол №

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа дисциплины «Психология и педагогика (высшей школы)» iconРабочая программа дисциплины «Психология и педагогика (высшей школы)»
При освоении этой дисциплины аспирантам необходимы знания, полученные при изучении таких учебных дисциплин подготовки бакалавров,...

Программа дисциплины «Психология и педагогика (высшей школы)» iconУчебно-методическое пособие Барнаул 2011 удк колмогорова Н. С., Сивцова...
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов дневного и заочного отделений агау, изучающих курсы «Психология и педагогика»,...

Программа дисциплины «Психология и педагогика (высшей школы)» iconУчебное пособие соответствует требованиям государственного образовательного...
Педагогика и психология высшей школы: Учебное пособие. Ростов н/Д: Феникс, 2002. 544 с

Программа дисциплины «Психология и педагогика (высшей школы)» iconРабочая программа учебной дисциплины психология и педагогика psychology and pedagogy

Программа дисциплины «Психология и педагогика (высшей школы)» iconОбъявление для аспирантов 2-го года обучения Зачет
Зачет по дисциплине «Педагогика и психология высшей школы» с аспирантами 2-го года обучения состоится 18. 04. 13 в 16. 20 в аудитории...

Программа дисциплины «Психология и педагогика (высшей школы)» iconРабочая программа дисциплины «Педагогика»
Педагогика (модуль «Введение в педагогическую деятельность. История образования и педагогической мысли»)

Программа дисциплины «Психология и педагогика (высшей школы)» iconПрограмма Программа учебной дисциплины «Юридическая психология»
России. Изучение специальной дисциплины «Юридическая психология» имеет цель вооружить студентов системой психологических знаний,...

Программа дисциплины «Психология и педагогика (высшей школы)» iconРабочая программа учебной дисциплины социальная психология по специальности 020400 «Психология»
Безносов Д. С., Заварзина Л. В., Трофимов А. Б. Социальная психология: Учебная программа по специальности 020400 – «Психология» Под...

Программа дисциплины «Психология и педагогика (высшей школы)» iconМетодические указания и планы семинарских занятий по дисциплине «психология и педагогика»
Методическое пособие по дисциплине «Психология и педагогика» /Авт сост. Т. Д. Стульник, Д. И. Пономарева. – М.: Изд-во маи, 2008....

Программа дисциплины «Психология и педагогика (высшей школы)» iconРабочая программа дисциплины для студента ( Syllabus ) по дисциплине...
Силлабус по дисциплине «Основы экономической теории» составлен на основании рабочей учебной программы

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов